Авангард стремился создать свой всеохватывающий художественный мир, "замещая" все традиционные горизонты. Строгость и рациональность классицизма - кубизмом/конструктивизмом Амеде Озанфан. Пуризм
многозначительность символизма замещает сюрреализм, с его символом без означаемого. Макс Эрнст профанация лета песня лягушки Манифест сюрреализма появился в 1924 и как бы завершил развёртывание авангардистского диапазона.
Область реализма изначально в Авангарде занимал примитивизм. Но в 20-е гг. это именно тот "регион где и происходила встреча Авангарда с Ар Деко, примером чего, в частности, может служить творчество Лемпицкой. 20-е гг. это время "обратного хода" от предельного минимализма к изобразительности и даже декоративности. Это проявилось в немецкой "новой вещественности", американскском преционизма, группе ОСТ в России, итальянском Новеченто и т.д. Но это был реализм "после авангарда", т.е модернистский по сути.
Ну, Песня лягушки еще хоть как-то слышна... Или там Профанация лета (За что он его так?) А остальное... порка - то зачем ... безжалостный автор, злой, жестокий, негуманный.
Наконец в роли реализма выступила "новая объективность" (магический реализм) стилисика эта появилась одновременно с ранними авангардными направлениями, но мейнтримом стала в 20-е гг., когда вещественный мир вернулся на картины, утратив однако подлинность. Стенли Спенсер (Британия) 1911 1912 1913
Эволюцию авангардного искусства можно увидеть на примере эволюции творчества Малевича. 1903 1905 1907 1908 1911 1913 1915 1917 1919 1921 1929 1934
Художники Мексики (!) Диего Ривера (1886-1957), полное имя Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентес Акоста и Родригес - художник, в творчестве которого чувствуется прошлое страны, влияние индейского фольклора. Интересно, что семья художника происходила из старой испанской знати, а мать его была обращенной в католичество еврейкой (конверсо). Аллегория Калифорнии Бумагоделы Портрет Мартина Луиса де Гусмана Портрет Рут Риверы Хосе Клементе Ороско Zapatistas (от Эмилиано Сапата - один из крестьянских лидеров Мексиканской революции) Хосе Клементе Ороско: " Я лично избегаю выводить в своих работах презренных и дегенеративных персонажей, повсеместно считающихся живописными, чтобы приспособить их для туристов и освободить этих последних от наличных… Такие мысли раз и навсегда отвратили меня от живописания индейских сандалий и грязных одеял. Я до глубины души хочу, чтобы те, кто их носит, избавились бы от них и стали цивилизованными людьми. Но прославлять их — все равно что прославлять невежество, пьянство или груды мусора, которые украшают наши улицы, а это я отказываюсь делать. Революция — это не грязь, воюющая против мыла, а, наоборот, битва второго с первым».
Фрида Кало Дерево Надежды Маленькая лань Портрет доньи Роситы Морийо Корни Отсюда : http://artpages.org.ua/palitra/dnevnik-fridi-kalo.html " Фрида Кало вела свой дневник с 1944 года и до самой смерти в 1954. До 1995 года он находился в закрытом архиве мексиканского правительства. На 170 станицах - записи о детстве, борьбе с болезнью, о мучительной любви к Диего, о искусстве и политике. В дневнике 70 акварелей, коллажей, зарисовок, автопортретов, эскизов будущих картин. Несомненно, он представляет не только биографическую, но и художественную ценность, не меньшую, чем признанное живописное наследие Фриды".
Золотой век модернизма приходится на кон. 40-х - 50-е гг. Это время восстановления разрушенной Европы, когда функционалистские идеи строительства массового стандартизированного жилья оказались востребованны в полной мере. Но кроме того авангардизм (условно можно назвать его вторым авангардом) оказался официальным стилем Единого Запада (Атлантической цивилизации, Свободного мира) противостоящим неоампиру Восточного блока (и ранее держпв Оси). Имперским стилем Pax Americana в архитектуре стал Интернациональный стиль Миса ван дер Роэ, а в живописи абстрактный экспрессионизм. В стиле Миса функционализм отходил на второй план перед идеей, чистой формой. В абстрактном экспрессионизме напротив в основу была положена чистая иррациональность, сам процесс рисования. Но и то и другое стало воплощением чистой абстракции. сами принципы архитектурного модернизма были сформулированы ещё в 20-е- 30-е гг: пять принципов Корбюзье (22 г.?): Столбы-опоры. Плоские крыши-террасы. Свободная планировка. Ленточные окна. . Свободный фасад. три принципа Хичкока и Джонсона 1932 1. Создание пространства и объема, а не массы. 2. Предпочтение, отданное балансу, а не симметрии. 3. Исчезновение классических декоративных элементов орнамента. И универсальный принцип Миса ван дер Роэ : "Меньше значит больше" )
Абстрактный экспрессионизм, время появления - нач. 1940-х США Пузетт-Дарт 1942 Ганс Гофман Марк Тоби Лирическая абстракция это что то в том же духе, но менее строгое ван Линт 1948
Арт Информель / Ташизм это аналогичное направление возникшее в то же время в Европе Асгер Йорн (Дания) 1940 Морис Эстев Ташизм Андре Ланской (Франция) (ещё не абстракция) камиль Бриан
цветовое поле Барнетт Ньюман и жёсткие контуры Стюарт Дэвис а также постживописная абстракция (с кон. 50-х гг.) Сэм Френсис Программа создания нового мира к 60-м гг. по сути была завершена. Модернизм стал универсальным планетарным стилем, полностью преобразил городскую среду и .. создал категорию богатых художников. Но сам переживал невидимый извне кризис, по сути повторяя путь 10-х гг. Как Малевич завершил путь разрушения мира чёрным квадратом, так теперь постживописная абстракция стала саморазрушением произведения. Модернистское искусство было своего рода претензией на богоравенство: творец-автор создавал небывший мир, а не подражал уже существующему. В основу был положен принцип постоянного поиска новизны. (как антитеза историзму с его вечным повторением, красивостью и натурализмом). Но дальше логика процесса вела от метафизичности, претензии на выражение высшей истины раннего авангарда к признанию автора просто специалистом по искусному нанесению красок на поверхность, даже создавая иллюзию достоверности мира (новая объективность) или иллюзию сокрытого смысла (сюрреализм) он давал ключ к её разрушению - пониманию обмана - и предлагал насладиться красочной поверхностью. Абстракционизм просто говорил это открытым текстом, а абстрактный экспрессионизм вообще увидел смысл в самом процессе нанесения красок как акте внерационального творчества. Итогом и стало самоотрицание автора, постановка вопроса - что же такое произведение как таковое и что делает его произведением. Внешне это и выразилось в нарастающем "аскетизме" абстракции. минимализм. Келли И наконец снова произошёл поворот к дадаизму, который и стал поворотом к постмодернизму. Но туда вёл и ряд параллельных маршрутов.
Достоверность иллюзии (линия сюрреализма) Оп-арт Морис Эшер Виктор Вазарели Бриджит Райли Венский фантастический реализм. Рудольф Хауснер Посмотреть вложение 66337
Фигня какая-то - в смысле название ... "сухая вода" или "красная зелень" или "белая чернота" или "умный дурак" и т.д.
) Название "фантастический реализм" бродит по страницам искусствоведческих сочинений, используясь для обозначения самых разных течений. Смысл его в том, что фантастический мир изображается предельно натуралистически и "достоверно".
Правда жизни (линия экспрессионизма) Ещё одно направление , в какой-то степени оппозиционное атлантизму и интернациональному стилю, связано с с французским экзистенциализмом, ар брют (искусством аутсайдеров), поздними экспериментами Ле Корбюзье, британскими "рассерженными молодыми людьми" и бруталистами. В нео-классическом и футуристическом вариантах интернационального стиля (в Британии это был т.н. "стиль фестиваля" http://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль_Британии) они видели фальшь и наигранный оптимизм, которому противопоставляли "суровую правду жизни". Ар брют (грубое искусство) Жан Дюбюффе. собрал огромную коллекцию рисунков душевнобольных и выброшенных из жизни людей. И сам работал в том же духе. Его прельщало искусство вне художественных приёмов и иерархий. брутализм Экзистенциализм. Жермен Ришье
Правда материала. Реализм нуво и нео-дада. (50-е) "Реализм" заключался в манипулировании реальными предметами окружающего мира, знаками вне контекста, самим физическим материалом произведения. Переходный этап к постмодернизму. Леттризм. Исидор Изу Реализм нуво. Жак Виллегле. Спациализм. Лучо Фонтана Алигьеро Боэтти нео-дада Йозеф Бойс Дитер Рот
СССР В Союзе естественный ход развития искусства был принудительно прерван сталинской реакцией. Поэтому в 50-е начинается новый виток начиная с импрессионизма, в 60-е-70 утверждается новая объективность/вещественность /ар деко Савицкий Смолины Никонов Виктор иванов Валентин Сидоров Андрей Васнецов Оссовский Широков Глазунов Асламазян Сойфертис
Но было и "Другое искусство" (второй авангард, нон-конформизм) в СССР 50-х-60-х гг. Евгений Кропивницкий (человек донесший до 50-хгг. традиции первого авангарда. Вадим Сидур Карл Звиринский