Осмысленный ландшафт

Тема в разделе "Созидание среды", создана пользователем Мила, 23 сен 2011.

  1. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    а что, было другое? )
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Во времена, которые защищают сейчас некоторые деятели культуры от новой эстетики, темп развития культуры и строительных технологий были иные, поэтому среда обитания человека не содержала таких диссонансов. Конечно, я говорю о том, что мы можем видеть сейчас.

    Скажите, Ондатр, вы считаете, что архитектуры 16-17-го веков и 21-го века, находящиеся в тесном соседстве, оттеняют достоинства друг друга, не находятся во внутреннем противоречии и не отрицают одна другую?
    Я не могу категорически признать это соседство уродливым и невозможным, потому что оно ещё не проверено временем. Но поэтому же нельзя сказать, что нынешние архитекторы реализуют в исторически ценном окружении сплошь удачные проекты.
    Эта смесь имеет ценность, как документ.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    С другой стороны к этой стене прилеплен классицистический портик ).
    Мы теперь спокойно переваривариваем эклектику, от которой эстеты нач. 20 в. падали в обморок.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    [​IMG]

    [​IMG]

    это если обходить стену по периметру.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Не совсем так. То, что эклектика не "режет глаз", означает немного другое, чем "спокойное переваривание" эклектики. Некое мгновенное острое опознавание смешения стилей и эпох происходит и теперь, но одновременно признаётся то, что разные стили сочетаются.
    Эклектика как явление культуры в моих глазах, скажем, не высокий стиль, её присутствие я обычно оправдываю, если она не вызывает противоречивых, губящих друг друга чувств, не уродует свои разные составляющие и не превращает их в абсурд.
    Не всё, что делается, к лучшему.
    Переоценка в течение времени сотворённого человеком - не всегда всё более точная пристрелка. Ретро, периодически всплывающее в продуктах материальной культуры, бывает очень странным.

    Но я стала говорить сегодня об этом не из-за эклектики, опирающейся на прежние достижения культуры, а из-за другой тенденции в организации человеческой среды: из-за прагматизма архитекторов, которые говорят о своём трепетном отношении к памятникам архитектуры и одновременно пытаются подмять культуру под себя, внедряя выгодные проекты прямо поверх великолепной среды, которая была тут до них. Возводятся сооружения, в которых нет никаких реверансов в отношении места, где они стоят. Это нечто иное, чем эклектика.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    опять же ничего нового.
    знаете что это, да?
    [​IMG]

    [​IMG]

    Это дворец Карлоса 5-го в самом сердце Альгамбры .
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Ондатр, честно сказать, я не понимаю, в чём соль нашего разговора.
    Я говорю о том, что некоторые элементы городского пространства находятся в противоречии с самим пространством, вы говорите, что ничто не ново под луной. Между нами-то какое противоречие? В нашем пространстве.)

    Противоречия с веками сглаживаются. Либо сглаживается с землёй сама архитектура. Нынешние небоскрёбы успешно монтируются и демонтируются.
    Образ современной улицы в старом городе - это образ мыслей нашего современника, либо потребителя, либо того, от кого зависит ландшафт, либо и того, и другого.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    Ну, просто вы начали мне возражать на мой комментарий о том, что и раньше о сохранности среды не многим больше заботились ) Поэтому я и проиллюстрировал.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Отчего говорят, что в природе нет прямого угла, который считают изобретением человека? В ней есть все углы и все кривые. Возможно, любая изобретённая человеком форма может найти свой природный аналог.
    Даже золотое сечение, искусственно созданное, имеет, мне думается, естественную природу - видимо, это та пропорция, которая обычна для полноценного изображения мира, открывающегося глазу, у среднего человека. Не всякий человек может видеть панораму градусов в сто семьдесят. Потому так приятны глазу эти пропорции, особенно с горизонтальной композицией - так, как видят мир люди. Вертикальная композиция и большой формат создают напряжение, отчасти и из-за этого ощущение вертикальности относят к духу, верх ассоциируя с возвышенным, освобождением (ещё бы, земля-то не отпускает), низ - с геенной, падением и болью, подземельем.
    Потому ввергали и до сих пор ввергают в священный трепет горы, вздымающиеся морские валы, скопления облаков, звёздное небо, колоннады, соборы готики, заставляют ужасаться ущелья и пропасти, умиротворяют равнины и морской штиль...
    Что интересно, архитектура, похоже, утрачивает своё место в ряду таких объектов среды, которые могут возбуждать чистые высокие чувства. Может быть, диссонансы в нынешней эстетике - а они есть - и диссонансы между формой и смыслом создают такие помехи между человеком и его творением, что это уже непоправимо разрушает магию среды? Либо причина в искушённости нынешнего зрителя?
    Но законы композиции, заложенные в самой природе, продолжают использоваться. Да и существует ли стопроцентно искусственная эстетика?..

    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Великобритания, территория Портсмутской судоверфи сухого дока постройки конца XVIII века.
    Ещё один исторический музей, в котором хранятся экспонаты, связанные с эпохой Тюдоров, в том числе - остатки легендарного корабля XVIв. "Мэри Роуз".

    [​IMG]

    Замысел архитекторов - в создании среды, будящей многочисленные ассоциации с эпохой, реконструируемой музеем. Сплюснутая форма главного здания не должна нарушать атмосферу места, отделка морёным деревом напрямую отсылает ко временам парусников. Галереи изгибаются, подобно палубам корабля.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    В этом есть лёгкий дух игры, нечто бутафорское, но зато это - не "брошенные и забытые коробки" конструктивистской архитектуры в ценном историческом окружении.

    [​IMG]

    Проект Wilkinson Eyre Architects, Pringle Brandon Perkins+Will и Land Design Studio (дизайн экспозиции).

    [​IMG]

    Источник.
     
    Денис нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    В Мюнхене завершилась реконструкция музея Франца фон Ленбаха. Музей был создан на основе виллы художника, которая была выкуплена муниципалитетом из частного владения после смерти хозяина. Виллу реконструировали до нашего времени два раза, теперь же архитекторы избавились от прежних доделок и воплотили очень любопытное решение того, как сохранить детали оригинальной постройки. К тому же музею требовались новые площади для экспозиции. Вот что вышло.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    У музея появилось новое крыло, фасад которого отделан ярко-жёлтым сплавом меди и алюминия, за этим фасадом теперь укрыты стены старой постройки, ставшие музейным экспонатом.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Я думаю о том, почему архитекторы считают крупные конструктивистские формы хорошим вариантом при работе со сто-двухсотлетними зданиями.
    Возможно, большие плоскости и пространства, обрамляющие архитектуру 18-19-го веков, придают ей ещё большую возвышенность? Так, графика требует, чтобы между ней и рамой было пространство, и чем оно больше, тем значительней воспринимается зрителем сама работа.
    Возможно, в таких проектах с реконструкцией старых зданий проявляется тот же эффект.

    Проект реконструкции музея - авторства "Foster + Partners".

    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    "Римский дом" во 2-ом Казачьем переулке в Москве, 2005г.


    Раз в последнее время в этой ветке я говорю всё больше о городской среде, воспроизведу здесь отрывки из интервью на ARCHPLATFORMA с архитектором Михаилом Филипповым, "Римский дом" которого был признан лучшим архитектурным объектом постсоветского 20-летия (при том, что главная тема интервью - связь времён, о которой я здесь давно пишу):

    "– Михаил Анатольевич, однажды Вы сказали, что учились «самому правоверному модернизму и успешно работали в этой эстетике в первые годы после учебы». Напомните, пожалуйста, почему же в итоге вашем выбором стала классика?
    – Классика – не мой выбор. Классика – это выбор человечества. Это абсолютно объективная истина, засвидетельствованная памятниками архитектуры. Но самое важное, что это – система, наиболее созвучная природной геометрии нашего восприятия мира. В человеке заложено ощущение оси, наше зрение и способ передвигаться по земле подчинены крестообразной системе координат, нам нравятся устойчивые, соразмерные нам формы. А эстетика устойчивости это и есть ордер. Суть его в том, что даже в маленьком каблучке есть выносная часть и есть часть поддерживающая, они чередуются и в других элементах. Отсюда психологическое ощущение устойчивости.
    – Но ведь и модернизм оперирует крестообразной системой координат?
    – Это совсем другая эстетика. В ней все вещи делаются по одним и тем же принципам. Построить дом, нарисовать книжную полку и спроектировать компьютер можно, руководствуясь одной и той же простой модульной клеточкой. Она уравнивает небоскреб, плитку в туалете и упаковочную коробку. В этом я вижу больше дизайна, чем архитектуры. Это художественная система, которой как бы нет. Она отрицает принципы старой художественности – с ее уместностью, соразмерностью, пропорциями. Вид модернистского дома, его габариты обуславливаются в первую очередь функциями, различными нормами, намеком на некий, часто далекий от архитектуры, техногенный или бионический образ, нарисованный, как правило, в небрежной, эскизной манере. При проектировании классического здания и функция, и конструкция, и инженерные коммуникации определяются пропорциями его фасада. Эти пропорции подчинены строгим модульным соотношениям, где радиус колонны жестко связан с ее высотой и так далее. И главной задачей архитектора становится поиск правильных пропорций, потому что они – основное условие красоты.
    – Красота – понятие объективное?
    – Красота – это странное такое, зыбкое, изгнанное из всех, включая научное искусствознание, областей понятие. Дискредитированное в современном мире всевозможными салонами и конкурсами красоты. Но для памятника архитектуры других критериев просто не существует. Из чего он построен, с чем связан, как понравился заказчику, как отвечает риэлтерским программам в конструктивном смысле, есть ли у него парковка – все это совершенно не важно, и даже то, из чего он сделан. Например, интерьеры Останкинского дворца – сплошное папье-маше, а сохранили их в наилучшем виде. Спасают и восстанавливают только красивые здания. В этом году празднуется столетний юбилей трехсотлетия династии Романовых. К 1913 году, когда отмечалось само трехсотлетие, Россия достигла наивысшей точки процветания в области искусств. И ее опыт, объединяющий древнерусскую и европейскую художественные культуры, был зафиксирован в первом корпусе памятников. А одним из первых декретов советской власти была охрана этих памятников! Большевики хотели узурпировать, но не разрушать красоту. Красоту архитектуры люди видят так же, как и красоту человеческую. Это все та же божественная математика, высшая объективная истина, которую мы знаем априори. На бессознательном уровне. И как не бывает двух одинаковых красивых лиц, так и не бывает двух одинаковых классических зданий. Пропорциональные сетки могут быть разными. Поэтому у архитектора должен работать внутренний механизм, позволяющий определить, какие из них красивы.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Мы любим старые города за удивительные сочетания их архитектуры, создающие устойчивую, уютную среду, в которой, выбравшись из кошмарного безжизненного космоса модернистских районов, мы отдыхаем душой. Поэтому в белые ночи в Петербурге никто не гуляет по Купчино или по Гражданке – все едут в центр. Поэтому из Орехово-Борисово отправляются отдыхать в Венецию, хотя в Орехово-Борисово тоже много воды, и она не гниет, как в каналах. Людей интересует не столько историческая аутентичность или археология, сколько прогулочно-рекреационный характер старых городов.
    <...>
    В отличие от большинства моих коллег я считаю, что абсолютно невозможно восстановить живую классику в виде ремейков. Я в этом убедился еще много лет назад, когда был в Лондоне, встречался со сторонником возрождения классической английской архитектуры Принцем Чарльзом, рассмотрел творчество Квинлана Терри и других приверженцев копийного классицизма. Я понял, что копирование – безжизненный, тупиковый путь. Надо делать современную архитектуру – развивать темы, заданные прошлыми веками, продолжать поиски в уже намеченных направлениях. В «Римском доме» как бы сплавляются в одно целое сооружения разных эпох. Перед глазами у меня был образец театра Марцелла в Риме, руины которого вобрало ренессансное палаццо. Это вообще очень интересная, давно волнующая меня тема.
    <...>
    Чтобы круглый двор, обращенный на юг, не превратился в темный колодец, он был раскрыт срезом. Круг, спускаясь, делает двор светлым и дает совершенно неожиданные, острые ракурсы. Мне нравится, что в этом нет жесткой законченности, свойственной, к примеру, сталинской архитектуре. А с художественной точки зрения я просто стремился создать дом, который хотелось бы рисовать. И действительно студенты МАрхИ приходят, рисуют. То есть, мне нравится ставить чрезвычайно сложные задачи и решать их в духе классики".


    [​IMG]
     
  13. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.916
    Симпатии:
    6.497
    Хотите сказать, что я рано похоронил классицизм? )
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Ну, во-первых, интервью - не моё)
    А во-вторых, вы и правда его похоронили? Потрясающе.:smile2:
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "Мы живем во времена гораздо большей изменчивости, и наши эстетические пристрастия стали намного подвижнее. Страсть к переменам – вот один из импульсов счастья в современном мире".

    [​IMG]
    Евгений Асс, "Дом №2"

    "...рассуждения о взаимосвязи архитектуры и счастья оправданы лишь применительно к собственному дому. Представление же о том, что вся архитектура может вызывать прилив эндорфинов, – это абсолютная утопия в силу различий между людьми, культурами, временами. Сегодняшняя культура слишком мозаична и дифференцирована, а времена, в которые мы живем, – трагичны и сложны. Трагизм в них очевиднее и заметнее, чем счастье".

    [​IMG]
    Дом «Б» из серии "boathouses". Архитекторы: Евгений Асс, Ваагн Арутюнян, Виктория Тренина

    "Начало моей работы лежит в области атмосферы, ощущения материала, пространства, образа существования людей в этом пространстве, звуков – каких-то вещей, которые сначала формируются где-то в подсознании, а потом постепенно превращаются в форму, чертеж и постройку.
    - Метод, похожий на тот, что описывает в своей книге Юхани Палласмаа, и созвучный тем исследованиям, что вы проводите со студентами в МАРШ…
    - Совершенно верно. Я проникся идеями и методологией Палласмаа очень давно, начиная, наверное, с первых лет работы. В МАрхИ видеть архитектуру в такой перспективе нас не учили. В МАРШ со студентами мы пытаемся обратиться не только к технологической, но и к этой, как я ее называю, поэтической реальности – реальности тела и ощущений. Это область архитектурной феноменологии, которой занимается Палласмаа, и не он первый. Вся скандинавская и швейцарская архитектура замешана на этой идеологии. Но все-таки она воспринимается как альтернатива. В современном мире быстрое эффективное строительство, девелоперский успех явно доминируют над чувственными основами взаимодействия человека и архитектуры".

    Евгений Асс, архитектор. Из интервью.

    [​IMG]
    Александр Константинов, "Базилика. Изба"

    "В одной из своих статей Петер Цумтор (насколько мне известно, в последнее время любимый архитектор Бродского) подробно описывает хруст гравия под ногами, скрип входной двери, металлическую дверную ручку и швы между плитками на кухне в доме своего детства. Он говорит об этих детских воспоминаниях, как о сильнейших импульсах, постоянно влияющих на его архитектурное творчество".

    Евгений Асс, "Архитектурное. Случай Бродского"

    [​IMG]
    Александр Бродский, Илья Уткин, "Архитектор"
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "- Вы в одной из своих лекций сравнили современную ситуацию с периодом рококо...

    - Да, рококо был временем транзита между барокко и классицизмом. Это был период, в котором все ожидали, что что-то произойдёт. И позже произошла Французская революция. Это было время потери иллюзий, которое характеризовала полная неясность будущего. Такая ситуация в искусстве выражается как изобилие форм и линий, развлечение как самоцель. Мы, по-моему, находимся в весьма схожей ситуации, и наша архитектура тоже об этом напоминает. В особенности лет 10–15 назад без особых размышлений правило бал именно такое безумие формы. Архитектуру, кажется, охватила «инженерия» как самоцель, которая и сделала возможными проекты всех этих дорогущих зданий.

    - Вы часто пользуетесь ссылками на историю...

    - Считаю, что наилучший способ понять современность – знать историю. Надо понять, что было, чтобы разобраться, что происходит в настоящий момент и как на это можно повлиять. По-моему, история слишком важна, чтобы оставить её профессионалам – историкам. Дискутировать об истории в наши дни важнее, чем обсуждать сам XXI век. Чтобы понять проблемы современной архитектуры, надо читать Альберти (Leon Battista Alberti), и не только потому, что он был особенным эрудитом, но потому, что он открыл многие проблемы XV века, с которыми мы сталкиваемся и в XXI веке. Это – тексты, пересекающиеся с современностью. Я привожу столько ссылок не потому, что мне нравится история как таковая. История сама по себе ничем не лучше или интереснее других областей знания, но она – единственный способ, как понять современность. Я не думаю, что можно понять настоящее, думая о будущем. Наше настоящее коренится в прошлом.

    - О будущем в наши дни никто говорить не хочет...

    - Вот и я не хочу. Это – характерное для нынешнего тысячелетия отношение. Весь ХХ век мы были уверены, что можем предвидеть будущее. Надеялись на что-то великое, но все ожидания провалились. Мне очень нравится слоган Sex Pistols: No Future. В нём воплощается дух нашего времени, указывающий, что думать о будущем – глупо. По-моему, единственное, что мы можем сделать для завтрашнего дня – это думать о прошлом. Сейчас все сценарии будущего – это коммерческое занятие. Планы «2050» и так далее... Меня они не интересуют. Вся философия долговечности базируется на размышлениях о будущих поколениях. Меня подобные аргументы не убеждают. Мне не кажется, что нам надо принимать решения о действиях в настоящем, размышляя о том, что произойдёт потом. Это – этически ошибочное отношение.
    <...>
    ...я уверен, что если ты архитектор и не пишешь, ты теряешь что-то очень важное, необходимое для того, чтобы стать хорошим архитектором. Письмо очень помогает найти и сформулировать свою мысль и идею, а архитектор без мысли и идеи мало чего стоит.
    <...>
    ...Критика в принципе не может быть объективной. Попытки стать таковой могут закончиться тем, что рецензии станут двойниками рекомендаций для путешествий. Чем больше вы ждёте объективных оценок, тем большая вероятность столкнуться с интеллектуальной недобросовестностью. Я лучше доверюсь очень субъективной, но честной и открытой критике, чем такой, которая не открывает истинные мысли автора.
    Критика искусства (а также архитектуры) появилась в XIX веке. Поэт Шарль Бодлер был первым, который ввёл этот жанр. Он посещал выставки в салонах и замечал, что внимание было обращено только на один определённый вид искусства, и единственно он и считался респектабельным. Он хотел выделить работы, которые получали меньше признания, но были столь же важными и в то же время более интересными, чем официально признанные фавориты. Бодлер ввёл жанр письма, который защищал незащищённое другими искусство. Важно, что сам он не был связан ни с одним учреждением искусства. Критика сильна, если она свободна, независима и представлена индивидуально. Однако это же и слабость данной области, т.к. велика вероятность, что никто не оплатит твою работу. Критик обязательно должен быть свободным, но у свободы есть столь много нюансов, которые могут сделать её невозможной. У свободы рецензентов нынешней архитектуры очень высокая цена, и мало кто согласится жить так, как в своё время Бодлер – без соответствующей работы и вознаграждения".

    Пьер Витторио Аурели, архитектор и теоретик архитектуры, из интервью.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647

    Из интервью Маршалла Маклюэна 1969 года:

    "Большинство, как я только что сказал, по-прежнему смотрит на мир как бы через зеркало заднего вида. Я имею в виду, что из–за «невидимости» перемен в момент обновления мироустройства, люди сознают только тот уклад, который предшествовал обновлению. Иными словами, мироустройство становится всем очевидным только в момент, когда его вытесняет новое мироустройство, и мы, тем самым, всегда на один шаг отстаем от реального мира. Поскольку всякая новая технология нас оглушает, мы становимся более чуткими к технологии, которая ей предшествовала — формулируя ее через творчество или через привязанность к приметам и атмосфере, ее характеризующим, как вышло, например, с джазом, и как сейчас получается с отбросами механизированного бытия, которые мы видим в поп-арте.
    Настоящее всегда невидимо, потому что слишком сильно бьет по всем органам восприятия. Следовательно, все — кроме творцов, которые постоянно вовлечены в реальность — существуют в дне вчерашнем. В нашу электронную эпоху программного обеспечения на все случаи жизни, мгновенного обмена информацией, мы по-прежнему застряли в эпохе механизмов. А в самый расцвет той прошлой эпохи механики люди жили предшествовавшими ей «пасторальными» ценностями. Весь Ренессанс, все Средневековье — смотрели в сторону Рима; Рим смотрел в сторону Греции; Греция смотрела в сторону догомеровского примитивного прошлого. Мы ставим с ног на голову старый закон просвещения: вместо того, чтобы двигаться от известного к неизвестному, мы движемся от неизвестного к известному — именно так работает наш механизм самозащиты, как только прогресс в очередной раз бьет по нашим органам восприятия".

    "...неотъемлемая часть творческого вдохновения — постоянная интуитивная настроенность на малейшие перемены в окружающем мире. Именно творцы во все времена первыми замечали изменения, происходившие с человеком в результате появления новых средств познания; именно они знали, что будущее начинается сейчас и старались подготовить для него стезю через творчество. Однако большинство людей — от водителей грузовиков до образованных брахманов — по-прежнему пребывают в блаженном неведении того, что с ними делают средства массовой информации; они не могут этого понять, потому что их собственные возможности миропонимания замещены этими средствами; им не очевидно, что дело в самих средствах, а не в информации, которую они несут; что сами средства и есть информация — которая перерабатывает, усугубляет и преломляет все ощущения. Так называемое «содержание» этих средств не более значимо в контексте явления, чем корпус в контексте атомной бомбы. Однако возможность осознать искусственные заменители человеческого восприятия, которая раньше была присуща только творцам, сейчас доступна всем, благодаря новой электронной информационной реальности, обеспечивающей новый уровень критического восприятия для людей без этой творческой искры".

    "Любая культура состоит из последовательности сенсорных ощущений: осязание, вкус, слух и обоняние были развиты до значительно большей степени, чем зрение. И в этот мир попала бомба фонетического алфавита, которая поставила зрение на вершину сенсорной иерархии. Обучение грамоте вырвало человека из племени, вставило ему вместо уха глаз и заменило его чувство целостности, завязанное на коммунальных взаимодействиях внутри племени, на линейные зрительные ценности и фрагментированное сознание. Фонетический алфавит как продолжение и усугубление зрительной функции значительно обесценил роль слуха, осязания, вкуса и обоняния, проникая в дискретную культуру племенного человека и облекая ее живую гармонию и сложную синестезию в однообразную, соединенную и визуальную форму, до сих пор кажущуюся нам нормой «рационального» мировосприятия. Человек цельный превратился в человека фрагментированного; алфавит разбил заколдованный круг и резонирующую магию племенного мироздания, взрывая племя и превращая его в собрание обедненных, разрозненных «индивидуумов» — человеческих единиц, функционирующих в мире линейного времени и евклидова пространства.

    — Однако грамотность существовала в древнем мире и до изобретения фонетического алфавита. Почему в то время она не разбила племенное мироустройство?

    — Фонетический алфавит не изменил и не усугубил человеческие характеристики только тем, что дал нам возможность читать. Вы правильно говорите — племенная культура умела со-существовать с письменностью на протяжении тысячелетий. Но фонетический алфавит радикальным образом отличался от прежних и более насыщенных иероглифических и идеограммных культур. Письменность древнеегипетской, вавилонской, майянской и китайской культур была продолжением сенсорных возможностей в том смысле, что являла собой графическое выражение реальности; в каждой из них было огромное количество знаков для обозначения всего многообразия информации, существовавшей в тогдашних обществах. Это не то же самое, что фонетическое письмо, которое использует семантически бессмысленные буквы для обозначения семантически бессмысленных звуков и при этом способно, при помощи горстки значков передать все смыслы и все языки".

    "Электрические медиа — это телеграф, радио, фильмы, телефон, компьютер и телевидение — все они не только усилили какую-то одну функцию, как это делали старые механические медиа, т. е. колесо — усиление ноги, одежда — кожи, фонетический алфавит — глаз, они усилили и вынесли наружу всю нашу нервную систему, трансформируя таким образом все аспекты нашего социального и психического существования. Использование электронных медиа разрушило барьер между фрагментированным человеком Гутенберга и целостным человеком, так же как фонетическая грамотность разрушила барьер между говорящим племенным человеком и визуальным человеком".

    "...постоянное превращение настоящего в следующее — причина страданий и потери идентификации, которые возможно компенсировать только через осознание динамики происходящего. Если мы понимаем революционные перемены, происходящие благодаря медиа, мы можем предвосхищать и управлять ими. Если же мы будем упорствовать в добровольном поддержании нашего подсознания в трансе, то мы останемся его рабами".
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "Человек, смотрящий в зеркало заднего вида" Маршалла Маклюэна перекликается с образом, который я всегда прикладывала к рефлексирующей личности и человечеству, - с образом девочки на шаре. Образ движения на шаре тянет за собой пару мыслей: чем быстрее девочка бежит вперёд, тем сильнее она откатывается назад, а чтобы катиться вперёд, ей надо пятиться. Этот образ преследует меня всю жизнь, и он - из ряда подобных, вызываемых размышлениями о мире и человеке.
    Я читала и прежде о близкой родственности визуального языка с разумом, в отличие от аудиального и остальных образных языков, описывающих действительность. Можно предположить, что все поиски вне визуальных средств (впечатления от шероховатости и гладкости, запахов, температуры и движения воздуха и пр.) мастеров-создателей среды обитания человека - это оправдываемое стремлением к подлинности возвращение к "архаике", но не к той, что пережило человечество, а к современно понятой, осмысленной художником, не через пробудившиеся атавистические ощущения реальности, а, скорее, опосредованно, через книги и другие современные источники, что придаёт ситуации гротескность.

    [​IMG]

    Фотографии Алексея Бушова
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "Когда ты шел от Якиманской набережной по Малой Якиманке или по началу Большой Якиманки, из-за реки ветром приносило кондитерские запахи — и вроде бы тут все было понятно: все знали, что на Берсеневской набережной стоит «Красный Октябрь», — но от речного воздуха было ощущение сильной тяги, и потому казалось, что в сплошной Москве вдруг открылась какая-то щель, разрыв — и это оттуда тянет чем-то сладким. Было похоже вот на что: как когда в город, стоящий на реке в двухстах километрах от моря, вдоль реки, как по коридору, приносит ветром запах моря — и вдруг становится ясно, что оболочка города не герметична, что огромное пространство снаружи всегда может ее прорвать. Тут запах прилетал не из пространств за пределами города, а из самого его центра, но чувство возникало похожее, то есть что рядом какая-то дыра. Но из-за того, что запах из этой дыры веял сладкий, это чувство было как бы двухтактным. Обычно, когда ты вдруг осознаешь, что в окружающей тебя оболочке есть разрывы и сквозь эти разрывы что-то веет или виднеется, то это «что-то» тебя пугает — как, например, то огромное и ужасное, что видно сквозь стеклянный пол высотных смотровых площадок, где люди от страха на этот же пол и ложатся, — поэтому пребывание внутри такой оболочки обычно называется «блаженное неведение», а правда о твоем истинном положении называется «жестокой». А в этом разрыве открывалось что-то не ужасное и не огромное — не «как будто бездна под ней чернеет и шумит», а что-то, наоборот, чуть ли не детское, в любом случае — что-то меньше похожее на бездну, чем сама Москва, что-то менее черное и менее шумное, чем она, — и правда оказывалась более блаженной, чем неведение. «Тут щель — за ней могло бы быть что-то ужасное или огромное, а на самом деле там что-то совсем другое» — вот такое раньше было чувство в этом месте, то есть чувство отмененного страха. Теперь это чувство куда-то делось. Может быть, в городе стало слишком много разных запахов — и уже невозможно впадать в транс при каждом веянии. Или, может быть, все дело в том, что теперь рядом стоит церетелиевский Петр, в котором и детскость, и ужасность, и огромность предъявлены в отвратительно-наглядном варианте — и эта наглядность парализует любые предположения относительно невидимой стороны дела".

    Григорий Дашевский, "Якиманка"
     
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Это пример того, как максимально приближенный к гармонии замысел обнаруживает красоту, которая не видна, когда стоишь на земле.
    Из сессии с высоты птичьего полёта (с вертолёта и воздушного шара над Санкт-Петербургом) Александра Петросяна - дворцовые комплексы и парки.


    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Большое видится на расстоянии. И неплохо выглядит.
    Природный хаос пейзажного парка обнаруживает своё обаяние сильнее вблизи, изнутри, а выверенность регулярного парка выигрывает от дистанции. Как это похоже на внутренний мир человека, на разные формы его реализации.
     
  21. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.712
    Симпатии:
    1.246
    На фото, которое у тебя ниже, похоже, наоборот, природа стремится найти компромисс с антропогенной средой. Посмотрите, чайки, присев, каждая, на столбик от старого забора, явно пытаются превратить антропогенный мусор в комплексный арт-объект. Пусть мне кто-нибудь докажет, что это не есть творческий замысел природы. 8-)
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Поскольку подобие, последовательность, ритм, цикличность человек заимствовал у природы, обычно человеческие интерпретации этих естественных вещей легко поглощаются ландшафтом. Наверное, здесь никто не станет доказывать, что наши замыслы и мы сами не являемся замыслом природы.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Сергей Мишин, рисунок из серии "Сity of Towers", победившей в конкурсе "АрхиГрафика", номинация "Архитектурная фантазия".


    "Однажды состоялась беседа или спор о том, имеет ли смысл в современной архитектуре само понятие «интерьер». Возражая своему собеседнику, я говорил, что деление здания на интерьер и фасад порочно. Интерьер должен быть частью и результатом общих пространственных решений. Приводил в качестве примера любимые мною здания, не имеющие вовсе никакого отдельного интерьера: Нотр-Дам-дю-О или термы в Вальсе. Какая сила сможет отделить в них интерьер от экстерьера?
    Продолжая, уже в отсутствие оппонента, мысленный спор, механически начал рисовать, как доказательство тезиса, изъеденные прямоугольными отверстиями дома. Потом приятель, увидев в Фейсбуке мою картинку, посоветовал отправить ее на конкурс. Я увлекся, нарисовал еще несколько и отправил".



    [​IMG]


    "Наверное, лучшее, что придумало человечество, это небольшие старые европейские города. Когда гуляешь по улицам, к примеру, средиземноморских городков, замечаешь, насколько просты дома. Охристая, не слишком ровная штукатурка, оконная перемычка или подоконник из известняка, старая дощатая дверь, непрошеный контрфорс или выступ камина, неведомая нам святая в нише — вот и все составляющие. Никто никогда не чертил этого фасада, не думал о пропорциях, окна и двери расположены так, как было нужно хозяину. Но как сложна эта улица и этот город, выстроенные из простых домов. Сколько визуальных лакомств предлагается: вот дом, следуя повороту улицы, надломился под тупым углом, а вскоре ему ответил в рифму острый угол противоположного дома на перекрестке, вдруг улица повернулась, и взору открылся сегмент пьяцетты со старым колодцем и принарядившейся тратторией. Вот щель меж сомкнутых шершавых боков подарила путнику драгоценную полоску лазури, а вот в приоткрытой по случаю зноя двери показалась с узорными майоликовыми подступенками лестница шириной с пол-матроны, чье монументальное белье сушится на балконе. В старых городках слова просты, но речь льется, а история захватывает".

    "...если архитектор слишком узнаваем, то это означает, что его личные мотивы и пристрастия для него важнее внешних факторов и обстоятельств. А наблюдать за персональными эволюциями звезды – занятие малоинтересное. К тому же, время больших стилей, кажется, проходит. Есть архитектурные инструменты, гораздо более интересные, чем внешние приемы и почерки того или иного из мастеров. Например — пространство.
    Как-то мне довелось побывать в доме, придуманном Алваро Сизой Виэйрой. Дом был почти закончен, но хозяин еще не заселился. Снаружи он выглядел, как четыре кубических объема, врезающихся друг в друга под разными углами. Визуально это достаточно ясное и очевидное решение. Но когда попадаешь внутрь, пространство начинает играть с тобой в свои игры. Оно пульсирует. Оно то пытается сжать тебя, становясь высоким и узким, но, когда становится невмоготу, ощущения тесноты сменяется чем-то широким и низким, как-бы придавливая. Каждый поворот открывает новую, завораживающую своей композиционной силой сцену. Параллельную игру ведет свет. Источников света вроде бы не видно, но свет рассказывает свои истории. Такое чувство, что этот мастер оперировал иными категориями, чем обычный архитектор: мял и лепил в руках пространство, продавливал и выкусывал из него каверны и пустоты, запуская внутрь свет и виды с фантастическими кусками моря и гор. А сама архитектура дома образовалась как следствие его экспериментов с пространством, как не слишком важная шкурка, оболочка. Поэтому все поверхности дома сделаны очень просто, даже бедно: белое, серо-белое, матово-белое, 50 оттенков белого и 10 степеней матовости".

    "Еще недавно мне казалось, что самое интересное происходит в норвежских и датских бюро, с их свежим взглядом на традиционное, а теперь есть ощущение, что поиски в верном направлении сместились и находятся за Пиренеями, а то и за Андами. Каким-то чудом у испанцев, португальцев и латиноамериканцев получается живая и веселая, телесная и горячая, пахнущая мясом и вином, порой мудрая и трагичная, обаятельная архитектура..."


    "Мне нравится то, что архитектура, в том числе и российская, становится умнее, в ней все больше виден «хищный глазомер простого столяра», а прихоти полубогов и пубертатные игры в стили становятся анахронизмом. Архитектура становится все более реактивной, пытается стать зеркалом общества, в котором она развивается. В средневековом обществе она была зеркалом, а сегодня – нет. Мне нравится понимать, почему это сделано именно так, и эта неброская красота логики и разума стоит больше, чем груды орнаментов или километры архитектурных приемов. Архитектура и градостроительство – пока еще не наука, но все больше становятся на нее похожими".

    Сергей Мишин, архитектор, руководитель STUDIO-MISHIN, призёр международного конкурса архитектурного рисунка, из интервью.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Из проектов "STUDIO-MISHIN".
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Кирил Асс прогулялся с Сергеем Гуськовым по Парку Горького.

    "...любая территория, оставленная без присмотра, зарастает к чертовой матери, а город тоже наполовину заполнен по сути дикорастущим лесом. Парк, в свою очередь, — это такое редкое явление: осмысленно посаженные растения. Здесь они обычно растут сами. Вообще проблема парка требует серьезного осмысления, проблема места природы в городской среде. Потому что в настоящее время не очень понятно, что является предметом парковости: на той стороне реки, например, мы видим просто деревья, которые выросли и растут. Даже если они посажены, они все равно представляют собой абсолютно неконтролируемое зеленое поле. Здесь происходит в значительной степени то же самое. Понимаете, в чем конфликт.

    — Тогда можно создавать какой-то парк редких растений, например. Здесь это явно не делается.

    — Это тоже. Просто парк — это специфическое место. Есть несколько моделей — городской парк, представляющий собой фрагмент осмысленной манифестации природы в городе. И есть загородный парк, если возвращаться к старым моделям, в которых природа каким-то образом структурируется. В городе он напоминает о существовании природы, за городом — является проекцией способности человека организовывать природное окружение. И вот здесь, в Парке Горького, постоянно оказывается что-то среднее. Это и недостаточно организованный проект, и недостаточно природная вещь — получается какая-то идеологическая каша, все время возникает какая-то противоречивость.
    <...>
    Это большой проект, в том числе и философский. Но это проект не для дирекции существующего парка, это проект, требующий совершенно других полномочий.
    По сути мы должны рассматривать парк на нескольких слоях. Есть метафизический слой, есть практический слой, есть проектный слой, есть идеологический слой. И все они между собой связаны, но, с другой стороны, находятся на таких расстояниях, что их трудно совместить в одном разговоре.
    <...>
    ...я, честно говоря, не уверен в существовании объективной оценки как таковой. С какой точки зрения мы можем вообще рассматривать что бы то ни было как хорошее или плохое? Это требует фундирования какой-то философской точки зрения для начала: общечеловеческое что-то нам там ценно, или высококультурное, или еще что-то? Можем ли мы вообще об этом говорить? В условиях настоящего этого государства, с имеющейся в распоряжении публикой, можем предполагать, что этот парк очень хороший в тех рамках, которые для него заданы. Он работает так, как должен работать, и все, собственно, хорошо. Остальные наши реакции вызваны, например, тем, что мне не хватает в Москве пейзажного парка высокого художественного качества. Извините, этот парк таковым, увы, не является. В Москве вообще таких парков нет, может быть, к ним можно отчасти отнести Архангельское. Поддержание проекции правильного поведения на некоторое количество людей при помощи парковой архитектуры — ну не знаю, мне кажется, это на другом уровне вообще происходит. Хотелось бы, чтобы у нас школьное образование было построено на других принципах, и тогда бы парк сам собой получился хорошим. И не надо было бы делать это через силу — знаете, как организация Роберта Лея задом наперед: не сила через радость, а радость через силу. Я все время ее вижу, эту радость через силу. Мы изо всех сил пытаемся изобразить счастливое бытование нынешнего момента, которое — стоит пересечь некую невидимую границу — заканчивается, и начинается какой-то чудовищный трэш. Я ходил рядом, тут есть небольшие бары с той стороны, за забором, и там прямо щель настоящего ада: какие-то стройки, гаражи, авторазборки, грузовики. Это происходит в 50 метрах отсюда. Чего мы добились этим суперпарком, если у нас в соседнем переулке только что не убивают каждого второго? Почему-то никто не озаботился этим вопросом.
    <...>
    Знаете, в «Орландо» Салли Поттер есть такая сцена. Елизавета приплывает к отцу Орландо в гости, и он говорит: «All what is mine is here for your pleasure». На что королева отвечает: «Everything you call yours is mine already». В Англии это так и есть: человек просто поставлен управлять определенной территорией, она передается по наследству. Это территориальное управление остается его наследственным правом, но не более того. Люди обязаны следить за королевским лесом в течение 400 лет — они и следят, получают с него доходы, но все равно лес должен быть готов к приезду его или ее величества для охоты в любой момент в течение этих 400 лет. При том что короли могут и не воспользоваться своим правом для приезда на охоту — никогда. В общем, примерно такое же отношение просвечивает и у нас. Это понимание государства не как общности людей, а как некоей автономной единицы, которая позволяет людям на своей территории что-то делать. Мне очень не понравилось вот это место, потому что оно у меня вызывает сомнения в правильности выбранного курса в целом. Не конкретно в парке, а вообще. Не правильности выбранного курса, а правильности осознания и восприятия вещей в целом".


    Источник.


    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]


    "...я, конечно, не могу полностью отделить свою рисовальную практику от основной работы: в смысле конечного результата рисунок и архитектура очень отличаются друг от друга, но в основе обоих видов деятельности лежат раздумья на одну и ту же тему – как сегодня делать города интересными, как без слепого подражания и копирования создавать мизансцены, по своему качеству и визуальной интриге достойные лучших исторических образцов".

    "Я всегда начинаю и заканчиваю работу на месте. Мне очень сложно вернуться в то настроение и ощущение от места и пространства, которое спонтанно возникло в момент начала создания рисунка. Собственно, рисунок для меня рождается именно из этого состояния – запомнить и отложить его на потом невозможно, можно только прожить от и до, даже если порой это занимает довольно много времени. Именно поэтому рисование по фотографии или по памяти – совсем не мой метод. Точно так же я не люблю делать версии одного и того же рисунка. Я могу сделать достаточно близкие версии одного сюжета, но никогда не его точное повторение".

    "...для меня архитектурный рисунок не является способом создания совершенно автономного мира – скорее, это форма размышления на тему того, чем архитектура является сегодня, в эпоху, когда разноплановость ее развития достигла своего апогея".

    "...одну из ключевых своих задач как график я вижу в том, чтобы создавать композиции, которые бы четко транслировали тот факт, что рисунок сделан сегодня".

    Сергей Чобан, архитектор, график, коллекционер архитектурного рисунка, председатель жюри конкурса "АрхиГрафика"


    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]

    Графика Сергея Чобана
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей