Опасная тропа

Тема в разделе "сПХБ: с полей христианских баталий", создана пользователем Соня, 16 авг 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    На заре туманной юности нахлебались мы изо всякой лохани; изо всякого, в том числе и из козьего копытца, умудрившись не стать, не заблеять козленочком (хоть и обрели дар говорения язЫками: хоть буддийскими, хоть иными.
    В напряженном ограждении себя от иноверных бацилл есть тоже своя и опасность, и напряг.
    Обратная сторона стерильности - уязвимость и потеря иммунитета.

    Вот потому и постую духовные тексты разных - старых и новых - традиций в гомеопатических дозах.
    И буду продолжать это делать;
    пока не "зажмут мой измученный рот" /Ахматова/

    Не потому что вижу в них опасность и хочу привить противоядие.
    Я НЕ ПРОТИВ.
    Не потому, что хочу привить всеядность и отравить фальшивой ньюэйджной размытой вседуховностью.
    Я НЕ ЗА.

    А просто!
    "Все испытывайте, - хорошего держитесь" /ап. Павел./
    А вот то, что Гегель называл "неразвитой напряженностью принципа", а я - охранительством, - носит чуть судорожный характер маловерия.
    Именно по "стилю полемики" возникает подозрение, что доказывают больше себе, чем другим.
    Да еще по тому, что доказывают не весьма умело, хоть и трогательно.

    У Стругацких в "Улитке на склоне" идущие обнаруживают:
    тот "темный лес, которым их так пугали,
    хоть и взаправду темен, но вовсе не так страшен.
    Да; тропа, о которой предупреждали: "шаг вправо, шаг влево, - считай потеря спасения" - тропа истинная и верная.
    Но только идти по ней можно и без страха оступиться, сбиться и ненароком угодить мимо.

    ***
    Право-славье... Право славить,
    Славить правильно Творца.
    Только кто промолвить вправе,
    Что навек и до конца
    Прав? Что, правду Божью зная,
    В самом деле служит ей?
    Разве иволга лесная,
    Разве только соловей...

    /Зинаида Миркина/
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    (просьба сей православный ракурс не считать "апофеозом православия": никаким высокомерием к другим конфессиям тут и не пахнет)

    Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям.
    А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого.
    "Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/

    Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии,
    на впитывании ее словесного содержания.
    Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе.

    Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.

    В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный преображающий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.

    Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне".
    Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.

    Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о чем Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский
    говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ.
    И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/

    Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.

    Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики.

    А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".

    Поэтому, если б я облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все.

    А когда я практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что я говорю, в душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать).

    Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу.
    И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом.
    Ничего не утверждаю; только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов.

    И что их духовный опыт, обогащенный нашим знанием имени Христова, может принести нам духовную пользу.

    Это в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка. Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Охранная грамота (клевателям от недозаклеванной)
    сПХБ (с полей христианских баталий)

    я считаю, что Ц-ви просто необходимы "охранители" антимодернисты, антиэкуменисты и все те иммунные силы, те "антитела", с которыми я по видимости воюю.
    Но и такие, уж не знаю, как себя назвать, условно скажем "метахристиане, - тоже в разумных дозах необходимы.
    Прежде всего, для привлечения самых разных, прежде всего интеллигентских и ищущихслоев российского общества.
    Просто для привлечения, просто как "мостик". Чтобы потом они же критиковали мои либеральные взгляды еще яростнее любых традиционных охранителей (что я постоянно и не без удовольствия наблюдаю).
    А потом, - кто его знает? Может из таки, пришедших в православие духоносных интеллектуалов и найдется муж (или мужи), которые вдохнут в него новую жизнь?

    в конце концов, сейчас мало кто помнит, какой ожесточенной травле подвергался отец русского старчества, полтавчанин, преподобный Паисий Величковский.*
    Беды и гонения, которые претерпел св. Серафим Саровский известны гораздо лучше, но воспринимаются ныне как некое локальное явление.
    Сама я не могу никому помочь и ничему научить, - ибо сама нуждаюсь в научении и помощи;
    А вот помочь сохранить в околоцерковной среде некий "мистический навоз", гумус, из которого впоследствии может произрасти какой-то новый светоч православия, мои несвязные писания и мычания помочь могут.
    Потому что я своими путанными речами не зову людей из православия.
    Напротив, - своей не просто неортодоксальной, а антиортодоксальной позицией расчищаю тропинку к Ц. каким-то ее блудным сынам и будущим овцам. "Ибо не судить, а спасти.."
    ---
    * /отголоски ее слышны и до сих пор:
    [​IMG]

    Буквальное совпадение с иудаизмом: "Тора не есть только инструкция Бога. Тора есть само боговоплощение и богоявление" (по-христиански - эпифания).
    Именно в силу этой иудейской традиции, понимания, ощущения, - Христос одновременно и Слово Божье и Боговоплощение.

    Потому что не ставлю крест даже на христианах. :)
     
    Последнее редактирование: 29 июн 2018
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    "Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая."
    (сПХБ - с полей христианских баталий)

    Н. Бор: "Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая."
    /в продолжение темы "Опасная тропа"/

    Что-то подустала я от себя: дам слово Г.С. Померанцу:
    ----------
    Он пишет:"Я готов повторить то, что сказал когда-то Нильс Бор: бывают истины ясные и истины глубокие. Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая. Есть огромная область, где веками противостоят друг другу равно глубокие истины. И как раз эта область - королевский домен интеллигенции. Слишком большая захваченность борьбой за ясные истины сужает почву, на которой могут укорениться истины глубокие. Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя поцелую, - говорил на заре русской интеллигенции пьяный Разумихин. Соврать - по своему - это лучше, чем правда по-одному, по-чужому. Правда не уйдет, а жизнь заколотить можно. Примеры были... "
    ----------
    Лет 10 назад я сама с юношеским азартом и запальчивостью доказывала и громила не вполне православные воззрения зело толковее (это теперь я стала гугонива и косноязычна; мне почти нечего сказать. А тогда вышиать по готовой православной канве было одно удовольствие от собственных громовых трелей) А уж инославие и ереси?! - В пух и перья.

    Знай я физику, логику или математику, то могла бы легче привести модель:
    мы абсолютно, полностью и безупречно правы! Православие обладает всей полнотой истины.
    Что не исключает ВОЗМОЖНОСТИ, что где-то. Как-то. В иных духовных измерениях и пространствах, текующих радом, параллельно, но не пересекаясь, - возможны и другие пути спасения, невозможные и НЕ НУЖНЫЕ для нас.
    Как говорил об этом (даже и о вовсе неверующих) о. Иоанн Крестьянкин,
    "Спаси их, Господи, путями, еже Ты един веси".

    Мой способ - показать их во всей красе (или всей неприглядности) отрывками, цитатами.
    А также рьяной и неуклющей (к моему тайному удовольствию) защитой.

    Так что только потом, написав, задуматься что же я такое сказала;
    а также прочтя ваши ответы (часто ГОРАЗДО интереснее написанного мной), - я и смогу со временем ответить на вопрос: что я и зачем делаю.*
    ---
    * вот типичный пример: "пишущая часть меня", видно в испуге, а вдруг я написала что-то убедительное, - окончило некой уязвимой нелепицей:
    видно в смысле: пусть бьют и потешаются, - главное: не дай мне Бог ненароком "прельстить" своей глупостью "одного из малых сих".
    Этот "встроенный в писалку механизм" делает все, чтобы сделать мои письмена хотя бы безвредными своей во всех отношениях уязвимостью.
    ------------
    Интересно, что, выписывая цитату из Померанца, обнаружила, что он заключат одну из своих статей сходной мыслью:
    "Вступив в полемику, я мучительно сознаю опасность собственного красноречия (оно не раз уже толкало людей совсем не туда, куда мне хотелось). Я вспоминаю Тютчева: мысль изреченная есть ложь... И голос мой от этого пресекается. У меня нет уверенности, что каждое мое слово служит Добру. И я прошу читателя возвращаться от частных суждений к целому, от буквы к духу, против которого не дай мне Бог согрешить. "

    [​IMG]
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    ...Но едина в противоположностях. Не выражается через относительные, а уж тем более - абсолютные слова и понятия. И в то же время вполне верно выражается в смысле описывается самым противоположным и взаимоисключающим образом (волна и частица). Бог есть и Бога нет. Бог бесконечно далек и бесконечно близок. Бог есть недостижимая цель, но присутствует в каждом миге бытия (любого существа). ЭТО есть бесконечность и лишь единое мгновение. Бесконечно большое совпадает с бесконечно малым (Николай Кузанский). Не говоря уж о таких мелочах как "реинкарнации есть и их нет".

    Бог бесконечно далек и бесконечно близок. Бог есть недостижимая цель, но присутствует в каждом миге бытия (любого существа).
    ---
    Это такой лучший в мире толстенный вселенский тролль.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Померанц и церковность
    (сПХБ - с полей христианских баталий)

    Григория Померанца считают "философом интеллигенции".
    Но первый его совет им - идти в нашу православную церковь.

    Его лекции отличают поразительный такт и ничего-не-ненавязывание взросшим на отечественной почве, унавоженной десятилетиями атеизма.
    Но его понимание великих накопленных Церковью сокровищ гораздо глубже и больше, чем он предпочитает об этом говорить.

    "Принять православие, значит принять не только теорию, но и практику: ходить на литургию, прислушиваться к словам духовного отца, с сердечным вниманием относиться к обрядам и таинствам, наконец, понять молитву и практически молиться. Если серьезно и с некоторым даром к этому отнестись – эти действия раскрывают более глубокие слои души. Символ – единственная возможность писать то, что мы можем пережить, но что – назвать точно нельзя. Это не значит, что высшая реальность нереальна. Они только неописуема. Главное, что толкает людей к религии – это этический кризис, понимание, что безрелигиозная этика упёрлась в угрозу хаоса. И в религии часто ищут опору для практического поведения". ("Собирание себя". М., ДОК, 1993 г., стр. 37).

    В частных беседах он порою, обмолвками, говорит о своей практике Иисусовой молитвы,
    проявляя при этом всегда духовную скромность и занижая свой опыт.
    Но его принципиальнвя позиция фронтовика, не покидавшего, несмотря на ранения,
    передовой,
    не позволяет ему прикрываться своей глубоко укорененной христианской верой.
    Считая конфессиональную гордыню ЕВУ, чувство превосходства своего понимания Бога над всеми другими - серьезной духовной опасностью,
    он неизменно вызывает огонь на себя.

    "Понятие или, вернее, метафора глубины очень часто используется Померанцем. Он часто цитирует митрополита Антония (Блума): "Каждый грех есть, прежде всего, потеря контакта с собственной глубиной". Григорий Соломонович согласен с Нильсом Бором в том, что "поверхностной истине противостоит ложь, глубокой – другая истина, такая же глубокая". В одной из своих работ Г. Померанц пишет: "Каждая мировая религия – колодец в глубину, где горит вечно живой огонь. Но за тысячи прошедших лет колодцы стали самостоятельными святынями, более важными, чем сама глубина". И в то же время одно из его любимых высказываний: "Глубина каждой из великих религий ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности. – Далее он разъясняет – Это не значит, что они тождественны, но, если жить на глубине, то между великими религиями возможен диалог, основанный на том, что Святой Дух отпечатал себя в каждой из великих цивилизаций: христианской, мусульманской, индийской и дальневосточной. В каждой из них по-своему выражена некая высшая точка зрения, иногда она выражена в одних словах, в других. Причем эти формулировки на словах различны".

    "Выступая против "обрядоверия", Померанц не является противником обряда как такового: "Для того, чтобы нечто из опыта вечности передать не только одиночкам, а задеть этим весь народ, нужны особые слова и другие знаки, нужны иконы, обряды,, нужна музыка соответствующая. Но откровение по своей природе не все вмещается в слово и знак. Поэтому возникают сразу две опасности. Первая опасность – это буквально понимание слов. Понимание слов, сказанных, допустим, пророком, как всей полноты истины. И вера сводится к тому, чтобы буквально принять сказанное слово. противоположная ересь (я условно пользуюсь здесь этим термином) – это рациональная попытка растолковать слова, в которых как-то передан опыт вечности, опираясь на обыденный здравый смысл. Догму же (в хорошем смысле) то есть правильное понимание, мне кажется очень хорошо выразил схимомонах Силуан, живший в конце XIX– начале XXвека, умер в 1938 году. "То, что написано Святым Духом, может быть прочитано только Святым Духом" ("Собирание себя", стр. 41).

    "Григорий Померанц всегда был и остается представителем русской культуры. Он никогда, в самые тягостные годы безвременья, не собирался уезжать из России. Его собственная цельность корреспондировала с цельностью русской культуры: "Сила русской культуры – в тяготении к цельности в порыве, который редко достигал законченной формы. Цельность, к которой тянется русский гений, это цельность вселенская, цельный образ того, что разбросано в в национальных ликах Европы (и не только Европы). Как ни отличается русский хаос от европейского порядка, главные задачи современной духовной культуры – одни т те же. Мы все ищем новых образов Бога, способных обновить "ценностей незыблемую скалу" (О. Мандельштам) в нашем знании. И извечное русское стремление из хаоса к цельности может внести здесь свой вклад" ("Дороги духа и зигзаги истории"). "

    [​IMG]


    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей