Новая традиция

Тема в разделе "Религия, мифология, духовные пути", создана пользователем plot, 3 ноя 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    Скажу банальность: мы живём в интересное время. У Ефремова в "Туманности Андромеды" фигурирует такая Эра Разобщённого Мира. Так вот, эта эра кончается на наших глазах. И мы сейчас, судя по всему, живём в самом начале следующей эры, которая характеризуется постепенным стиранием границ. Наиболее развитые страны превращаются в культурный котёл, а благодаря интернету общение и информация становятся доступны по мановению руки. У того же Ефремова подобная всемирная сеть - это дело далёкого будущего.

    И духовная традиция тоже находится в состоянии трансформации. Старые формы были формами Эры Разобщённого Мира. Они были плодом культур, локальных по своей сути. Мировые религии неизбежно образовывали местные формы, так или иначе отделённые от остальных. Даосизм был сплошной китайщиной, тибетский буддизм - тибетщиной, суфизм - мусульманщиной и т.д.

    Для современного человека подобные формы неприемлемы просто потому, что если их держаться сейчас, они неизбежно превращаются в замкнутые секты, поскольку для поддержания этой микрокультуры необходимо возводить вокруг себя стены, прилагать специальные усилия и возникает вопрос - а зачем. Так ли уж эта микрокультура важна в собственно пути. Китайский буддийский монастырь со всеми его причиндалами органично смотрится с Китае, причём не в центре Шанхая, а где-нибудь в горах. Если же мы устроим его в России, он будет смотреться странно и в деревне и в мегаполисе. Такая вот странность, такой диссонанс формы традиции и среды, в которой она оказалась, свидетельствует о том, что с традицией что-то не так (хотя зачастую приверженцы её склонны считать наоборот - что это с миром всё плохо). Если традиция держится за форму, значит у неё имеет место недостаток содержания. Итак, эти старые формы уходят в прошлое, хотя они, конечно, ещё долго будут теплиться то тут, то там.

    Новый, становящийся всё более единым, мир, ищет новые формы для воплощения пути развития человеческой личности. Это нужно понять: традиционные духовные традиции, именно мистические, в пике своём выполняли роль среды или инструмента для совершенствования человека. Но вот они отходят в прошлое, а взамен им пока ничего не появилось. Однако первые попытки уже предприняты. Уже были хиппи, уже были внетрадиционные учителя типа Кришнамурти или Ошо. Уже появилось Интегральное движение Кена Уилбера.

    Мне кажется всё же, по-настоящему новая традиция ещё не родилась. Ей ещё предстоит сформулировать себя, выделить своих учителей и подвижников. И подозреваю, её философия будет наддоктринальной, это будет философия суперпозиции, поскольку приверженность к какой-либо доктрине это как раз особенность традиций Эры Разобщённого Мира.

    Как же быть в связи со всем этим нам, современным человекам? Если раньше тот, кто пытался "докопаться до сути Бытия", поступал в ту традицию, которая имела место в его культурной макросреде - араб или перс - к суфиям, китаец - в даосский или буддийский монастырь, русский - в православный монастырь, то теперь такой номер не проходит, если мы, конечно, не подвержены пламенной любви именно к этой узкой традиции.

    Сейчас стать членом какой-либо локальной традиции означает стать, хотя бы на время, сектантом, отделяющим себя от жизни, так или иначе жизнь отвергающим. Лишь немногие традиции преодолели эту болезнь ограниченности и современному человеку дышится в них более или менее легко. Однако, такие традиции как раз и не практикуют "сектантства", не держат человека в своих крепких объятиях и не делают упора на поддержании и культивации специфической микрокультуры внутри себя. Хотя следы локальной культуры, из которой данная традиция проистекла, как правило сохраняются. Хотя бы как дань уважения к альма-матер.

    Традиция важна прежде всего линией преемственности. У каждого учителя был свой учитель и т.д. Никто сам себя наставником не назначает и это даёт своего рода гарантию для нас, поскольку бытие человека мы определять не можем, если оно выше нашего. Поэтому принадлежность к конкретной традиции сейчас важна прежде всего не столько для искателя, который без ущерба для себя в наши дни может иметь учителей в нескольких традициях (и как мне кажется, так будет для него только лучше), сколько для того, кто находится не на начальной стадии пути и нынешняя его работа уже подразумевает помощь людям.

    Да, учитель-одиночка может быть в высшей степени честным человеком и т.д. Но самим фактом своего существования в качестве одиночки, вне традиций, он, откровенно говоря, даёт зелёный свет шарлатанам и разного рода странным людям. Мы помним, что даже Иисус был "посвящён" и благословлён Иоанном. То, что впоследствии Иисус стал родоначальником новой религии, случилось уже без него, а вообще-то он находился полностью в русле тогдашней иудейской традиции.

    Так вот, та самая новая традиция, о которой была речь выше, родится тогда, когда появится цепь преемственности, цепь духовной передачи. И думаю, что она не родится просто так, из воздуха, а скорее явится плодом мутации и возможно частичного слияния (без эклектики) старых традиций. То есть учителя этой новой традиции цепочками своих преемственностей будут неизбежно уходить в старые традиции и при этом не будет какого бы то ни было "разрыва последовательностей". Просто старые традиции будут становиться всё менее локальными, всё менее разобщёнными.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.232
    Симпатии:
    8.118
    Роза мира ? :wild-joy:
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    Ну, у Даниила Андреева описывается нечто монструозное. Поэтому - вряд ли Роза Мира. Просто стихийно думаю сложится такое сообщество, где люди свободно будут говорить на общем языке мистического опыта, которому ещё тоже предстоит выработаться.
     

Поделиться этой страницей