Мониторинг 3. Мат

Тема в разделе "Заповедник Милы", создана пользователем Мила, 28 авг 2016.

?

Как вы общаетесь в сети и в жизни?

  1. Нигде и никогда не матерюсь и не собираюсь.

    4 голосов
    80,0%
  2. Друзья понимают, если я иногда вверну крепкое словцо. Как-то теперь стало иногда нужно ввернуть.

    1 голосов
    20,0%
  3. И раньше употреблял, а в последнее время в сети выражаюсь заметно крепче.

    0 голосов
    0,0%
  4. И раньше употреблял, а в последнее время и в жизни, и в сети выражаюсь заметно крепче.

    0 голосов
    0,0%
  5. Речь без мата - как мясо без соли. Все эти законы не повлияли на меня. Матерюсь и буду материться.

    0 голосов
    0,0%
  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    Вообще-то тема мата для меня всегда была если не последней в списке интересных тем, то какой-нибудь предпоследней. Я не матершинница абсолютная, равную мне по незамутнённости речи матом ещё поискать, потому что за жизнь я ни разу не выразилась крепко. Вот такой природный феномен.
    Иногда мне не хватает слов, чтобы как можно более точно выразить мысль, но это не от самоцензуры, скорее - от недостаточной эрудированности. Обычно я роюсь в своём литературном словарном запасе и всегда нахожу что-то подходящее. В то, что некоторые мысли не могут быть выражены иначе, чем матом, не верю. Если это мысль, а не животный всхрап или визг, слово всегда найдётся.
    Присутствие в сети засорило мою память чужих текстов чужим матом. Но я так и не привыкла к этому альтернативному языку. Тема мата так и осталась в конце списка чего-то хоть немного интересного. Однако прочитала статью Юлии Маламед и заинтересовалась: а как вы, уважаемые соседи по форуму, пережили и советскую легализацию мата, и теперешнее его положение вне закона?

    "...Матерщина стала хорошим тоном в советские тоталитарные времена. До этого мат все же был бесспорным признаком низкого происхождения. В образованном обществе и даже среди военных его не было.
    Гоголи и Достоевские только издалека любовались, как ловко и творчески умеет ругаться русский мужик.
    Но и тогда освобождающая сила русского мата была заметна. Услышав от мужика матерное слово, Чичиков еще долго после этого ехал и посмеивался. Матерное слово звучало смешно и радостно. Но я до сих пор мучаюсь догадками, что же именно сказал о Плюшкине мужик. Что он сказал? «Заплатанной» кто? «Заплатанной» что? Что так развеселило Чичикова? У Гоголя нет даже намека.
    Мат — это проявление стихийной оппозиционности русского народа. Матерщина — доступная нам форма протеста против социальной несправедливости. Это оппозиционность для смирных, протест для забитых, глухой бунт для недопавленских. Тем, которым жалко своих яиц. Мат у нас вместо всего. Вместо гражданского общества, вместо осмысленной оппозиции.
    В тоталитарном государстве мат — единственный институт протеста. Чем стальнее вертикаль власти, чем больнее она трет шею, тем грубее мы ругаемся.
    Это, по сути, карнавальная реакция на мощный идеологический прессинг. Мы слушаем, верим, терпим — мы материмся. Для нас это раскрепощение. Мы не можем изменить российскую действительность. Зато вправе послать ее на...
    Неверно думать, будто закон о запрете мата — просто один из. Дескать, один в ряду других таких же запретительных законов. Не совсем так. Закон этот более закономерен, чем кажется. Он больше бьет по оппозиции, чем виделось сперва.
    Замышлялся он, как и все остальные законы Российской Федерации, для того, чтобы действовать избирательно: когда надо — работать, когда не надо — нет. Группа «Ленинград» откровенно плюет на этот закон. Ничего страшного с ней не случится. Они ж не оппозиция, а попса. Где-то концерты «Ленинграда» запрещают, где-то нет. Если какой-то местный чиновник хочет показаться более культурным, чем Москва и Петербург, то запрещает. А не захочет показать культурным — так и споют.
    В общем, жизнь этого закона пролегает где-то в области между Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Как ему и положено..."


    Юлия Меламед
     
  2. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.355
    Симпатии:
    1.346
    Очень интеллигентная интерпретация. Часто всё куда проще. Мат как универсальный способ передачи всего.
    "Матом не ругаются, на нём разговаривают" - это не анекдот.
    Сколько раз походя приходилось слышать речь, состоящую на 90, а то и 95 процентов из мата. И только по редким ключевым словам догадываешься, о чём идёт эта речь. Слышать приходилось потому, что обычно такая речь звучит довольно громогласно - количество мата возрастает в разы, если говорящий находится в аффективном состоянии, чем-то впечатлён, поражён, обрадован, изумлён, но может быть ему просто приятно или наоборот неприятно. Иногда ему спокойно, и тогда матом он говорит негромко.

    Откликнулась живо на эту тему (Мила, простите, если что не по фор-мату) ), т.к. буквально в последние дни сталкивалась с этими случаями.
    В реку - чистейшую, красивейшую - падают трое явно только что из зоны (варвары мелковаты, говорите?), и вся красота непередаваемая оглашается отборным матом высочайшей пробы - люди выражают свой восторг от этой красоты.
    Или последний раз - когда ездила к Святому озеру. Место там действительно сильное, и народ обычно затихает. Приходят по одному, купаются и уходят. И вот приехали двое мужчин на иномарке. Интересно было наблюдать, как выплёскивается из них море будничного мата, - причём разговор был стандартный, место для них привычное, - и как постепенно он сходит на нет по мере пребывания в воде. Как они приехали - было слышно на полкилометра. Как они уехали - я даже не заметила. Очищение...

    Сама - не умею. Не поворачивается, хоть ты тресни, хотя порой и надо бы. )
    В советские времена, во всяком случае в его остаток, было примерно то же самое: тот же "контингент", те же слои социума, которые разговаривают на нём сегодня, разговаривали на нём и тогда. Только, может быть, слой этот заметно расширился.

    Т.е., на мой взгляд, дело не в законе, а в культуре. Культуре человека. Причём даже образование тут может не иметь значения.
     
    Последнее редактирование: 28 авг 2016
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Изредка употреблял в художественных текстах 8-)
    В разговоре не пользуюсь )
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    Что интересно, крепкое словцо обычно не определяет отношения к говорящему. То есть если человек симпатичен, то только на мгновение спотыкаешься об его сквернословие и прощаешь - мысленно переводишь это на нормальный язык, отмечаешь мат, как особенность личности (ну, мало ли, бывают шрамы, врождённые уродства), можешь постараться притушить эмоциональность разговора. А вот если человек несимпатичен, то всякое лыко идёт в строку. Говори он чистейшим академически-литературным языком, и это не поможет. Такому мат не прощаешь и вынести беседу с таким не можешь.
    Так же и умному простишь, а дураку никогда.

    И всё же сочные образы и описания половых органов и разных вариантов половых сношений, кто бы ни вставлял их в свои рассказы о совершенно других вещах, не вписываются в моём представлении в образный язык наравне с другими, литературными приёмами. И не впишутся никогда. Не могу представить, что рассказчик и правда, говоря о впечатлениях от прекрасной живописи или музыки, испытал именно то, что говорит или пишет, и той частью тела, о которой поминает. Это эпатаж, клише, заявка о принадлежности к определённой субкультуре, протест и пр., но не образность языка. Шрамы и уродство остаются шрамами и уродством, не становятся нормой.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    А вот свидетельство об этом ну просто государственного масштаба.


    "В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми

    В Советской России, а потом и в Советском Союзе всегда было разделение на «своих» и «чужих». «Революционеры» — «контрреволюционеры», «социально близкие» — «бывшие», «враги». В лагерях Гулага заключенные тоже делились на «своих» и «чужих».

    Социально близкими были обычно уголовники, «чужими» — политические.
    Но и там были свои тонкости.
    Об этом замечательно рассказал академик Дмитрий Лихачев, который был арестован еще студентом за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» в 1928 году и сидел в Соловецком лагере особого назначения.
    Умение материться — вот что отличало «своих» от «чужих» в лагерях. Лихачев оказался чужим.
    «Я просто не мог материться. Если бы я даже решил про себя, ничего бы не вышло. На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал.
    Я тоже оказался чужим. Чем я им не угодил? Тем, очевидно, что ходил в студенческой фуражке. Я ее носил для того, чтоб не били палками. Около дверей, особенно в тринадцатую роту, всегда стояли с палками молодчики. Толпа валила в обе стороны, лестницы не хватало, в храмах трехэтажные нары были, и поэтому, чтобы быстрее шли, заключенных гнали палками. И вот, чтобы меня не били, чтобы отличиться от шпаны, я надевал студенческую фуражку. И действительно меня ни разу не ударили. Только однажды, когда эшелон с нашим этапом пришел в Кемь. Я стоял уже внизу, у вагона, а сверху охранник гнал всех и тогда ударил сапогом в лицо… Ломали волю, делили на «своих» и «чужих». Вот тогда и мат пускался в ход. Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. Поэтому Виноградову и удалось стать своим — он матерился, и когда его освободили, стал директором музея на Соловках. Он жил в двух измерениях: первое определялось внутренней потребностью делать добро, и он спасал интеллигентов и меня спасал от общих работ. Другое определялось потребностью приспособиться, выжить.
    Во главе Ленинградской писательской организации одно время был Прокофьев. В обкоме он считался своим, хотя всю жизнь был сын городового, он умел ругаться и оттого умел как-то находить общий язык с начальством. А интеллигентов, даже искренне верящих в социализм, отвергали с ходу — слишком интеллигенты, а потому не свои»".


    Мария Слоним
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    Красивое выражение "память на генетическом уровне" не имеет смысла для человечества, которое почти лишено даже инстинктов. Это муравьи хранят свою культуру генетически, кошки (коты тоже) знают всё о воспитании детей без книг. И прочая, прочая.
    То, что дитя из семьи гопников, попади оно в семью академиков, скорее всего, не вырастет академиком, определяется генетикой без всяких мистических бантиков и рюш - мама была дура, и наследственный алкоголизм отягощает анамнез. А совсем не потому, что культура низов просыпается в ребёнке.
    Так что склонность к мату и страх перед начальством, которые русский человек, казалось бы, всасывает с молоком матери или даже получает от неё в утробе, - качества приобретённые, вложенные семьёй и средой, иногда даже неосознанно, когда родители на словах желают детям совершенно другой судьбы, но своим образом жизни учат жить с оглядкой, ассимилироваться в бескультурной среде, уважать грубую силу.

    Я слышала истории от культурных мальчиков и девочек, которые где-то в переулке встретились с местным сбродом и - о чудо! - не пострадали, потому что вдруг хорошо, душевно поговорили. Или вот ещё истории про бомжей или дешёвых проституток, в которых вдруг обнаруживаются бывшие интеллигенты. В этих историях главное - трепет, счастливые нотки в голосах рассказчиков. Не побили, не убили! Со мной говорили! Они хорошие люди! Почему про встречи и разговоры не с опустившимися людьми, не с блатными из подворотни так не рассказывают? Потому что другие люди - не бандиты и не опустившиеся граждане - не настолько значимы. От них ничего не зависит, их не боятся и, следовательно, не уважают. А если гопник поговорил с человеком душевно - это система приняла человека, поговорила душевно.
    И это тот же страх, та же самозащита. Человек, выражаясь матом, демонстрирует принадлежность к миру, который может принести ему ущерб, и лучше с этим миром ладить.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    Это из сферы страхов. А вот версия про интеллигенцию, которая ещё храбрится:

    "Илюшка Дворецкий, мой друг, мотал три срока и матом не ругался. Одна моя знакомая сказала про матерящуюся интеллигенцию: чего-то они настоящего не добрали в благополучном детстве, теперь пытаются компенсироваться".
    Андрей Тавров

    Эта мысль - из заразительных, из тех, которые, будучи прочитанными, сразу становятся своими.
    Есть у люда привычка называть детей, собак и кошек красивыми (на их вкус) именами, чтобы подняться над собственной средой: Кристинами и Дианами, Рольфами и Вольфами. Женщины всегда любили и любят всё заграничное, делаясь в собственных глазах особенными, мужчины добавляют себе брутальности "мужественными" аксессуарами и пр. Может, и мат в их представлении имеет какой-то особый ореол, придаёт остроту обыденности, создаёт историю личности (сейчас без истории, хотя бы формата анекдота, и личность-то не личность)?
    Я допускаю у засилья мата и такую причину.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    "Поклонники матерной брани не вызывают особых эмоций и не удивляют (от стройбата до журфака видели мы всякое).
    Но примечательно, как очередное поколение вырастает в уверенности, что в этих выражениях содержится что-то оригинальное, новое, с элементами авангардизма. И сколько детского самоумиления в этих объяснениях: "это вместо знаков препинания", "он не ругается, это эмоциональные связки". Бывают похабники-кантианцы: "лучше быть честным человеком и ругаться матом, чем...", или вот есть объяснение, в котором зашоренным обскурантам распахивают двери в большой мир: "а вот в американском кино сплошной fuck..." - люди ворвались с мороза и открывают нам Америку, здравствуй жопа Новый год!
    Немножко умиляет как этот дивный новый мир открывают себе розовощекие девушки с филфака - им тут видится что-то интеллектуально-богемное и бросающее вызов мещанскому обществу. Потом они стареют, желтеют, матерщина к ним прирастает органичными полипами, но их уверенность, что их "интеллектуальная" брань стилистически принципиально отличается от гопнической, с жизненным опытом никуда не исчезает".

    Олег Пшеничный

    Давайте назовём всё это своим именем: маргинализация общества.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    "Люди вокруг разговаривают матом. Дети и родители, чиновники и врачи, влюбленные и педагоги. Не ругаются, не приперчивают - говорят. Думаю, знаю, что это значит как явление. Что бы ни думал каждый частный человек. Это признание невозможности быть человеком. Отказ от человеческого бремени. Капитуляция".
    Олег Дорман

    А ведь это не преувеличение. Это тот самый раствор, который нагревается медленно. Лягушка и не заметила, как сварилась.


    ______________

    Продолжение здесь.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    "Рэп-баттл как ритуальная витуперация

    Благодаря продвинутым френдессам, узнал про феномен рэп-баттлов. Посмотрел битву века Oxxymiron'a со Славой КПСС (Гнойным) - лучше, замечу, было бы Гнойный КаПо-СС, ну да ладно, и так неплохо, ибо через эту шпану глаголет эпоха.
    Только вчера в Ютьюб залили, а на сегодня 10 млн уже посмотрели.
    Для сравнения: мои ученые лекции на канале Культура годами висят, а больше, чем две-три, редко пять, тысяч фриков их смотреть не хотят.
    С кем вы, мастера Культуры, профессоры и просто старые дуры?
    - Страшно далеки вы от этого народа. Впрочем, и от того и пятого-десятого тоже.
    Вот она, молодая шпана, которая сотрет нас с лица земли, по слову старого рокера, ибо он пред мальчишкой рэпером, что плотник супротив столяра. Однако, внемли - и растащит тебя на ура.
    Ребятишки эти не просто кажут свое молодечество, а используют весь тот багаж, что накопило человечество.
    Панчлайн на панчлайне, а за нелитературными выражениями кроется богатое литературное происхождение. Достопочтенные имена и нехилые цитаты щедро льются, как из простуженной простаты.
    И все это замешано на густых дрожжях мата, при визуализации коего делается страшновато.

    Перехожу на прозу. Один из участников имеет диплом Оксфорда по специальности "средневековая английская литература". Про другого не знаю, но пуляется именами из большого интеллигентского набора. Понося (точнее, обсирая) противника, говорит, что тот "проводит за зеркалом больше времени, чем Тарковский". Что ему Тарковский, умерший до его рождения? А вот поди ж ты!
    10 млн просмотров - это тренд. И у начитанных матершинников, брызжущих вербальным абьюзом, не просто полны штаны культурного багажа, но у них есть и аудитория, которая внимает, распознает и тащится. А коли не распознает, так научится.
    Может, на этом языке теперь надо читать лекции студентам?
    Однако все-таки интересно почему среди молодежи стал столь популярен foul language and ritual vituperation? Ведь последнее характерно только для некоторых традиционных обществ (или общин), где к этому прибегают в основном женщины, не имеющие никаких иных правовых и социальных прав и каналов для выражения своих обид и фрустраций.
    Занялся бы, штоль, какой антрополог сопоставлением этих культурно-психологических практик".

    Евгений Штейнер
     
  11. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.756
    Симпатии:
    536
    Не знаю, потерпит ли Мила на своей территории мою публикацию...
    На всякий случай заранее приношу извинения... Но имхо в тему. (А можно еще в про воспитание молодежи)
    Итак рассказ моего друга из ФБ:

    РЕПОРТАЖ ИЗ ТУАЛЕТА N 2. МЁРТВЫЕ ПОЭТЫ.

    Продолжаю репортажи из городских туалетов. Позволю себе напомнить, что во время долгих моционов, избегая туалетов, так сказать, специализированных, стараюсь заходить во всякие заведения и госучреждения с этой целью.
    Это было несложно - зайти в туалет заведения "Мёртвые поэты" (или как-то так).
    Бармены и официанты (молодые, по виду, студенты) вежливо указали дверь. Слышу их общую беседу. Она была такова, что я даже...будем говорить...забыл зачем пришёл.
    - Ну вот, бля, а сына у неё репрессировали...
    - Ну?
    - Ну вот бл@дь, сына репрессировали, а он , бл@дь, в ссылке написал книгу , бл@дь.
    - Ну, бля?
    - "Онтогенез русского народа" или, бля, как-то так. Ну, в общем, о происхождении русского народа.
    - Ну, бля?
    - Ну вот, бл@дь. И звали его...
    - Кого, бл@дь?
    - Сына, кого, бля. В общем, бля, сына звали Николай Гумилёв. (!!!).
    А ещё говорят, что молодёжь - де у нас некультурная и ничем не интересуется.


    (собак вместо буквы "я" расставил я)
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.616
    Симпатии:
    2.597
    "Нас, деревенских, Москва, особенно центр, поражает обилием мата - молодежного, хозяевжизни. Поговорив по дороге в парикмахерскую с немолодым узбеком (хочешь в кино приглашу? у меня жена нет, дети нет, когда из Афганистана пришел, жена была молдаванка, ее автобус давил, больше не женился), поговорив под стрижку с мужским-и-дамским мастером Яной (приветлива и чиста русская речь Украины), доезжаешь автобус-метро до Зубовского бульвара и любуешься юной продавщицей, позирующей с огромной гирляндой шаров:
    - Ну что, вышло, ххх?
    - Небо ох...ное.
    - А мне зае... небо, меня видно б...?
    свернешь в переулок и навстречу компашка:
    - А давайте ххх на выпускной хххх какой-нить танец ххх замутим, чтобы никто ххххх и все такие хххх хххх"

    Любовь Сумм
     

Поделиться этой страницей