1. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    В заповеднике Брянский лес открывается музей Даниила Андреева. Ниже цитирую текст с официального сайта заповедника Брянский лес:

    "Над экспозицией, которая составит основу будущего музея, мы работали несколько месяцев. Открытие музея станет началом большой работы, связанной с популяризацией творчества Даниила Андреева, писателя, чувствовавшего связь с природой как никто другой. Даниил Андреев не раз бывал на брянской, трубчевской земле. Те места, где сейчас расположен заповедник «Брянский лес», Даниил Андреев буквально исходил пешком. В деревне Чухраи, где и располагается наша экспозиция, он бывал много раз, останавливался на ночлег. На открытие мы представим начало нашей работы — основу музея, и расскажем о планах на ближайшее будущее".

    [​IMG]

    Все желающие приглашаются. По всем вопросам можно обратиться к Ирине Иванеженковой, ведущей проект: iin249@yandex.ru
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2014
  2. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    Итак, открытие музея на носу. Ниже вы можете ознакомиться с официальным анонсом. Цитирую:

    "Небольшая экспозиция, посвящённая жизни и творчеству поэта и мыслителя, разместилась в здании Научно-исследовательского центра заповедника в деревне Чухраи Суземского района Брянской области.

    Даниил Андреев (1906-1959) – поэт и мыслитель, автор знаменитого философско-мистического труда «Роза Мира». Большую часть жизни прожив в Москве, в тридцатые годы минувшего столетия он неоднократно посещал Трубчевск и вдоль и поперёк исходил его окрестности между руслами Десны, Навли и Неруссы – места, часть которых стала впоследствии заповедной территорией.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Нерасторжимая связь религиозного поэтического мышления Даниила Андреева и его любви к природе и человеку ярко проявляется в его наследии, где мы обнаруживаем редчайшее слияние поэзии, религии, науки и философии. Заповедник «Брянский лес», пожалуй, первым делает робкую попытку приблизиться к этому синтезу, сближая науку (экологию и лесное дело) и культуру, вплетая их в единый историко-экологический экскурс и предлагая туристам, наряду с традиционным, практический «андреевский» формат самопознания «сквозь природу».

    И тогда, возможно, «мир заговорит с нами тысячами голосов, каждый будет полон своеобразия, выразительности и неожиданно глубокого смысла. Ветер перестанет быть механическим напором множества мертвых молекул воздуха на наше лицо и тело: он явится нам либо лаской чудесных невидимых существ, либо неистовыми забавами другого, более сурового слоя. Земля, по которой мы до сих пор равнодушно ступали, тупо отзываясь лишь на крайний жар или холод, теперь заговорит с нами живым языком. <…>

    Как будто раньше мы рассматривали в лупу участок органической ткани, различая ее строение и сокращения ее волокон, ничего не выражающие... теперь же взглянули простым ясным взором и поняли вдруг, что перед нами – телесная ткань прекрасного лица, живущего глубоко осмысленной жизнью и полного выразительности. Бессмысленная громада мертвой материи – раньше; ослепительно прекрасное, мощно живущее, мудро и любовно взирающее на нас и на мириады существ Лицо Мира – теперь». («Роза Мира»)

    Говоря об экологической проблеме, нависшей над планетой и человечеством, Даниил Андреев предвидел воскрешение «бессознательно-эгоистически-физиологической» любви к природе, «иногда осложнённой привнесением эстетики». Эта любовь-любование и желание слиться с красотой природы воедино, раствориться в ней, в случае обогащения «смыслом этическим и религиозным» становятся началом формирования совершенно иного отношения к миру природы, лишённого всякой корысти и разрушительного начала.

    «В чем задача? В том, чтобы войти возможно глубже в Природу, в жизнь стихий, и войти притом не как разрушителю и не как любознательному испытателю, а как сыну, после многолетних скитаний на чужбине возвращающемуся в отчий дом». («Роза Мира»)

    Творчество Даниила Андреева для многих стало настоящим откровением и перевернуло не одну судьбу. Его сложно втиснуть в традиционные рамки и классические схемы, да и не нужно этого делать. И говорить о нём непросто, как непросто говорить обо всём, выходящем за пределы привычного понимания. Чтобы увидеть и почувствовать за буквой то, что пытался сообщить нам автор, чтобы узреть дух написанного, необходимо, чтобы эти тексты попали в соответствующую среду восприятия – подобно зерну, ему нужна подготовленная почва нашего сознания, чтобы взойти и дать плоды. Так же, как «Роза Мира», один из первых рукописных экземпляров которой был закопан в землю, подобно семени цветка, чтобы в срок прорасти, весть, принесённая её автором, нуждается во времени и условиях для того, чтобы пробиться к свету. Только тогда мы сможем понять её вне искажений, продиктованных собственным умом ли, ограниченностью ли сложившихся мнений, стереотипов, установок.

    И постепенно, очень постепенно эта среда начинает формироваться – в сознании человека и, соответственно, вовне. Сквозь многолетний вакуум молчания и неизвестности прорывается жажда знания и применения в деле идей, обозначенных писателем, которые всё чаще и сильней резонируют с последними достижениями науки и мыслью философии. Сложилось движение последователей и единомышленников Даниила Андреева, ведут свою деятельность благотворительные фонды его имени, несколько лет подряд в Трубчевске (и ряде других городов) проводились ежегодные андреевские чтения, его книги переиздаются, интерес к ним растёт.

    В пространстве появляются первые знаки-памятки о том, что в России есть такой поэт и мыслитель – Даниил Андреев. Так, в 2000 году на здании Литературного института им. А. М. Горького (на Тверском бульваре) в Москве была установлена мемориальная доска – здесь располагались Высшие литературные курсы, на которых в 1926–1929 гг. он учился. Но первой в России в честь Даниила Андреева, в 1995 году, была установлена табличка в Трубчевске – на доме Левенков, где любил бывать молодой писатель. Правда, её судьба оказалась короткой: вскоре дом продали, снесли, и память об этом грозит кануть в Лету.

    Но…

    «…земля – это ткань холста.
    В ней есть нить моего следа…» -
    писал Даниил Андреев.

    Стремясь сохранить след босой ноги поэта, странствовавшего по заповедному брянскому лесу, ставшему действительно заповедным в 1987 году (с образованием заповедника «Брянский лес», что кажется нам неслучайным), мы открываем двери очень скромной пока экспозиции, посвящённой золотому периоду жизни Даниила Андреева. Здесь он провёл несколько счастливейших летних месяцев в 30-е годы минувшего века. В эти края был страстно влюблён. Пережил «наисовершеннейшие» и «блаженнейшие» часы духа, бродяжничая с тощим заплечным мешком и лёгким посохом по лесному бездорожью сутками напролёт, ночуя в стогах и на мягком мху.

    О том, как это было, документально зафиксировано им в поэме «Немереча»:

    Я вышел в путь – как дрозд поёт: без цели,
    Лишь от избытка радости и сил,
    И реки вброд, и золотые мели,
    И заросли болот переходил.
    И, как сестра, мой путь сопровождала
    Река Неруса – юркое дитя:
    Сквозь заросли играя и светя,
    Она то искрилась, то пропадала.
    Деревни кончились. Но ввечеру
    Мне мох бывал гостеприимным ложем.
    Ни дровосек, ни рыболов захожий
    Не подходил к безвестному костру,
    И только звёзды, пестуя покой мой,
    По вечерам ещё следить могли,
    Как вспыхивает он над дикой поймой –
    Всё дальше, дальше – в глубь лесной земли.


    Здешним рекам, полям, лугам, лесам, холмам, просторам посвящены многие его стихи и поэмы – почти все, написанные им о природе, самые светлые и глубоко лирические. Испытав на берегах Неруссы в июле 1931 года прорыв космического сознания, запечатлённый им впоследствии на страницах «Розы Мира», вновь и вновь он возвращался в заповедные места, особый, непередаваемый мистический дух которых он почувствовал ещё в первое своё трубчевское лето. И сохранить здесь его след, вписанный в «ткань холста» этой земли, повелела сама судьба.

    Мы открываем двери экспозиции, посвящённой Даниилу Андрееву, накануне 108-го дня его рождения. Экспозиции пока очень скромной и маленькой, как и положено ростку, только-только явившемуся на свет. Но если учесть, что в мире ещё не существует ни музея, ни какой-либо действующей на постоянной основе выставки памяти Даниила Андреева, то и это – веха. И, возможно, для кого-то эта нехитрая экспозиция станет дверью в мир чуть иной, чем тот, к которому мы привыкли – в мир, о котором пытался рассказать человечеству поэт-вестник.

    И войти в этот мир Даниил Андреев предлагает босыми ногами, соприкоснувшись всем существом с силой матери-Земли, открытым сердцем всмотревшись в Лик Природы и узрев сквозь него Лик Божественный. Он предлагает нам полюбить эту Землю, наш космический дом, ибо только любовью мы можем сберечь его, сохранив нетронутыми дикие, первозданные уголки и преобразив в цветущий сад обитаемые человеком места.

    Вот почему так уместно и неслучайно появление мини-музея писателя в рамках заповедника «Брянский лес». Наши задачи совпадают. Тонкому миру природы посвящена 5-я глава «Розы Мира» и циклы стихов «Босиком» и «Сквозь природу», 17 и 18 главы поэтического ансамбля «Русские боги». Андреев поднимает тему нашего отношения к миру животных, говорит об одухотворении природы просветлённым человеческим разумом. Всё вокруг живое, всё наделено сознанием, говорил Даниил Андреев, вторя древнейшим духовным учениям и взглядам философов-космистов. Также можно наблюдать воплощение предвидения Андреева относительно дальнейших путей развития человечества. Среди таких тенденций можно назвать экуменизм, экологическое движение, отмирание диктаторских режимов, постепенное повышение мирового уровня жизни и образования.

    Возвращаясь к заповедной теме, мы видим, что поэт и философ Даниил Андреев и заповедник «Брянский лес» оказываются тесно связанными между собой. Это не случайность и не совпадение – то, что зелёный «росточек» Розы Мира пробился на свет именно на заповедной земле. И объединяет их не только территория, но и общность задач: сохранение природы, восстановление баланса и преображения ее сил, предотвращение экологической катастрофы через изменение сознания человека, его отношения к миру природы – от потребительского и разрушающего к любовному и бережному. В идеях Андреева можно усмотреть эволюционно новый подход к заповедному делу, и нам необходимо услышать его и попытаться найти эти новые пути восстановления и преображения природы, вместо того чтобы продолжать ставить барьеры (безусловно, необходимые на своём этапе) в лесах и в собственном сознании. Это небыстрый путь, и начинаем мы его отсюда, «из маленькой комнаты»*.

    Здание-стационар Научно-исследовательского центра заповедника, расположенное в самом сердце леса (Чухраи – одна из самых труднодоступных деревень Центральной России), создаёт те благоприятные условия для приобщения к тому опыту, о котором писал Даниил Андреев в «Розе Мира». Каждый приехавший сюда, в глушь лесную, отдалённую от цивилизации, может остановиться на нужное количество времени и сутками напролёт бродить по окрестностям (не нарушая, впрочем, заповедной этики и не пересекая границ заповедника), так же, как и Даниил, воскрешая в себе способность чувствовать и любить, утончая своё сознание. Мы планируем собрать библиотеку и видеотеку по теме «Жизнь и творчество Даниила Андреева», «Сохранение заповедных уголков», «Единение человека и природы». В планах проведение мероприятий и встреч различного рода, бесед, пленэров, конкурсов, создание историко-экологического маршрута «По тропам Даниила Андреева», и это только начало.

    Многое предстоит сделать, но делать что-то в одиночку сложно, и на всё нужно время. В обычном режиме мини-музей Даниила Андреева начнёт свою работу с наступлением тёплого сезона.

    А пока мы приглашаем к участию и содействию всех, кто неравнодушен к творчеству Даниила Андреева и судьбе нашей планеты, кто может и хочет помочь в деле.

    _______________

    * «Из маленькой комнаты» – название стихотворного цикла Д.А., составившего 5-ю главу поэтического ансамбля «Русские боги»."

    Почта для связи та же: iin249@yandex.ru.
     
  3. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Татхагата для эклектических движений сделал гораздо больше, чем Андреев, поэтому в д. Чухраи в глубинке центральной России сначала надо бы по справедливости поставить хотя бы самую скромненькую Ступу, посвящённую Просветлению Будды, а потом как дань почтения к посланию визионера открывать и музей где-нибудь рядом

    если специально искать то, что пережил Андреев в откровениях, то очень скоро можно стать неадекватным чокнутым придурком, поэтому не забывайте там людей, собирающихся бродить по территории заповедника с подобными целями, тщательно сначала инструктировать о последствиях :lol: :pardon:

    *
    а так вообще, музей -- дело хорошее
     
    plot нравится это.
  4. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    А вот Иван Мичурин много сделал для селекции растений. В частности, клубнику вырастил с голову Татхагаты. Может и Мичурину в д. Чухраи посадить клубничное дерево? А, Лис?
     
  5. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Б, Яник. :)
    А в чём вопрос-то? :niasilil:
     
  6. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Вопрос: согласен ли ты, что Иван Мичурин сделал для селекции растений больше Татхагаты?
     
  7. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Нет, конечно.
    Татхагата для селекции растений сделал так много, что Иван Мичурин и кто такой-то в подомном сравнении неизвестно.

    Аргументы нужны?
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сообщение от Ирины Иванеженковой, занимающейся созданием этого музея:

     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  10. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    Появился ещё один новстной сюжет о музее:

     

Поделиться этой страницей