Нирвана как прекращение

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 9 авг 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У Александра Меня я встретил такое мнение, что целью буддийской практики по сути является совершенное самоубийство. Такое, чтобы даже и перерождения не было. Нирвана, мол, это - полное прекращение вообще всего, самого бытия. Рассмотрев буддийское учение, я пришёл к выводу, что А.Мень ошибался.

    Если бы он был прав, то целью буддийской практики было бы полное прекращение каких-либо дхарм. То есть вообще всех. Только в этом случае можно будет сказать, что всё вообще - прекратилось. Полное угасание, прекращение и т.д. Однако, такой задачи в буддизме не стоит. Стоит задача - прекратить только дхармы, входящие в скандхи. А скандхи - это не более чем психическая деятельность во всей её полноте, если угодно — деятельность «ветхого» человека. Прекращение скандх означает не более чем глубочайшую степень внутреннего безмолвия, при котором нет даже возможности возникновения страстей. При этом:

    1. Нама-рупа ("имя-форма"), базовая скандха, сама по себе не препятствует нирване. Препятствует привязанность к нама-рупе, но такая привязанность может иметь место только при наличии остальных скандх. Иными словами, можно предположить, что человек, пребывающий в состоянии нирваны, вполне может воспринимать мир в обычном виде, в котором горы это горы, а красное это красное. Однако, он не фиксирован в таком восприятии.

    2. При аннигиляции всех обусловленных дхарм, остаются дхармы необусловленные - асанскрита-дхармы. Это - проявление Реальности, предельное присутствие Абсолютного в феноменальном, и они не могут не существовать, т.е. их нельзя отбросить. Это — проявление Корней Благого. Отбросивший корни благого, пресекший всякую связь своего дхармического потока с этой Основой - это либо абсолютный демон, либо глубочайший грешник на самом дне адов. Это состояние ада Авичи. И ещё - этот Поток уже нельзя назвать индивидуальным или даже "надъиндивидуальным" - никакие определения к нему не подходят. По моим ощущениям, этот Поток асанскрита-дхарм есть не что иное как Фаворский Свет. Потому что состояние пребывания в нём, кажется, совершенно аналогично состоянию исихастского восхИщения. Это - доступная человеку Благодать в её предельном виде.

    3. Паринирвана - это окончательное погружение в Реальность, в Корни Благого, предельным для человека проявлением которых являются асанскрита-дхармы. Если асанскрита-дхармы могут быть названы Источником, Основой, то та самая Реальность - это Источник Источника. Ничего по поводу паринирваны сказать априори невозможно. Совсем. К ней применима только полнейшая апофатика.

    Также была высказана такая мысль, что, мол, бодхисаттвы воздерживаются от погружения в паринирвану, чтобы помочь существам и, мол, что же - они из паринирваны не могут помочь? Видимо, делалось заключение, не могут, поскольку это - полная и абсолютная смерть. Отвечу: а зачем приходил Христос? Он что - не мог помочь прямо из Царства Небесного? Просто люди, по своей ограниченности, могут воспринять только форму и через форму. И помочь им во всей полноте можно только представ перед их глазами и ткнув их носом в Истину. Уход же в паринирвану по своей природе таков, что тот, кто туда ушёл, уже видимо не может вернуться в сансару. Так это я ощущаю.
     
  2. Леонид

    Леонид Guest

    Именно так. Только исихастское "восхищение" есть наполненное, яркое проживание, лучше всего описанное царём Давидом в 90-ом Псалме. А Александр Мень - глубоко заблуждался.
    Боддхисаттвы дают обет нестяжания (недостижения) для себя ни нирваны, ни, тем более, паринирваны пока не достигнут Просветления все чувствующие существа. Если обет дан нелукаво (что и требуется), то достаточно быстро боддхисаттва всё-же попадает в нирвану, откуда деятельно помогает срывать пелену с глаз неведующих людей.
    Христос (не будем забывать) полностью воспринял человеческую природу, чтобы на личном примере Распятия (ветхого Адама) и Воскресения показать людям возможность Преодоления мары, самсары.
    Полагаю, что переход в паринирвану есть попадание в область абсолютной Свободы. Там нет "невозможного". Можно и вернуться, если того потребует некая задача.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Пожалуй.
    Возможно, были и ещё какие-то причины.
    Возможно, Леонид. Тут мы можем только предполагать.
    Буддийское переживание тоже не "пустое" и "тусклое" :) . В буддизме просто изначально настрой был более сдержанный и суховатый (что во многом оправданно), но если почитать те же, скажем, "псалмы" Миларепы...
     

Поделиться этой страницей