Миры Чюрлёниса

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 25 авг 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Чёрлёнис изобразит его так :)
    [​IMG]
     
  2. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]

    То же существо на других картинах:

    [​IMG]
    [​IMG]

    Скорее это не самоцитирование художника, а устойчивая система образов.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    через анализ которых и можно порой проводить дешифровку.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    [​IMG]
    Жертвенник

    [​IMG]
    Жертвоприношение
     
  5. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Скорее это мир воды, чем земли; это бесконечные, глубокие водный и воздушный океаны; земля вертикально вздымается в виде гор, скал, небольших плато, у суши сложный изрезанный рельеф.
    Персонажи скорее скользят над землёй, чем шагают; застывают, замирают над ней, лишь присаживаются и никогда не ложатся. Они склонны перемещаться в воздухе (те, что крылаты), вообще - бестелесны, нет плотности и тяжести. Да и немного их.
    Мир природы небогат (тень земной прибалтийской природы); архитектура скорее абсурдна, чем красива, но выигрывает от готических вертикалей и невесомости. Её элементы, не прикрытые маревом светящегося воздуха, неожиданно оказываются приземлёнными, сплющенными и оставляют впечатление простых картонных моделей.
    Вообще с масштабами всё сложно: пока не обнаружишь рядом какой-то модуль в виде человеческой фигуры или растений, не можешь понять, какого всё размера. Выручает сознательная примерка размеров огромных, нечеловеческих. Это знаешь - и всё.
     
  6. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Я думаю, людям интересно. Только как принимать участие в разговоре, кроме того, чтобы читать и иногда поддерживать (хотя бы мысленно) пишущих в ветке, многие не знают.:)

    Ондатр, от жертвенников у меня стойкое впечатление детских заветных коробочек, оклеенных картинками из книжек и золотой бумагой.
    Может быть, в этом что-то есть. Восприятие ребёнка, горячечные видения, облекаемые в форму, дающую чувство защищённости. Я не сомневаюсь в искренности Чюрлёниса, но, наверное, зрелище было устрашающим и потрясающим, раз художник закрылся от него добросовестным рисованием стен этих строений.

    Либо это - провалы в звёздный космос...
    Но красные картинки возвращают нас в человеческий театр, в среду художников, наконец...

    Фрески в городах других миров - что это вообще такое? Изобразительное искусство в мире человека - субстанция, соединяющая материю с достижениями человеческого духа, а для чего это феям и демонам?
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Ну прежде всего это зиккураты. ) Архетипический образ, который вновь выныривает в искусстве именно в начале 20 в. Уже вслед за Чюрлёнисом они заполняют архитектурные проекты конструктивистов.
    Звёзды на плоскости стены это точное следование логике зиккурата - образа Мировой горы.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Фрески на стенах Жертвенника цитатны. Это цитаты из самого Чюрлёниса только стилизованные. Таким образом башня становится образом-моделью его мира.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Но самое прикольное в этой картине вот:
    [​IMG]

    Это пароходы. )
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Во второй картине мы видим зиккурат зиккуратов. Жертву с вершины нижнего (возможно того самого) принимает ангел на верхнем. И отттуда два столба дыма: чёрный и белый : две составляющие служения, жертвоприношения. Здесь дуют ветры и чёрный столб не может поднятся выше, он вновь опускается, выходя за пределы очерченного ангелом круга.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Третий зиккурат я уже демонстрировал ) :
    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Мотив с дымами будет иметь продолжение.
    Следуя за схемой в Рексе обратимся к Сфере звёзд.

    Соната звёзд
    [​IMG]

    [​IMG]
     
  13. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Ангел стоит на расщелине, где видны звёзды нашего космоса, как на мосту. В том мире всё настолько легко и бесплотно, что космическое пространство подобно тверди?
    Да, одни ходят по воде, аки посуху, а других и земля не держит.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    " 78. Простец может спросить: по какой же среде ангелы ступают? Или на
    чем они утверждают свою ногу? Я хочу здесь осведомить тебя об
    истинном основании, и на небе нет иного, нежели то, какое ты найдешь
    здесь начертанным в буквах: ибо в эту глубину дух смотрит
    невозмутимо, поэтому оно весьма понятно.

    79. Вся природа неба состоит в силе семи неточных духов, а в седьмом
    -- природа или постижимость всех качеств: она совсем светла и густа,
    как облако, но при этом совсем прозрачна, подобно кристальному морю,
    так что можно все видеть насквозь; но и вся глубина такова, вверху и
    внизу.

    80. Такие же тела имеют и ангелы, но сплоченные воедино суше; и тела
    их также суть ядро природы, лучшее и прекраснейшее сияние природы.

    81. И вот на седьмом духе Божием, который густ, как облако, и
    светел, как кристальное море, утверждается нога их, и в нем они
    движутся вверх и вниз куда хотят. Ибо подвижность их так же быстра,
    как и сама Божественная сила; однако один бывает быстрее другого; и
    все это сообразно тому, какого он качества.

    82. В том же седьмом природном духе восходят также небесные плоды, и
    цвета, и все, что постижимо и что подобно форме; как если бы ангелы
    обитали в глубине между небом и землею и восходили и нисходили бы
    там, и где бы они ни были, их нога покоилась бы, как если бы стояла
    на земле." (Бёме. Аврора) :)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Обращаю внимание, на то как сквозь космические вихри (светлые и тёмные), планеты и звёзды просматривается Мировая гора и Мировое яйцо. )
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Соната Солнца

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Цикл продолжает астрально-архетипический ряд. 4 картины - 4 позиции суточного движения Солнца, моделирующие мироздание.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Название картин: Аллегро, Анданте, Скерцо и Финал, показывают что Чюрлёнис рисовал музыку (музыку сфер, как и в Сонате звёзд). Ведь Чюрлёнис был композитором, и специалисты говорят что Соната действиетльно написана по законам музыкального произведения.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Первая картина будет соответствовать восходу и востоку. Этот мир с горообразными башнями и восходящими солнцами мы видели на "небесной сфере" в Рексе. Здесь он также предельно условен, слабо выступая из утреннего тумана. Он неоформлен, непроявлен, его солнца - маленькие искры-солнца - потенциальные возможности, вероятности. Птица и множественность солнц - архетипические приметы страны Фусан на восходе солнца, хотя едва ли Чюрлёнис был знаком с эти мифом.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Третья - закатная,чётко проявлена и находится под знаком Месяца. Знаки присутствующие здесь: цветы, бабочки, мосты в образном словаре Чюрлёниса соотносятся с "миром ангелов" (о котором ниже).

    Вторая - самая "янская" и самая абстрактная соотносится с югом и полднем, пронизана тяжёлыми почти материальными лучами. Слоистая сфера под ними - планета с дорогами и деревьями, в тоже время подобна открытому мозгу. И действительно, архетипически это высшая позиция Солнца, достигающего Сферы Разума.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Четвёртая картина цикла соответсвует ночи и северу. Это позиция безвремения и забвения, страны мрака. Колокол в верхней части изображения молчит. Чеканка по его краю предельно обобщённо изображает все три предшествующие композиции (слева на право). Тоннель мироздания затянут паутиной, через коорую просвечивают звёзды. Древние короли ушедших времён и миров погружены в вечный сон на своих тронах.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    [​IMG]

    Рай
    [​IMG]

    За компанию:
    Фра Беато Анжелико
    [​IMG]

    Уильям Блейк

    [​IMG]
     
  24. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Видимо, это?

    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.260
    Симпатии:
    6.948
    Кстати, если не все заметили, на картине Чюрлёниса ангелы с цветными крыльями идут по мосту и восходят по лестнице (в правой части первой картины).
     

Поделиться этой страницей