1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Может быть, повод для того, чтобы разместить этот ролик здесь, совсем нестоящий. Такой нестоящий, что рассказывать о нём я, пожалуй, не буду. Но в коллекции всяких историй, где был Норштейн, и без повода этот ролик не лишний.
    "Еврейский стандарт" на рояле, а рояль не в кустах, а на положенном месте - на сцене.
    Жванецкий и Норштейн пьют горькую перед полным зрителей залом, и Юрий Борисыч рассказывает - о небо! - снова о культуре.
    Очень задушевно.
    Я, как всегда, с ним целиком согласна.


    С творческого вечера М.М. Жванецкого на радио "Маяк" в рамках проекта "Классики"
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    В рамках "Бу!феста" (boo!fest 6) Юрий Норштейн выступил с лекцией о замысле и истории создания фильмов. Об этом - репортаж Птицы (ptica-77).

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Откровением для слушателей стало то, что вся анимация, как оказывается - это чистый балаган, скоморошество, в котором, соответственно, главный герой всегда - скоморох. Персонажи подразделяются на клоунов рыжих и белых. Так, Акакий Акакиевич - клоун белый, зайчик из "Лисы и зайца" - тоже. А Лиса - клоун рыжий...

    [​IMG]
    [​IMG]

    Все истории - это истории Пьеро и Арлекина, добавлю я от своего лица.
    Поэтому гротеск - органичный язык анимации, даже в самых лиричных сюжетах.

    Что я могу сказать? Живёт одновременно с нами классик искусства, мечтает оставить после себя что-то стоящее, рассеивает семена творчества, где может. Завидую, конечно, тем, кто может оказаться с ним рядом, разговаривать с ним. Я разговаривала с Норштейном однажды, могу сказать, что он способен счень концентрированно излагать мысли. Это кроме обаяния.
    У меня, конечно, по жизни "узкоцеховые" интересы. Поэтому, если всё рассказанное никому здесь не интересно, а мои задачи совершенно непонятны, то прошу у всех прощения за отнятое время.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    "...Теперь, в упоении от того, что страна просто в идеальном состоянии, они решились взяться за последний, так сказать, штришок. Последний штришок у них связан с борьбой с курением.
    Что я могу сказать? Сон разума рождает чудовищ. Потом начнется борьба с употреблением водки, потом они начнут запрещать стихи Пушкина, у нас под запретом будут Овидий и Гомер. Все, что таит в себе живое, жизнь – все будет под запретом. Будет существовать только одна Государственная дума.
    Идея вырезать кадры с курением Волка и замазать трубку крокодилу Гене – абсурдна. Когда рыло в пуху, начинают направлять всю свою энергию на моральные вопросы. Мы знаем, чем это заканчивается и что таится под этим моралите.
    Как можно этому противостоять? Как можно противостоять тотальному чудовищному наезду? Что можно делать, если тебя в переулке поджидает банда подростков, которая ничего не знает, кроме того, что ограбить, побить, убить? Так и с этим законом.
    Никаких корректив здесь быть не должно. Просто начинают не с того края. Вместо того чтобы заниматься просвещением, здравоохранением, давать деньги на развитие науки, они нашли ходы, где могут применить свою энергию.
    Нет никакой трагедии, что крокодил Гена посасывает трубку. А как тогда быть Шерлоку Холмсу? Нужно весь цикл этих фильмов запретить, поскольку Шерлок Холмс не расстается с трубкой в течение всего фильма?
    Половина поэзии тогда уйдет в небытие. Тогда дети не должны читать Эдгара По, Бодлера, потому что за каждым из них свои грехи.
    Детей нужно воспитывать на хороших произведениях, на природе, на внимании к окружающему миру, на внимании друг к другу, на взаимопомощи, на милосердии. Тогда они сами разберутся, что хорошо, а что нет.
    У меня сын закурил в пять лет. Я не стал ему ничего запрещать, но я нашел ход, как избавить его от этого. Хотя я не считал, что это большая драма, поскольку всех детей в пять лет привлекает что-то запретное и таинственное..."

    Ю.Норштейн

    Сын Юрия Борисыча, добавлю, теперь - иконописец и, наверное, хороший человек...

    [​IMG]
    "Сказка сказок"

    Источник.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    В прошлом году был юбилей, а в этом году - просто день рождения. Долгих лет, здоровья и удач, удач побольше.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    "— Юрий Борисович, что вы думаете о новом законе о защите детей от вредоносной информации, вступившем в силу с 1 сентября сего года?

    — Если бы прежние мультфильмы снимались, следуя этому ханжескому циркуляру, то добрая половина не вышла бы на экраны. «Каникулы Бонифация» точно бы никогда не показали — потому что директор цирка, разговаривая с Бонифацием, курит сигару. Крокодил Гена курит трубку — туда же, запретить. А теперь представьте, что будет твориться, когда всякие недалекие подхалимы кинутся выполнять предписание! Мне страшно предположить, какую пресную мерзость изрыгнут студии, что придется смотреть детям. Именно придется, ведь «старое доброе» в одночасье стало «плохим». Нет, это не то слово, не «плохим», а скорее «неугодным». Взамен для детишек «накопируют» с помощью компьютеров еще пять сотен серий «Смешариков». Ярко, празднично, но бездушно.

    — Я так понимаю, что компьютерная анимация сейчас занимает лидирующие позиции, ее в десятки раз больше, чем классической, «рисованной человеком». Не разлагает ли компьютер художника?

    — Поскольку я с компьютерами особо дела не имею, мне сложно сказать, какой путь проще — взять в руки краски и зафиксировать полученное на пленку или «цифру» или же моделировать все на «машине». Не окунувшись в мир шуршания грифеля по бумаге, невозможно создать картину, достойную музея или киноэкрана. В мире компьютерного моделирования нет сопротивления материалов, а это одно из условий появления искусства! Технологии отучили думать и чувствовать, отучили работать над смыслом, поэтому-то при всем инструментальном богатстве нет никакого ощутимого результата. Я посмотрел отрывок из новой «Снежной королевы», и знаете, простейший эпизод оказывается бессмысленно перегружен спецэффектами. Зачем? Ради чего? Да просто так, потому что сказать и показать, кроме компьютерных экзерсисов, нечего! Мысли-то нет! Я процитирую писателя Юрия Олешу, который сказал очень верно: «В эпоху быстрых скоростей художник должен думать очень медленно». Вот этой «медленности», вдумчивости и не хватает. Но для «медленности» нужны деньги. Для денег — адекватные чиновники, читающие книги, просвещенные люди. А таких, простите, я что-то не видел.

    <...>

    ...Нами было написано письмо Путину и Медведеву, подписано оно было еще Леонидом Шварцманом и Андреем Хржановским (Леонид Шварцман — художник анимационного кино, удостоенный международных наград за работы «Снежная королева», «Золотая антилопа», «38 попугаев», автор визуального образа Чебурашки; Андрей Хржановский — режиссер и аниматор, народный артист РФ. — Прим. авт.). Письмо довольно толковое, с ясным изложением того, что же необходимо для спасения отечественной мультипликации, и «Союзмультфильма» в частности. Нас не обделили вниманием, звучало много правильных слов. Но произошедшее через несколько месяцев меня просто выбило из колеи. Мы писали о возрождении «Союзмультфильма», писали о том, что студии нужны «подъемные деньги». Да, деньги появились, триста миллионов рублей. Но к кому они попали? Они упали в руки к успешной компании, выпускающей «Смешариков», и Сергею Сельянову, который тоже не бедствует! «Союзмультфильму» досталось всего десять миллионов, которые при всех наших проблемах — так, по губам помазать! И в этот момент никто из них не задался вопросом, даже не подумал: «Стоп! Речь же шла о «Союзмультфильме»! Ребята, что мы делаем?» Они просто взяли деньги и остались довольны. Какое им дело до студии? Утонет она — тем лучше, они же получат больше!

    — Кстати, о «Союзмультфильме». Как продвигается «дело о возвращении коллекции мультфильмов»? Вернулась ли она?

    — На словах — да, на деле — нет, до этого еще далеко. Проблема вот в чем: оказывается, «Союзмультфильм» в итоге остался еще и должен организации, созданной буквально на его костях! Мы должны двенадцать миллионов. А впереди — еще и переезд студии. Что-то мне подсказывает, что РПЦ спокойно может подождать: ведь в здание, которое они так хотят, нужно все равно вкладывать невероятные суммы. Они могли бы повременить лет восемь, пока на существующей базе образовался бы творческий костяк, чтобы было С КЕМ переезжать. А так это перемещение из одной пустоты в другую, и ничего положительного в этом нет.

    <...>

    — Подводя итог разговора о жизненных ценностях, спрошу: что же должно быть главным сегодня для каждого из нас?

    — Начну издалека. Сейчас нам на пятки наступает поколение, которое не прикасалось к прекрасному, которое все мерит рублем или более устойчивой валютой. Сейчас фраза «Советская страна погибла» произносится с каким-то тайным удовольствием. А чего веселиться, если страна погибла? Что она вам плохого сделала? Вы в ней жили? Видели ее? С тем миром ушло что-то такое замечательное, что я чувствовал, даже бегая в Госкино и отстаивая свои идеи, «проталкивая» очередной фильм. Но фильмы-то в результате вышли! Их люди увидели и смотрят до сих пор! А сегодня — экраны пусты, нечего смотреть. Мы ничего не производим. Даже если есть идея, то она сгинет, ее задавят чиновники, а если и не они, то пожрут другие волкодавы — прокатчики: ничто не выйдет на экраны кинотеатров, если это не соответствует рейтингам и их вкусам! Поэтому в этом странном и жестоком мире главное — быть порядочным человеком. Ведь как только человек касается денег, с ним происходит что-то ужасное. А происходит это от отсутствия внутренней культуры. Таким образом, круг замыкается — не производя новых культурных ценностей и перекрывая с помощью «защитных» законов доступ к старым, мы вырастим поколение абсолютных эгоистов, стяжателей, безвольных, бесполезных и бездушных человечков. Человечков — потому что они не будут более иметь права называться гордым словом Человек".

    Из интервью "Вечернему Петербургу" от 13 сентября 2012 года

    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Спасибо за мультфильм, La Mecha)

    [​IMG]

    А Норштейн всё время собак подбирает, брошенных, никому не нужных.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Буквально на днях состоялась встреча двух замечательных людей - Резо Габриадзе и Юрия Норштейна. Встреча могла состояться и без нашего закадрового присутствия, конечно, поскольку эти люди - старые друзья. Но её записали добрые люди с сайта "Большой Город" (далее в тексте - "БГ"), поэтому нам посчастливилось прочитать этот интересный диалог. Попробую разместить часть его в несколько приёмов.

    [​IMG]
    Резо Габриадзе, писатель, сценарист, режиссёр, драматург, художник, скульптор, основатель Тбилисского Театра марионеток (1981г.), автор сценариев фильмов "Не горюй", "Мимино", "Кин-дза-дза" и др.
    Сейчас - в Москве на гастролях с Театром марионеток.

    [​IMG]
    Юрий Норштейн, художник, кинорежиссёр.

    «В раю у хороших людей от варенья липкие уши»
    "Большой Город", 5 ноября 2012г.

    Габриадзе: ...Я как-то сидел с актерами в театральном кафе, правил текст. У меня началась спазма, я взял нитроглицерин. За соседним столом сидел старый врач, он меня остановил и принес из бара коньяка. Велел пить немножко, приблизительно ложечку. С тех пор ношу фляжечку. Но только коньяк. Желательно французский! В год хватает 50 грамм.

    Норштейн: Антон Павлович Чехов тебе бы то же самое, наверное, сказал.

    Г.: Может быть. Знаешь, кстати, что напугало Чехова, почему он ушел в литературу? Ему профессор сказал на выпуске: «Только от неверной диагностики у вас погибнет 20 человек». Какая смелость — диагноз поставить! Так, значит, что? Нашей дружбе — лет сорок, если не больше.

    Н.: Я сейчас к тебе зашел и первым делом столкнулся с удивительным персонажем, который у тебя на ниточках висит перед дверью. Он же совершенно живой. Вообще, мне иногда кажется, что марионетка — она более живая, чем актер. В ее случайном жесте гораздо больше жизни. Я помню, как во МХАТе шел твой спектакль («Дочь императора Трапезунда». — БГ), и там была одна кукла — мне спектакль так не запомнился, как этот герой. Он шел, героически размахивая во все стороны руками, мечом на поясе, с болтающимися доспехами… Невероятно смешной.

    Г.: Он всем запомнился. Этот герой был самым маленьким в спектакле. Он жив-здоров. Он крутился как пропеллер, укладывая вокруг себя горы трупов рыцарей. В конце он наталкивался на башню, та наклонялась и превращалась в Пизанскую. А тот, что у двери… (Берет куклу в руки.) Это удивительная история. Вторая мировая война, один наш попал в плен. И француз, врач, его спас. Потом они дружили всю жизнь, а теперь дружат их семьи, уже внуки. Врач совсем недавно скончался, он работал, кажется, в ЮНЕСКО. Но совсем в старости, уже перед смертью, признался, что всю жизнь мечтал быть клоуном. Я ему эту мечту исполнил, хотя поздно. Я эту историю знаю, потому что моя близкая подруга — внучка того старика, который попал в плен. И я решил его ввести в новый спектакль. В спектакле он работает на железной дороге, обходчиком, и играет клоуна.

    [​IMG]
    Ю.Норштейн, "Сказка сказок"

    Н.: Ты не представляешь себе, насколько мне это близко. Я же вырос у железной дороги. И это было самое важное для меня место. По этой дороге барражировал поезд из двух вагонов, в котором якобы ездил Сталин — так говорили. Мы все время ходили вдоль путей — там чего только не найдешь. Я приходил домой пропахший всем на свете. И мама говорила: «Ты что, опять там был?! Я же тебе запретила!» И еще, когда мы заходили поздно вечером на мост — это тот самый мост в финале «Сказки сказок» — и смотрели на уходящие вдаль отблескивающие рельсы и, ты помнишь, в темноте далеко-далеко фиолетовые огоньки. Сейчас их уже нет. Это было что-то совершенно невероятное! Я вспоминал «Дальние страны» Аркадия Гайдара.

    Г.: И звук меняется на мосту — одни звуки короткие, смешиваются со звуками шпал, а другие уходят в небо.

    Н.: Все меняется. Даже если просто приподняться на цыпочки — все меняется. Помнишь, у Ван Гога огни отражаются в заливе? Я смотрел его пейзаж и вспоминал наш мост. Поразительно, как в детстве ты вдруг подпитываешься чем-то таким, что потом видишь в живописи, не имеющей вообще никакого отношения ни к этому месту, ни к времени..."

    [​IMG] Ю.Норштейн, рисунок Р.Габриадзе

    С 16 октября до 18 ноября 2012 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открыта персональная выставка произведений Резо Габриадзе. Представлено около сотни живописных и графических работ, куклы из спектаклей театра марионеток Резо Габриадзе "Осень нашей весны", "Сталинград", "Дочь императора Трапезунда", а также скульптуры знаменитого Чижика-Пыжика и Рабиновича, оригиналы которых установлены в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки и в Одессе.

    [​IMG]
    Чижик-пыжик
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Продолжение диалога Габриадзе и Норштейна.

    Норштейн: Знаешь, я ехал сюда и все думал о том, как тебе повезло с твоим детством. У меня был один студент, Мурадик Аманов, он умер, к сожалению, совсем молодым, в 48 лет. Я его обожал. Он родился в ауле, потом перебрался в Москву, здесь работал дворником, закончил Высшие режиссерские курсы, сидел в каморке и писал маслом. Совершенно классический персонаж, и как же ему повезло, что в детстве он видел глинобитную стену, потрескавшуюся, с выбоинами и дранкой, по которой разлиты ржавые потеки от гвоздей. Если человек в детстве это видел, а потом вдруг увидел самаркандскую лазурь, считай, что…

    Габриадзе: Если это состоялось — все состоится.
    [​IMG]М.Аманов

    <...>

    Н.: Расскажи мне все-таки про свой новый спектакль. Я знаю, что ты всегда сначала пишешь сценарии под конкретного актера и под него потом начинаешь репетировать.

    Г.: Я часто писал и для давно умерших актеров. Мне это помогало представить, как это может быть сыграно. А уж потом — это проблема режиссера выкрутиться и найти актера, который сможет сыграть молчание Жана Габена. Трудная задача, конечно… Ох, Юра, мы так давно не встречались и мы так много можем вспомнить… Я не люблю плюющих против ветра и плюющих обратно с ветром и вслед ему. Все, что было, решалось где-то на небесах. Видно, я должен был родиться в это время и в этом месте. Был и рай, и ад. Ну, я, конечно, как все, старался убежать из ада в рай.

    Н.: Андрей Битов о тебе как-то написал: я увидел человека, у которого под мышками были две книги, одна — «Дон Кихот», а другая — «Письма» Ван Гога.

    Г.: Да, я был поражен Ван Гогом. Я, кстати, считаю эти письма замечательной французской литературой — при том, что в канон французской литературы не то что войти, а просто постоять у дверей очень трудно. Что же касается «Дон Кихота», то, милый мой, это лучший роман, который человек когда-либо написал. Это не мое мнение. Об этом писал Достоевский. Когда Господь спросит человека: «Что ты делал?» — можешь протянуть книгу Сервантеса. Еще он писал, что литература не дала святых, кроме одного — Дон Кихота. А я в ответ скажу, что театр не дал ни одного святого, но мучеников — тьму.

    Н.: Но что бы мы делали без мучеников? И что мы бы делали без своих собственных мучений?

    Г.: Ничего. Ну, на балконе бы посидели. Сварили бы варенье. И были бы здоровыми. Идиотами.

    Н.: Знаешь, одна из моих любимых жанровых вещей в Третьяковке — Владимира Маковского, «Варят варенье». Не то чтобы она какая-то необыкновенная по живописи, а просто меня и брата в детстве мама возила в такой город — Клинцы, это почти на границе с Белоруссией. Это маленький городок, который в августе начинал невероятно пахнуть — везде, за заборами, в домиках, просто на улицах варили варенье. Из яблок, из слив. Я туда сейчас боюсь ехать, потому что я знаю — увижу другой город.

    Г.: Но варенье в России, слава богу, еще варят. Пока что.

    Н.: И когда я увидел у Маковского эту картину, где сидят два пожилых человека, муж и жена, и вспомнил город Клинцы, этот медный тазик — мне просто от этой живописи ударило по ноздрям.

    Г.: Говорят, в раю хорошим людям дают медный таз из-под варенья, чтобы они могли его вылизать. И уши у них все в варенье..."

    [​IMG]
    Владимир Маковский
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    Продолжение диалога Габриадзе и Норштейна.

    "Н.: Вот ты заговорил о рае… Давно-давно, где-то за год до Олимпиады-80, корреспондент газеты «Комсомольская правда» получил задание — пройти от Владивостока до Калининграда пешком. И периодически он слал в «Комсомолку» свои статьи. У него было много всяких приключений, но я запомнил одну историю. Вот он идет, уже ночь, кругом тишина, никого. Зима, мороз 30 градусов. И он понимает: если сейчас не найдет жилье, то просто погибнет. Вдруг видит где-то далеко впереди огонек. Подходит — написано «Гостиница», кругом никакого жилья. Заходит в эту гостиницу, там сидит какая-то бабуля. Чайник кипит, она вяжет. И он понимает, что спасен. Он у нее спрашивает: «А как же вы тут одна, не боитесь?» «Да, — говорит, — чего мне, сынок, бояться? Что у меня тут брать?» — «А что же, чайник у вас так и кипит?» Она говорит: «Да. Кипит на случай, что кто-нибудь придет. Вот ты пришел». Он потом написал: «Теперь я точно знаю, что такое рай».

    Г.: Замечательная история. Может быть, молитва его мамы сработала. Или он когда-то кого-то спешащего пропустил вовремя в дверь больницы. Вот ему и воздалось. Вообще, человек за жизнь такие чудеса видит. И там, и потом, и посередине… Чего только не происходило. Тектонические сдвиги, плиты друг на друга наезжают — а ты среди этого плывешь на бумажной лодочке. Во времена всех этих исторических перемен Юра для меня оставался одним из тех маленьких портов, где всегда можно отдохнуть, чай выпить.

    Н.: Сейчас я вам расскажу, как это было. Мы начали снимать фильм «Лиса и заяц». Студия у нас была в церкви, которую писал Поленов в своем знаменитом пейзаже «Московский дворик». На Арбате, неподалеку жил Окуджава. Дворик этот был особым местом: оно было налито счастьем до краев. Там цвели мальвы, в мальвах рылись шмели. Я обожал смотреть, как они там суетятся, как потом оттуда вылезают, — и у них такие серьезные, обсыпанные пыльцой морды, кошели на лапах наполнены продуктами — серьезные люди. И вот приходит Резо, подходит к столу, где лежат персонажи, и говорит: «Слушай, Юрочка, подари мне зайчика». Я говорю: «Ты с ума сошел! Это же персонаж, который играет в фильме!» «А-а-а… Ну тогда лисичку!» (Смеются.) А потом мы вышли во двор, и Резо мне впервые сказал, что хочет сделать театр марионеток. Я потом сидел в павильоне и думал: может, он и прав… в своем сумасшествии. Но как же так. Он же пишет такие сценарии.

    Г.: Я уже вошел в тупик, и дальше мне там нечего было делать, в этом кино. Удерживала лишь большая дружба с Гией Данелией. Тихо-тихо уходил…
    Да-а. Вот так, Юрочка, мы с тобой и состарились.

    Н.: Ну, что делать. В этом нет ничего противоестественного.

    Г.: Нет, старость, конечно, тоже имеет какие-то… сомнительные преимущества..."

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    Продолжение.

    "Норштейн: И все-таки — расскажи мне про спектакль.

    Габриадзе: Я боюсь, что текст выйдет раньше премьеры. Надо же как-то так рассказать, чтобы не потерять зрителя.

    Н.: Наоборот, Резо, это будет интрига. Как говорил Бабель, никакое железо не входит в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя.

    Г.: В общем, мысль такова. Паровоз был последним изобретением, которое человек мог без усилий понять. Это огонь, пар и колесо. Это могла понять моя бабушка, потому что все это ей было знакомо — чайник, огонь и так далее. Там есть монолог такого старого мелкого авантюриста, шпрехшталмейстера шапито, и он говорит, что паровоз, клоуны и цирк вместе будут стоять в каком-нибудь музее на заднем дворе — в пыли, среди всякой чепухи. Но паровоз человеку понятен, и понятны клоуны с красными носами, спадающими брюками и тремя шутками, самой младшей из которых 3 500 лет. Этот мир я люблю, среди этого я вырос и считаю все это огромной потерей для человечества.
    Они были какой-то нежностью мира, эти несчастные шапито. Они были из брезента, залатанные, трепетные. Циркачи очень любили приезжать в Кутаиси — народ у нас восторженный, артистичный, и всегда были вино и закуска. А когда шел дождь, наверху, в брезенте шатра, скапливалась вода. А потом выходил шпрехшталмейстер и специальной палкой сгонял воду. А мы ему аплодировали.

    Н.: И спектакль про два паровоза?

    Г.: Да. Эрмон его зовут, Эрмон, он любит Рамону. Как сложилась эта любовь — об этом история. В озвучивании многие питерские актеры участвовали — Лавров, царство ему небесное, Андрюша Толубеев, Алиса Фрейндлих. А сейчас сюжет поменялся, стал более жестким, и будет другая запись — там будет Чулпан Хаматова, Гармаш, Колган и другие московские артисты. И Карцев. Репетиции сейчас идут, мы за 20 дней должны собрать спектакль. Не все, конечно, еще готово…

    Н.: Никогда не бывает все готово. Чтобы все готово было — это заблуждение. И ты ведь еще выпускаешь книгу? Ты, я помню, когда увидел мой двухтомник, сказал, что тоже хотел бы сделать нечто подобное.

    Г.: Мы ее сейчас делаем. Лео делает (режиссер Леван Габриадзе, сын Резо — БГ). У меня сил все меньше. Я, знаешь, выхожу в другую комнату — и не знаю, зачем вышел. И иду обратно. И это такое счастье, ребята. Не думайте, что старость — это плохо. Юрочка, мой золотой… Кое-что нам удалось, а? Во-первых, нам удалось одалживать по 10, 15 и даже по 25 рублей.

    Н.: И удавалось отдавать. Что тоже важно.

    Г.: Это жизнь. Ну, что еще нам удавалось? У нас была пара брюк…

    Н.: Сейчас я вам расскажу маленький эпизод. В 1995 году у нас на Высших режиссерских курсах был новый набор, и я попросил Резо прийти — просто чтобы студенты его увидели. И получилось так, что ему сразу дали гонорар за выступление. Первое, что сделал Резо, — вынул деньги и спросил у студентов: «Кто из вас самый молодой? Пойдите купите вина, сулугуни, хлеба…» Они ушли. Дальше начался разговор. Первые слова Резо: «Вы счастливые люди, вы здесь застали последний оазис социализма, у вас горячие батареи и горит свет».

    Г.: Я не помню этих слов, но если бы я их произносил, то продолжил бы так: «У вас еще есть возможность рассказать о бессмысленности препятствий, и об обмороках на улицах, и о слезах на заднем дворе судов, и дымке от ушедшего черного ворона». Я вообще был очень неосторожен и часто выдавал такие фразы, чтобы от советской власти держаться подальше. Я жил какой-то параллельной жизнью. Мне как-то удалось прожить параллельно с чем-то очень страшным, могучим. Такая жизнь — это бесконечные переживания, и они часто кончаются инфарктами..."

    [​IMG]

    С 3 ноября в Москве, в "Студии театрального искусства", идут гастроли Тбилисского Театра марионеток Резо Габриадзе. Открыла гастроли премьера спектакля "Рамона". В репертуаре гастролей также известный спектакль режиссера Габриадзе – "Сталинград".
    Это я пишу для самых отъявленных театралов.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    Окончание.

    "Габриадзе: ...кто-то же должен делать дело. Хлеб печь. Я, может, льщу себе надеждой, что я пек…

    Норштейн: Вот хорошо бы политикам постоять у печи, где пекут хлеб. Там, где как можно ближе к огню шлепают лепешки… Потому что они живут даже не в параллельном мире. Они вообще ни в каком мире не живут. А мир на самом деле совсем другой, он состоит из запаха почки, из запаха земли, из запаха яблок, из хорошего дружеского слова, из поэтической строки, из вдруг тебя пронзившей мысли… Вот из этого всего образуется смесь, которая называется жизнью.

    Г.: И потом еще, Юрочка, я вспоминаю прошедшее, потому что там мама познакомилась с папой, там я с ними и простился, там они лежат. Не я себе сделал такую жизнь. Мне просто так повезло, что я мог заниматься своим делом. Особенно-то и не хотелось мне выделяться. Анонимная жизнь мне была приятна в те годы. Это из-за театра пришлось выйти на авансцену. А без этого было спокойно. Вы не представляете себе, как хорошо.

    Н.: Я сейчас вам еще одну маленькую историю расскажу. Мы пришли с моей внучкой на спектакль «Песня о Волге» (первоначальное название спектакля Габриадзе «Сталинград». — БГ). Моей Яночке было лет 12. Я спектакль уже видел и сказал ей — вот сейчас ты войдешь в зал, садись сразу вот в тот угол и смотри вон туда. Начинается спектакль, осыпается песок. И вдруг появляется выгоревшее на солнце Красное знамя, каска… И я смотрю на внучку — а она обливается слезами. Что она знает о войне? Это уже третье поколение. Да и я-то что знаю? Я войну помню по ощущениям родителей, по двору, в котором я жил, — я родился во время войны. А она не знает совсем ничего. Вот это и есть тайна творчества, которую, слава богу, никто и никак не сможет проанализировать. Потому что, если проанализировано, — значит, не творчество.

    Г.: А может быть, Юра, все анализы, которые есть, — правильные. И все, которые будут, тоже правильные. Просто их столько, что невозможно все это объять. Это как жизнь или как алмаз — одна грань, за ней другая, еще, и все это крутится, крутится. Да еще по спирали. И тут наши бедные возможности останавливаются, остается только молитва. Которая и есть понимание всего. Но она дается все труднее и труднее — и не каждому. Это дар.
    Но вообще-то, не так плохи дела. Вы молодые, красивые — и долго будете красивые. А потом красиво состаритесь. Только, прошу вас, никого не учите уму-разуму. Сами научатся как-нибудь. И то, что у вас за ум и разум, — это, может быть, просто опилки от дерева познания".

    [​IMG]

    Иллюстрации из "Сказки сказок" Ю.Норштейна
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    "В Государственной галерее на Солянке открылась выставка «Мультфильмы, занесенные снегом», которая анонсирована как зимнее мероприятие для всей семьи. В залах стоят телевизоры, обитые белым ворсистым мехом, на которых крутят мультфильмы из архивов Александра Татарского, Юрия Норштейна, Тима Мальтби, Романа Качанова, Роберта Саакянца, Дайана Джексона, Дэйва Флейшера и других. Мы прошлись с режиссером Юрием Норштейном по залам перед открытием выставки и поговорили о состоянии мультипликации сегодня, о депутатах Госдумы и о скандальном «законе Димы Яковлева».

    [​IMG]

    Мы опять попали под власть невежества.

    - Как вы определяете, хороший мультфильм или нет?
    - Качество меряется образностью. Например, мультфильм Хитрука «Топтыжка» с совсем скромным действием и изображением: мишка, рябинка, зайчик, — один из лучших, тонких фильмов отечественной анимации. И один из любимых фильмов самого Хитрука. Когда я у него спрашивал, он называл «Топтыжку» чаще всего.

    - А какой мультфильм ваш любимый?
    - Наверное, тот, который мне труднее всего дался, — фильм «Сказка сказок». Хотя я не люблю пересматривать свои фильмы. В этом есть какой-то род мазохизма — сидеть, восхищаться тем, что ты сделал, или, наоборот, говорить «эх, надо было по-другому». Сделано и сделано. Я вообще очень редко смотрю кино.

    - Выставка «Мультфильмы, занесенные снегом», по сути детская, открывается в день, когда депутаты Госдумы приняли поправку к асимметричному ответу на «Акт Магнитского», которая фактически лишает будущего многих детей-сирот. Как вы относитесь к этому?
    - Дума напрасно называет себя Думой! Это собрание абсолютного бездумья, собранье людей, которые торчат у президента и премьера из карманов и смотрят им в рот. Чего можно ждать от этой Думы? Она слышит только то, что ей скажет начальство, и боится, не погрозит ли оно пальчиком. Они даже не подумали, с чего все началось и как все исправить. Никто из них не сказал: братцы дорогие, мы должны разобраться, почему Магнитский погиб в тюрьме! А ведь по существу это было убийство: больному человеку в тюрьме не оказали помощь, но никто не разбирался в этом деле. И уже когда в Штатах составили «список Магнитского», Путин вместо того, чтобы сказать «мы должны разобраться, почему человек погиб и кто в этом принимал участие», решил ответить асимметрично. О чем тут можно говорить?! Это все — безобразие, которое не входит ни в какие нормы ни международных, ни человеческих отношений, не говоря уже о банальном сочувствии человека к человеку. И когда я думаю об этом пространстве огромной страны, в которой не интересуются судьбой Магнитского, мне становится не по себе. Конечно, правда все равно будет открыта, но у нас, как всегда, это произойдет слишком поздно, когда уже те, кто его убивал, окажутся либо где-то далеко, либо их уже не будет на свете.

    - Прежде чем говорить о том, что в Америке погибли усыновленные дети, родители которых были вызваны в суд, а затем понесли наказание за содеянное, пусть покажут, что происходит в нашей стране, в которой дети гибнут постоянно. Их родители были вызваны в суд? Это были громкие процессы?
    - Все это заседание, асимметричные и симметричные ответы очень мне напоминают мультфильм «По щучьему велению», в котором есть замечательная фраза: «Ребята, нашему царю показали фигу! Умрем все до последнего!» Я-то думал, что это время ушло. Ничего подобного, никуда не ушло. Наоборот, раскручивается, цветет и пахнет.

    - А какой ответ должна дать интеллигенция на законотворчество Думы?
    - Я знаю точно, чего делать не надо. Художники должны перестать бегать в Кремль за значками и орденами, пока творится это безобразие. Художники должны сказать: награда, выданная людьми, которые всей своей сущностью выступают против нормального развития общества, нас дискредитирует. Вот тогда общество будет меняться. Но покажите мне этих людей, этих художников!
    Мы опять попали под власть невежества. Это должно везде говориться открытым текстом. Художники должны собраться и заявить: мы не можем согласиться с тем, что сегодня происходит в Думе, где ребенок стал разменной монетой!

    - Есть ли у вас надежда на позитивные изменения в стране?
    - У меня нет никаких иллюзий на этот счет.

    - Почему вы остаетесь в России?
    - У меня никогда не было и малейших сомнений, где мне работать. Здесь мои друзья, здесь мои близкие, я знаю, чем они занимаются, какие книги читают, о чем думают, на что надеются. Близкие для меня — не эти, сидящие в Думе, не Путин и Медведев! С этими людьми у меня нет ничего общего. И единственное, ради чего стоит к ним обращаться, — это деньги, такие нужные анимации, которая сейчас в очень плохом состоянии.

    - Бизнес предлагает свое участие в создании анимационных фильмов?
    - Это все ерунда, заржавленный инструмент. Мультипликация — дело штучное, кропотливое и долгое, а им бабло нужно сейчас. Вот, например, сейчас акционеры закрывают огромную типографию «Новости», самую большую в Москве, потому что посчитали, что деньги, которые они получают от типографии, меньше, чем то, что они возьмут от аренды офисов. И чиновники не вмешиваются, потому что «тоже посчитали». Они все друг у друга в доле: ворон ворону глаз не выклюет. Все это горькая история.

    - Есть ли хоть одна анимационная студия сегодня, про которую вы могли бы сказать: вот талантливые и прекрасные ребята, которые делают шедевры без поддержки государства.
    - Есть замечательная детская студия в Новосибирске, которая называется «Поиск». Там занимаются дети от трех лет и выше. То, что они делают, — это изумительно, просто счастье смотреть. Наивные, чистые, светлые фильмы, потому что вся творческая часть принадлежит детям: они сами пишут тексты, сами озвучивают мультфильмы, взрослые помогают им только соединить все это технически. Многим было бы хорошо поучиться у них простоте и ясности".
    Подготовила Ксения Чудинова
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    «Сказка сказок» рассказывает о памяти и вечной преемственности, о жажде творить и расширять своё пространство, но одновременно этот фильм – о том, как порвалась связь времён.
    Живая, динамичная глубина кадра воздействует на нас, зрителей, магически, а достигается традиционными приёмами анимации, с помощью нескольких стёкол с разными планами. И многоплановость картинки «Сказки сказок» вдруг выдаёт скрытое – расслоение в предмете творчества.
    Не только с этим приёмом, но и в прочем – в персонажах, почерке авторов, звучит эта разноголосица. В мире Волчка тоже есть разные реальности: самая не поэтичная реальность, в которой не нужны ни старый дом, ни Волчок; её вечно существующее прошлое; грешный, падший зимний сад; невинный мир творения, более настоящий, чем то, что так называется в обиходе (там, где обитают поэт, его ипостась-рыбак, бык и другие)…

    К слову сказать, когда я была юной, то грешила упрощением конструкций и толковала поэта-рыбака и поэта за столом с рукописью так: «Пушкин» банален, а за столом – настоящий творец. А теперь вспоминаю про «книжки по субботам» и уже не тороплюсь так делить замысел авторов.
    Однако расслоение в картине есть – только не простое, а тонкими слоями, прямо по живому, по человеку. Ландшафт в фильме – продолжение человека, фигура символизма.
    Всё, от грубых простых противоречий – между блестящими безликими автомобилями и старым домом с большой драматической судьбой – через важные контрасты характерного – между живостью и противоречивостью девочки и терпением быка, между открытостью мальчика с яблоком и горечью познания его родителей, между деятельным рыбаком, так похожим на Пушкина, и бездеятельным поэтом в творческом кризисе, похожим на самого Норштейна, – до великой драмы жизни – человеческой судьбы под стопой истории и времени, твёрдой преемственности зла, хрупкости добра и надежды, вплоть до невозможности постичь главные смыслы, – придало анимационному фильму не банальную полифоничность.

    Волчок слышит всё своими волчьими ушами и видит всё своими детскими глазами. Между прочим, голос в фильме был дан одному Волчку, и он был дан только для того, чтобы была спета колыбельная. Всё остальное говорит с человеком без слов.

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    Образы, выражающие одни из самых бесполезных, но драгоценных идей, в «Сказке сказок» – ветра над столом, порога, свитка, моста – я отношу к архетипическим, «иероглифам абсолютной истины», что доказывается художественным языком другого любимого режиссёра – Андрея Тарковского. Язык Норштейна и Тарковского имеет много общих образов. То, что высказано всё это было почти одновременно, – свидетельство необходимости времени. Они должны были это высказать не медля.
    Легко сказать, что в сиянии в открытом дверном проёме сияет сама надежда. А вдруг это единственный свет, оставшийся в далёком прошлом? Ясность и свет могут маячить нам не только в будущем, но и в ушедшем. Движение к ним может осуществляться и бегом вперёд, и ожиданием на месте, и возвращением назад, даже так, как делает девочка на шаре – пятясь и двигаясь одновременно вперёд или семеня вперёд и откатываясь на шаре назад.
    А что там, во тьме дверного проёма с миской картошки на пороге? Там раньше хлеб пекли, между прочим. Там – мать. Там не только потустороннее и устаревшее, там сердце дома, его глубина.
    Также порог – граница, отмеченная и Норштейном, и Тарковским, на этой границе балансируют и маленький герой «Зеркала» Тарковского, и Волчок Норштейна, балансируют, как истинные медиумы, а то и привратники.

    [​IMG]

    Время, текущее в разные стороны в мире Волчка, отрицающее, казалось бы, само себя, живее линейного времени обитателей автострады. Это сама вечность показывает нам свой хвост.
    Образ же колышущейся от ветра утвари на столе в саду силён настолько, что за много лет и вопреки приобретённому хладнокровию заставляет меня трепетать, как в первый просмотр. Зыбкость мира людей заявляет таким образом о себе каждый раз во всю мощь.
    Это – всеохватность пространства культуры, его свобода от умертвляющего «прогресса». Заброшенность осени; вечное лето души поэта; холодная отрешённость зимы; уходящий вдаль странник; не пойманная, манящая чудо-рыба; странная, независимая жизнь рукописей – части мифического ландшафта из вневременного, для нас, людей,– вечного.

    [​IMG]
     
    La Mecha и Ондатр нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    "Иероглифы..." - это цитата из Андрея Тарковского.
    «Художественное же открытие возникает каждый раз как новый и уникальный образ мира, иероглиф абсолютной истины».
     
  16. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.713
    Симпатии:
    6.366
    Он не в прошлом, и не в будущем. Этот свет и есть архетипическая реальность вечного сейчас (или вечного тогда, если угодно).
     
  17. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    Замечательная экзистенциальная картинка.

    Смотри-ка, дети
    Замерли на пороге...
    Свет из глубины.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    В фильме дети смотрят, как горит соседский дом.
    Однако - это всё же свет.

    Есть ещё одна пара, между прочим...
    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Как же всё-таки "носятся в воздухе" идеи, каким образом в уста разных людей вкладываются одни слова, и их посещают одни образы?

    Это кажется чудом (или, что обычно незаслуженно - плагиатом), только если недооценивать силу незримых связей в культурном пространстве. Я рассуждаю сейчас не о том, как масса людей независимо друг от друга выражает одними и теми же способами одни и те же банальности. Напротив: я говорю о высшей деятельности, о настоящих творцах, которые "ловят в эфире" летучие идеи и выбирают, творя, одни знаки, одни образы и символы.

    Мы существуем - осознавая это или не осознавая - в едином пространстве, которое исследовать так тщательно, как хотелось бы, нельзя. Самые талантливые из нас способны стихийно взаимодействовать с этим пространством и перепевать для других людей то, что ловят ещё бесформенным. Думаю, в этом мире есть такая сила, которая задаёт в условиях земли направление того, как оформлять эти неоформленные, но прекрасные импульсы. Архетипические образы, если художник пользуется ими не умозрительно (когда он достаточно эрудирован), а стихийно, интуитивно (когда он достаточно чуток) - это те самые верно оформленные импульсы.
    К таким чутким художникам относился Андрей Тарковский, относится Юрий Норштейн. Впрочем, такие художники-медиумы очень скромные. Вспомнила одну мысль Тарковского, высказанную на встрече со студентами в ответ на вопрос, что символизирует собака в "Сталкере". Он засмеялся и сказал, что собака - это просто собака.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.713
    Симпатии:
    6.366
    Та самая рукопись, которую Волчок стащил у Поэта в архетипической реальности :)
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Да, совершенно верно. Туда и ходил Волчок, оттуда и утащил рукопись.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Галерея "Дом Нащокина" приглашает на вечера, которые традиционно проводятся в особняке Павла Войновича Нащокина.
    Беседы с интересными людьми, чаепитие и бокал хорошего вина.

    18 января в 20:00 - авторский вечер Юрия Норштейна

    Количество билетов ограничено. Приобрести их можно у вахтера в фойе галереи Дома Нащокина.
    Стоимость билета 600руб.
    Детский билет на вечер Юрия Норштейна 300руб.

    Ещё посмотрите.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604


    Из выступления Юрия Норштейна на встрече в Московском еврейском общинном центре 29 января.

    Он говорит о том, из чего состоит работа над анимационным фильмом, и одновременно о необходимых вещах, не вмещающихся в ремесло - о союзе, особой дружбе соавторов, единомышленников, без которой невозможно создать что-то значительное; о размышлениях и переживаниях, которые художник не вложит в создаваемую вещь в буквальном виде, поскольку они перерастают замысел, но которые необходимы - опять же для того, чтобы созданное было живым; о том, что перед художником должен брезжить замысел, который будет после; о многослойности произведения. Словом, Норштейн говорит о "сопряжении", которое является сутью анимационного кино.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    [​IMG]

    Первая лекция из цикла "Открытая лекция", нового совместного проекта
    РИА Новости и Центра документального кино DOC
    Ю.Норштейн, "Искусство свободы и свобода в искусстве"

    Из лекции.

    "«Единственное, чего я жажду — это независимости. Слово неважное, да сама вещь хороша»[А.Пушкин]. Когда ты вынужден работать пусть хоть маленькой, но всё равно киногруппой, ты находишься так или иначе в каких-то взаимоотношениях со своими товарищами. Если нет этого со-чувствия друг с другом, то ничего не получится".

    "...важно, что как только находишься в состоянии спокойствия, фильм — или любая другая работа — начинает благополучно погибать. Потому что то самое непосредственное чувство открытия, которые произошло когда-то — оно начинает тускнеть, тускнеть… У тебя уже нет жажды посмотреть — а что ещё за этим скрывается? И таким образом уходит твоё маленькое открытие. Для меня всегда опасно понятие ясности того, о чём ты должен делать. Меня спрашивают: «О чем «Шинель»? И я говорю: «Вы знаете, братцы, сейчас я могу ответить так, а завтра я отвечу по-другому»".

    "Мы находимся в ситуации, когда говорят: А что ты хочешь? Цензура-то снята? Ты свободен! Но это не та свобода, о которой мы сегодня говорим. Может ли свободен быть иконописец? Может быть свободен Микеланджело, расписывая потолок Сикстинской капеллы — если вспомнить его форму, которая задавала принцип композиции? Конечно, нет. Он может быть свободен только внутренне, он может быть свободен, духовно погружаясь в то пространство, которое видится сквозь внешние контуры события, которое он воспроизводит рукой. И это не связано с физической материей, это связано с чем-то другим, чем-то более глубинным. Вот о какой свободе я говорю: о свободе, которая так или иначе нам даёт определённого рода ограничения, но в этих ограничениях возвышает нас как людей. И эти ограничения заставляют нас по-другому мыслить, по-другому чувствовать".

    "Свобода — это создание того пространства, которое проявит персонаж со всей очевидной необходимостью этого пространства. Потому что понятие среды — это вот то самое неуловимое, не формулируемое, неконтролируемое. Это то, что я называю почти математическим принципом неопределённости, когда ты не можешь до конца дать себе ясный ответ. Но в отсутствии этого ответа и есть для меня более подлинный ответ, чем всё, что входит в понятие прагматизма. То, что потом соединяется, не должно быть похоже на то, что ты придумал".

    Юрий Норштейн

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.639
    Симпатии:
    2.604
    Из передачи "Дифирамб" на "Эхе Москвы" от 14 апреля 2013г.

    [​IMG]

    К.ЛАРИНА: ...Сегодня, наконец-то (вот, говорю так, потому что очень долго хотели, очень долго ждали, очень долго просили, но все время не было возможности, все время чего-то мешало). Наконец, ничего не мешает. Юрий Норштейн в нашей студии. Здравствуйте, Юрий Борисович.

    Ю.НОРШТЕЙН: Здравствуйте.

    К.ЛАРИНА: Очень рада вас видеть.

    Ю.НОРШТЕЙН: На самом деле, много мешает. Я случайно совершенно.

    К.ЛАРИНА: Ну, спасибо за ту случайность, которая нам помогла встретиться в этой студии. И мы с этой случайности и начнем. Дорогие друзья, 24 апреля, то есть через неделю в Центральном Доме литераторов состоится вечер, совместный вечер Юрия Норштейна и Алексея Баталова, которых объединяет Николай Васильевич Гоголь и конкретное произведение «Шинель». Вот, давайте про этот вечер немножечко вы расскажете, что это такое за идеи и что там будет представлено? Действительно ли вы там покажете фрагменты из своей работы?

    Ю.НОРШТЕЙН: Однажды мне позвонил Алексей Владимирович и сказал, как я отнесусь к тому, чтобы нам с ним совместно выступить. Я даже не стал спрашивать, о чем, на какую тему, я сказал «Конечно». А дальше он продолжил, что речь идет о Гоголе. О том, чтобы соединить 2 «Шинели», его «Шинель», которую он делал в качестве диплома (я не помню, это 1960-й год сейчас)...

    К.ЛАРИНА: Там, где Быков играл, да?

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    "Шинель", реж. Алексей Баталов

    Ю.НОРШТЕЙН: Да, где Быков, в главной роли Ролан Быков. И материал, который долгое время снимался. Ну, его можно показывать, он находится в таком качестве, когда можно даже показывать без звука. А он, действительно, без звука. И я, конечно, этому чрезвычайно обрадовался, потому что там есть, о чем поговорить.
    Понимаете, для меня имя Баталова... Нас соединила не «Шинель», конечно, нас соединил «Ежик в тумане». Тогда он пришел в студию и читал текст от автора, читал божественно. Почему Баталов? Потому что я всегда, с тех пор, как я услышал впервые этот голос, я всегда считал вот этот голос каким-то, ну, лечебным. Он обладает лечебным свойством. И потом я где-то в шутку написал, что вообще голос Баталова надо разливать в аптечные пузырьки и продавать по рецепту. Еще хорошо его голос записывать где-нибудь для туберкулезного диспансера, чтобы там слышали подлинное. Вот такая у нас с ним идея.

    К.ЛАРИНА: Но я так понимаю, что не только талант Алексея Владимировича для вас имеет значение, но и, наверняка, какое-то человеческое, внутренняя связь с этим человеком? Вот, как она возникает? В вашей жизни много ли таких людей, которым вы скажете «С тобой (даже не спрашивая о чем), конечно же, всегда»?

    Ю.НОРШТЕЙН: Вы знаете, вы абсолютно правильно сказали, что объединяют нас какие-то моменты, очень важные для нас обоих. И вы знаете, я бы не поставил бы на первое место талант. То есть, вернее, не актерский талант. Есть более высокий талант – это талант человеческий, когда истинная любовь совмещается в одно целое. Вот этим обладает Баталов Алексей Владимирович.
    На самом деле, наше с ним знакомство, которое потом переросло в дружбу и уже, в общем, довольно долгое время мы с ним встречаемся... Не так часто, как бы хотелось. И у него встречаемся, и где-то в середине другого поля. Но вот эти встречи от раза к разу, как мне кажется, делали нас все более и более близкими людьми друг другу...

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.

Поделиться этой страницей