Не слишком ли близок Бог?

Тема в разделе "Религия без credo", создана пользователем Соня, 16 авг 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    /на упрек в том, что в молитве мы называем "Богом" лишь весьма недалеко отстоящий от обыденного слой своей собственной личности/
    ----
    ... и тем не менее.
    Абу Хамид аль-Газали в "Воскрешении наук о вере" приводит прекрасный образ..
    Человек по сравнению с Богом есть плоскость, лист бумаги; и Бог пишет по нему Своим пером. Единственно возможная точка контакта человека с Богом - это лишь кончик Его пера. Далее - непостижимое для двумерного человека само пишущее средство (ручка), далее - уже живая рука, целокупное "тело" Бога... и недосягаемая, непредставимая Его Личность ... Однако, человек вполне справедливо и невозбранно вправе называть эту одну лишь доступную точку контакта с Богом - самим Богом.

    Сборник книг аль-Газали
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4126096


    Другая известная максима - "На высочайшей своей вершине человек встречается с нижайшей "точкой Бога". И встреча происходит.
     
    Последнее редактирование: 17 авг 2016
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Бог начинается под самым носом.

    Что бы ни понимал человек под "Богом", при молитве, обращении к Нему, происходит один возможный для этого человека на этой его стадии шажок в глубину. Этот более глубинный слой;
    (слой "луковицы личности", следующий за привычным отождествлением)
    человек в молитве вправе называть "Богом". Направление к Центру выбрано верно, вектор, компас показывает в нужную сторону, - можно ли от человека требовать большее?

    Дело только в том, насколько часто и насколько долго мы устаиваем в этой ориентации к "более истинному Я"; и не важно при этом, как мы его называем.
    Поэтому даосы мудро называют "Бога" - Дао, Путь. Бог, Дао, есть весь путь, от самого начала. А не только его все равно пока неведомая и смутно представляемая вершина и цель.


    (Вечер на Карадаге)

    Так наступает Царство Духа ...
    Последний свет хранит вода.
    Твердыня стала легче пуха,
    а нежность - как гора тверда.

    В ней есть такое средоточье,
    такой густеющий настой,
    что можно ощутить воочью,
    почти пощупать Дух Святой.

    Открылись внутренние двери
    там, на последней глубине.
    Я верю, Господи, я верю:
    Ты дашь мне все, что нужно мне.

    Помедли с наступленьем мрака.
    Побудь еще; еще - зари!
    И если надо Исаака тебе,
    то, Господи, - бери!

    Вот Исаак мой онемелый,
    вот он глядит, едва дыша, -
    мое измученное тело,
    моя продрогшая душа ...


    /Зинаида Миркина/
     
    Последнее редактирование: 17 авг 2016
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    "Ведь Бог совсем рядом с тобой: Он в твоих устах и в твоём сердце"
    /Второзаконие 30/
     
  4. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Макс Гендель
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Сочный слой луковицы
    (Ответ на возражение 2)

    Бог начинается под самым носом
    Что бы ни понимал человек под "Богом", при молитве, обращении к Нему, происходит один возможный для этого человека на этой его стадии шажок в глубину.
    Этот более глубинный слой; (следующий за привычным отождествлением слой "луковицы личности") человек в молитве вправе называть "Богом".

    Направление к Центру выбрано верно, вектор, компас показывает в нужную сторону, - можно ли от человека требовать большего? Дело только в том, насколько часто и насколько долго мы устаиваем в этой ориентации к "более истинному Я"; и не важно при этом, как мы его зазываем.

    Поэтому даосы мудро называют "Бога" - Дао, Путь. Бог, Дао, есть весь путь, от самого начала. А не только его все равно пока неведомая и смутно представляемая вершина и цель.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    "Помыслить свое Я как отделенное от Бога – это ошибка; и тем не менее, только когда человек видит себя отделенным от Бога, он может дотянуться до Бога"
    (раввин А.Штейнзальц)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Методы и практики*
    можно условно разделить на два вида: промежуточные, частные, - и естественные: практики как образ жизни, как дыхание.

    Достигший просветления Бодхидхарма все равно продолжал сидеть в медитации лицом к стене. К стене или нет, дзадзен или нет, но "медитация немедитации" в любом случае в итоге становится образом жизни.

    Померанц любил повторять: "критерий истинного пути в том, что в нем путь совпадает с целью". Согласиться могу лишь условно и частично, но здесь это как раз уместно.
    Практика осознанности становится просто осознанностью. "Практика любви" превращается в любовь. Практика молитвы превращается просто в молитву (без молящегося и без Бога).

    Даже Рамана Махарши говорит: практика пранавы (АУМ) превращается просто в пранаву. Потому что молитва и слог ОМ - и есть само мироздание.

    Так что сущностную практику можно сравнить с рисунком ребенка:
    Ему сказали: "Сиди и рисуй жар-птицу" (которую он никогда не видел и не знает что это такое). И вот он сидит и практикует: рисует, рисует, рисует, рисует, рисует, рисует, рисует, рисует, рисует,...
    И вдруг наконец с рисунка вспархивает настоящая ошеломляющая Жар-птица и дитя едва успевает вскочить ей на спину. И начинается "нескончаемая история": никогда не прекращающийся полет.
    ======
    *) В ответ на:
    "Может слышали притчу Будды? Когда-то один человек решил переплыть речку. Спустил лодку на воду и переплыл, а затем говорит: "Раз она мне так помогла, значит я буду нести ее и по суши"! Это к тому, то что нам помогает на одном этапе развития, на другом является тяжелой и ненужной ношей! Ее нужно просто оставить и идти дальше! Теория - это хорошо, но именно ежедневная практика: медитация, йога и умение жить здесь и сейчас, да, еще и безусловная любовь ко всему в мире сжигают на своем пути все недопонимания! :)
     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Оправдана ни вера Колумба?
    (к "Не слишком ли близок Бог?")

    Бог не может БЫТЬ слоем личности. Но в этом ориентировании к Центру в молитве этот слой можно так НАЗЫВАТЬ.

    На большинстве патентованных путей - без фантазии никуда.

    Это не аргумент, а агент.
    Считать ли веру (в то, что твоя вера (или практика) принесет подлинные, а не воображаемые результаты, - ) тоже фантазией?
    Согласна вполне: важен лишь сам контакт и точка контакта. Все "надстройки над точкой" можно назвать фантазиями.
    То есть любое "правильное богословие" традиции, постигаемое лишь умственно реально до этого созерцания не доросшего - является фантазией. Но бывают "фантазии" хорошо ориентированные по стрелке компаса. Они и ведут душу в верном направлении.

    У русских есть замечательная черта: бросаться с головой в омут. Нужно лишь, чтоб с омутом повезло. Поэтому, прежде чем бросаться в омут с головой, омут надо выбирать - головой.
    Мы по разному определяем слово фантазии. Вы - более по-иудейски. В иудаизме воображение имеет дурную коннотацию. Воображение называют "холоймес" (вроде как бредни, фантазии или "мечты-мечты.."). В православном монашестве тоже наказывают избавляться от образных фантазий.

    Но есть также и сознательная "опережающая фантазия". Это сводится к "гуру-йоге" или "йоге божественной гордости". Там совершенно нагло и технично воображаешь себя Богом. С великолепными невоображаемыми результатами. Эгушке в этой практике разжиться практически нечем. К тому же классу относится и христианское причастие.

    Скажем так. Колумб неверно представлял себе предмет и цель своего путешествия. Также он весьма заблуждался относительно того, что ему там предстоит встретить и найти. Однако, при всех заблуждениях его воображения (а также знания, что по мне и в при мере недалеко друг от друга), - направление движения было им выбрано верно. А уж драматические коррекции своих предварительных представлений ему пришлось делать уже по ходу дела.

    Причем Реальность достаточно милостива к нашим заблуждениям. И Америка позволяет сколь угодно долго считать себя Индией. Такая вот Индия.
     

Поделиться этой страницей