Осмысленный ландшафт

Тема в разделе "Созидание среды", создана пользователем Мила, 23 сен 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Эстетика парка

    Сначала я собиралась пересмотреть фильм и насобирать картинок для того, чтобы рассказать и показать, что мне приходило в голову, когда я ворошила парковую тему, но оказалось, что фильм давно разодран на кадры, хотя и не на те, которые я помню как лучшие. И я пересматривать фильм не стала и попробую, иллюстрируя рассказ тем, что нашла в сети, написать, о чём же я думала.

    Конечно, какая же может быть истина в ночлежке с клопами и вшами, хотя как богатая шокирующая натура для модного фотографа она - то, что надо. Тема грязной страшной обыденности парой ржавых гвоздей держит на себе сплетение других нескольких тем фильма, который в 60-е, я думаю, был для зрителей не менее сильным "психотропным" средством, чем для нас спустя годы - "Blow up" Микеланджело Антониони.


    [​IMG]


    А остальное - вне эстетики ночлежки.

    Реальность, в которой устроился Томас, почти целиком синтетическая, спасающаяся тем, что куклы в ней ещё живые, с горячей кровью. Можно остановиться на этом, поговорив о лживости и иллюзорности жизни, которая и так, и этак, в разных ракурсах обнажается в фильме, но на этот раз я больше сосредоточилась на образе, о котором мы говорили здесь немало.
    Это парк.


    [​IMG]


    Томас выстраивает свою реальность, как кадры (как выстраивает эпизоды фильмов Антониони), лепит образы из людей и мизансцены из самой жизни. Он - талантливый декоратор жизни, и надо признать - ему не всё равно, только в его голове живёт образ или он есть здесь, в натуре, которую он творит и фотографирует.
    Парк - почти его сообщник, как всякая натура, которая поддаётся лепке. Это потом парк предал Тома, оказавшись соучастником неведомых других мастеров реальности.
    А ещё позже природное пространство, в котором фотограф и весёлые ребята с ракетками целиком погрузились в вымысел, выразило Тому такое безразличие, что право, не знаю, как герой фильма после всего случившегося, в закадровой реальности, сможет снова взять в руки камеру и посмотреть на мир через объектив.

    Это - о впечатлении от натуры, которую снимал Антониони. А теперь - немного об эстетике фильма в контексте ветки, где я пишу.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Понятия "глянца" в нынешнем виде не было, но пластик был. Признание синтетики как культурного явления было. Прочее, способствующее модификациям действительности, было. Всё сходилось так, что свой парк - даже при минимальных рациональности намерения и реализме самого образа - создать было можно.

    Люди - хорошая натура. Из них получаются отличные модели, выражающие нужные Тому состояния. Предметы, куски предметов - тоже неплохая натура. В них столько ассоциативного. Сам город и парк - замечательны. Они странны, безумны, многозначительны. Всякая встреча с человеком - превосходная основа для тут же сочинённого сюжета. Фантазия Тома счастливо воплощается.
    Вот оно, рокайльное отношение к действительности.

    Разумеется, даже при странности и незавершённости сюжет Антониони не обходится без морали - вот, милые дети, не играйте с реальностью, а то реальность начнёт играть с вами. Но эта мораль так не зла и задумчива, что её можно не выбрасывать, а сохранить вместе с другими, более эпатажными штучками.
    Этот парк не только пошутил над Томом, он его растворил в себе - и это одно из свойств парка, о которых мы столько говорили.


    [​IMG]
    [​IMG]

    Все кадры - из фильма "Blow up"
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Прошу прощения, что у меня снова киношный пример, но кино удобно своими наглядностью и, в отличие от живописи, протяжённостью во времени, динамичностью исследуемого. Посомневавшись, писать тут или отправить это в раздел о кинематографе, я, как настоящая скопидомка, всё же положила это в сундук, который мне нравится больше.

    Интересно то, что занимающие нас вопросы, о которых мы пишем на форуме, часто оказываются разными сторонами какого-либо одного большого вопроса. Иногда очень большого.
    Вот Женя Цепков заговорил о "своём деле" (я уж не говорю о "Выборах"), и понятно стало, что тема места человека в ландшафте впадает в общее русло размышлений явно и неотвратимо.:)

    [​IMG]

    Специально ради темы ландшафта я пересмотрела чуть подзабытый фильм Микеланджело Антониони "Профессия: репортёр". Помню я его, конечно, хорошо. Фильм изумителен по тому, как персонажи вступают в пространство и соединяются с интерьером и средой в целом. Антониони вообще всегда мастерски решал эту задачу, а "Профессия: репортёр" - это учебник, ценнейшая хрестоматия из моментов соединения героя и ландшафта. "Репортёра" я стала пересматривать ещё до того, как Женя открыл свою ветку о своём деле, я даже боюсь советовать ему смотреть его, настолько своевременно я вспомнила историю репортёра - и настолько она не оптимистична. Пересмотреть-то пересмотрела, но написать собралась только сейчас.
    В "Blow-up" Антониони всматривался. Это было своего рода вертикальное движение, сдобренное второстепенным горизонтальным. В "Репортёре" он перемещается, попутно всматриваясь - фильм вышел более злободневным и менее рафинированным, потому что он о горизонталях. Но для нас это тоже злободневно.

    [​IMG]

    [​IMG]

    I.​
    "Дети... Я видел, как выросли очень многие... Другие люди смотрят на детей и представляют новый мир. Но я... Глядя на них, я вижу всё ту же старую трагедию, снова и снова... Им не уйти от нас. А это скучно".
    "Профессия: репортёр", монолог старика
    Если вы внимательно вглядываетесь в картины, фильмы, в саму жизнь, то можете увидеть, как человек то скользит по реальности, то входит в неё, как нож в масло, как пуля в плоть. Вы можете увидеть гармоничное соединение и разные шероховатости и несостыковки контакта человека с ландшафтом.​

    [​IMG]

    [​IMG]

    "Профессия: репортёр" (в англоязычном прокате - "The Passenger", "Пассажир", которого я скорее перевела бы как "Транзитник") состоит из динамики, трения и инерции - и предметных, и беспредметных.

    Фильм начинается с многоточия (предысторию мы расшифровываем пол-фильма, поняв, конечно, что герой, видимо, дошёл до точки, когда "живой завидует мёртвому", и его скрытая драма масштабна) и заканчивается многоточием, когда он наконец теряет своё лицо.

    [​IMG]

    [​IMG]

    И точно в середине фильма находится Каса Мила Гауди, дом, постороенный человеком, погибшим под колёсами первого трамвая Барселоны, человеком, творившим среду и убитым средой. Это своего рода осевое крепление, такое же сумасшедшее, как и история репортёра. На одном конце истории - одна смерть в Сахаре, на другом - вторая в Испании. До этого мига Дэвид полагал, что у него ещё есть в руках рычаги от реальности, с этого мига он признал окончательно, что он - преследуемый, беглец.

    [​IMG]

    [​IMG]

    "- Вчера, когда мы снимали вас в деревне, вы сказали, что вас растили, чтобы сделать шаманом. Разве не странно для такого человека, как вы, провести несколько лет во Франции и Югославии? Изменило ли это ваше отношение к племенным обычаям, не кажутся ли они вам теперь ошибочными, возможно, вредными для племени?
    - Мистер Локк, на все ваши вопросы существуют удовлетворительные ответы. Но, думаю, вы не понимаете, как мало мы можем узнать из них. Ваши вопросы гораздо больше говорят о вас, чем мои ответы расскажут обо мне.
    - Я говорил искренне.
    - Мистер Локк, мы можем поговорить, но не только о том, что вы считаете искренним, но также о том, что я считаю честным.
    - Да, разумеется, но...
    [Шаман привстаёт и переворачивает кинокамеру так, что теперь она снимает репортёра]
    - Теперь мы можем говорить. Задавайте мне те же вопросы, что и раньше".

    После этого, между прочим, Дэвид встал и вышел из кадра.

    Это - часть драмы героя, какой она обнаруживается. "Таковы правила..." - это про ложь.
    Вряд ли герой заслуживает нашего неодобрения, оправдывая ложь или прячась от бесстрастного глаза кинокамеры, когда речь заходит о честности. Ни единого камня мы не бросим в него.
    В конце концов, репортёр не переделывает ландшафт. Он его фиксирует. И пассажир (транзитник) не созидает. Он перемещается.

    Одно из выражений драмы, которая развернулась в фильме - невозможность проникнуть в нужный пласт реальности, чтобы вытащить оттуда необходимое. Не мог сделать репортаж о повстанцах Локк, ничто не совпадало, никто не осмеливался быть проводником, то есть реальность продолжала ускользать, как она ускользала и прежде. Куски его интервью - замечательные образцы ускользания натуры.
    Скольжением охвачено не только пространство, но и сам поток времени - и прошлое петляет в настоящем красиво срежиссированными фрагментами.
    Другое выражение драмы героя - это "пыль", изнуряющие и обескровливающие мелкие детали реальности, и они опаснее и убийственнее сопротивления реальности в целом. Эта пыль и доводит Локка до капитуляции.

    [​IMG]

    [​IMG]

    II.

    "...я воспринимаю актёра как один из элементов общей картины, наряду со стеной, с деревом, с облаком".
    М.Антониони

    Стремительное движение героев под так же стремительно смещающимся взглядом зрителя (с помощью кинообъектива) то складывается, то нейтрализуется - вплоть до откровенного "повернись спиной к движению". Ускользающий ландшафт и ускользающий герой - то единомышленники, то соперники.
    Иногда они сталкиваются, почти "со скрежетом", как в эпизоде а церкви при встрече героя с террористами, или в сцене с костром во дворе дома Дэвида. Иногда мёртв человек, иногда - ландшафт или интерьер. Иногда герой и ландшафт сплетаются и тащат за собой зрителя, как в самом последнем путеществии Дэвида. Но они всегда струятся относительно друг друга, броуновсое движение не останавливается даже в моменты победы небытия. Склоняюсь перед Антониони - он владел этим приёмом.

    Стихия властвует над этим пространством, и она проступает в активности кинокадра, живости камеры. Хитрость Локка не вышла, как он не пытался стихию переиграть. В настоящий момент меня интересует не сюжетная линия, по которой герой проигрывает системе, а его игра с самой жизнью, а значит, с натурой, а значит, с ландшафтом.

    И где-то со 111-ой минуты начинаются те знаменитые великие пять минут распада человеческой оболочки и полного растворения в среде. Чрезвычайно мистичные и величественные пять минут. Собственно, ради них я и вытащила снова из памяти этот фильм.

    [​IMG]

    Они тут, как и предшествующая история о слепом, ради которой тоже я хотела рассказать о фильме:



    Вот, смотрите на синее небо вместе с Дэвидом, пока он не закрыл глаза навсегда и его не поглотила тьма.

    В очередной раз натура взяла своё и не дала переиграть себя. При том, что вся она в фильме Антониони - да и в реальности - уже переработана человеком. Или хотя бы переосмыслена. Это воистину человеческий ландшафт.

    "- Что ты видишь теперь?
    - Мужчина чешет шею. Ребёнок бросает камни. И пыль. Здесь очень пыльно... Правда, чудно всё получается? Формы, которые мы принимаем... Правда, ужасно быть слепым?
    - Я знал слепого человека. Когда ему было около сорока, он сделал операцию, и зрение вернулось.
    - Каково это было?
    - Сперва он был счастлив, очень. Лица, цвета, ландшафты... Но затем всё стало меняться. Мир был гораздо беднее, чем он представлял. Никто никогда не говорил ему, как много в нём грязи. Как много уродства. Он замечал уродство повсюду. Когда он был слепым, он переходил улицу один с палочкой. Обретя зрение, он начал бояться. Ему пришлось жить во тьме. Он перестал покидать комнату. Через три года он покончил с собой".

    Я наблюдаю много драм самоидентификации, которые разворачиваются сейчас не в кино, а прямо передо мной - вплоть до такой, когда зрячий человек просто закрыл глаза, не желая больше видеть этот мир. Иногда я с содроганием представляю себе, что бы было со мной, если бы я полностью потеряла зрение. И представить себе, каково жить во мгле, боюсь. И не понимаю, как можно сознательно отказаться от того, чтобы видеть, как бы уродлив ни был ландшафт.
    Но вот, мы увидели в "Репортёре" один из частных случаев отказа от собственного лица и уродливой, "скучной" реальности. Реальность покинула этого человека. И вне ландшафта он исчез.

    III.

    "- Люди исчезают каждый день.
    - Каждый раз, выходя из комнаты".
    "Профессия: репортёр", из диалога

    Собственно, итог простой.
    Мир динамичен, но грязен. Мы хотим покоя, но двигаемся. Трофеи достаются тому, кто двигается. И, конечно, нельзя не испачкаться. В состоянии покоя ландшафт поглощает нас.
    Это нормальные маленькие морали, которые извлекаются из любого мало-мальски заряженного смыслом фильма. Чуть безумнее вывод о том, что нет ландшафта вне человека и человека вне ландшафта, и что ещё чуть-чуть - и можно нащупать ключ к тому, чтобы не быть простым человеческим стаффажем в реальности.

    Но мне пока хватает такой морали. Ландшафт прекрасен со своим уродством и со своей пылью. И я не хотела бы ослепнуть.

    [​IMG]
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Ещё по "Репортёру".

    "Я предпочитаю ландшафтам людей".
    "Профессия: репортёр", Дэвид Локк

    Осмысленность и значимость того, что мы читаем или смотрим, не обсуждается по определению - потому что мы читаем и смотрим это. Значит, это нужно и в этом что-то есть. Говорить нужно о том, что вложено в книги и картины как составляющие.
    "- ...мы остаёмся неизменными. Мы переводим каждую ситуацию, каждое событие в знакомые коды. Мы ограничиваем себя...
    - Вы работаете со словами, образами. Хрупкими вещами".
    Это снова проблема языка, в том числе и художественного. Из каких модулей (большей частью, видимо, так как не бывает "чистого языка") он состоит? Из "человеческих" или "ландшафтных"? И вопрос: какая структура языка приблизит к более эффективному взаимообмену между теми, кто в этом нуждается?

    ...Вот наконец Дэвиду начинает представляться самоценным ландшафт. Итог этому мы уже знаем. Он признал своё место "украшения" пейзажа, усомнился в своей необходимости и дал убрать из пейзажа себя.

    [​IMG]

    Это совсем не закономерный итог, конечно.
    Но любопытно, какого эффекта можно достигнуть, меняя пропорции "субъективного" и "объектиного" - "человеческого" и "ландшафтного" - при исполнении художественного замысла. И каков метод? Это всё очень трудно на самом деле.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Как выяснилось, вида с Фезерстоуновой веранды мне хватило на все утро.
    А вид был из самых волшебных, что мне доводилось встречать в ФМШ*. Дом стоял на вершине холма, к нему прилегал большой ухоженный сад. Огромные деревья придавали саду удивительное сходство с английским парком. В нем имелись обширные газоны, на которых темнокожие худые тамилы косили траву; их движения были неспешны и прекрасны. Дальше, у подножия холма, плотные джунгли шли до берега широкой извилистой быстротекущей реки, а за ней, насколько хватало взгляда, простирались поросшие лесом холмы Тенгары. Контраст между аккуратными газонами с их неожиданно английским обликом и дикими зарослями джунглей, начинающихся сразу за садом, приятно будоражил воображение. Я сидел, читал и покуривал. Моя профессия - узнавать все о людях, и я задался вопросом: как этот мирный вид, исполненный тем не менее трепетного и темного смысла, действует на Фезерстоуна, у которого он постоянно перед глазами? Фезерстоун видит его во всякое время суток - на рассвете, когда поднимающийся от реки туман окутывает его в призрачные покровы; в полуденном блеске; наконец, в тот сумеречный час, когда тени крадучись выползают из джунглей, как воинство, осторожно пробирающееся по неразведанной местности, и вот уже укрывают безмолвием ночи зеленые газоны, и громады цветущих деревьев, и гордые плюмажи кассии. И я задумался: а что, если нежный и, однако же, странно зловещий характер ландшафта, незаметно для самого Фезерстоуна накладываясь на его психику и одиночество, наделил его некими тайными свойствами, так что жизнь, которую он ведет, - жизнь способного администратора, спортсмена и доброго малого, - время от времени кажется ему не совсем настоящей? Я улыбнулся своим фантазиям…
    _____________
    *Федеративные Малайские Штаты - прим.автора

    Сомерсет Моэм, "Сумка с книгами"
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    В продолжение к "Новой среде".

    [​IMG]

    Бразилия, город Порту-Алегри, улица Руа-Гонсалу-де-Карвальо.
    А теперь посмотрим, как выглядит эта улица сверху.

    [​IMG]

    С тридцатых годов прошлого века растут здесь эти деревья, и жители города трепетно относятся к ним, защищая от вреда и порубок.
    Как всё же приятно видеть такие вещи.

    Отсюда.

    См. также ещё один проект в соседней ветке.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Пока глядела на эту картинку, возник вопрос: зачем же всё-таки человеку нужно, чтобы природа складывалась в упорядоченный орнамент, чтобы она была декоративной?
    И ответилось само собой: это другая сторона той же потребности человека вписаться в ландшафт. Ведь это очень трудно - войти в сад, пребывая в нужном соотношении с ним, будучи не больше и не меньше, чем надо, чтобы попасть в сад. Человек как ещё один маленький фрагмент среды, как листик или камешек, как элемент, который есть, а мог бы и не быть, стоящий перед задачей впустить в себя природный хаос, часто не выдерживает его космичности и растворяется, гибнет, словно Дэвид Локк у Антониони или Оливия Харди у Моэма, а как венец мироздания человек то и дело съезжает к декоративности (иногда - с акцентом на чувстве), превращая природу в лоскутный коврик под своими ногами...
    Созерцание требует дистанции, сопереживание - присутствия. Совместить это для человека очень трудное дело. А когда требуются какие-то плоды этих занятий, как у художников, к примеру, это становится ещё труднее.
     
    Нафаня нравится это.
  7. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    Интересный вопрос. Можно придумать миллион ответов, но потом придется думать, почему их так много. :lol:
    Самый тупой вариант ответа - для облегчения ориентации. Структурированная среда индивидуальнее, легче запоминается.
    Чуть изощреннее, но в ту же степь - нашему сознанию легче работать с модулями, фрагментами, дискретной действительностью, состоящей из относительно простых элементов, расположенных в пространстве закономерно и предсказуемо. Если бы не Рауха, сказал бы что-нибудь про "инстинкт упрощения и упорядочивания пространства"... а так не буду. 8-)
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Почему в одном месте срывают холмы, в другом - насыпают? Один куст стригут, а у другого выводят более пышный сорт или древовидную форму?
    Иногда мне даже кажется, что всё это - лишь незрелое противоборство с Творцом, отрицание необходимости, не зависящей от человеческой сиюминутности. Однако думать так тоже нежелательно, от этого могут опуститься руки: к чему надрываться и что-то сочинять, если естественное всё равно вернее и мудрее?
    А ведь творческий потенциал не зря называется Божьим даром. Для чего-то он дан.

    [​IMG]
     
  9. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    Если иметь в виду две последние иллюстрации, то вроде все просто - человек придает окружающей среде вид композиции простых геометрических фигур. Можно это считать состязанием с Творцом, можно - обучением в первом классе начальной школы. :pardon:
    Оттого, что учитель все умеет лучше, ученику прекращать усилия не очень разумно, наверное.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Человек способен мимикрировать в ландшафте и уцелеть. Для этого не нужно применять особые техники вхождения в него, не стоит рядить своё участие в мире в особые одежды, не важны изобретения человека того, как ещё повлиять на ландшафт.
    Природа человека не отличается от той природы, которая кажется нам отдельной от нас. Когда мы отвергаем это, мы умерщвляем себя. Когда принимаем - становимся живее.

    То, что мы не можем определить, насколько живо сотворённое нами, видимо, - часть того же смысла, из-за которого мы в этом мире, как в просвете между тьмой и тьмой. Любое наше предположение о том, какой след мы оставляем на земле, убийственно для этого труда. Скажешь, что сотворил нечто значительное - и перекроешь самому себе живительный источник деятельной неудовлетворённости. Скажешь, что всё бессмысленно - и опустишь руки.
    Плющ вьётся по стене и не знает, что станет с ним выше. И не чует своих корней. Но делает живой старую стену.

    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Природный ландшафт многозначителен, и нам хватает его небольшой части, чтобы заполнить ей множество своих конструкций. Он так богат на детали, что для любой потребности какая-нибудь деталь ландшафта да подойдёт, причём точно. И, проникнув только одной своей деталью туда, где было бедно со смыслами, ландшафт совершает преобразования, каких человек не достигнет, изолируясь от среды, никогда.

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Да. Само её существование свидетельствует об этом.

    Возьмём, скажем, город. Улицу.
    Выбирая её наиболее выразительные участки и созерцая их, я начинаю подозревать, что эта среда - не менее сильная модель мироздания, чем книжные модели. Притом она действующая, как добротная механическая игрушка.

    [​IMG]

    Здесь и наслоения разных культур, и их синтез, и струящиеся, сплетающиеся и разбегающиеся динамичные потоки между стабильными элементами в виде зданий и прочей архитектуры.
    Иногда в голове возникают фантастические картины сквозящих миров.

    [​IMG]
    Но зелёного цвета обычно недостаточно)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Кусочек неба, земли, дерево, водоём.
    Не правда ли, без этого смысл урбанистического пейзажа качественно меняется?

    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Когда ландшафт отвоёван и наступает мир, возможны уступки для пленного ландшафта. Победителям это тоже нравится.

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    Зато становится ближе к абстракционизму )
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Абстракционисты, если получилось избежать природных аналогий, никуда не денутся от аналогий в свете и цвете. :smile2:Им же нужно хоть как-то зацепить зрителя, а тот отзывается на традиционные для культуры и для натуры значения. Значит, природный ландшафт всё равно проникнет в созданный человеком мир самыми тонкими путями, самыми тонкими трещинами.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Рембрандт Харменс ван Рейн

    17-ый век. Времена пленэра ещё очень далеки. От природы художник закрывается ставнями и творит свой свет - с помощью свечей. Но это сумеречное состояние природы - сумеречное состояние автора, и скорее можно назвать обслугой разума природу Рембрандта, чем, например, природу на картинах его современников-китайцев. Там-то она обозначала идею и саму себя, несмотря на человеческое авторство этой натуры.
    Я это пишу, чтобы сказать: абстракционизм местами ближе кучерявого барокко к природному ландшафту, так как абстракционизм не "закрыт ставнями" от света, обозначает много вещей, кроме сумеречного состояния художника и, по убеждению художников-авторов, выражает "чистую реальность", невидимую обыденному глазу.

    [​IMG]
    Пит Мондриан

    [​IMG]
    [​IMG]
    Франтишек Купка

    [​IMG]
    [​IMG]
    Робер Делоне

    Справедливости ради:

    [​IMG]
    Рембрандт
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Наверное, это естественный процесс, отражающийся в образах новой архитектуры.
    Одновременно с развитием технологий, когда человек может строиться вертикально вверх настолько высоко, как ему хочется, сооружая своего рода Вавилонские башни, архитекторы проникаются надёжностью фундамента, идеей почвы, недр, создавая катакомбы 21-го века.

    Прочитала ещё кое-что про некоторые любопытные тенденции в оформлении среды обитания человека.
    Архитекторам становится тесно в пределах "визуальной" эстетики. Архитектура, считают некоторые мастера, должна не только выглядеть (задача, оттянувшая на себя внимание архитекторов), но и более богато ощущаться на ощупь, с запахами, с другими телесными впечатлениями. Она может быть не только гладкой и прохладной, но и всячески шершавой, скрипучей, поющей, тёплой, душистой. Значит, человек через некоторое время, если архитекторы заново усвоят эту старую идею, сможет контактировать со средой более полнокровно, чем сейчас.
    Снова говорят о динамичном жилище, зависящем от меняющихся в течение времени нужд живущих в нём людей. И уже кажется устаревшей идея "резервации" для детей, когда их загоняют в детские, на огороженные площадки и пр., фактически препятствуя их адаптации в общей среде.
    Всё это складывается в возможную тенденцию оживления и обогащения нашей среды обитания.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Я не люблю глянец, особенно - бессмысленный или с животным смыслом, да и компьютерную графику не воспринимаю всерьёз, как бы всё это ни было смазливо. А заниматься в этой ветке обычно приходилось материалами почти рекламными. Отели, культурные, экологические центры и коттеджи не представляют всю нашу жизненную среду. Она и в 21 веке состоит преимущественно из колдобин, рытвин, неудобиц, посёлков и трущоб.

    Самая интересная часть этого исследования - внутренние посылы архитекторов и обитателей новой среды, которые диктуют, какой быть этой среде. Между отчаянным "человек не меняется!" и восторженным "в новом веке - новые люди!" находятся идеи, которые влияют на дизайн и которыми мы в этой ветке интересуемся.

    Собственно, это всё, что я хотела добавить к прочему, здесь написанному.


    [​IMG]
    Фотографии Витаса Луцкуса и Алексея Мелии.
     
    Нафаня нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG] Германия. Петер Цумтор, часовня Брата Клауса под Кёльном.

    Снова - врастающая в землю архитектура.
    Хотя я навек искушена многовековой европейской культурой со всеми достижениями архитектуры, а здесь мне всё мерещатся мотивы катакомб и Раннего Возрождения, но мне одновременно приходят две мысли. Первая - что возвращается хорошая форма единения со средой (и пусть эта форма единения теперь не имеет непосредственности шестисотлетней давности). Вторая - что у такой архитектуры есть одно особенное качество. Цумтор, к примеру, его демонстрирует.

    [​IMG]
    [​IMG]
    Петер Цумтор, часовня Св. Бенедикта.

    Аскетичность формы, вообще - хороший вкус архитектора не позволяют зрителю воспринимать его работу как некий маскарад. А поскольку есть впечатление подлинности, есть и ощущение большого будущего впереди вместе с открытиями, которые, как кажется, ещё не совершены, разворачивающейся перспективы. Это нечто обратное ощущению большой древней истории позади. Но также, как в японской традиции, для такого спектра чувств требуется богатая культура зрителя.
    Это попытка органично войти не только в пространство, но и в поток времени, как в среду.

    Фактура стен капеллы Брата Клауса - из отпечатков стволов деревьев. Опалубка, на которой отливали бетонные стены часовни, была выжжена. И в этом тоже есть образ протяжённой культуры - со следами того, что было.

    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Часовня Брата Клауса.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Ещё одно решение, как соединить современные технологии и дань памяти старым традициям.
    Главная идея, как говорят архитекторы бюро MVRDV, занимала их головы больше двадцати лет, и теперь воплотилась в этом памятнике голландской ферме.
    Павильон площадью 1600 кв.м имеет металлический каркас, в котором закреплено закалённое стекло. На стекло нанесено фотоизображение сельской фермы - её черепичной крыши и стен с окнами. Когда темнеет, здание эффектно подсвечивается изнутри. Не менее эффектна его "изнанка", когда свет направлен снаружи внутрь (павильон вполне функциональный - там находятся магазины, рестораны и пр.).

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Это компромисс реальности и виртуальности, разных времён, разных материалов.
    Посетителей предельно деликатно погружают в атмосферу старой и простой архитектуры, одновременно балуя их как только возможно современными удобствами.
    На мой взгляд, очень выразительный образец синтеза разных культур в одной среде.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Дерево и прочие листики и былинки, пожалуй, - одни из лучших проявлений жизни в среде. От семени до гнилушек они раскрывают перед человеком творческий принцип природы - без засорения его умствованиями, с абсолютно уникальными плодами творения, с равновесием, развитием и цикличностью.
    Надо сказать, Творец был щедр с нами, подарив нам возможность богато ощущать эту жизнь и любить её. Сколько ни живу, а изумление перед простыми явлениями природы всё так же захватывает, как тогда, когда я явилась сюда маленькой инопланетянкой.
    И продолжает изумлять сам масштабный опыт с жизнью.

    А мы, конечно, больше мастера ставить заборы. И также - заборы между нами и жизнью.

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Может, кажется, что я отношу пересчёт форм и упорядоченность всего лишь к неловким человеческим приёмам в ландшафте?
    Это не так. Не буду рассуждать про священные рощи и колоннады храмов, про фрактальность в природе и игру человека с элементами конструкций и самими конструкциями, про маленькое природное создание, вдохновлявшее стилистов рококо.

    [​IMG]

    Просто скажу, что то, как воплощаются повторяемость элементов и ритм в природной среде, поистине гениально и трудно воспроизводится человеческой рукой.
    Я уже говорила, что упорядочение ландшафта - это попытка человека найти с природой компромисс.

    [​IMG]

    Могу добавить, что человек, как созидатель ландшафта, делает первым дружеский жест в сторону природы. А природа отвечает так же дружески, и это видно в маленьких деталях, в том, как она своими разными - большими и поменьше - творениями подыгрывает человеку.
    Может, это и есть один из верных признаком настоящей художественности участия человека в среде - то, насколько легко отвечает природа и как живо она растворяет в себе созданное людьми.
    Да, я не только про клумбы и сады, но и про то, как разрушается камень и гниёт дерево.

    [​IMG]
     
    Ондатр нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Человек часто соприкасается с земной твердью одними подошвами, почти целиком пребывая в воздушной среде, но признаёт родной земную среду и владеет ей более, чем водным и воздушными океанами. И земля тоже больше, чем воздух, признаёт человека - и тянет к себе притяжением, и носит его на себе.
    Свет, как и птицы, - обитатель воздуха, и человек нуждается в свете, как и в воздухе. Все эти стихии приручаются человеком в разной степени.

    Всякий раз, когда человек заявляет в среде нечто своё, человеческое, это - послание к среде, часто - в узком понимании, к манящему воздушному простору, к вызывающим трепет горам или к безличной, холодной пустоши... Даже люди, совсем не озабоченные тем, что вокруг живое, а что нет, обращаются к среде, как к собеседнику - сердито или дружелюбно, неумно или глубокомысленно.
    "Я владею тобой", "Отдай мне самое лучшее", "Я могу сделать тебя прекрасной", "Открой тайну", "Ты смертельна", "Я твой сын"...
    И почти всегда человек не может освободиться в этом послании от грубого человеческого наречия, отчего монолог не становится диалогом.

    Может быть, это очевидная вещь, но она - из основополагающих.

    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни", - писали, объединившись в едином порыве, деятели искусства Франции, когда башня только начинала угрожать привычному образу Парижа. А мы уже не представляем Париж без этого "железного монстра". Эта история - уже хрестоматийная.

    [​IMG]

    Недавно мы приходили в ужас от проекта Охта-центра в Питере, созерцали в недоумении знаменитый Огурец в Лондоне, а с прошлого года противоречивые чувства будит Шард - ещё один небоскрёб Лондона.
    Возможно, если у людей впереди есть века, которые не разрушат старую культуру, наступит время, когда эта странная смесь образов в среде будет восприниматься органично, как теперь в Париже Эйфелева башня (хотя она осталась "железным монстром" конструктивизма).
    В споре о том, что есть среда обитания человека, сторонники чистых стилей, отвергающие прагматизм своих противников, не победят никогда. Люди хотят жить комфортно и зарабатывать деньги, и старые города не могут стать историческими памятниками, как бы не стремились к этому деятели культуры.

    [​IMG]

    Я тоже сторонница аутентичности в среде. Но от таких, как я, ничего не зависит.
    Среда остаётся местом для подобных безумных смешиваний эпох, идей, технологий.
    Для выявления образа времени и современной среды нужно рассматривать не что-то цельное, а качества современной смеси. Такое наступило время.
     

Поделиться этой страницей