Хочу представить на обсуждение следующий черновик, как альтернативу стихиальным делам. Предварительно хочу заметить, что любые созерцания, описанные здесь, проводились в состоянии внутреннего безмолвия. Кроме того, не могу не сказать пары слов об упоминающемся ниже восприятии иного индивидуального сознания. Это восприятие для меня находится под большим вопросом и требует дополнительного изучение и утончения. Определил я его наличие так: перебирая все дхармы, имеющие место при созерцании того или иного объекта, я сталкиваюсь с такими, которые не могут быть идентифицированы иначе как восприятие иного индивидуального сознания. Это не умозаключение по косвенным признакам о том, что передо мной - «существо». Это — нечто вроде прямого знания о том, что передо мной — индивидуальное сознание, скандхи. Однако, наличие такого знания у меня ещё необходимо подтвердить с помощью экспериментов, а если оно всё-таки есть, то — и отточить его. До этого, прошу воспринимать мои упоминания о восприятии индивидуального сознания и уровня его помрачённости в чисто художественном ключе. По сути, необходимо было бы провести эксперимент, в котором бы изучалась способность фиксировать наличие индивидуального сознания без каких-либо внешних проявлений оного. Например, посадить человека в одну из комнат в длинном их ряду и дать мне обнаружить, за какой дверью этот человек прячется. Однако, я таких опытов ещё (или не ещё) не делал и потому склонен к своей способности чувствовать иное индивидуальное сознание относиться с максимальным скептицизмом. Реки. 1. Созерцание поверхности реки, стоя примерно по пояс, в ясный день, глядя вниз. Методика – созерцание поверхности, как бы фиксируя взглядом сразу общую картину поверхности передо мной, насколько хватает поля зрения, не фокусируя внимание на отдельных деталях. Результаты: На поверхности фиксируется нежное васильковое сияние. Далее, это сияние как бы отделяется от самой воды, а вода совсем уходит из поля восприятия. Остаётся одно это васильковое струение, у которого есть ещё следующие характеристики: - наличие множественного индивидуального сознания - очень низкий уровень помрачённости (нет дхарм, связанных с аффектами) - небольшой масштаб – словно это множество небольших существ, струящихся друг сквозь друга На определённом этапе ориентация в пространстве теряется, можно упасть. 2. Созерцание реки (Волга, Уса, Урал) сидя на берегу, в тихие ясные дни весны, лета и осени, утром, днём и вечером. Взглядом как бы охватывалась вся река в поле зрения, без фокусировки внимания на отдельных деталях. Результаты: Через некоторое время восприятие реки приобретает следующие особенности: - она воспринимается как некий грандиозный плавный и непрерывный поток. Это странно, но обычно мы не очень замечаем за своей суетой этой «потоковости». - наличие индивидуального сознания. Восприятие этого потока обладает характеристикой, которую можно назвать «восприятием индивидуального сознания». - огромный масштаб. Это индивидуальное сознание, это существо имеет огромную мощь и масштаб. Хотя это, конечно, зависит от размера реки. В данном случае речь идёт о Волге. - степень наличия помрачений сильно колеблется от реки к реке. В Волге уровень помрачений средний. Примерно соответствует человеку из тех, кого называют «дитя природы» - сильному, чистому, но весьма страстному и не обременённому развитым этическим чувством. Однако, этот Поток вмещает в себя индивидуальные сознания меньших масштабов и различной степени помрачённости, от холодных и хищных, до тех, что упоминались выше. - отмечаю наличие сострадания к этому существу. Ощущение, что неподобающее поведение людей по отношению к реке причиняет ей страдание. 3. Созерцание реки, стоя или сидя в воде примерно по грудь или чуть выше, лицом вверх или вниз по течению. При этом используется воображение: представляем, что вода потоком беспрепятственно проходит прямо сквозь грудь, вымывая и унося все помрачения. Результаты: - облегчается достижение восприятия не-помрачённости, внутреннего безмолвия. - может возникнуть очень сильное чувство к этому существу, которое трудно назвать иначе чем любовь. Если, затаив дыхание, вглядываться в суть этого чувства, очень легко и естественно достигается предельная конценрация внимания.
Полностью согласна. Огромный масштаб воспринимается четко и всякий раз поражает. Многие свои фотографии Волги я подписываю как "Мое море" и дело не в визуальной оценке широких и полноводных волжских мест. Что-то иное. Видимо, то, что "наблюдает" Олег. Вообще, к воде отношусь трепетно. Вода - не вещество, а существо. Поразительным нахожу для себя - существо можно пить, в существо можно входить, плыть в нем или по нему...
Это, кажется, не для всякой воды верно. Бывает, что вода воспринимается как "мёртвая". Убитая даже, я бы сказал.