1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Ребята, у меня уже целая коллекция образуется про одного доброго человека, не могу удержаться, вешаю кое-что для вас. Если подвернётся ещё что-нибудь весёлое, буду постить здесь. Хотя, может, это и не в "Кино" надо бы, но мастер-то из этого цеха... :)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Вот такая интересная деталь:) )...

    [​IMG]

    Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:

    Думаю, иногда он всё-таки обувается:) )
    Если Норштейн и вправду интересен форуму - делегируйте, товарищи, кого-нибудь из наших москвичей на студию Норштейна, где Юрий Борисович почти каждую субботу встречается со своими зрителями, и пусть будут заданы интересные вам вопросы. Может быть, он на них ответит.

    Вот тут периодически обновляются новости студии, можно сориентироваться, куда, когда и как.

    [​IMG]

    Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:

    "Не ложися на краю..."

    [​IMG]

    "Люсе Петрушевской в конце войны было семь лет, Норштейну — четыре. Волчок — это маленький Юра Норштейн и маленькая Люся. Дети войны". (Алла Боссарт)
    "Я была нищенкой, бродячей девочкой войны. Мы жили с бабушкой и теткой без света, питались из помойки. Я видела все". (Л.Петрушевская)
    Автобиографическая линия в "Сказке сказок" – кровеносная система фильма. Но меня сейчас волнует иная линия.
    "Идет путник, его приглашают к столу, кошка смотрит в море, в море плавает рыба… нет ничего сверхсобытийного. А на самом деле для меня эта несобытийность…" (Ю.Норштейн о "Сказке сказок")
    Замысел нового творения – непойманная рыба, человек-творец – неутомимый рыбак. Рукопись, которая живёт и требует внимания и сил автора – плачущее, требовательное дитя в лапках Волчка. Прерванные, изувеченные пути, незавершённые замыслы. Забытые смыслы – старый, опустевший дом. Эта линия в "Сказке сказок" – одна из многих, но мне она сейчас самая близкая.
    Странник, присевший за чужой обеденный стол и потом исчезнувший среди холмов и полей, – один из самых ранящих меня персонажей фильма. Он прорезает историю жизни прочих персонажей, как игла грубую ткань. Он и целеустремлён, и волен выбирать любую дорогу. И неутомим, как всякий бумажный персонаж, на зависть нам, живым.
    Сквозной, пронизывающий все малые истории "Сказки сказок" поток (с осенним ветром, уходящими бойцами, уносящимися вагонами, тропинкой среди полей) подхватил меня ещё тогда, когда я впервые увидела этот фильм, и, наверное, мешает погрузиться в каждую историю "Сказки сказок" как в отдельную притчу. Меня не бренность творцов волнует сейчас, а вечность замыслов. Успеть, успеть как можно больше. "Сказка сказок" была для меня всегда маленькой художественной библией. Она и бередит, и поддерживет надежду успеть хоть что-то.

    "«Книга Иова» – я начал думать о ней очень давно. Меня к ней очень тянет. Понятно, что фильма по ней я никогда не сделаю. Но делая что-то одно, надо думать о другом, более величественном. Тогда сквозь один замысел проступает другой. Возникает то, что называется «культурный контекст». Это очень важно". (Ю.Норштейн)
    Жанр искусства, освоенный Норштейном и Ярбусовой, специфичен и уже обременём традициями разного пошиба. Но проступающие иные смыслы в их работах – как раз то, что делает эти работы бульшим, чем анимация. И подтексты, не ведущие за руку, но только показывающие направление размышлений авторов, для одних зрителей оказываются слепым туманом, а для других – стаей светляков, помогающих в пути и удерживающих "на краю".

    [​IMG]

    "Если кто-то не любит мультипликацию – это частный случай его жизни. Но я-то этим живу, так и помру. Хотелось бы только попозже, чтобы успеть сделать что-то красивое".(Ю.Норштейн)

    Добавлено спустя 9 часов 50 минут 45 секунд:

    Слева направо: Юрий Норштейн, продюсер Хироюки Фудзивара, переводчик Кохара-сан, стремящийся к максимально точному переводу мыслей Норштейна на японский:) )

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    После премьеры японского "Чебурашки". Обратите внимание на первой фотографии на глаз, явно видный между рукой Норштейна и руками Фудзивары. Это Чебурашка на фартуке, в котором продюсер, как он сам рассказывал, гулял по Каннскому фестивалю.Это замечательно:)
     
    Нафаня нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Нафаня нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Ф.Хитрук: «Если бы меня спросили, знаком ли ты с каким-нибудь живым гением, я бы сказал: «Да!» – и назвал имя Норштейна».

    Из интервью Юрия Норштейна (сентябрь 2010г., Санкт-Петербург)

    "– Вы уже более двадцати лет трудитесь над созданием мультфильма по гоголевской «Шинели». Сказываются финансовые трудности?

    – А как вы думаете, если у меня был перерыв с 1986 по 1994 год? И сейчас финансовые проблемы еще значительнее. Вот если бы речь шла о какой-то гламурятине, особенно с запашком, то спонсоры сами бы прискакали. А тут «Шинель»… К тому же не всякие деньги можно брать.

    – Как же выживаете?

    – По субботам продаю книги прямо в нашей студии – освоил профессию торговца. Но я делаю это с удовольствием, довольно весело и живо. Особенно если ты видишь светлые лица, когда приходят дети. Причем дети свободные, незакомплексованные, как мы в свое время. Такой заработок – прибавка, которая позволяет все остальное время сидеть и работать.

    Раньше полтора года делал заставку к «Спокойной ночи, малыши!» – всего 3 минуты (потом ее сняли с экрана). Японцы пригласили сделать две минуты по стихотворению Басе – еще полтора года. Не мог отказаться от работы в Японии – она «кормила» продолжение работы над «Шинелью».

    – Вы упомянули о книгах. За перо вы взялись не так давно, и на свет появился двухтомник «Снег на траве». Это дань моде или проба сил на писательском поприще?

    – Ну что вы! В жизни никогда не думал, что буду заниматься этим делом. Более того, терпеть не могу писать. Но вот пришлось. Сначала для того чтобы самому понять, чем я занимаюсь. Эта книга – всего лишь попытка снять с мультипликации ошейник, чтобы она перестала быть комнатной болонкой игрового кино или других не менее важных искусств. Кроме того, в книге «Снег на траве» – подробный разговор о шедеврах мирового искусства.

    – Есть ли у вас увлечения? Как любите проводить свободное время?

    – Отдыха как такового я не знаю. Если у меня нормально идет работа и я в упоении ею, то это одновременно и отдых. Получаю огромную возвратную энергию, она меня заполняет всего. Причем обязательно нужно открывать для себя что-то неожиданное: если путь именно тот, который ты наметил, – это пустое дело, и тогда начинаю уставать. Словом, гамак – не мой вариант. Другое дело, люблю гулять по осеннему лесу: вокруг листья, под ногами чавкает грязь и моросит мелкий дождик. Там могу предаться своим мыслям, смотреть на листву и точно знать, что на следующий год она опять прорастет бурным цветом.

    – Известно, что вас не пугает купание в проруби…

    – Получилось случайно, и это не идеология. Лет десять назад я продолжал купаться в августе, потом в сентябре, потом в октябре, потом решил дотянуть до первого снега. Купаюсь, а он все не идет и не идет. Потом снег пошел, но пруд все не замерзал...

    – Как вы относитесь к своим профессиональным успехам? Это не дает права на самоуспокоение, на небольшой перерыв?

    – Успех – слово не из моего словаря, оно практически не встречается в моем лексиконе. Потому что знаю, какой ценой это все дается. Особенно сейчас, когда чиновникам приходится долго доказывать, что мультипликация – это не то, что они себе представляют. Впрочем, не только им. Когда мы еще в 1981 году с кинооператором Александром Жуковским пришли в Русский музей собирать материал для фильма «Шинель», то искусствоведы очень настороженно к нам отнеслись. Лишь вникнув, открыли фонды – смотрите все, что нужно. Наверное, я с тех пор единственный человек, который пересмотрел 800 рисунков Павла Федотова. Поэтому все очень непросто, но в этом искусстве я живу и в нем окончу свой путь. Хотелось бы только попозже, чтобы успеть сделать что-то очень красивое".

    Добавлено спустя 17 часов 18 минут 5 секунд:

    [​IMG]

    Слева направо: Александр Татарский, Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн.
     
    Нафаня нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Что такое нормальное рабочее место?

    Уже давно никто не пытается упорядочить мои завалы. Наверное, когда мои домашние видят эти завалы, им покойнее, чем при виде безукоризненных порядка и чистоты.
    Эх, как это понятно каждому, кто что-то делает.
    Недавно порадовалась вот этому рабочему порядку.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Автор фотографий Askar Ibragimov
     
    Нафаня нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Ёжик глядел на Медвежонка тихими глазами..."

    [​IMG]

    "…Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
    — Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
    Медвежонок кивнул.
    — Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
    — А ты где?
    — А меня нет.
    — Так не бывает, — сказал Медвежонок.
    — Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
    — Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
    — Нет меня, нигде нет!!!
    — Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!..». Вот.
    — Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
    — Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?.."

    С.Козлов, "Осенняя песня травы"

    [​IMG]
    Ю.Норштейн и Ф.Ярбусова

    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]

    26-минутный ролик 2001-го года, хороший такой.

    "Этот Рыжик опять порвал свою работу!"

    Воспоминания и рассказ о совместном творчестве жены Юрия Норштейна, бессменного художника на его фильмах и - что там говорить - музы и прототипа некоторых персонажей Юрия Борисовича.

    [​IMG]

    История о том, как заяц, волчок, другие зверушки и человечки с еврейскими глазами стараниями Франчески становились русскими героями.
    Не стыдное это занятие - посвятить жизнь работе над книгами и фильмами, один из которых признан кинокритиками и режиссёрами разных стран лучшим фильмом в мультипликации, а другой, в результате международного опроса, - лучшим анимационным фильмом всех времен и народов.

    [​IMG] "Сказка сказок", эскиз.

    [​IMG]
    "Лиса и заяц", 1973г.

    [​IMG]
    "Сказка сказок", 1979г.

    "Сказка сказок" мгновениями завораживает настолько, что хочется содрать с себя собственную реальность и принять целиком ту, что на экране. И завидую неутомимости странника, уходящего всё дальше и дальше, и миру на морском берегу девочки со скакалкой, её матери, поэта, рыбака, и временно уступает художественность того, что есть в собственной реальности, той художественности, которую запечатлели Ярбусова и Норштейн.

    [​IMG]
    "Сказка сказок"

    [​IMG]
    "Сказка сказок"

    [​IMG]
    "Цапля и журавль", 1974г.

    Те, кого интересует совместное творчество, в этом ролике услышат о нём от самих сотворцов.

    [​IMG]

    Франческа Ярбусова: "...его воля, конечно, я его кисточка. Так что, конечно, он использует меня. Там в одном случае я буду щетинной кисточкой, в другом - для акварели... Но он всегда знал, какую когда кисть брать и использовать".
    Юрий Норштейн: "Художник должен умереть в фильме. Вот в чём парадокс".
    Франческа Ярбусова: ""Ёжик в тумане" возник, когда Юра уже задумал "Сказку сказок". Между делом он решил снять маленькую сказку, а получилась такая суровая работа...
    ...Фильм... уходит от меня людям. Всё ушло... очень много.
    ...Мне уже настолько хочется уползти, как улитке, вот туда, в себя, и что-то там... потому что там уже накопилось, что-то хочется сделать. Не успею - не успею. Значит, такая судьба".

    Это режиссёр, который уберёгся от компьютерных костылей, и художник, мало знающий мир современной анимации - два чудака-творца, которым удалось по количеству немного, по наполнению много гигантски.
    Надеюсь, кому-то понравится этот маленький сюжет.

    [​IMG]
     
    list, La Mecha и Нафаня нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Из интервью Ю.Б.Норштейна журналу "Однако" после совещания российский аниматоров и команды Путина.

    [​IMG]

    "Нужно творческое желание, нужно хотеть не "бабло срубить", а сделать кино. Эта "бабломания" порождает "баблоидов"-зрителей, неспособных воспринимать то, что превышает уровень примитивного восприятия. У меня еще есть другое название нынешних зрителей — "гламуркулус". Культура открывает в человеке способность мыслить и чувствовать так, как он никогда не мыслил и не чувствовал до момента встречи с каким-то культурным феноменом. Вдруг открыть для себя малую частицу живого пространства. Например, лицо рядом живущего человека. Искусство в том числе истончает перегородку, отделяющую одного человека от другого.

    — Но ведь обещанная система господдержки как раз и порождает таких "баблоидов". Получается, что деньги, обещанные правительством, не пойдут на пользу искусству?

    — Тогда через четыре года придется сказать: "Господин премьер-министр, не давайте им денег. Не нужно им искусство. Им бы только бабло срубить". Но я надеюсь, что все-таки еще не потерян сам азарт, желание сделать хорошо. В середине 90-х Михаил Алдашин показал мне фильмы, которые он сделал у Татарского на "Пилоте": "Охотник" и еще несколько коротких вещей. Все хорошо было сделано, но я ему довольно резко сказал тогда: "Миша, я вас не этому учил". Он запомнил, его заело. После этого он сделал "Рождество". И потом рассказывал, что ему хотелось сделать лучше, чем "Сказка сказок". Для художника это нормальное творческое состояние, оно позволило ему сделать выдающийся фильм. Я все время привожу в пример реплику Караваджо, который, увидев фреску Микеланджело, крикнул спустя почти 100 лет: "Я тоже художник!""


    [​IMG]
    М.Алдашин, "Рождество"

    "...для меня мультипликация не только не жанр кино, не только не вид кино — это отдельная часть культуры. И судить о ней я хочу с позиции живописи Гойи, Веласкеса, Рембрандта. Они, как и "Троица" Рублева, или египетские фрески, или живопись эпохи Возрождения, соединяют меня с миром. Я хочу видеть мультипликацию вот в этом качестве. Может быть, я оказываюсь в ситуации, когда пытаюсь из какой-нибудь миниатюрной шкатулки сделать нечто возвышенное, что соединяет ее с грандиозностью живописи Рембрандта, с его суровостью. Может быть, так. Но тогда просто я лично сам проигрываю, вот и все.

    И в конце концов со мной вместе это все уйдет. Но по-другому я не хочу воспринимать это искусство. И поэтому я несколько скептически отношусь ко многим новым фильмам. Когда я бываю на фестивалях, то смотрю фильмы через кристалл прозвучавших имен художников и многое мне становится неинтересно. Иногда я думаю, что, наверное, я стал просто идиотом — не могу себя настроить на фильмы моих коллег. Но бывают, конечно, откровения, очень остроумные решения, которые мне страшно нравятся, когда я в полном восторге. Но мне нужно другое, я хочу видеть другое".


    [​IMG]
    Д.Геллер, "Признание в любви"

    "— Вы пользуетесь компьютерными технологиями?

    — Я к ним равнодушен. Хотя мы будем делать — надеюсь, до этого дойдет, — на компьютере несколько сцен. Но перед этим отдельные сцены и персонажи будут сняты моим способом. Все заготовки я сначала сделаю сам, а на компьютере их сведут вместе и размножат. Компьютер в данном случае выступит как множительная техника. Я почти не видел ни одного изображения, сделанного на компьютере, где создано пространство настроения.

    Некоторое исключение — это фильмы Димы Геллера. И все же в компьютере нет одушевленного пространства. Оно не тактильно, не обтрогано пальцами. А я, как Фома, должен вложить пальцы в рану. Там пыли нету. Когда меня в Швеции спросили, почему у нас в фильмах такое мягкое глубокое изображение, я ответил, что у них это никогда не получится, так как они каждый день моют стекла.

    Хохот стоял!.. Мне потом переводчица сказала, что она не видела, чтобы сразу 80 шведов так хохотали. Обычно они очень сдержанные.

    — А если бы ваши фильмы перевели в 3D?

    — Ни в коем случае! Если какому-нибудь идиоту придет в голову сделать из "Ежика" 3D изображение, я из могилы встану и откручу ему голову".


    [​IMG]

    Интервью длинное, если кому-то будет интересно, рассказ продолжу.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    А завтра Юбилей

    [​IMG]

    "...30 лет тяжбы Норштейна с Гоголем. Сотни безответных вопросов одного к другому, оставившему по себе одну большую тайну. Тайной остается и то, почему великий Норштейн не может закончить свой фильм. За этим стоит вопрос, на который он никак не может ответить. Нам, его современникам, остается лишь осторожно прислушаться к художнику, прикоснуться к тайне его мучительного творческого процесса. Чувствительные японцы раньше других распознали в Норштейне Учителя, гения. Более 20 раз они приглашали его вести в Токио мастер-класс; по заказу японских коллег Норштейн сделал фильм "Зимние дни" по стихам великого японского поэта Басё. Норштейну была вручена главная правительственная награда Японии - Орден Восходящего солнца. На производство "Шинели" подчас не было ни сил, ни денег.
    Развал страны стал личной трагедией мастера. Дети выросли, жена Франческа переехала жить на дачу. Чтобы создать свою студию, Норштейну пришлось покинуть свой дом и обосноваться в помещении студии, где мастер живет и по сей день в окружении сотен эскизов Акакия, глядящего на него со всех стен..."

    Из ЖЖ-сообщества norshtein, serezhik_18

    Я так и не съездила к нему этим летом, а лишь поговорила по телефону. Хороший такой был разговор, подтверждающий - есть незримые связи духа.
    Завтра у Юрия Норштейна юбилей - 70 лет. Что желать Мастеру, я уж и не знаю. Лучше его никто не знает, что ему необходимо. Сил и времени желаю.

    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]

    Вот и день рождения.
    Как всё-таки хорошо, что у нас есть Юрий Борисыч, добрый человек, мудрый художник и большой мастер.
    Могу несколько его мыслей здесь опубликовать. Когда я читаю его, то радуюсь, как девчонка. Ну вот:

    «…сцену в полторы минуты делаешь месяц. Месяц творческой работы, очень напряженного труда, Боже мой, месяц упирался ногами, лбом – и он у тебя проскакивает здесь за минуту! И проходит время, прежде чем ты привыкнешь к увиденному, забыв, как упирался в съемке всеми силами».

    «Анимация – это размышления о вечном, о самом главном. Если фильм не строится на выстраданных ощущениях и не передаёт представлений своего создателя о жизни, о добре и зле, о верности и предательстве, тогда такой фильм не нужен…»

    «Почему люди в таком восторге, когда видят радугу? Потому что радуга – образное полукружие, здесь очевидна фантастика происходящего, как будто само небо все это акварелью нарисовало. Конечно, ученые могут рассказать и про длину волны, и почему этот цвет такой, а тот такой. Но если после этого останется только длина волны, то зачем мне эта радуга? Для меня реальность должна быть чем-то большим, чем просто сама реальность. Она должна быть одушевлена моим сердечным биением».

    «Человек талантливый открывает тайну, ему прежде всего интересно узнать – что же там будет в конце? Для человека бездарного нет никаких тайн, для него все ясно с самого начала».

    «От вечных вопросов никуда не деться, каждый день человек задает себе вопросы о жизни и смерти. Если он не помнит об этом каждый день, он идиот».

    «Творчество – это способность человека понимать свое дело как то, что станет потом частью жизни другого».

    «Мне важно, чтобы мир для меня был живым».

    «…я человек не религиозный, но я смотрю на Евангелие, как на бездонную и беспощадную драматургию. Я все время читаю Библию. Я когда где-то бываю, всегда захожу в храмы, смотрю иконы, росписи, недавно вот удалось побывать наконец-то в Ферапонтовом монастыре, посмотреть фрески Дионисия. Два часа там был, взял с собой бинокль и смотрел – когда в бинокль смотришь на Спаса на куполе, впечатление невероятное – обычным глазом ты видишь общий план, а в бинокль Спас тебя прямо насквозь прожигает. Так вот недавно был на встрече со зрителями в Вологде, мы зашли в церковь, мои спутники зашли помолиться, а я стоял и слушал проповедь батюшки. Я оттуда вышел и говорю: «Потрясающий батюшка! Вот это проповедь!» Они говорят: «Это у нас известный батюшка, он с гуманитарным образованием, университет закончил». А он говорил знаете о чем? «Не надо обольщаться своими добрыми делами». Вот в таких священников я могу поверить, что они могут восстановить земную ось.
    Сын у меня верующий, он расписывает храмы, сейчас иконостас делает. Я очень его люблю. Я иногда смотрю на него и думаю – он в ладу с самим собой, это большое дело.
    – Такое впечатление, что вы немного жалеете, что в этом вопросе вы не как он?
    – В какие-то моменты да».

    «Для художника в широком смысле слова важно не утратить способность видеть и сопереживать. Насколько ты способен сочувствовать старухе, идущей в гололёд по улице, насколько ты способен вздрагивать вместе с ней при каждом её неверном шаге, такова твоя суть».


    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]

    Вот, картинка с семидесятилетнего юбилея. Рядом жена, Франческа Ярбусова, это она создала ёжика, волчка и других неведомых зверушек...
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Без всяких комментариев со своей стороны, просто потому, что сейчас про "Шинель" напомнили.

    «…драматургия – жестокая вещь. Сила и беспощадность искусства как раз в том, что там, где, может быть, сама жизнь закончила бы иным образом, автор заканчивает правдой, но правдой не частной, а вселенской. Самая большая человеческая драма – это вопрос смерти. Я к своей второй книге, которая посвящена «Шинели», взял эпиграф из Евангелия, который, на мой взгляд, соответствует тайной сути «Шинели»: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Акакий Акакиевич не выдержал потрясения, когда у него украли шинель, потому что это было единственное его сокровище. Другое сокровище были буквы. Но он, условно говоря, буквы променял на шинель. У меня нарисованы сцены, когда Акакий Акакиевич мечется между буквами и шинелью и в конце концов летит к шинели. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Этот вопрос относится, как вы понимаете, не только к шинели, это общий вопрос. Сегодня, мне кажется, он просто висит над страной.
    У Гоголя сказано про Акакия Акакиевича: погибло существо, никем не защищенное, никем не любимое. Кто виноват? Получается, что никто не виноват, хотя вина общая…
    «Шинель» начиналась одним фильмом, а когда пошли съемки и персонаж стал одушевляться, я понял, что фильм надо делать по-другому. Когда я об этом говорил на студии в связи с другими своими фильмами, администрация говорила: «А, Норштейн, он не профессионал, он не знает, что делает». И я ничего не мог им ответить, они правы, я – не профессионал. Вряд ли меня стал бы кто-то терпеть, кроме государства, продюсер закрыл бы фильм мгновенно. Может, поэтому мне так стало тяжело, когда кончилась государственная система и началась другая. Я попал в ситуацию, где не мог разобраться и, в сущности, не мог работать. А ведь работать надо тогда, когда работается... Все надо делать вовремя, возраст есть возраст, кино – это все-таки еще и здоровье, я даже не могу сказать лошадиное, потому что лошадь не выдержит того, что может перенести человек».


    [​IMG]

    «Акакий Акакиевич не маленький человек в том привычном смысле, в котором утвердила его критическая литература 19 века. Знаете, я вам расскажу один эпизод, связанный со школьными годами, который я часто вспоминаю в связи с Акакием Акакиевичем. Мы с братом Гариком учились в одной школе, он был на год старше. Это был, наверное, год 52-53-й. Мама давала нам в школу бутерброды – хлеб с маслом и сахарным песком, и вот как-то Гарик стал есть бутерброд и видит – напротив стоит мальчик и смотрит. Гарик говорит: ты хочешь есть? Тот сказал «да», брат ему отломил половину. Потом Гарик рассказал дома об этом и мама стала намазывать бутерброды и для этого мальчика. А однажды не было хлеба и не было бутербродов. А этот мальчик подошел к Гарику уже как за своим. Гарик говорит: ты знаешь, сегодня мама не дала бутерброды. Дальше последовала фраза: «что ж ты мне не принес, еврейская морда?» Понимаете, он был маленький, худенький, такой же как и все мы, также бедно одет…
    <...>
    Акакий Акакиевич поглощен своими буквами, как ребенок. В этой повести он единственное существо, которое занимается делом. Он бессмысленно переписывает – но он здесь творец, и он наполнен любовью к буквам. Он даже спать ложился «заранее улыбаясь при мысли о завтрашнем дне» – так только дети засыпают. И в этом смысле он личность абсолютно гармоничная, в нем нет ничего безобразного. Но как только Гоголь выводит его из этого состояния в другой круг, он не способен там жить, он погибает. Если бы он жил только этим кругом и счастливо умер, повесть давно бы уже никто не читал. Но Гоголь его выводит в другое пространство».


    Ю.Норштейн
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Да будет свет: за что ещё любить её, анимацию?

    [​IMG]

    "...Иногда он смотрел в окна ткацкой фабрики, что была напротив, на гигантские бездушные, ловкие в своей механической прыти, мотальные станки, на маслянистый воздух уходящих в сумрак чревов цехов, на бесконечно однообразные движения людей, бездумностью движений копирующих машины.
    Ни о чем не думал в эти минуты Юрий Борисович, но мозг мимо воли его запоминал картину, заталкивал в темный угол сознания рядом с прочей ненужной дрянью.
    Говорят, японцы, если год-другой не пользуются вещью, выбрасывают ее. Мысль, впрочем, не вещь, да и Юрий Борисович не японец, хотя там его почитают на манер кинематографического божества, а фильмы «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» — признаны лучшими анимациями всех времен и народов. Справедливо.
    Через много лет образ тусклого маслянистого (теперь от лампадного масла) мира явится в норштейновской «Шинели», шедевре несравненном, не законченном никогда, потому что продолжающемся, как живая жизнь наша — и Юрия Борисовича, и Башмачкина Акакия Акакиевича.
    «…Миссия Башмачкина, — сказал как-то, приземлившись у железнодорожных путей Савеловского направления, воздухоплаватель Винсент Шеремет, самопровозглашенный знаток разнообразных процессов, — утверждение человеческого в этом бесчеловечном, механическом мире. Ему вовсе и не должно знать о своей миссии. Это мы знаем, а он просто пользуется жизнью естественного и вполне счастливого обитателя земли, и все, что с ним происходит, естественно. Он любим буквами, любит их и строит свой мир из букв. Господь, собственно, с чего начал строить? В начале что было? Для Акакия это тоже слово»
    Тут Винсент оглядел отсутствующих слушателей, дал газ в форсунку и улетел.
    А Юрий Борисович остался в Марьиной Роще и, повинуясь правде, которая порой его обуревала до такой степени, что он ее высказывал, крикнул вдогонку:
    — Да я и не думал вовсе о «Шинели», и кино с мультипликацией мне было не интересно. Я мечтал стать живописцем. Меня волновали соотношения цвета и формы...
    <...>

    [​IMG]
    "Сеча при Керженце"

    ...После фильма с авангардом, где он почувствовал «сопряжение форм», наступила апатия, и работал он настолько скверно, что его перевели в фазовщики. Это тоже профессия, но классом ниже. Ненависть к мультипликации была такой, что и здесь он напорол изрядно.
    Начальник вызвал Юрия Борисовича и велел идти к режиссеру Караваеву. Валентин Караваев, впоследствии друг Норштейна, разложил рисунки-фазы и сказал:
    — Ну ты, гений, посмотри, что ты натворил. — Он посмотрел — правда. Бежать надо, бежать!
    Тут опять прилетел шар, и Винсент Шеремет, увидев Норштейна, которого за слабые достижения перевели на кукольную студию к Владимиру Дегтяреву «оживлять» лягушку в фильме «Кто сказал «мяу»?», закричал ему из гондолы на весь Спасопесковский переулок:

    «Вылупившись из яйца и будучи кристально чистым и счастливым существом, не имея ни знаний, ни культуры, ни веры, в процессе освоения слов, любимых букв, он обучается. Он понимает, что шинель сшита из слов… И он все время пишет. Пишет. И он не унижен трудом. Как он может быть унижен, если у него есть чувство. Он обделен любовью, но сам-то любит, пусть слова. Да и сама любовь тоже слова. А что Христос без слов? Он сказал: встань и иди! И ты иди».
    — Ты о ком это все? — крикнул Юрий Борисович воздухоплавателю.
    — Об Акакии Акакиевиче Башмачкине.
    — До этого еще далеко.
    — Ну не так уж далеко, — крикнул воздухоплаватель и, захрапев горелкой, улетел...
    «Не так уж далеко…» Это как посмотреть. Пожалуй, несколько жизней, если считать, что каждый фильм — одна. Первая была совместной, в которую его пригласил мэтр Иванов-Вано. Сорежиссером. Норштейн переделал все фоны, разработал весь монтаж и цветовую гамму. Фильм «Сеча при Керженце» получил премии. Иванов-Вано настоял, чтобы Норштейн в титрах значился режиссером, однако в этом качестве его признавали на студии немногие.
    В коридоре коллега увидел Иванова-Вано и распахнул руки: «Иван Петрович, вашему фильму присуждена премия». Норштейн стоял рядом, но его словно и не заметили. Это была обидная малость, и она его зацепила, раз запомнил. Но значила она ерунду по сравнению с главным — он почувствовал вкус к мультипликации. Понял, что язык ее, изобразительный ряд могут быть другими. Философские притчи, наполненные тонким лиризмом и необыкновенной глубиной, последовали одна за другой...
    ...Он считал, что каждая новая работа должна идти с повышением сложности. Она должна умнеть.
    Снимая «Сказку сказок», Юрий Борисович знал, что будет снимать «Шинель».
    <...>

    [​IMG]
    "Ёжик в тумане"

    Разумеется, Норштейн был Башмачкиным в той же степени, что и деревом из «Ежика», но как человек, испытывающий давление и стремление унизить со стороны более сильных, чувствовал с Акакием все же более близкое родство, чем с деревом, хотя бы потому, что в мультипликации ты должен все пережить сам. Сам (без помощи актеров, как в художественных фильмах) все сыграть. И произвести это в одиночестве, представляя потом зрителю героев, в которых ты органично зашифрован.
    <...>
    Когда-то он говорил оператору Саше Жуковскому о тональности кадра, что в нем надо разгребать темноту.
    Саши нет, а Юрий Борисович разгребает, и рядом светло, а нарисованного и живущего своей жизнью на экране Акакия щемяще жалеешь: стертый, нейтральный, ни пола, ни возраста, — незабываемый. Откуда он взялся и куда ведет?
    — Нет! Ты посмотри, Юра, — он перевернул листок, посланный на землю воздухоплавателем, и показал строчки, написанные мелким аккуратным почерком, которых там раньше не было:

    «…он мог вообще из яйца появиться. Скорлупа разнимается, и там — сразу он, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, с небольшой лысиной на лбу, потому что он всегда таким был.
    Женщина Акакий Акакиевич, старик или дитя, не важно. Он — существо. Разве у ангела есть пол? Он трудится над нами. Он не знает, что он ангел. Ангелы, они же не абы что, они трудящиеся…»

    Шар улетел. Юрий Борисович по-детски засмеялся, сделал из листочка бумажного голубя, и тот, взмахнув крыльями, поднялся в небо. Я посмотрел на Норштейна: труженик, несколько рыжеват, может, то, что другим недоступно…
    Что-то есть в этом. Кто знает…"

    Юрий Рост, "Разгребающий темноту". 15.09.2011

    Здесь всё.

    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    P.S.

    Кому надо познакомиться с Винсентом Шереметом - вам сюда.

    [​IMG]
    По направлению к людям

    "Бог устроил все толково. Он ограничил время нахождения в пути, но не сам путь. Конечна жизнь, сказал он, но желание жить – бесконечно.
    Безграничны возможности, бессмертна душа. Иди и ищи! И заметь себе: достижение цели лишено смысла, ибо означает конец пути. Движение к цели и есть жизнь.
    Чтобы ты ориентировался хоть как-то, Бог расставил столбы, на манер верстовых, что сохранились у дороги из Петербурга в Царское Село, а люди написали на них цифры, сами по себе не означающие ничего, если не учесть место или время, когда ты делал шаг.
    Всякий вдох мы минуем очередную временную версту.
    <...>
    Тот, кто истинно в дороге, да будет согрет и накормлен теми, кто истинно на дороге.
    Встретишь! Только иди: вон там Дант сошел с круга и бредет в поисках тебя, здесь Григорий Сковорода с котомкой легкой мудрости, в которой ты так нуждаешься, а это Ганди, по нашему-то снегу босой, одной скатертью укутанный и ласковый. Для тебя бредут по времени Путеводители... Присоединяйся.
    И этот, со снегоступами, тоже для тебя. Можно и за ним. По направлению к сванам. Это все равно по направлению к людям.
    Двигайся к цели.
    Не достигай ее.
    Хотя бы еще год.
    Хотя бы один день".


    Юрий Рост
     
    list и La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Всякое искусство имеет смысл, только если в наших душах открывается любовь".
    Юрий Норштейн

    Вот фильм Олеси Фокиной "Вышел ёжик из тумана", хотите - качайте, хотите - смотрите так.

    Несколько цитат.
    Паола Волкова: "Гений - это норма. Только гении соответствуют замыслу Бога о человеке. А все остальные... недовоплотившиеся (смеётся). Гениален тот, кто пришёл, чтобы дать людям, чего у них нет. И мне трудно представить себе человека, который не помнит его фильмов, раз увидевши. Мультфильмы Норштейна - это форма, а по сути это очень глубокие философские притчи. Сколько раз я наблюдала в своей жизни, а может, и сама была участником притчи, архетипической притчи о Журавле и Цапле. Невозможность объясниться, невозможность распаковать себя... То есть делаем всё наоборот - раскрываемся, обнажаемся, когда от нас это не требуется, когда вообще это неприлично. А тогда, когда это необходимо - мы вдруг начинаем зашнуровываться, до носу, до глаз... Мне кажется, это - об этом".

    Юрий Норштейн: "Понимаете, жизнь единственна. Только лишь работая на ремесленно-профессиональном уровне... мне кажется, это недостаточно для самого себя. Важен тот самый момент восхождения твоего. Поскольку если нет восхождения - есть остановка, точнее, движение вниз.
    С белого листа нужно построить всё изображение. Я на "Сказке сказок" пережил катастрофу. У меня было ощущение, что легче покончить с собой, только не продолжать работу. Говорю кинооператору и Франческе, конечно, своей: "Ребята, фильи идёт не туда". Фильм закрыли на месяц. Я для себя решил: если я найду ход - значит, будем продолжать, не найду - всё, моя биография закончена на этом. Вы можете представить, что я пережил за это? Я потерял голос... <...>
    Кино - жестокая вещь. И выйти можно к какому-то новому результату через вот это страшное перенапряжение.
    Мне приснился сон, будто я вот лечу над землёй, и подо мной бегут люди, а из живота у меня жгуты молний, которые просто жалят этих людей, а у меня страх: я же их могу убить. Я проснулся, окна были открыты, бушевала гроза, молнии били просто в землю, снопы воды заносило в окна, это было светопреставление какое-то... На следующий день я приехал к Фране, уже светило солнце. Я ей рассказал сон, она сказала: "Это их тебя гадость вышла" - с удовольствием тайным...
    ...Был яркий солнечный день, и мы с ней пошли гулять. И вдруг в траве - такой молоденькой, нежной траве, которая просто колышется от малейшего дуновения ветра - мы нашли белый гриб. И когда мы пришли домой, я вдруг взял лист бумаги, сел и раскадрировал зимний эпизод, которого не было в фильме. И пошло, сразу пошло, и я понял, что я спасён".

    [​IMG]

    [​IMG]

    ""Шинель"... с грехом пополам тащится по колдобинам, громыхая всем своим составом. Не знаю, к чему она притащится в конце концов...
    ..."Сказка сказок" - это свет, "Шинель" - это чернота...
    ...Я, конечно, был наказан за своё легкомыслие. Если бы я понимал всё пространство, я бы вообще, может быть, не стал бы делать. Я только стал понимать весь ужас этого пространства зоны "Шинели", когда уже вошёл туда с ногами. Я столкнулся с чёрной дырой в буквальном смысле. Я знаю, сколько мне приходится перерабатывать материала, биться головой об стену в самом прямом, а не фигуральном смысле. Миллиметры... они выбиваются буквально зубилом по кадрам. Как казалось, что ты царапаешься по ледяной скале, и ногти проходят и оставляют следы в этом инее, который покрывает эту каменную поверхность, и ты не способен процарапать и пройти это расстояние, и вот тут наступает тот самый ужас...
    Я бы на нём бы не зацепился, если б на секунду мог себе представить, что события развернутся таким образом, когда просто не будет условий для нормальной работы..."
    "Я никому не должен, но я должен самому себе...
    <...>
    Я делаю кино руками... Почему я не приемлю компьютерную графику?.. Я часто цитирую Флоренского: "Это не проработано духом" или "Это проработано духом". Это - применительно ко всем обстоятельствам, связанным с искусством".
    "Микеланджело не закончил свою последнюю работу "Пьету Рондонини". В этой работе его интересовал лишь его собственный процесс приближения к какому-то только ему открывавшемуся идеалу или какие-то только ему открывающиеся ворота".

    Отар Иоселиани: "Гоголь не знал, что из этого кто-то сделает произведение ещё более глубокое...
    Это крест, который он несёт".


    [​IMG]

    В начале фильма маленький мальчик спрашивает "А вы вправду Норштейн?", а после ответа "Что? Не похож?" говорит "Грустный какой..."
    А друзья говорят, что рядом с Юрием Борисычем им всегда радостно. В этом нет противоречия. Эта выстраданная радость, без истерики, со знанием. Наверное, это сродни той радости, которая бывает в детстве от встречи с мамой, отцом, бабушкой, входящими в дом после долгого отсутствия. У них есть для тебя драгоценные подарки, и сами они такие родные и такие усталые. И подарок долго остаётся драгоценным, а уставшую маму хочется и пожалеть, и укрыть теплее... Так и встреча с глубокими, но странно печальными людьми рождает очень богатый ответ чувств. Это дороже бурлеска - без полутонов и теней, который обычно выдаётся за радость. Норштейн обладает даром выстраданной радости. Наверное, это очень важная составляющая того, что надоумило его друзей называть его "Гением".
    А молнии, бьющие из живота его в бегущих внизу людей... Ведь в самом деле это так. Он извлекает из жизни эти притчи, и они многое могли бы убить в человеке, если бы сам мастер не имел в своей душе любви и не открывал её в нас. Только этим и спасаемся - такая маленькая модель Творения на земле.

    В фильме Олеси Фокиной звучит музыка Михаила Мееровича, бессменного композитора Норштейна. О Мееровиче услышите рассказ - короткий, но очень интересный - самого мастера.
    И хорошие добрые слова об операторе - "великом утешителе" Александре Жуковском.
    И рассказ о работе для ТВ - такой, какая она была на самом деле (про заставку для "Спокойной ночи, малыши"), и о сотрудничестве с японцами (про курсы в Японии и про "Зимний день"), и про работу над книгой "Снег на траве", и про сына Бориса, иконописца, и поздравление Хаяо Миядзаки...
    Посмотрите, очень интересно.

    ...А вот об этом всём -
    "Если у меня рисунок не является молекулой чего-то большего, то он мне не нужен...
    ...Она решила, что я её уже выпотрошил как художника, и она больше не художник".
    (Ю.Норштейн)
    - я ещё напишу, Бог даст, в другой ветке, потом.
     
    list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Написала.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]

    Октябрь 2011г.

    "Не могу забыть, как десять лет назад в Америке я увидел фильм пятилетнего ребенка, который считаю абсолютным шедевром. На экране — цветущее зеленое дерево. Потом послышался звук пилы. Дерево дрогнуло и упало. Стало тихо. И вдруг из дерева медленно появился белый его силуэт, как душа, взлетел и улетел на небо. Вся философия мира в маленьком фильме... Мне бы хотелось знать, что теперь делает этот человек. Живет ли в нем то давнее чувство, какое он вложил в свой фильм?..
    Нам всё время кажется, что дети необыкновенно талантливы, а на самом деле, — это их естественное состояние. Ребенок населяет всё своими фантазиями, чувствами. Тут нечему удивляться. Удивляться и тревожиться нужно, когда ребенок не может этого делать.
    Почему, собственно, у детей есть эта возможность — творить, и они делают такие великолепные шедевры? Потому что они свободны — это свободное творчество, то, что называют «искусство для искусства». Только когда человек свободен, он может быть искренен, способен понять окружающее. Он отвечает как бы перед самим собой. Ему просто не для чего врать.
    Ребенок рождается с огромным, колоссальным запасом сил, гарантирующим здоровье, если, конечно, нет аномалий. Сама природа это гарантирует. Дает этот запас. Это уже потом человек начинает эти силы разбрасывать в разные стороны, изживать... И постепенно каменеет. У него исчезает сопротивляемость миру, уходит та самая свобода, благодаря которой он и творил. На место утраченной физической и нравственной силы приходит желание защищать то, чего в тебе уже нет.
    Нередко, став взрослым, ребенок, который творил, создавал замечательные произведения, становится вдруг совершенно другим человеком. Ему начинает казаться, что те истины, которыми он владел в детстве, — недостаточны. Он начинает их стесняться... Тем более что с ранних лет его учат, «как жить». Вырастая, он меняет свои представления о жизни, в нем поселяется страх. Собственно, в этом, как мне кажется, и заключена проблема — люди не доверяют друг другу. Ожидая обмана, человек старается опередить другого, начинает обманывать сам, и создается эта непрерывная гонка. Появляется это пламя — зависть, желание насолить, «наследить» соседу, язвительная улыбка по поводу несчастья другого — все это не имеет никакого отношения к жизни подлинной. Я, в общем-то, не вижу средств, которые могут это остановить. Единственное, что может повлиять, — это воспитание с детства доверия друг к другу".

    Ю.Норштейн, из статьи в журнале «Детская литература» №5/6 за 1998г.
     
    list и La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603


    Те, кому может быть не очень интересна анимация, но интересен Норштейн как личность, посмотрите и послушайте его небольшое интервью с круглого стола аниматоров Вышеградской группы.
    Почему "нас перебьют поодиночке"? Правда ли, что происходит массовый выход из творческого процесса?..
    Опять "забыли человека"...
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]

    Вот такое событие происходит сейчас (с 23 по 26 марта) в парижской видеотеке "Forum des images".

    Цикл встреч посвящен творчеству двух крупнейших фигур современной мультипликации - классика японской кукольной мультипликации Кихатиро Кавамото и легендарного российского режиссера-аниматора Юрия Норштейна. В программе мастер класс Юрия Норштейна, показ лент обоих режиссеров, в том числе цикла «Зимние дни», над которым Кавамото и Норштейн работали вместе...
    ...Юрий Норштейн выступил перед парижскими зрителями и поделился своими воспоминаниями о Кихатиро Кавамото, скончавшимся в 2010 г. в возрасте 85 лет. «Он был замечателен тем, что никогда не был взрослым. Он всегда хохотал так, как может только хохотать ребенок. И это, как мне кажется, подлинная черта творческого человека».

    "...Юрий Норштейн рассказал о том, как он работал с Кавамото при создании фильма «Зимние дни». Японский режиссер решил снять мультипликационный фильм по мотивам одноименного поэтического цикла японского поэта Басё, написанного в форме рэнга. Рэнга, «сцепленные строки», это старинный жанр японской поэзии, схожий с буриме: каждое последующее стихотворение (хайку) повторяет в начале последнюю строчку предыдущего. Это коллективная поэтическая игра: рэнга слагалось из строф, написанных разными авторами. А начальную строфу поручалось написать поэту-мастеру. Кавамото пригласил 35 режиссеров-мультипликаторов, каждому из которых досталось по строфе из поэмы Басё, по которой авторам предлагалось снять краткий мультипликационный сюжет. А первый мультфильм, открывающий весь цикл, он поручил Юрию Норштейну.
    Предваряя показ цикла «Зимние дни», Юрий Норштейн рассказал, как он работал над своим сюжетом. Он предложил невероятный сценарий: встреча самого Басё с мифологическим Тикусаем, персонажем японского фольклора, и Кавамото с энтузиазмом поддержал эту идею. «Как тебе пришло это в голову? Мы об этом даже не подумали», - воскликнул японский метр. На что Норштейн ответил: «Потому что художник должен быть иногда глуповат, как говорил Александр Сергеевич Пушкин»..."



    (Кажется, у меня уже висит где-то эта работа, но она стоит того, чтобы пересмотреть её).
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603


    Художник о культуре - горько и тревожно. Фрагмент интервью Норштейна осени 2011 года.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Так выходит, что собираются мной сейчас разные цитаты разных людей совсем не солнечные. Простите, не обессудьте. Можно пропускать мой заповедник, если его невесело читать. Но я всё же буду собирать то, что нахожу драгоценным.

    "Дети знают, что дерево живое, и если его режут под корень, из него вылетает душа в белой одежде. Куда уходят эти дети, и почему на их месте появляется не лицо и даже не личико, а мурло — и внутри ровная полированная плоскость вместо души, где ничего не задерживается: ни тополиный пух, ни свист стрижей, ни муравей, который, пыхтя, тащит елочную иглу в муравейник. И просыпается это мурло только если кто-то коснется его имущества. Для него ценно то, что выражается денежным знаком.

    Когда мы придем к ценностям, которые не ухватишь, а сможешь обладать ими не иначе как через работу души и ума, мы сможем сказать, что становимся цивилизованней на две тысячи лет назад и кажется, что мысли бродячего философа начинают проникать в наше сознание. В сущности, искусство — это видимое представление Книги, именуемой Библией. И с какой силой отзываются страсти этой книги в нас, страсти правдивые и беспощадные, с такой силой будет наша жизнь отражаться в любых мельчайших сюжетах..."

    Юрий Норштейн
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "- Что вы думаете о показанной в Париже программе «Кавамото – Норштейн»? Составитель программы призналась, что более десяти лет мечтала привезти вас в Париж. Французы очень вас любят, во Франции жил знаменитый русский аниматор Александр Алексеев…

    - Я знаю – я знаю его творчество, это вообще один из великих людей в мультипликации и в изобразительном искусстве, он же сделал такие необыкновенные открытия в графике и то, что он делал в книге – это абсолютно невероятно.

    - ...русско-французский аниматор...

    - Да, он связал две культуры. На самом деле он русскую культуру вывез сюда, во Францию, а здесь одушевил тем, что он увидел в этом пространстве. Тут произошло такое вот слияние. Я смотрел на этот цикл и с грустью думал, что у нас в России, наверное, никогда не покажут. Вот такая беда. Сегодня настолько опустили зрителя – в самом низменном, жаргонном, воровском, паханском смысле, - и он уже не способен воспринимать все то, что требует от него умственного усилия.

    - Но сейчас многое в России меняется…

    - Не просто меняется, многое уничтожается, многое просто разрушается. Разрушается не просто облик страны или облик города, разрушается пространство внутри человека.

    - Но люди сейчас вышли на улицу, протестуют, они четко показали, что они со многим не согласны…

    - Они не согласны, они могут высказать несогласие, а что они будут думать потом, когда им дадут то важное, о котором они говорят, и вдруг выяснится, что это важное требует от них умственных усилий. И вот тогда надо посмотреть, как будет вести себя человек. Понимаете, чтобы что-то поменялось, надо за это потрудиться как следует. С этим гораздо хуже у нас. Кричать на площадях – кричат. Но на самом деле, жизнь требует каждодневной бытовой работой. С этим сложнее. Потому что, видите ли, только человек, который накопил в себе сочувствие к другому, накопил определенные знания, просвещение, он способен за бытовой работой увидеть нечто большее. Это же относится, кстати говоря, и к работе политика. Но это относится и к жизни и работе любого человека. Пока не подойдут к этому: что жизнь состоит из очень простых вещей. Что все эти стремления обрести богатства, из которых хотят выстроить редут и может быть даже отгородиться от самой смерти, - это все чепуха и дешевка. Вот пока мы не поймем, что жизнь состоит из очень простых вещей, и это не будет исповедоваться в искусстве – а этим насыщена любая религия – вот до тех пор ничего не будет. И мы будем играть в декоративную религию, в декоративное искусство, в декоративных людей и ожидать, когда мы сможем на повороте обогнать своего бывшего вчерашнего друга и, не заботясь о нем, пойти вперед. Вот такая ситуация.

    - Но надежда есть – у России, у нас?

    - Я не знаю. Надежда должна вырабатываться, это тяжелый труд! Все это требует сверхусилий, как работа в кино, в конце концов. Это должно быть такое же переживание, как мать переживает за своего ребенка. Мы все хотим искать какую-то новую идеологию.. Самое страшное, что может произойти – это выработка новой идеологии, потому что мы гибнем от идеологий. Я никогда не соглашусь, что идея социализма плоха. Только нужно выполнять законы! Но ведь тут следующий вопрос: никакой закон никогда не сможет объять жизнь. Жизнь может объять – и то, каждый раз не полностью – только искусство..."

    Из интервью Юрия Норштейна "Русской службе RFI", Франция. 16 апреля 2012г.

    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "...Градостроительство сегодня – эта наука с гигантским опытом за плечами.
    Уж наверное можно было привлечь к проекту знающих людей, которые могли бы сказать, есть ли у «Большой Москвы» перспективы. Или мы вконец загубим всю нашу экосистему. Сам Достоевский записывал: «Человечество обновится в саду и садом выправится - вот формула». К сожалению, мы постоянно находимся во власти силы, денег, идеологии и невежества. Желание Достоевского об обновлении человека садом сегодня выглядит романтикой. Мы заложники частной собственности на леса, озёра, реки – всё это богатство отдаётся в частные руки якобы в аренду, а на деле – навсегда. И вход в этот сад запрещён. Посмотрите, что сделал Лужков вместе со своими архитекторами с Москвой. Перекорёжено всё её пространство. Буквально сметены отдельные зелёные оазисы. Москва перенаселена.

    Наука градостроительства существует, и расчёты ещё никто не отменял.
    Понятие пространства городской среды разрабатывалось ещё в эпоху Возрождения, да и задолго до неё. Город – это музыкальное сочинение, где есть главные темы, оркестровка, звучание отдельных камерных инструментов. Москву убивали тотально. Забивая домами-сваями малейший зелёный пятачок. Снося бездумно памятники архитектуры, направляя все силы на бессмысленный Сити-центр, который будет продолжать убивать гигантское пространство вокруг. А чего стоит Киевская площадь с её гремучим торговым домом-грейдером. И где же архитекторы, которые должны нести ответственность за градостроительство?

    Когда-то вокруг столицы существовал лесной пояс.
    За последние 20 лет его резали, резали и урезали до минимума, поэтому Москва – это сегодня грязный город. Все идеи по его «реанимации» должны сводиться не просто к тому, чтобы создать пространство для жизни – нужно также думать о парках, о высоте домов. Да много о чем.

    Так что ничего нового в этом смысле не происходит.
    Новой Москвы нам не предлагают. Мы, жители этой страны, являемся частной собственностью правительства, вот и всё.

    Вспоминая классика, могу точно сказать: редкая птица долетит до центра этого города.
    И не хватит силы розы ветров, чтобы прокачать воздух этого пространства".

    Ю.Норштейн, "Редкая птица долетит до центра "Большой Москвы"..."
    12 апреля 2012г.

    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Юрий Норштейн: ...сегодня преобладает практический подход к жизни, когда из жизни делают механизм, не соотносят ее с природой, не соизмеряют с произрастанием всего живого. Этот практический подход и есть убийство жизни, которая не может быть твердой, жесткой, она ломается. Мы знаем, что происходит с кровеносной системой, когда сосуды забиваются известкой. Сейчас жизнь не имеет той слабости, мягкости, которая дает возможность двигаться. Это для меня драма. Современный человек сходит с ума по части своего благополучия и комфорта. Для него не существует таких понятий, как дорога, дерево, стол, напоенный солнцем, нагретая трава, запах осенней прели. Есть только практическая целесообразность жизни, и тогда кромсаются реликтовые деревья и прокладывается по ним скоростное шоссе для бессмысленной гонки. Дерево растёт сто лет, а уничтожается в несколько мгновений.

    Ксения Туркова: То есть для вас слова «благополучие» и «комфорт» являются, по сути, антисловами?

    Ю.Н.: Да, они мне омерзительны. В них нет понятия труда, нет понятия сделанной вещи. Зачем делать, если можно купить. Но движение руки, его осмысленность - это и есть умственное питание невероятной силы. Какое эмоциональное богатство заключено в обычном человеческом жесте! Интеллект ребёнка можно определить по тому, как у него двигаются руки.
    Эти понятия (благополучие и комфорт) окружают нас забором, превращая живое пространство в зону. Мой дом - моя крепость. Но в этот момент мы погибаем, воздух не способен продуть эти участки.

    К.Т.: А на уровне языка мы тоже строим заборы?

    Ю.Н.: Да. <...>

    Корр.: Вы заговорили о детях. А с ними мы как разговариаем? И как надо?

    Ю.Н.: Я говорил со своими детьми как с равными. Я никогда не пытался сюсюкать, пытаясь подражать их несовершенству произношения, которое связано просто с неразвитостью речевого аппарата. Дети терпеть не могут, когда им причмокивают.

    К.Т.: Вам нравятся тексты современных мультфильмов?

    Ю.Н.: Не нравятся, и не только тексты. Они содержат агрессию, самодовольство. Человек не подвергает сомнению сделанное. Есть, конечно, исключения, если о текстах говорить. Вот, например, «Смешарики» (которые мне совершенно не нравятся с визуальной точки зрения) поднимают хорошие, острые, тонкие темы, которые держатся на прекрасно написанных сценариях. Это положительная сторона. Но все равно, по сути, «Смешарики» — это конвейер, здесь нет и не может быть высокой эстетики. К сожалению, мы живём в эпоху конвейера, а искусство — понятие единичное. Конвейер заразен, пресловутое «как бы» заразило всё общество, даже мелькает в лексике учёных и вошло в народную речь, которая раньше текла как реченька по камням. Вот и слышим «как бы люблю», «как бы моё творчество»…
    <...>

    К.Т.: Каким языком с нами разговаривают политики?

    Ю.Н.: Языком? Нет, это не язык. Это просто система знаков, посредством которых политик дает понять, что мир является его частной собственностью. Российский политик поставил между собой и обществом высокий забор, подлинная реальная жизнь мешает его планам, которых на самом деле у него нет. Остается только одно — жажда наживы.
    <...>

    К.Т.: Делите ли вы слова на свои и чужие? По какому слову вы можете определить, что это не ваш человек?

    Ю.Н.: Скорее не по словам, а по музыке речи, по словосочетаниям.
    <...>
    Для меня важнее структура речи, неозначенность фразы, которую человек начинает и прорабатывает своим умственным направлением. Ты понимаешь, что он шел по этой фразе, как по мысли, не думая, чем ее закончит, и финал фразы является для него открытием. Это сближает с сочинением стиха поэтом, который не всегда знает последнюю строчку. В каждой фразе должно быть открытие, надо удивиться. И если человеку удается меня удивить такой фразой, вопросом, я понимаю, что это «мой» человек...

    Из интервью "Московским новостям". 1 июня 2012г.

    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей