Оборотная сторона произведений

Тема в разделе "Литература", создана пользователем plot, 6 фев 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Толкин неоднократно говорил, что главный герой «Властелина колец» не Фродо, а Сэм Гэмджи.

    Толкин писал:«На самом деле мой Сэм Гэмджи списан с английского солдата, с тех рядовых и денщиков, которых я знал во время войны 1914 года, и которым сам я уступал столь во многом».

    После окончания войны Сэм прошёл по всему Ширу, заново сажая деревья, срубленные во время краткого владычества Сарумана. И книга завершается не коронацией Арагорна и не отплытием Фродо на Запад, а возвращением Сэма домой:
    «Перед ним был его дом. Там горел огонь в камине, там готовили ужин и ждали его. Рози встретила Сэма на пороге, провела в дом, усадила в кресло и принесла маленькую Эланор. Сэм устало улыбнулся и глубоко вздохнул:
    – Ну, вот я и дома, – сказал он».

    Отсюда
     
    La Mecha нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Собственно, Фродо меня иногда очень здорово бесил. :) :
    В противоположность Сэму.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот здесь весьма примечательная статья про мир Алисы Селезнёвой:

    Первый вариант этого текста я написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас хочу вернуться к нему, появилось много новых мыслей.

    Небольшое замечание: в статье анализируется фильм "Гостья из будущего", а не книга Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд"

    * * *

    Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему?
    Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос - мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.

    Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что близжайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному, по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?

    Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

    Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят.

    И это только начало.
    Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.

    Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны.
    Вспомним для начала саму Алису.
    Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.
    И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность - форма и т. д. - шелуха - главное - цель... Не было ли это все разработанно первоначально, как программа тренировки спецназа? Но - 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!

    Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер...
    (Между прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия - где убедительно доказывалось, что бластер - это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины - державшее разряд. Да и парализующее излучение.
    Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения - широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный полголовник - защищать шею при перегрузках.

    Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека...
    Нет, общество было рационалистическим - потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных...
    Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века - это сюжет какого фильма?).

    Кстати, внешность Вертера - никаких ассоциаций? Это так сказать "белокурая бестия" - старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных - на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности...

    А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно.
    Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

    Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице долбаков из спецназа) - посылают ловить пиратов.
    Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой - так это вряд ли - слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.
    (Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера - где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так? ).
    Возражение - Полина - специалист по XX веку. Возможно. Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь. То есть - точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов - простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу - допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.
    Или поручить освобождение линкора "Миссури" простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек - и не был он до того - ну кем там был Стивен Сигал - спецназовцем что ли.
    Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть "тактической единицей самому по себе" - вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.

    И не только Полина.
    Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.
    Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата.
    А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.
    Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
    Маленькая особенность таких милитаризованных обществ - очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно - на детей. Проще говоря, заваленный оперативник - это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку - не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с прменением принципа коллективной ответственности.

    Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в "Краткое содержание предыдущих серий" последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.

    Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.
    Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия - отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены.

    Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?
    Происходит трансформация: только что ты - специалист-биолог - а в следующий момент - простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.

    В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандо.

    Следующий - робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.

    А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен.

    В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компететному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.

    Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: "А почему именно мы?"
    Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.
    И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?
    В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать.

    Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах - пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во времена войн и после.

    И кстати - помните космопорт? Когда-то он поражал - как сказка. А вот посмотрел в последний раз - маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти - и в космопорту, и в Институте времени - так и подразумеваются герметичные перегородки - отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы - столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще - зеленый город - не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект "Зеленная лужайка" - на месте ЧАЭС?
    Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас - вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм - всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом - после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины...

    Словом, мир этот очень непростой. И - пройдя весь путь XXI века - трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.
    Так вот вам и ответ - что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: "Вечер... Такой, как у нас...". Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века - оказывается этот мир был не чёрно-белым.

    Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.

    Снисходительное отношение... "Он не помнит ни чинов и не имён". А еще жалость там была.

    "- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
    - Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу
    этого сделать."

    2010
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Про женщин-орков:

    [​IMG]

    Каждого мыслящего человека, видевшего орков в фильмах Джексона, волновали минимум два вопроса: а) что ж они страшные такие? и б) как они размножаются?

    Начнем со второго. Все помнят эпизод с извлечением урук-хая из груды коричневой субстанции в «Двух башнях». Это не ответ на вопрос – не могли же великие лично строгать каждого орка, тем более что те весьма успешно множились и во времена, когда Моргот уже не существовал, Саурон был развоплощен, а Саруман еще не пал. Так что орки вполне себе размножались естественным путем (и не факт, что помянутый Углук зародился в помянутой куче – возможно, просто инкубировался… во всяком случае, создать с нуля полноценного гуманоида без помощи Творца не вышло в свое время у самого Ауле, что уж говорить о Курумо).

    Хорошо, тогда перед нами встает следующий вопрос: где у орков женщины? Из всех вариантов ответа на него наиболее интересным мне представляется следующий – среди них. То есть вы их видели. То есть из всех промелькнувших на экране орд пакостных созданий примерно каждое второе (по крайней мере в массовке) – самка. Это не такой абсурд, как может показаться на первый взгляд. Смотрите – во «Властелине колец» во многих сценах под отвратительной оболочкой мордорских орков скрывались актрисы-женщины (обычные орки должны были на экране быть меньше и хилее здоровенныхурук-хаи). Разглядели вы прекрасный пол под неказистой плотью (например, на нижеприведенной картинке)? А он там есть. А многие ли из вас отличат зайца от зайчихи, кобеля от суки, а жеребца от кобылы, если не смотреть на гениталии?

    [​IMG]

    Привычный и кажущийся нам самим собой разумеющимся половой диморфизм – когда самцы и самки резко различаются по внешнему виду – штука в природе хоть и распространенная, но отнюдь не в подавляющем большинстве случаев. У человека он обусловлен двумя факторами. Во-первых, как и у большинства приматов, ведущую роль в получении сведений об окружающем мире, у нас играет зрение, в то время как обоняние – весьма незначительную. Вторичные половые признаки – все эти ненужные вроде усищи-бородищи у мужчин, избыточные жировые титьки у женщин, миловидные лица – это визуальные половые маркеры. Проще говоря, у человека половое возбуждение способно наступить от одного вида потенциального партнера, иногда бывает достаточно просто изображения на бумаге. Птичка в клетке – тоже «визуалист» со слабым нюхом – также может ухаживать за собственным отражением в зеркальце, а вот представить кота, возбуждающегося от картинки с кошечкой, довольно сложно.

    Зрение у кошек в целом не хуже нашего, в чем-то (ночное видение, отслеживание движущихся объектов) даже лучше, но у них, как и у большинства животных с неутраченным обонянием, основным стимулятором полового возбуждения является не вид, а запах овулирующей самки. На внешность при этом им в общем-то плевать, кошка-дурнушка имеет не меньше шансов быть оплодотворенной, чем красавица с выставки. Самцы тоже оцениваются не по внешности.

    Так вот у орков с обонянием всё в порядке – эти твари способны учуять гнома на другой стороне ущелья или запах страха, исходящий от жертвы. Именно так – учуять запах страха, а не, скажем, заметить бледность. Бледность средний орк, может, и заметит чисто на автомате, но скорее всего значения не придаст – в плане эмпатии ему гораздо больше скажет запах. Мелькор создавал орков для жизни в бессолнечном мире (хе, он-то считал, что улучшает несовершенную зрительную систему детей Эру!), и, хотя их зрение по-своему совершенно, но (по крайней мере в плане межличностной коммуникации) оно не настолько доминирует над обонянием, как у нас. Мелькору нужно было, чтобы, в отличие от исходного материала, предназначенные на пушечное мясо орки плодились как кролики вне зависимости от тяжести внешних условий, а это значит: учуял мужик феромоны готовой к зачатию боевой подруги, и сорвало у него крышу. А если рядом есть боевые товарищи – быть драке… Орки славятся агрессивностью, зрелище «орковской свадьбы» нам было бы неприятно, но зато право размножиться у них обычно получает сильнейший, что в целом полезно для популяции существ, предназначенных для войны. А повреждения на орках заживают хорошо, но об этом позже.

    У подобного уменьшения роли зрения в половом поведении есть и еще один побочный эффект – орки не способны видеть и ценить внешнюю красоту (именно внешнюю – а так у них есть и поэзия, и юмор, помните «пятнадцать птиц на ветвях качались»?). Да по ним видно, впрочем, и я не про рожи. Ну и за способность отлично видеть в темноте они, как и другие ночные существа, жертвуют цветовосприятием, так что на вид мир для них сер, как черно-белое фото, в солнечный день еще и изрядно пересвеченное.

    Позвольте, - скажет вдумчивый читатель, если его хоть сколько-нибудь зацепил этот текст, - но ведь кота-то от кошки я в большинстве случаев смогу отличить, на заглядывая под хвост!
    Правильно, потому что вторая причина полового диморфизма – различные поведенческие модели самцов и самок. Например, самка выращивает потомство, а самец охраняет территорию от других самцов (львы, люди). В этом случае вырабатывается типаж более массивного, сильного, агрессивного и внешне устрашающего самца. Среди стайных видов, где столь резкого разделения ролей не наблюдается (волки, лошади) внешние половые различия не столь заметны.Так вот Морготу, когда он «творил» своих орков, не нужно было, чтобы мужики воевали, а бабы сидели по хатам, как в служебном собаководстве не нужно, чтобы работали одни кобели. Семейные ценности и привязанности новоиспеченного народа его, думаю, тоже волновали слабо – точнее, требовалось их отсутствие; ему были нужны рабы и воины, сильные не умением, но числом. Чтобы баба родила, где приспичило, отдала приплод на попечение и встала в строй. Как следствие – оркам просто непонятны многие из человеческих чувств и привязанностей.

    Но уродливый внешний облик орков объясняется не только отсутствием положительного отбора и не только небрежностью или садизмом Моргота – вложил-то он в них немало. Чего стоит хотя бы живучесть и уникальная «ремонтопригодность» орков – вспомним крупный план орка-наездника, сообщившего о якобы смерти Арагорна, точнее, металлические пластины, скрепившие его некогда треснувший череп; или чудовищный протез Азога, имплантированный, похоже, прямо сквозь канал локтевой кости. Распространение подобной «ортопедии» в средневековых условиях требует от пациентов не только нечеловеческой живучести и сопротивляемости инфекциям (что неудивительно для потомков эльфов), но и других особенностей, например, чрезвычайно высокого болевого порога (весьма нелишнего для воинов и в других ситуациях). Так что, возможно, пресловутая жестокость орков по отношению к пленным – в половине случаев просто непонимание того, насколько чувствителен (не только к боли, но и к другим лишениям) организм не-орка.

    Так вот, что касается уродливости – кроме того, что они битые-перебитые (вы бы сдохли десять раз, а на них десять раз зажило, пусть и криво), разные породы орков предназначались для конкретных нужд. К пехотинцам предъявлялись одни требования, к шахтерам – другие... Орки кажутся вам уродливыми? Подумайте, что сказал бы волк о бассет-хаунде или шарпее. Только в отличие от заводчиков бассетов, заводчика орков экстерьер интересовал в последнюю очередь. Ну и за века отсутствия владычества Моргота различные разновидности орков, предоставленные сами себе, породили весьма причудливых метисов. Кстати, есть вероятность, что тролли, которых считают то пародией на энтов, то (читал я и такое) порчеными гномами – на самом деле тоже разновидность орков, этакие мастифы среди дворняг, тяжеловозы в быту и «танки» (по терминологии MMORPG) в бою.

    Так что зря ругают Пи-Джея за его «зомбарей» - они, если подумать, логичнее и интереснее «желтокожих косоглазых» из первоисточника.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А здесь подробный разбор проблемы орлов во "Властелине Колец".
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Про хоббитов (отсюда, via Аурелиано):

    Полурослики
    Кто говорит, что хоббит слаб и хил?

    Кто там хоть раз хоть в чем его побил?

    Слух, как у кошки, глаз, как у совы,

    Ноги просто идеальны для травы!

    С этим, наверно, ты уже знаком:

    Плохо не в меру топать босиком,

    Плохо скитаться, в поле ночевать —

    И холодно, и голодно, и пива не достать!


    О. Леденев, «Бурглацкая походная»

    Полурослик, он же половинчик, хафлинг, хоббит, кудук, периан, кендер или невысоклик, — ближайший родственник человека среди иных рас. От человека его отличают низкий рост (средний — 90 см, полурослик в 120 см считается «великаном»), да еще порой покрытые густой шерстью ноги. Он не живет по нескольку веков, как гном или эльф, не обладает сверхъестественными способностями и по праву может считаться нашим братом по разуму.

    Как ни странно, о полуросликах буквально ничего не было известно до 1937 года, когда английский ученый, профессор Дж. Р. Р. Толкин, опубликовал первые сведения о них. С этого самого момента хоббитология развивается с огромной скоростью; на сегодняшний день известно немало их разновидностей, подробно изучены и описаны повадки, внешний вид, история и многое другое.

    Да что говорить — именно хоббиты и написали Красную книгу! Правда, не совсем ту, которую вы читаете сейчас, а Красную Книгу Вестмарча (она же — Алая Книга Западного Края), но в ней помимо самих хоббитов тоже немало редких в наши дни и весьма интересных существ.

    Происхождение вида
    [​IMG]
    LOTR Online. Нора Бильбо, у входа — Лобелия с сыном.
    Итак, в норе под землей жил-был хоббит. Нет, конечно же, не в грязной сырой норе, а в идеально благоустроенной, с зеленой, круглой, как иллюминатор, дверью.

    Ростом хоббит был, как и положено его народу, в половину высокого человека и примерно на фут пониже гнома; это и дает нам в пересчете на наши единицы измерения девяносто сантиметров. Был он круглолиц и добродушен, обилен брюшком, курчав, а ноги его были покрыты густым темно-коричневым мехом. Был хоббит добродушен и малость ленив, любил хорошо пообедать (дважды в день), покурить трубочку и посидеть у двери, греясь на солнышке.

    Звали первого хоббита, которому довелось осуществить с нами контакт, Бильбо Бэггинс. Примерно то же, что мы сказали о его внешности и привычках, можно сказать и о нескольких десятках, а может, сотнях тысяч его сородичей, избравших своим домом землю под названием The Shire — а по-русски Край или Шир. Либо, если точность для вас несущественна, Хоббитания.

    Что в имени?
    Хоббиты — так они именуют себя сами; за пределами Края те немногие, кто вообще подозревает об их существовании, используют слова halfling (что, собственно, и переводится как полурослик или невысоклик) и периан (то же самое, но по-эльфийски). Halfling — английский вариант слова, на языке вестрон оно звучит как кудук.

    [​IMG]
    Бильбо пишет Красную Книгу.
    Слово «хоббит» происходит от holbytla — на современном английском hole builder, то есть строитель нор. Разумеется, половинчиками они себя не называют, потому что для них именно хоббитский рост — естественный (людей они именуют «громадинами»), а вот рытье нор — достойная и почетная отличительная черта, тем более что жить именно в норе, а не в доме, для хоббита считается правильным и респектабельным. Кстати, по-хоббитски нора называется смиал (вспомним усадьбу Великие, или Преогромные, Смиалы, в которой квартирует семейство Туков).

    Переводчик «Властелина колец» В. Муравьев активно пропагандирует дикую идею, будто hobbit = homo + rabbit, то есть «человек + кролик».

    Самое нелепое в этой мысли — то, что «человек» взят по-латыни, а «кролик» — по-английски. Приписывать подобную неуклюжесть профессору филологии — все равно что подозревать Бориса Натановича Стругацкого в том, что он путает туманности с черными дырами. Муравьева, однако, не остановило ни это соображение, ни прямые возражения Толкина (как характерно выразился господин Муравьев, «хотя Толкин и спорит с этим, но мы-то знаем...»).

    Чтобы придать правдоподобность своей гипотезе, Муравьев взялся за текст и на правах переводчика заставил всех героев подряд именовать хоббитов «зайцами» и «кроликами». А также переименовал хоббитские семейства, придав добропорядочным фамилиям зайце-кроличье звучание.

    Как ни странно, такая подтасовка для многих оказалась весомым аргументом. Хотя в оригинале единственный кролик, упомянутый во «Властелине колец», — это зверюшка, которую Сэм тушил с травами во время путешествия по Итилиэну.

    В общем, если вам нравится верить, что хоббиты имеют что-то общее с кроликами, — это ваше право, но искать аргументы не стоит — в оригинале их не существует. И особенно не рекомендую рассказывать об этих теориях хоббитам; по такому случаю их легендарное миролюбие может им и изменить.

    Нравы и обычаи
    [​IMG]
    Так представил себе жилище Бильбо художник Джон Хоу.
    Хоббиты — народец по преимуществу сельский, пасторальный. Даже самые крупные их города редко насчитывают свыше нескольких сотен семей (точные цифры неизвестны, потому что перепись населения в Крае не проводили ни разу). Основное их занятие — земледелие, и по этой части хоббиты преуспели. (Саруман попробовал начать индустриализацию, но, к счастью, не успел закончить даже первую пятилетку.) Ремесленники у них тоже есть, но многое из необходимого хоббиты покупают, продавая часть урожая; особенно же ценится в Средиземье выращиваемое ими «трубочное зелье», в просторечии именуемое табаком. К зелью пристрастились гномы, многие люди и не только; даже у Сарумана на руинах Изенгарда отыскался бочоночек с листьями самого наилучшего сорта. Разве что эльфы по-прежнему избегают этой привычки; а может, просто не успели за какие-то четыреста лет, что прошли со времени изобретения курения. Сами же хоббиты курят трубку почти поголовно и очень этим гордятся.

    Из одежды хоббиты предпочитают короткие штаны, наподобие бриджей, и рубашку либо нечто вроде нашей футболки; климат у них мягкий — летом, осенью и весной этого хватает. На зиму у хоббита бывает припасен теплый шерстяной плащ, иногда — еще и что-то вроде кофты или свитера. Все это обычно бывает ярких желтых или зеленых цветов, реже — коричневое.

    На родине обувь хоббиту ни к чему: шерсти на ногах вполне хватает для тепла, а главное — ходить обутым неприлично! Нет, конечно, в дальней дороге или где-нибудь на горном склоне приходится все-таки надеть башмаки, потому что о камни недолго и лапки сбить, но появляться в таком виде в приличном месте не рекомендуется, примерно как у нас — в грязной спецовке.


    [​IMG]
    Декорация хоббитской норы для фильма «Властелин Колец».
    Далеко не все хоббиты, вопреки своему названию, живут в норе. Это и понятно: многовато их стало для такого образа жизни. Нору удобно копать только на склоне, а склонов на всех не напасешься. Ведь не будешь же делать вход в нору вертикально вниз? Тогда, чего доброго, придется, чтобы выйти, подыматься по лестнице, а это хоббиты просто ненавидят.

    Смиал обычно делится на две части: внешняя, та, что обращена в сторону склона и снабжена окнами, — жилая, там гостиная, столовая и так далее. Во внутренней расположены кухня, кладовка и прочие подобные помещения. Они вентилируются при помощи труб, прокопанных вверх или под углом.

    На сегодняшний день нору себе могут позволить в основном самые богатые и уважаемые полурослики. Туки, к примеру, обустроились в Великих Смиалах, а вокруг них лепятся деревянные и кирпичные домики семей попроще. Но если даже не хватает средств на полноценную нору, можно замаскировать свой домик мхом, чтобы он был похож на жилье почтенного хоббита; и, конечно же, сделать на входе круглую зеленую дверь.

    Бильбо, как нетрудно догадаться, был изрядно богат еще до ухода Туда и Обратно, иначе он едва ли оказался бы владельцем одной из самых роскошных нор во всем Шире. Пусть по величине его усадьба и не сравнится с Великими Смиалами или Брендихолмом, но его тетушка Лобелия не зря так на нее зарилась.


    [​IMG]
    LOTR Online. Мусомный амбар.
    Готовят хоббиты превосходно и разнообразно, потому как поесть (и запить пивом) очень даже любят. Но хоббитский праздник не сводится к приему пищи: у них там очень весело — танцы, музыка, шутки и все такое прочее.

    Вообще, главное и любимое времяпрепровождение хоббитов — ходить в гости и принимать гостей. Тому и другому они предаются истово, причем принимать гостей им интереснее, чем наносить визиты. Не случайно на хоббитский день рождения подарки обычно дарят гостям, а не наоборот.

    Правда, полезный или ценный подарок преподносят только богатые хоббиты, у остальных для этой цели есть сувениры — нечто бессмысленное, но забавное; эти сувениры называются mathom (Муравьев нашел отличный перевод — мусом) и передариваются по многу раз. Помнится, наши соотечественники лет сорок назад примерно так же использовали статуэтки.

    К «мусому» относится все, что красиво, но бесполезно: например, оружие, доспехи, а порой и книги. Именно поэтому Mathom House (Мусомный амбар) — это, по сути дела, главный музей хоббитской страны.

    Хоббитские фамилии
    От прочих жителей Средиземья хоббиты отличаются еще и тем, что обладают фамилиями. Ни одна другая раса таким способом идентификации не пользуется (кроме, быть может, людей из Бри, но они явно позаимствовали эту идею у своих соседей-хоббитов), и попытка в игре The Lord of the Rings Online разрешить фамилии всем персонажам — одна из немногих ошибок в реализации мира.

    Фамилии хоббитов — предмет бесконечных споров между переводчиками и поклонниками того или иного перевода. Сам Дж. Р. Р. Толкин благословил переводить «по смыслу», а не транслитерировать хоббитские фамилии, и в итоге путаница возникла преизрядная, особенно со второстепенными персонажами. Скажем, запустив тот же LOTR Online, далеко не всякий русскоязычный любитель Средиземья «опознает» фамилии Boffin, Bolger, Grubb, Proudfoot...

    Проще всего, казалось бы, с Сэмом: фамилия Gamgee помечена Толкином как непереводимая. Что, впрочем, не остановило Муравьева, решившего, что Gamgee значит «Скромби» (что он имел в виду, так и осталось неизвестным).

    Смысл фамилии Baggins очевиден, и переводили ее в основном адекватно: Торбинс, Сумкинс и так далее — все это вполне корректно. Названы они по усадьбе Bag-End, она же Торба (но, конечно, не «на Круче», а «под Холмом» — Under the Hill. Хотел бы я посмотреть на хоббита, который роет себе нору на вершине холма!). Соответственно, псевдоним, который взял себе Фродо в «Гарцующем пони» — Underhill, — стал Накручинсом у Муравьева, Маториной и Грузберга, а у остальных оказался Норохолмом или Подхолмсом (гм...).

    А вот семейство Brandybuck, к которому принадлежит достославный Мерри, предоставляет переводчику некоторую свободу действий. Корень «Бренди» в переводе не нуждается, а вот buck — это олень, косуля и так далее. Это основные значения, но иногда так называют самца зайца или кролика! Конечно, Муравьев не мог не вцепиться в такое замечательное «подтверждение» своей заячьей теории, несмотря на то, что сам Толкин однозначно заявил: олень, и никаких сусликов! В итоге Муравьев сделал бедолаг Брендизайками; есть варианты «Брендибэк», «Брендибак», «Брендискок» и симпатичный лично мне, но неточный «Брендибайк».

    Но этих хотя бы в любом виде можно узнать; юному Перегрину Туку (Took) и его родне не так повезло. Муравьев сделал их «Кролами»; как говорится, «он всегда о них думает». Зато очень красивую идею нашла Наталья Черткова: Хват. Это отражает и английский смысл имени (если считать его английским), и «боевой» характер семейства. Большинство других переводчиков оставило Туков Туками.

    Перечислю еще несколько фамилий со списком вариантов перевода, но уже без подробных комментариев.

    Boffin — Боффин, Умникс, Булкинс, Сведун.

    Bolger — Боббер, Пузикс, Болджер, Булбан.

    Bracegirdle — Тугобрюх, Толстобрюхл, Помочь-Лямкинс, Опоясень, Брейсгирдль.

    Brockhouse — Бобровник, Барсукс, Барсукинс.

    Burrows — Глубокоп, Отвалень, Кротт, Закопанс, Бероуз.

    Chubb — Ейл (а аналога «Пойлов» в оригинале нет вообще), Хрюкл, Чабб, Прожор.

    Cotton — Коттон, Кроттон, Хлопкинс, Хлопчатник, Недоселк.

    Goodbody — Дороднинг, Сдобс, Толстинг.

    Grubb — Ройл, Рытл, Щекан, Грабб.

    Hornblower — Дудстон, Дудкинс, Трубопых; однако самый знаменитый представитель этого рода, первооткрыватель табака Тобольд, у Муравьева стал Тобольдом Громобоем. К этому моменту, видать, творчески мыслящий переводчик успел перезабыть собственный глоссарий...

    Proudfoot — Шерстопал, Шерстолап, Длинноног, Большеног, Мохностоп.

    Это интересно: помните, быть может, сцену на празднике у Бильбо, когда он перечисляет фамилии: «Шерстопалы...» — «И Шерстолапы!» — «И Шерстолапы», — соглашается Бильбо. Это один из крайне немногих практически непереводимых моментов. В оригинале он называет семейство Proudfoots, а хоббит поправляет: Proudfeet! Ведь у слова foot — нога — именно такое множественное число. Но в случае если это часть фамилии, действуют другие правила: и Бильбо не соглашается и повторяет: Proudfoots!

    Sackville-Baggins — Лякошель-Торбинс, Сумкин-Торбинс, Дерикуль-Сумникс.

    Sandyman — Песошникс, Пескунс, Сэндимен, Охряк.

    Twofoot — Двулап, Большеног.

    Whitfoot — Тополап, Белоног.

    Государственное устройство
    О государстве хоббитов можно говорить разве что в кавычках. Сказать по правде, они вообще обходятся без управления — зачем оно им?

    Есть что-то вроде столицы — Michel Delving(он же Землеройск, или Микорыта). Этот город находится в западной части страны; там проживает мэр, который, формально говоря, является самым главным хоббитом в Шире. Его основная обязанность — разрешать всяческие споры, то есть он скорее судья, чем правитель. Также мэр служит почтмейстером: почта для хоббитов весьма важна, так как переписываться они очень любят (и, похоже, все грамотны), а сами бегать туда-сюда ленивы.

    [​IMG]
    Кадр из фильма: Мерри готовится принять присягу.
    На момент похода Фродо эту должность занимает некто Will Whitfoot (Вил Тополап или Белоног), а впоследствии в этом качестве утвердится Сэм Гэмджи. Мэра выбирают на семь лет.

    Есть два отдельных вождя у обособленных хоббитских кланов: тан возглавляет Туков, хозяин Байкландии — Брендибайков и другое население за Брендивином. Изначально у тана власть была больше, чем сейчас; точнее, она и поныне есть, но он пользуется ею очень редко. Дело в том, что тан возглавляет хоббитский совет (который последний раз собирался в незапамятные времена) и хоббитское ополчение (тоже штука не частая).

    От врагов хоббитов защищают преимущественно люди (а жители Края и не подозревают об этом), но на всякий случай есть ширрифы и пограничные сторожа (bounders). В обычное время то и другое — скорее, почетная должность.

    Впрочем, при необходимости воевать хоббиты могут. Вооружение у них, разумеется, легкое: праща, лук, иногда — копье, рогатина, дубинка, вилы, изредка кинжал, топорик или что-нибудь подобное. Были у них и свои герои, среди которых — Бандобрас Тук, известный также как Быкорев. Он не так давно победил гоблинов и волков, снеся голову гоблинскому вождю Гольфимбулу своей дубинкой (голова отлетела в сторону и попала в кроличью нору: так была изобретена игра в гольф).

    Бандобрас знаменит еще и тем, что был малым весьма дюжим и мог даже ездить на лошади; большинство хоббитов если и ездит, то на пони.

    География Края
    Край делится на четыре части по сторонам света.

    Западный удел (Westfarthing) — самый респектабельный: там находятся Хоббитон, Michel Delving, Bywater (Приречье, Заводье). Там проживают наиболее «правильные» хоббитские семейсва — Baggins, Twofoot, Whitfoot, Burrows, Sandyman (см. «Хоббитские фамилии»).

    [​IMG]
    LOTR Online. Домик, снятый друзьями для Фродо.
    Южный удел может похвастаться лучшими землями и самыми богатыми фермами; именно оттуда происходит самый популярный табак, там же делают хорошую ткань. Самые знаменитые семейства в тех краях — Took, Hornblower, Gamgee, Cotton.

    Северный удел сравнительно беден, там порой даже — о ужас! — выпадает снег. Тем не менее эти края могут похвастаться отличным пивом. Оттуда происходит клан Bracegirdle (откуда родом тетушка Лобелия), а еще там есть поселение Туков, изначально задуманное как застава против волков и гоблинов, которые нет-нет, да и вторгались в Северный удел.

    Восточный удел — это города Frogmorton, Whitfurrows, Budgeford, Stock и довольно много ферм (хотя район этот весьма болотист). Жители этого района часто больше слушают Брендибайков из-за реки, чем мэра или тана.

    Есть еще две области, которые формально к Ширу не относятся, но тоже принадлежат хоббитам.

    Байкландия (Забрендия) — страна за Брендивином, между рекой и Древним (Вековечным) лесом. Живут там по преимуществу Брендибайки и родственные им семейства (Oldbuck, Bolger). Брендибайков считают отчаянными хоббитами: они ничего не имеют против плавания по Брендивину (приличный хоббит никогда не вверит свою жизнь никакой лодке или плоту, а также не будет учиться плавать и вообще не зайдет в глубокую воду!), а также не гнушаются порой ходить в Древний лес. В общем, никакой почтенности в них нет, сорвиголовы, да и только. Однако в опасные времена Брендибайки, как и Туки, в чести — поскольку умеют себя защищать.

    Вестмарч — земля на западном краю Шира, вплоть до Башенных холмов; ее хоббитам подарил король Элессар по своему знаменитому указу. В указе этом говорилось, помимо всего прочего, что людям запрещается ходить по хоббитской земле — даже ему, Арагорну, хотя Шир и включается в территорию его королевства.

    Живут хоббиты и дальше за пределами Края. В Бри (Пригорье), Стэддле (Пристенок, Домищи) и других поселениях в районе Великого Тракта хоббитские дома не редкость. Но дальше, чем в 100-150 милях от Шира, хоббита почти не встретишь.

    Хоббиты и приключения
    Хоббиты преизрядно огорчились бы, если бы узнали, что у нас они частенько ассоциируются с такими непристойными словами, как «приключение», «авантюра» и даже (кхе-кхе) «взломщик».

    В самом деле, куда это годится! Если какой-то отдельно взятый Торбинс, Бэггинс, или как там его, решил плюнуть на все обычаи и податься во взломщики — почему из-за него должен страдать целый народ?

    [​IMG]
    LOTR Online. Хоббитская охотница в медвежьей шапке, добытой в приключениях.
    Однако ошибкой было бы думать, что Бильбо был каким-то совсем уж особенным. Наверное, идеалы почтенного хоббитства проникли в него недостаточно глубоко, и все же дело не в этом.

    Гэндальф был отличным психологом; он поймал Бильбо на тот единственный крючок, на который только и можно было его отловить.

    Спрашивается: что хоббиты не любят сильнее, чем долгую дорогу, ночлег под кустом на пустой желудок, свирепых гоблинов и перелеты в орлиных когтях? Пожалуй, только вот что: попадать в дурацкое положение.

    Вся культура хоббитов построена на том, чтобы радовать друзей и соседей — угощать, звать в гости, дарить подарки. И больше всего на свете они ненавидят разочаровывать. Не только друзей, а вообще кого угодно.

    Если к порядочному хоббиту пришли в гости без предупреждения тринадцать гномов — их необходимо накормить, причем до отвала и вкусно, напоить и развлечь, иначе это просто позор. А если гномы считают, что он взломщик, причем в их устах это похвала, и если некоторые из них подозревают, что, быть может, он не совсем достоин этого высокого звания, — скажите, что остается бедолаге хоббиту? Что? Так вот прямо и сказать — дескать, не взломщик я, и дело с концом? А вы хоть понимаете, какими глазами на него посмотрят?! Нет уж, лучше отправиться дракон знает куда и красть там сокровища из-под носа у этого самого дракона, чем допустить такой конфуз!

    Так что Бильбо — как раз самый что ни на есть правильный представитель своего народа. Просто жизнь с ним обошлась сурово. И столкнувшись с тестом на еще одно истинно хоббитское качество — добродушие, — он образцово преодолел это испытание. И тест на бескорыстие, самый тяжелый из всех, — это когда надо было избегать пользоваться Кольцом, а потом оставить его наследнику, — тоже оказался ему по силам. Человек едва ли сумел бы такое совершить.


    Фродо к подвигам повел совсем другой мотив: чувство долга. Понимая, что другого выхода нет, он фактически стал искуплением для своего мира. У хоббита может в обыденной жизни не хватать сил, чтобы после сытного обеда подняться по лестнице, однако если другого выхода нет — то силы находятся и на то, чтобы безо всякого обеда проходить немыслимые расстояния и противостоять тому, чему никто больше противостоять не сумеет.

    Есть и еще одна не чуждая хоббитам причина для того, чтобы податься на поиски приключений, — любопытство и жажда посмотреть мир; однако ее одной почти никогда не хватает — дом тянет к себе уютом и размеренной жизнью. Зато она становится солидным подспорьем другой, более существенной причине — так вышло и с Фродо, и с Бильбо.

    Полурослики иных миров
    Узнав от Дж. Р. Р. о существовании полуросликов, немало авторов тут же обнаружило их в своих мирах. Правда, все больше они получались какие-то странноватые — с явной склонностью к авантюризму и как бы не клептомании... Хотя внешне почти все — самые натуральные хоббиты.

    Вот, к примеру, полурослики Забытых Королевств; характернейший их представитель — «бард» Оливия Раскеттл («Лазурные оковы», «Шпора дракона»). Она прикупила себе имя у знаменитого, но спившегося барда Раскеттла, а в свободное от выступлений время промышляет кражами, причем в основном не у драконов, а у мирных горожан. В принципе, она довольно добродушна... в том смысле, что режет не путников, а только их кошельки, и ничего дурного им не желает — подумаешь, денег они всегда еще заработают! Да и ей, по большому счету, деньги не нужны (музыка приносит более чем достаточно), однако резать кошельки — это тоже искусство, и грех не посвящать ему времени, если получила от рождения такой талант!

    [​IMG]
    Кендеры.
    В книгах правил Dungeons & Dragons особо указано, что полурослики не корыстны — просто любят новые ощущения, собирают коллекции и так далее. Однако на клептоманию их манеры все равно смахивают изрядно.

    И это еще милые и симпатичные полурослики. А вот в порченом и страдающем от магоэкологической катастрофы мире DarkSun они и вовсе заделались дикими каннибалами. Впрочем, в этом мире едва ли не все такие — просто сам мир полоумный.

    Кендеры
    Страсть полуросликов тянуть то, что плохо лежит (а что лежит хорошо — перекладывать и тоже тянуть), дошла до своего апофеоза в подрасе под названием «кендеры», происходящей из мира Кринн (изначально описан Маргарет Уэйс и Трейси Хикменом).

    Если хоббиты чем-то напоминают патриархальных сельских жителей старой Англии, то кендеры ближе к шаловливым детям. Любопытство — вот их главная черта, способная пересилить все что угодно: страх, совесть и так далее.

    Кендеры выглядят как дети (хотя несколько смахивают на эльфов разрезом глаз и формой ушей), ведут себя как дети, беззлобны и легкомысленны, как дети. Но не как всякие дети, а как самые беззлобные и легкомысленные, каких вы только можете себе представить.

    Они берут что попадется совсем не из жадности; просто понятие собственности им чуждо по определению.

    Скатав карту (и мечтая при этом о том, как он станет шерифом и получит сверкающую шерифскую звезду), Тас повернулся к ней спиной и принялся рассматривать остальные свои сокровища. При этом он разговаривал сам с собой, задавая себе вопросы и сам же на них отвечая.

    Так... белое куриное перо, изумруд, дохлая крыса... Интересно, откуда она взялась?.. Кольцо с украшениями в виде листьев плюща, маленький золотой дракон... Вот честное слово, не помню, как они попали ко мне... вернее, не помню, чтобы я клал их в кошелек. А это?.. Кусок разбитого голубого кристалла, зуб дракона, лепестки белой розы, детский плюшевый заяц, довольно потертый, между прочим... Ага! Ну и ну! Чертеж Гнимша с планами механического подъемника!

    Та-ак... А это что за книга? «Краткое руководство по производству волшебных фокусов»... Любопытнейшая вещь; я уверен, что когда-нибудь она может мне очень и очень пригодиться. Что там у меня еще есть?..

    Кендер нахмурился и даже покачал головой:

    Серебряный браслет Таниса! Сколько же можно его терять?! Интересно, что бы Танис делал, если бы я не ходил за ним по пятам и не собирал все, что он теряет? Удивительная беспечность! И как только Лорана умудряется его терпеть?

    [​IMG]
    Тассельхоф, самый знаменитый из кендеров, — и его карты.
    Свою собственность они уважают не более, чем чужую. Разве что карту потерять жаль; география — их любимейшая наука, поскольку рассказывает о том, где можно попутешествовать. Да еще «хвост» из волос на макушке они ценят примерно так же, как гном — бороду.

    Разумеется, в приключении они незаменимы: ловчее всех вскроют замок (замок оскорбляет их самим фактом своего существования), обнаружат и устранят ловушку. Правда, в отличие от своих коллег из других рас не очень любят бить в спину.

    Зато у них есть особое национальное оружие — хупак, который представляет собой помесь посоха, пращи и рогатки, а также может издавать устрашающие звуки и очень удобен как дорожная палка.

    Еще они могут похвастаться полным бесстрашием, способностью к дразнилкам (знаете, таким, от которых противник теряет способность действовать хладнокровно и очертя голову кидается оторвать этому мелкому паршивцу все выступающие части тела).

    Низушки
    Низушки Анджея Сапковского — это, по большому счету, те же хоббиты, с одной только поправкой: на границах не нашлось следопытов, чтобы их охранять. А потому им пришлось столкнуться лицом к лицу с жестоким миром — где бывают грабители и мародеры, войны и даже погромы. И низушки научились защищаться, а кое-кто из них подался даже в «белки» — воюющие против людей отряды не то партизан, не то террористов.

    Но в душе они остались все такими же миролюбивыми. И далеко не случайно самый, вероятно, колоритный персонаж этой расы — врач, а точнее — полевой хирург.

    Поздравляю дам и себя с удачной резекцией тонкого и толстого кишечника, спленэктомией и сшивкой печени. Обращаю внимание на время, понадобившееся нам, чтобы ликвидировать последствия того, что за доли секунды было сотворено нашему пациенту во время боя... Советую это воспринять как материал для философских размышлений. А теперь мазель Шани зашьет нам пациента.

    Но я этого еще никогда не делала, господин Русти.

    Когда-то надобно начинать. Шейте красное с красным, желтое с желтым, белое с белым. Так наверняка будет хорошо...

    В более благоприятные годы низушки живут все тем же фермерством; впрочем, хватает среди них и удачливых бизнесменов (что вызывает у людей зависть и в конечном счете приводит все к тем же погромам).

    Выглядят низушки точь-в-точь как хоббиты. Наверное, это самые близкие их родственники.
     
    Glenn нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Можно ещё поговорить о социальных структурах ) Например, общество Хоббитании яркий пример безгосударственного устройства типа "племени".
    Общество Ристании (Рохана), скорее всего может быть охарактеризовано как вождество. Упоминается должностное лицо - сенешаль (стольник) с крайне размытыми границами полномочий. Фактически - младший вождь.
    Раннегосударственным , видимо, было общество Гондора.
    Не исключено ,что более зрелым государством (типа деспотической империи) был Мордор8-).
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А эльфы? И Нуменор?
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Ну Гондор и есть обломок Нуменора. Поэтому едва ли их строй различался.
    Эльфы третьей эпохи имеют строй, очевидно, типа города-государства.
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    http://www.catherine.spb.ru/index.php/blog/comments/gusiniaherro1
    Анна Гольдина:

    «Сказки Матушки Гусыни» увидели свет в 1695 году, на обложке значилось и имя автора – Пьер де Аманкур-Перро. В этот сборник вошли сказки известные нам с самого раннего детства: «Кот в сапогах» и «Спящая красавица», «Золушка» и «Синяя борода», «Ослиная шкура» и «Подарок фей». Появление этой небольшой книжечки в синем переплете вызвало огромный интерес у публики, только в первый год она выдержала четыре издания, что по тем временам было практически неслыханно! Что не менее удивительно, автором этого произведения стал одиннадцатилетний мальчик.

    Если мы внимательно приглядимся к его фамилии, то поймем, что это был не просто некий ученик французского колледжа, набравшийся наглости и преподнесший свою первую работу не кому-нибудь, а любимой племяннице короля Людовика XIV. Это – был младший сын маститого академика, некогда правой руки могущественного министра финансов Ж.Б. Кольбера, Шарля Перро. Именно отца, а не мальчика теперь принято считать автором этих замечательных сказок. Благодаря ним он вошел в мировую историю литературы. Уже никто не помнит о его поэмах и эпиграммах, о его многотомном труде «О старом и новом», о его службе при дворе Людовика XIV, а вот сказки, которые, как утверждают некоторые исследователи, он даже постеснялся подписать собственным именем, сделали его бессмертным.

    Шарль Перро происходил из состоятельной парижской семьи. Его дед был торговцем в Турине. Его отец Пьер получил прекрасное образование и был адвокатом Парижского парламента. Со своей женой Пакетт Леклерк он познакомился в своем приходе, в церкви Сент-Этьен дю Монт. Пакетт происходила из дворянской семьи и принесла супругу хорошее приданное, в том числе деревушку Вири (сейчас это город Вири-Шатильон), куда семья уезжала в те дни, когда в Париже свирепствовала эпидемия чумы. Шарль был самым младшим ребенком в семье. У него был брат-близнец Франсуа, который прожил всего шесть месяцев и, таким образом, Шарль стал не шестым, а пятым сыном семьи Перро. Остальные братья прожили по тем временам довольно долгие и насыщенные жизни: Жан — адвокат, Пьер — генеральный сборщик налогов Парижа, Клод — медик и архитектор, автор проекта знаменитой галереи Лувра, Николя — доктор богословия Сорбонны.


    Следует отметить, что семья Перро было очень религиозна. Они были близки к янсенизму, поддерживали знакомство с Блезом Паскалем (хотя во многом взгляды Шарля с ним не совпадали), защищали представителей этого направления в суде. А Шарль Перро уже в зрелые годы издал два стихотворных труда на библейские темы: «Сотворение мира и Адам» и «Святой Павел».

    Изначально Шарль собирался идти по стопам отца и стать адвокатом. Свою карьеру он начинал у старшего брата Пьера, помогая ему собирать налоги и осуществляя ремонт в семейном поместье в Вири. Конечно, ему больше нравились книги, он писал стихи и эпиграммы, лирические и посвященные важным политическим событиям того времени. Благо их было много. Братья Перро стали современниками Ришелье и Мазарини, многочисленных восстаний и Фронды. Но все-таки долгое время основная деятельность Шарля была связана с Министерством финансов. Благодаря своему упорству и трудолюбию он прошел путь от помощника сборщика налогов в беднейшем пригороде Парижа до первого приказчика министра финансов Франции. По долгу службы он занимается вопросами строительства и культуры.

    Вся его жизнь посвящена служению государству. Он женится только в сорок четыре года. Шарль старше своей супруги почти на двадцать четыре года, но это не мешает их браку быть счастливым. Впрочем, счастье длилось всего шесть лет, красавица Мари Пишон умерла, оставив мужу дочь и трех сыновей. Перро уже не молод, его карьера подходит к закату, и он решает посвятить себя воспитанию детей. Он отказывается от нянь и гувернанток и разрабатывает собственную программу обучения – обучение в игре. По тем временам он был не просто новатором… Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что тогда уже начали появляться подобные методики, одну из них, например, использовали в католическом приюте, опекаемом аббатом Данжо, близким другом Перро.

    Каждый вечер великий сказочник, а тогда еще просто великий академик, приходил в спальню к своим детям и рассказывал им волшебные истории, которые помнил с самого детства. Потом историй стало не хватать и он принялся расспрашивать слуг, горничных и кухарок, которых очень забавлял интерес маститого ученого к «бабьим сказкам». Так начинается увлечение сказками, которое со временем разделит и младший сын писателя Пьер. Мальчик начнет вести тетрадку, куда будет записывать все услышанные им истории. Именно из этой тетрадки, как считают многие исследователи, к нам придет «Красная шапочка».
    Еще одной причиной обращения французского академика к сказкам стал спор «о старом и новом», зачинщиком которого и стал сам Перро. Он выступал против засилия античных образов в литературе и искусстве, опубликованные им сказки должны были стать подтверждением того, что народная мудрость ни в чем не уступает античным книжным образцам. Впрочем, свою подпись под сказками он так никогда и не поставил. Книги стали подписывать его именем только через двадцать лет после его смерти.

    Такова вкратце история Шарля Перро. А что же его сказки?
    Первая его стихотворная сказка «Гризельда» выходит в свет в 1691 году и первыми ее слышат члены Французской Академии. Так сказка начинает прокладывать себе дорогу в высший свет. Не куртуазно-галантная история, не любовный анекдот, а сказка в том смысле этого слова, который привыкли вкладывать в него читатели более поздних времен. «Сказки Матушки Гусыни» появляются четырьмя годами позже, 28 октября 1696 года. Полное название сборника: «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».
    Книга была недорого издана, с простыми иллюстрациями и раскупалась по 20, 30, а иногда и по 50 экземпляров в день. Причиной тому послужило не только то, что эти волшебные истории были хорошо знакомы как простолюдинам, так и дворянам, но и то, что эти сказки были максимально осовременены и отражали не только древние предания, но и современные писателю обычаи и нравы.
    Итак, давайте читать. «Спящая красавица». Все мы хорошо помним историю о том, как на крестины юной принцессы пришли три феи, одной из которых не хватило золотого прибора.

    Интересно, что современные исследователи указывают конкретное место, где могли происходить эти сказочные события. Это – замок Юссе, расположенный на берегу Луары.
    Вероятно, Перро его увидел еще в те годы, когда был в этих местах по делам Интендантства королевских построек.
    Окруженный на первый взгляд непроходимым лесом, который словно по волшебству расступается по мере приближения к замку, Юссе как нельзя лучше подходил для сказочных событий. Может быть, приехав сюда, Перро сразу вспомнил необыкновенные истории своего детства, слышанные им когда-то в родительском доме в Вири.

    Интересно, что в XVII веке только во Франции существовало более 15 вариантов этой сказки и, на мой взгляд, Шарль Перро выбрал самый безобидный из них и как нельзя лучше приспособил его к обычаям своего времени. Заметьте, проснувшись, принцесса говорит: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!». Никаких поцелуев, только светская беседа, которая длилась аж четыре часа и разбудила весь дворец. «Он приблизился к ней с трепетом и восхищением и опустился перед ней на колени. Тогда принцесса пробудилась, ибо чарам пришло время рассеяться…» - вот как описывает эту сцену Перро. А поцелуй приходит в нее из сказки братьев Гримм «Шиповничек».

    [​IMG]
    С огромной нежностью описывает Перро встречу принца и принцессы, вполне вероятно, и косвенное подтверждение этому мы находим в «Мемуарах» академика, что описывая сказочные события, он вспоминал свою первую встречу со своей будущей супругой Мари Пишон. Восемнадцатилетняя девушка показалась ему тогда сказочной принцессой, и он боялся, что с ее приближением видение разрушиться, а «в речах его было мало порядка – от этого они понравились еще больше: мало красноречия, много любви», - читаем мы у Перро.

    И тем неожиданней для нас становится поучение, завершающее сказку.
    Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,
    Красавец и богач к тому ж,
    Вполне возможно и понятно.
    Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать
    Для дам настолько неприятно,
    Что ни одна не сможет спать.
    Пожалуй, выведем второе поученье:
    Нередко звенья уз, что вяжет Гименей,
    Пока разрознены, и слаще, и нежней,
    Так обождать – удача, не мученье.
    Но нежный пол с таким огнем
    Твердит свой символ веры брачной,
    Что сеять ад сомнений в нем
    У нас не хватит злости мрачной.


    Вспомним «сказка ложь да в ней намек…» из русских сказок. Шарль Перро во многом писал для детей, не зря же автором текста был назван одинадцатилетний мальчик, поэтому никаких намеков. Читая об удивительных событиях, дети должны готовиться к взрослой жизни, учиться, в данном случае, терпению.

    [​IMG]
    «Красная шапочка». События этой сказки разворачиваются также во вполне реальной местности. Перро описывает столь дорогое его сердцу Вири. Поместье его матери к моменту написания сказки было уже продано, но воспоминания о нем продолжали жить в душе сказочника. Милая девочка Красная шапочка, столь похожая на рано умершую дочь Перро Франсуаз, идет из Вири, где живет с мамой, через лес, через реку Орш, мимо реально существовавшей мельницы, которую мы еще встретим в «Коте в сапогах», в Савиньи, где живет ее бабушка. Исследователи творчества Перро считают, что сказка была взята целиком из устной литературы.

    Скорее всего, она попала на письменный стол Шарля из тетради его сына Пьера. Старый академик решил сохранить стиль, свойственный записям ребенка. Он только немножко сократил сказку, убрав из нее детали, которые могли быть не понятны взрослому читателю, и изменил конец. Вы будете удивлены, но в отличие от народной версии, сохраненной братьями Гримм, у Шарля Перро грустный конец. Волк съел Красную шапочку… И все! Объяснению этому литературному решению отчасти дает поучение в конце повествования.

    Детишкам маленьким не без причин
    (А уж особенно девицам,
    красавицам и баловницам),
    В пути встречая всяческих мужчин,
    Нельзя речей коварных слушать, -
    Иначе волк их может скушать.
    Сказал я: волк! Волков не счесть,
    Но между ними есть иные
    Плуты, настолько продувные,
    Что, сладко источая лесть,
    Девичью охраняют честь,
    Сопутствуют до дома их прогулкам,
    Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
    Но волк, увы, чем кажется скромней,
    Тем он всегда лукавей и страшней!


    Казалось бы, простые детские сказки призывают своих читателей задуматься, оглядеться вокруг. Сам Перро стремился показать через них, что привычные с детства навязываемые нам добродетели – это не прихоть взрослых. Это – те средства, которые делают из человека личность и которые всегда приносят свои плоды.

    Из журнала издательства Францисканцев "Брат Солнце" :

    [​IMG]

    DSCN9955.JPG DSCN9956.JPG DSCN9959.JPG DSCN9958.JPG
     
    plot нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Во главе - деспот, чёткая иерархия.
    ...
    Эльфы, получается, олицетворяют собой нечто вроде европейской древности?
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Почему обязательно европейской? ) Просто мы видим, что они живут локальными поселениями городского типа, с монументальной архитектурой, монархической формой правления, но видимо без развитого бюрократического аппарата. )
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Правда, лесные эльфы, может, и не городского :) . Но с центром во дворце (т.е. т.н."дворцовое царство").
    Среди должностных лиц перечислены: главный дворецкий (значит, есть штат неглавных), начальник стражи - стража многочисленна и профессиональна, советники короля во главе со старшим советником. Структура общества несомненно аристократическая.
    Что-то вроде союза-конфедерации отдельных "королевств".
     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2015
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Наверняка есть архивы и канцелярия. :)
     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2015
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В некоторых произведениях современных авторов в жанре фентези этот момент как раз освещается. У Толкина он как-то не очень явно представлен. Тут штука еще в том что видимо эльфам была доступна телепатическая коммуникация, в определенной степени.

    Еще один народ кстати - гномы. Наследная монархия с элементами демократии. Очень синее народоустройство. Они вообще представляют собой эталон синевы.
    Эльфы - оранжевый, орки - красный, хоббиты, видимо, фиолетовый (?), а люди - разный. Это мемовое разнообразие, возможно и обусловило наибольшую живучесть именно человеческой расы.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кроме того, эльфы обладали вечной жизнью и, видимо, абсолютной памятью, что делало многие общественные институты ненужными.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Что-то не заметил :) - в пригодных для управленческих функций масштабах, во всяком случае. :)
    В чём это, интересно, проявилась оранжевость эльфов и фиолетовость хоббитов? :)
     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2015
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сложилось впечатление, что эльфы определённым образом могут ощущать - телепатически или нет - эмоциональный настрой друг друга. А это значит, например, что им не нужно проводить голосований чтобы понять каково мнение большинства по тому или иному вопросу.
    Приверженность разуму, аристократизм, неприязнь к гномам в принципе (подозреваю что именно к их синеве), а также то, что их цмем в принципе скорее всего тёплый, поскольку они вполне себе индивидуалисты. И явно не второй ярус.
    Тут я не уверен. Мем холодный, эго зачастую недовыделено, красный цмем для них выглядит чем-то ацки продвинутым. Просто уже другой масштаб. Хотя может быть это такая разновидность синевы... мещанская, суженная, конформистская.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Приверженность традициям, культура памяти , а не производства новых идей и технологий, аристократизм вполне феодального пошиба. Решения принимаются исключительно на совещаниях знати.

    Хоббиты - общество, прежде всего, весьма секулярное, скорее, индивидуалистическое, чем коллективистское, с высокоразвитыми институтами частной собственности.
     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2015
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тоже верно.
     
  21. KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    232
    Симпатии:
    7
    Последнее редактирование модератором: 16 янв 2016
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    не воспроизводится
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Поправил. Видео не может воспроизводиться на других сайтах кроме ютюб.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    [​IMG]

    Ипполит Матвеевич Воробьянинов был уездным предводителем дворянства (предводителем команчей, как выражается Бендер). Он изображается в романе не просто как богатый в царское время человек. Воробьянинов был выдающимся по богатству человеком.

    Его доходы описаны авторами четко и обстоятельно: от отца он унаследовал стабильный доход в 20.000 рублей в год. Знакомясь со своей будущей любовницей Еленой Боур на благотворительном балу, Воробьянинов отдает за бокал шампанского 100 рублей. При расставании с той же Еленой Боур он начинает выплачивать ей содержание в 3.600 рублей в год, причем эта финансовая нагрузка воспринимается им безболезненно.

    Воробьянинов не укладывается в получаемую им ренту и начинает проживать недвижимость и производственные активы; в 1911 году он вынужден жениться на некрасивой (180, 90–60–90 — для того времени это просто уродина, долговязый скелетик, как говорится в романе) девушке с большим приданым. Если мы предположим, что к этому моменту Воробьянинов прожил за 18 лет (с момента получения им наследства от отца) хотя бы треть своего изначального состояния — а состояние землевладельца традиционно определялось как 16 его годовых доходов — то он реально расходовал 26–27.000 рублей в год.

    Это были огромные деньги. Обследование доходов населения, произведенное в 1910 году Министерством финансов в рамках подготовки к введению подоходного налога, показало, что в стране было всего 12.100 домохозяйств с доходом свыше 20.000 рублей в год. Таким образом, Воробьянинов входил приблизительно в одну двухтысячную часть (а точнее, 1/2300) наиболее богатых людей России.


    Если предположить, что прообразом Воробьянинова служил полтавский двоюродный дядюшка авторов, то в многолюдной и достаточно богатой Полтавской губернии людей с доходом свыше 20.000 рублей в год было всего лишь 211 человек.

    Для получения такого дохода помещику надо было располагать как минимум 2.800–3.000 десятин (десятина — 1.08 га) удобной земли, то есть иметь имение в 3.500–4.500 тысяч десятин (в любом имении есть разного рода неудобные, бездоходные земли). Таким образом, Ипполит Матвеевич владел участком приблизительно 6х6 км — и это при условии высокой эффективности использования земли. Для обработки такого участка, если бы Воробьянинов сам вел хозяйство, потребовалось бы нанять около 150 человек и содержать около 150 лошадей.

    По дворянским меркам это было весьма крупное владение — средний размер дворянского землевладения в 1905 году составлял 488 десятин. В Европейской России в 1905 году было всего лишь 2594 дворянских земельных владения в 3000 и более десятин. В Полтавской губернии было 34 таких имения — по 2–3 на уезд. Неудивительно, что не имевший никаких личных заслуг Воробьянинов продолжал оставаться звездой уездной величины и без труда был избран уездным предводителем дворянства.

    Что значили 20.000 рублей в год в том масштабе доходов? Губернатор получал 10.000, вице–губернатор 6.000, университетский профессор 3.000 (на такую зарплату горько жаловались), судья окружного суда 4.200, земский врач — 1.200–1.800, учитель гимназии 1.200–2.000 (в зависимости от доходов). Доходы простых людей были совсем другими: средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 264 рубля, квалифицированный станочник в столицах получал 500–700 рублей, ткач 180–200 рублей, сторож или чернорабочий 120–180 рублей. Конторщик или приказчик в магазине получали 600–900 рублей, учитель начальной школы — 300–400 рублей.

    В целом, поддержание стиля жизни, типичного для среднего класса, для семейного человека в столицах требовал как минимум 3.000 рублей в год. Что именно входило в это понятие? Наемная квартира с центральным отоплением и электричеством, со спальней, детской, гостиной, столовой, кухней и комнатой для прислуги, с ванной и туалетом; кухарка, горничная и няня; питание по барскому типу, то есть обед с 2–3 горячими блюдами; новая, ухоженная одежда, приличная мебель в доме; передвижение по городу на извозчике; дача в пригороде, снимаемая на лето. При 3.000 рублей семья еле–еле удерживалась на этом уровне, и то, только если детей было 1–2: квартира была на непрестижной улице, на высоком этаже или окнами во двор, на покупку одежды или мебели надо было подкапливать, иногда приходилось ездить не на извозчике, а на трамвае и т.д. А вот доход в 5.000–6.000 тысяч рублей в год уже обеспечивал совершенно безбедную жизнь (независимо от количества детей) и позволял иногда ездить в отпуск за границу.

    Из всего вышесказанного видно, что Воробьянинов в 1917 году потерял многое и очень многое. Если для Бендера спрятанные в стуле сокровища — это путь в невиданному процветанию, то Ипполиту Матвеевичу даже их находка не сможет вернуть прежний уровень жизни.

    Вторая интересная тема — деятельность Воробьянинова как предводителя дворянства. Уездные предводители дворянства — это уникальная должность. Предводительство уездным дворянством практически не отнимало у них времени, так как уездное дворянство имело крайне мало общих дел.

    Но зато выборный (на 3 года) предводитель дворянства был неоплачиваемым чиновником–добровольцем, безвозмездно исполнявшим обязанности де–факто главы уездной администрации (юридически уездные учреждения не составляли единого целого и не имели начальника). Предводитель председательствовал в уездном земском собрании (эта обязанность отнимала одну–две недели в году) и в уездном съезде (это была комиссия, разбиравшая жалобы на судебные и административные решения земских начальников), заседавшем одну неделю в месяц. Также предводитель руководил деятельностью уездного по воинской повинности присутствия, проводившего ежегодный призыв в армию, уездной землеустроительной комиссии (руководила проведением аграрной реформы), уездной оценочной комиссии (разбирала жалобы на оценку имуществ для налогообложения). Также предводитель был организатором выборов в Государственную Думу, возглавляя избирательные собрания.

    Всё это позволяет предположить, что совершенно пустой, бездельный и глуповатый человек не мог бы справиться с данной работой. Как бы халатно предводитель не относился к своим обязанностям, они в любом случае были многохлопотными и требовали хорошего знания многочисленных законов и процедур, умения руководить процессами и налаживать отношения со множеством людей. Таким образом, робость и туповатость Воробьянинова объясняется только несколько пасквильным характером знаменитого романа. Реальные предводители дворянства были работоспособными и толковыми людьми.

    Отсюда
     
    Ондатр нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Вообще, в мире Средиземья достаточно чётко просматривается дуальность всех категорий существ, причём во всех случаях речь идёт именно об "испорченных здоровых".
    в частности:
    Валары - Мелькор
    майары - Саурон. маги относятся к этой же категории. и среди них - Саруман
     

Поделиться этой страницей