Новая среда

Тема в разделе "Созидание среды", создана пользователем Мила, 13 ноя 2011.

  1. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    Почему так хорошо там, где нас нет? :cry2:
    Может, именно поэтому?..
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    "Струнный мост", Иерусалим

    Я хотела обратить внимание на проявившуюся в творчестве Калатравы потребность художника в сохранении в законченном произведении свежести замысла и его воплощения и на характерную для конструктивистов запредельную искренность творения. От этого скелеты конструкций оказываются вывернутыми наружу, мало скрытыми другими элементами. А созданные мастером сооружения либо сохраняют в себе динамику первичного образа в застывшем виде, как в небоскрёбе "Закрученный торс" в Мальмё, либо становятся динамичными, как мост Сэмюэля Беккета в Дублине или Музей искусств в Милуоки.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    "Закрученный торс", Мальмё

    [​IMG]
    [​IMG]
    Мост Сэмюэля Беккета, Дублин

    Я вижу в этом примере современного творения в среде сквозящий первичный замысел в виде голой конструкции; художественный свободный росчерк как разрушение стереотипов; мотив игры в виде "странного поведения" архитектурных форм.
    Среда всё более становится полем для артистичного творчества, когда формы не окукливаются и не твердеют, а у жеста художника начинают угадываться и начало, не попавшее в проект, и продолжение, когда проект позади.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Музей искусств, Милуоки
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Дерево как строительный материал - это добрая традиция; дерево как главный мотив среды - это прекрасно.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]
    Зеркальный "Tree Hotel", Швеция

    [​IMG]
    [​IMG] "Гнездо птицы", Швеция

    Человек играет в мимикрию.
    Пишут - вполне комфортабельное жильё.

    [​IMG]
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    абсолютно барочная затея )
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    [​IMG]

    Париж. Парк Андре Ситроена.

    В материалах о парке говорится, что в нём реализовано много плодов игры дизайнерского ума. Там есть Сад метаморфоз, Сад движения, Сад мхов...

    [​IMG]
    [​IMG]

    А я вижу чрезвычайную упорядоченность пространства, отведённого в парке человеку. Это характерная любопытная черта местного ландшафта.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Ландшафтный дизайнер парка - Жиль Клеман.
    "Упор на сохраненин живой природы сопряжён с твёрдым убеждением в необходимости этого и требованиями экологии. Иные отдают предпочтение архитектуре, дизайну, украшению или самому объекту – в моей собственной практике все это выступает на последних ролях", - утверждает он.

    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Ещё одно произведение Жиля Клемана - сад музея Бранли (Париж).

    [​IMG] [​IMG]

    Мы видим: вполне возможно реализовать мечту об островках роскошного ландшафта там, где обычно довольствуются чахлыми городскими растениями и тоской по недосягаемой природе.

    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    И ещё одна примета времени. Думаете, почему у этого обильно застеклённого культурного центра в Саутенде стены из зелёного стекла? Просто художественная задумка автора?
    Нет, это чтобы морские птицы не разбивались, путая стеклянные стены с открытым воздушным пространством.

    [​IMG]
     
  8. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    В Германии расклеивают темные силуэты хищных птиц на окна, примерно по той же причине. Только не из-за морских птиц, а из-за сухопутных. :)
     
  9. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    В Германии же часто пускают по фасаду (и не только) вьющиеся растения - виноград, глициния китайская ("голубой дождь"), плющ и т.п.
    Примерно так:
    [​IMG]

    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Франция. Агентство Periferiques Architectes

    А вот две тенденции у человеческого участия в ландшафте, читающиеся отчётливо: уют и надёжность; драматизм и зыбкость. Обе зрелищны, функциональность в них скромно прячется за декоративной замысловатостью.
    Если первая как одна из основных архитектурных задач обнаруживалась до сих пор в проектах любого масштаба, то теперь большие проекты драматичны и тревожащи, словно декорации для кино. Мотивы реальности Гулливера обнаруживаются в проектах помельче - городских сооружений (бульваров, дворов и библиотек) и в проектах для частных заказчиков. Масштабные конструкции попугивают следами невиданных катаклизмов, рождённых в головах их авторов, а отдельные здания превращаются в клумбы, коробки и книжные полки, в которых человек играет роль то ли гнома, то ли домового.

    [​IMG]
    [​IMG]
    Франция. Агентство Periferiques Architectes

    [​IMG]
    [​IMG]
    Дания. Архитетурное бюро C.F. Møller Architects

    [​IMG]
    [​IMG]
    Южная Корея. Архитектурное бюро Mooyoung

    Впечатление таково, что человек сейчас не довольствуется удобством и продуктивностью архитектурных проектов, ему стало требоваться сюжетное действо, представление - самого себя, своей деятельности, присутствия мысли в природе.
    Могу сказать: это надо перетерпеть. Возможно, из этих коробочек выскочит потом чёртик гениальных открытий.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Китай. Проект Захи Хадид (Zaha Hadid Architects)
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Любопытно, что, расширяясь относительно человека как модуля, современная окультуренная среда по отношению к человеку приобретает отстранённо-ироничный характер. Это гигантские декорации или фантастические видения, посетившие авторов и воплощённые ими. Я понимаю, что язык, которым собираются говорить архитекторы в 21 веке, ими только создаётся. Скорее всего, того, что станет спустя десятилетия образом окружающей среды нашего времени, мы ещё не знаем.

    [​IMG]
    Германия, Берлин. Буккроссинг.

    Приближаясь к человеку, в малых формах среда сама становится человечней, в ней больше диалога, чем деклараций.
    В этой среде прочитывается не только тенденция к единению человека и пространства, но и тенденция к созданию неформальной общей культурной среды, к отказу от самоизоляции, к созданию протяжённых, но деликатных связей между людьми. Эта тенденция читается в явлении буккроссинга, о котором я уже здесь писала.

    [​IMG]
    Колумбия, Богота. Автобусная остановка: книги для свободного чтения и обмена.

    [​IMG]
    Германия, Кельн. Мини-библиотека.

    [​IMG]
    Россия, Нижний Новгород. Буккроссинг.

    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Трудно сказать, что происходит - то ли новое ощущение культурной общности приходит к людям (хотя бы среди читающих бумажные книги), то ли буккроссинг - последний яркий всплеск интереса к книге как явлению, последняя заявка книги на свою необходимость перед забвением.
    Или это её адаптация к среде, в которой виртуальность уже оттянула внимание людей. Атмосфера сети, незримых связей между людьми, принцип размещения информации в интернете до прихода того, кому она понадобится, присутствует и в этом вполне вещественном, не виртуальном движении.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Наработанные способы общения в сети не губят коммуникабельность. Они придали ей новые черты - например, альтруизм в отношении знаний или склонность оставаться безымянным, делая добрые дела.
    Эти книги для всех в городской среде ещё немного фантасмагоричны, но мы привыкнем, видимо.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Я уже писала однажды про Стокгольмское метро.
    Наш человек Дмитрий Чернышев снова был там на днях и привёз свежие картинки.
    Метро Стокгольма - ещё один пример такой среды.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    В Стокгольме метро является также местом для вернисажей живописцев и фотохудожников.
    Это действительно культурное явление и настоящий андеграунд.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    Что верно, то верно :)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Я уже столько совершенно фантасмагорических проектов разных музеев видела - и воплощённых, и ещё не воплощённых, - что, разглядывая этот проект Национального музея Катара французского архитектора Жана Нувеля, совсем не удивлялась. Почему бы Национальному музею не выглядеть совершенно органично среде, такими культурными наслоениями на родной почве?

    [​IMG]

    Дизайн, конечно, периодически попадает в какой-нибудь перекос. Сейчас мы в нём находимся. "Экологичность" обрела ритуальные черты - она заявляет сама о себе.
    Вообще архитекторами за многие века наработано множество приёмов, которые и архитектуру от агрессивного воздействия среды защищают, и могут воздействовать эмоционально, и они не все настолько "буквальны".

    А теперь перейдём от горизонталей к вертикалям.
    Если музей Катара вызывает впечатление эрозированных пород (тоже любопытно, между прочим, как образ здания, хранящего историю), то колоннады совсем не обязательно должны напоминать корабельный лес. Это может быть чем-то абстрактным и одновременно - тонко-символичным. Мне вот это скорее напоминает вырывающиеся из основания здания мощные потоки энергии. Так же воздействует эстетика органа, которая, конечно, повлияла на архитектора.

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Это Люксембургская филармония Кристиана де Портзампарка.

    И ещё один музейный экспонат - скульптура Ричарда Серра в Нью-Йоркском музее современного искусства.

    [​IMG]

    Зритель, ты не муха над кофейной чашкой. Лучше подумай, не прячется ли там, в центре, Минотавр.

    [​IMG]

    В целом двигаемся к цитатности и необходимости для созерцания культурного багажа...
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Чтобы добиться сопричастности к природе, архитектура стремится стать её органичной частью. Я уже касалась такого направления поиска архитекторов.

    [​IMG]
    [​IMG]
    Новая Зеландия

    ...или архитекторы закладывают в проекты прорезающие жилище природные элементы...

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    США, штат Колорадо

    [​IMG]
    [​IMG]
    Германия

    Зачем я акцентирую внимание на штучных проектах? Затем же, зачем мы изучаем культуру по лучшим книгам и картинам. Культура фантиков и безликого строительства тоже очень информативна, но она скорее отражает явления застоя, а не новизны и творчества.

    [​IMG]
    США, штат Орегон
     
    Раос нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Испания, Валенсия. Дворец искусств и наук.

    «Художник или архитектор могут отправить свое послание через века с помощью формы или светотени. Роден писал, что "гармония в живых телах - результат равновесия движущихся масс; собор строится по образцу живого тела". Позвольте мне привести пример важности искусства для архитектуры XX века. Когда в 1923 году Ле Корбюзье писал, что "архитектура - это совершенная, правильная и величественная игра объемов, объединенных светом", многие ли знали, что в основе этих слов лежит мысль скульптора Родена? В 1914 году в книге "Соборы Франции" Роден писал: "Скульптор добивается наибольшей выразительности, только когда он, в точности как архитектор, уделяет все свое внимание гармоничной игре света и тени". То, что одним из самых известных афоризмов современной архитектуры был вдохновлен мыслью не архитектора, а скульптора, подчеркивает важность изящных искусств для нашей профессии».

    «Меня давно вдохновляет простая фраза Микеланджело: "Архитектура подчиняется частям человеческого тела". Использование человеческого тела как выразительного средства имеет и будет иметь большое знамение».

    [​IMG]
    [​IMG]
    Швеция, Мальмё. Небоскрёб "Закрученный торс".

    «Эйнштейн сказал: "Бог не играет в кости со Вселенной". В какой-то момент мне стало понятно, что все в мире связано с математикой и уникальным измерением - временем. Затем я занялся статикой - разделом физики, изучающим системы в статическом равновесии, - и понял, что ничего статичного в них нет. Все представляет собой потенциальное движение. Второй закон Ньютона утверждает, что ускорение тела зависит от двух величин - от силы, воздействующей на тело, и массы тела. Масса и ускорение взаимосвязаны, и, таким образом, здесь действует время. Я осознал, что в архитектуре очень много подвижных элементов - от дверей до мебели. Сама архитектура тоже "движется" и в некоторых случаях становится красивой руиной. Все меняется, все умирает, и в циклических движениях есть экзистенциальный смысл. Я хотел сделать свою собственную дверь - такую, которая имела бы поэтическое значение и превращалась бы в фигуру в пространстве…»

    [​IMG]
    Рисунок Сантьяго Калатравы.

    «…то, что мы делаем, - это естественное продолжение творчества Гауди и Гонсалеса, работа ремесленников, движущихся в сторону абстрактного искусства».

    «Порядок существует, и есть большой соблазн сказать, что мы уже вышли за пределы теории хаоса и начали думать о порядке в дизайне. Что касается лично меня, то мне никогда не хотелось выражать в своей архитектуре что-нибудь кроме идеи порядка. Я действительно всегда обращаюсь к чистой геометрии и управляемому движению. Пожалуй, я даже осмелюсь сказать, что всегда разыгрываю партию из центра».

    Сантьяго Калатрава

    [​IMG]
    Бельгия, Льеж. Вокзал.
     
    Раос нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Вот архитектура, "привязанная" не к земле, а к воздуху.

    Томас Сарацено, художник с образованием архитектора, из Аргентины.

    [​IMG]

    Для Сарацено идея заселения воздушной среды - не утопия. Занимается он, помимо красивых футуристических проектов, своеобразным делом - приучает людей к существованию без опоры на землю. Он предлагает посетителям своей выставки побыть в больших подвешенных пузырях или на огромном прозрачном навесе высоко над полом павильона.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]

    Конструкция художника "Город облаков" на крыше The Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Сайт Томаса Сарацено.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    От всех этих проектов веет одной подспудной идеей: человек, который будет обитать в среде, находящейся пока в головах дизайнеров и учёных, должен будет иметь настолько же новые ценности, а потребности должны будут приобрести более совершенный, гармоничный характер. Представьте себе человека будущего, парящего в своём экологичном доме, со всеми его безделушками и дурными запросами...
    Обновление среды требует каких то согласных движений человека.
    Впрочем, мне трудно быть объективной, потому что я не вижу объективной картины.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    Буржуа тихо выли уже в постройках модерна /ар нуво...
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "Внезапно вы осознаете, что общественная площадь - это еще один игровой зал, дополнительная площадка для социального взаимодействия".
    Доминик Перро

    Вот ещё одно основание считать современный контакт человека со средой и его позицию относительно социума большой игрой - хотя бы с точки зрения ещё одного архитектора.
    И несколько примеров стихии металла в архитектуре (стихии дерева, воздуха и камня уже были). Автор - Доминик Перро.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Не решусь сказать, что это безжизненная среда. Среда техногенная, но отражающая живое.
     
  23. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    Наверно, но есть и обратная связь - облагороженная архитектура, необязательно футуристическая и необязательно с претензией на высокую художественность, воздействует на психику, как воздействует и ее отсутствие типа вот такого. Так что, когда архитектура идет немного в опережение, это хорошо для роста общественного сознания, а при опечатывании эстетического сознания унылыми бетонными параллелепипедами в этическом сознании тоже будет стагнация, с большой вероятностью. Короче можно сказать - педагогический эффект.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    А сколько уж твердили миру, что монотонность и бесконечное повторение элементов - то, что свойственно архитектуре "для народа" недавнего прошлого - вредны для психики человека, созерцающего это и живущего в этом.
    Без любви, о которой и архитекторы говорят, ни один труд для людей не удастся.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Франция, Булонь-Бийянкур. Центр охраны детства Giraffe.
    Мастерская Жана Нувеля.

    Мы всё ещё в стихии металла - это здание отделано гофрированным металлом. И в этом проекте - та любовь архитекторов, о которой говорил Калатрава, любовь, обращённая к детям.
    Иногда возникает сожаление об утраченном непосредственном детском восприятии. Впрочем, минимализм меня всегда немного сковывал, а 60-е моего раннего детства (которыми веет от нынешней городской среды Франции) были скучноваты на мой детский вкус. Но, справедливости ради, надо сказать: минимализм - именно то, что убирает заслоны для развивающегося воображения. Возможно, для детей в Булонь-Бийянкуре, приходящих в Центр, это место и вправду сказочное. Скупость выразительных средств - то, что освобождает фантазию ребёнка, и фантазия достроит всё, что оставили ей архитекторы. Также эта изобразительная строгость - родная урбанистическому ландшафту. Жираф - не только декоративный элемент, он несёт функцию опоры в здании.
    А он уже стал знаменитым. Теперь жираф - один из главных ориентиров в этом городке.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Источник.
     
    Нафаня нравится это.

Поделиться этой страницей