О Туле и Гиперборее

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 10 янв 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    М.М.Александров

    О ТУЛЕ И ГИПЕРБОРЕЕ.

    Как известно, античная традиция повествует о двух легендарных странах у северных пределов обитаемого мира – Туле и Гиперборее.

    Информацией о Туле античный мир был обязан мореплавателю Пифею (4 в.до н.э.), сведения которого дошли в пересказе Плиния, Страбона и т.д.
    Независимыми современными ему источниками о Туле обладали также Гай Юлий Солин (3 в.н.э.) и Прокопий Кесарийский (5-6 в.н.э.), практически всё остальное принадлежит области фантастики (античного приключенческого романа). Несколько особняком стоит сообщение Плутарха о чудесном острове Огигии, несмотря на элементы сходства в описании, нигде, однако прямо с Туле не отождествляемом.
    Что касается Пифея и Прокопия, то есть основания полагать, что они говорили о разных странах.
    Согласно Пифею Туле находится в шести днях плавания к северу от северной оконечности Британии. Страна гориста, обитаема и посещаема с Британских островов. В разгаре лета продолжительность ночи там всего два-три часа (т.е.64-65 градус северной широты). В одном дне плавания к северу от Туле начинается замёрзшее море. Далее вода и воздух приобретают медузообразную консистенцию, и дальнейшее путешествие становится невозможным.
    Вот, в общем-то, и всё.
    Данное сообщение лучше всего подходит к Исландии. Уже в раннее средневековье заново открывшие Исландию ирландцы, не сомневались, что это Туле.
    Другое, передаваемое Страбоном, сообщение Пифея о о жизни северян относится к «странам прилегающим к холодному поясу», а не к Туле как таковому.
    Тацит (2 в.н.э.) сообщает что римский флот, достигнув Оркадских (Оркнейских) островов уже видел Туле, но не пошёл к нему. Здесь Туле это либо часть Оркней, либо Шетландский острова.
    Солин пишет, что до Туле от Оркнейский островов 5 дней пути. «Туле плодородна и богата поздно созревающими плодами. С начала весны жители там живут вместе со своим скотом и питаются кореньями и молоком; для зимы они запасают плоды деревьев».
    Прокопий Кесарийский сообщает более подробные сведения. Во-первых он сообщает о полярной ночи продолжительностью в 40 дней ( т.е. не южнее 70 градуса).
    Вот полный текст его сообщения:


    ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ. ВОЙНА С ГОТАМИ Книга II, глава 15

    «15. Когда эрулы были побеждены в бою лангобардами и должны были уйти, покинув места жительства отцов, то один из них, как я выше рассказывал (гл. 14, § 28), поселился в странах Иллирии, остальные же не пожелали нигде переходить через реку Истр, но обосновались на самом краю обитаемой земли. Предводительствуемые многими вождями царской крови, они прежде всего последовательно прошли через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, достигли страны так называемых варнов. После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого противодействия. Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались. Этот остров Фула очень большой. Полагают, что он в десять раз больше Британии (Ирландии). Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живет тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь. Здесь каждый год происходит чудесное явление. Около летнего солнцеповорота в течение приблизительно сорока дней солнце здесь никуда не заходит, в течение этого времени непрерывно сияет над землей. Но месяцев через шесть после этого, около зимнего солнцеповорота, дней сорок солнце совсем не показывается над этим островом и он погружен в непрерывную ночь. Это время живущие здесь люди проводят в полном унынии, так как они не имеют никакой возможности тогда сноситься друг с другом. Лично мне отправиться на этот остров, чтобы своими глазами увидать то, что мне рассказывали, хоть я и очень старался, никак не удалось. Тех, которые оттуда приходят к нам, я спрашивал, как они могут вести счет и деление дня, если солнце не всходит и не заходит там в установленное время? Они дали мне ответ правильный и убедительный. Они сказали, что в те сорок дней, когда солнце, как сказано выше, не заходит, оно сияет людям то с востока, то с запада. И всякий раз, как оно, совершая свой путь, вновь окажется у края неба на том же месте, откуда [160] в прежние дни его видали поднимающимся, они считают, что прошли одни сутки. А когда наступает время непрерывной ночи, то, наблюдая за ходом луны и движением звезд, сообразуясь с ними, они рассчитывают деление дня. По прошествии тридцати пяти дней этой великой ночи, определенные люди, которым это привычно, посылаются на вершины гор и, увидав оттуда определенным образом солнце, они объявляют стоящим внизу людям, что через пять дней солнце засияет им. Получив эту добрую весть, они, хотя еще в темноте, отмечают ее всенародным веселым праздником. У жителей Фулы это самый большой из праздников. Мне кажется, что жители этого острова находятся всегда в страхе, как бы солнце не покинуло их навсегда, хотя это явление у них происходит всегда одинаковым образом каждый год.

    Из всех варваров, живущих на Фуле, одно племя, которое называется скритифинами (1), ведет особенно звериный образ жизни. Скритифины не носят одежды, не ходят в обуви, не пьют вина, не добывают себе никакого пропитания посредством возделывания земли. Они сами не пашут земли, и женщины у них не знают никаких домашних работ, но мужчины вместе с женщинами заняты одной только охотой. Находящиеся там леса огромны, изобилуют дикими и другими животными, а равно и горы, которые поднимаются там. Скритифины питаются всегда мясом пойманных животных, а в шкуры одеваются, так как у них нет ни льна, ни приспособления, чтобы сучить нитки, но, связав звериными жилами кожи друг с другом, они таким образом закрывают все тело. И их младенцы вынянчиваются у них не так, как у остальных людей. Дети скритифинов выкармливаются не женским молоком, и сосут они не материнскую грудь, но выкармливаются только мозгом пойманных животных. Как только женщина родит, она заворачивает новорожденного в шкуру животного, тотчас же привешивает ее к какому-нибудь дереву, кладет ему в рот мозг, а сама тотчас же отправляется с мужем на обычную охоту. Они все делают вместе и на это занятие охотой ходят [161] вместе. Таков образ жизни этих варваров. Но другие жители Фулы, можно сказать, все, не очень отличаются от остальных людей: они поклоняются многим богам и демонам (гениям), живущим на небе и в воздухе, на земле и в море, и некоторым другим мелким божествам, считающимся, что они находятся в водах источников и рек. Они непрерывно приносят всякие жертвы, приносят жертвы мертвым и героям. Из жертв они считают самой прекраснейшей принесение в жертву человека, который был их первым военнопленным. Они приносят его в жертву в честь Ареса, так как этого бога они почитают выше всех. Они посвящают этого пленника богу, не просто убивая его, как приносят жертву, но вешают его на столбе или бросают на спицы или умерщвляют какими-либо другими особыми способами, вызывающими жалость к его мучениям. Так живут обитатели Фулы. Из них самым многочисленным племенем являются гавты, у которых и поселились пришедшие сюда эрулы.

    И вот эрулы, которые жили в римских пределах, совершив убийство своего короля, послали некоторых из знатнейших своих людей на остров Фулу, чтобы они разыскали и привели с собой, если они будут в состоянии найти там кого-нибудь царской крови. Когда эти люди прибыли на остров, они нашли там многих лиц царского рода; выбрав одного, который им особенно понравился, они вместе с ним поехали обратно. Когда они были в пределах данов, он умирает от болезни. Поэтому эти послы вновь вернулись на остров и взяли с собой оттуда другого, по имени Датия [другие рукописи: "Тодасия"]. За ним последовал брат его Аорд и двести юношей из бывшей в Фуле эрульской молодежи. Так как на все эти поездки было потрачено много времени, то эрулам, бывшим около Сингидона, пришла в голову мысль, что они могут повредить себе, вызывая вождя из Фулы без согласия императора Юстиниана. Поэтому, послав в Византию, они просили императора дать им короля, который был бы ему угоден. Император тотчас же послал им [162] в качестве короля одного из эрулов, давно уже жившего в Константинополе, по имени Сваруаза. Вначале эрулы приняли его и подчинились ему охотно и слушались его, когда он приказывал, что полагалось. Но несколько дней спустя прибыл человек с известием, что посольство с острова Фулы находится уже близко. Сваруаз велел выступить против них, чтобы их истребить, и эрулы, одобрив его план, тотчас последовали за ним. Когда они отстояли друг от друга на расстоянии одного дня пути, ночью все, покинув его, перебежали на сторону пришедших, и он, оставшись один, сумел бежать и вернулся в Византию. Император всеми силами старался вернуть ему прежнее положение. Тогда эрулы, боясь могущества римлян, решили удалиться в пределы гепидов. Такова была причина отпадения эрулов».

    Более чем вероятно, что речь здесь идёт о Норвегии, протянувшейся на север вплоть до указанных полярных широт, но на юге располагающей климатом пригодным для произрастания древесных плодов.
    Надо отметить, что Скандинавия считалась в античные времена островом, и также помещалась к северу от Британии.

    Сведения и Гиперборее от сказанного выше резко отличаются. Единственным основанием соотносить их между собой является предположение александрийского учёного Гекатея Абдерского, поместившего гипербореев на остров «не меньше Сицилии» в Океане против страны кельтов. Дальнейшее его описание может быть соотнесено с мифами о гиперборее, об острове Огигии, об островном «другом мире» кельтов (Тир нан-Ок), но никак с упомянутыми сообщениями о Туле.
    Основным источником сведений о Гиперборее для греков были описания шаманских путешествий Гекатея Понтийского и Абариса, а также делосская традиция, связанная с культом Аполлона, впервые прибывшего на Делос из Гипербореи, и периодически туда возвращавшегося. Считалось, что гипербореи присылают на Делос свои дары богу, передавая их через другие народы. Несколько гипербореек умерших на Делосе были там объектом особого культа.
    Сообщается о Гиперборее следующее: климат там удивительно благодатен, и поля плодоносят дважды в год. «Домом гипербореям служат рощи и леса, а ежедневное пропитание им доставляют деревья. Вражды гипербореи ни с кем не знают, болезни им не досаждают, обету кротости все они одинаково верны. Свою смерть гипербореи накликают сами, а ее промедление преодолевают добровольным уходом из жизни. Тот, кто пресытился жизнью, должен, по их мнению, после роскошного пиршества с обильным возлиянием стремглав броситься в море с определенной обычаем скалы» (Солин). Живут они тысячу лет. Питаются гипербореи растительной пищей, и приносят жертвы богам (например, ослов) под открытым небом. Время они проводят в богослужениях, пирах, занятиях музыкой и танцами. С неба порой выпадает медный дождь, и такие медяки используютя в качестве монеты. Правят этим народом жрецы из рода Борея (братья в шесть локтей ростом).
    Историк Феопомп (4 в.до. н.э.) и вслед за ним Клавдий Элеан рассказывает легенду, согласно которой некогда могущественное заокеанское царство перебросило огромную армию для завоевания Гипербореи. «Однако, убедившись, что этот народ хотя и счастлив, но беден и живет в нищете, они настолько стали его презирать, что отказались от дальнейшего похода...".
    Живут гипербореи к северу от непроходимых Рипейских гор, у Океана. Только шаманы и великие герои (Персей, Геракл) достигали их земли. По Апполодору, именно там находились сады Гесперид.
    Аналоги этой чудесной страны можно найти во многих мифологических традициях.
    Например в зороастризме: «В Арьянам-Вайджа (на севере, за горами) люди живут по 300 лет, а коровы и овцы – по 150 лет. Люди там мало болеют и почти не испытывают никаких страданий. Они не лгут, не плачут и не стонут, и власть Аза, дива жадности, над ними слаба. Каждые 40 лет у мужчины и женщины рождается ребенок. Их рат – Гопат, шах – Сраош (фарси: Срош), закон – добро, вера — маздаяснийское учение. Они умирают в праведности»
    Или у Ле-Цзы описывается страна Хуасюй, которую он посетил в сновидении: «Страна эта ллежит на запад от области Яньчжоу и на север от области Тайчжоу, а в скольких миллионах ли от Срединного царства неведомо. До нее нельзя добраться ни на лодке, ни на телеге, ни пешком.
    Странствовать там можно лишь в мыслях. В этой стране нет ни начальников, ни
    старших и все устраивается само собой. В людях нет ни жадности, ни похоти, и
    каждый живет сам по себе. Люди там не радуются жизни и не боятся смерти, и
    поэтому никто не умирает прежде срока. Они не знают, что такое ставить себя
    выше других, и поэтому им неведомы любовь и ненависть. Они не знают, что
    такое угождать или вредить другим, соглашаться с другими или идти наперекор
    чужой воле, поэтому они не ведают ни выгод, ни убытков. В мире нет ничего,
    что вызывало бы в них недовольство или сожаление, ничего, что страшило бы их
    или заставляло завидовать. Они ходят по воде и не тонут, ступают по огню
    и не горят. Ударишь их, и на них не появятся раны. Ущипнешь их и на
    их коже не останется следа. Они ходят по воздуху, как по суше, спят в
    пустоте, точно в постели. Облака и туманы не мешают им смотреть, раскаты
    грома не мешают слушать, красота и уродство не смущают их сердца,
    горы и ущелья не утомляют их ноги, ибо они странствуют всюду душой».
    В буддизме описывается северный континент Уттаракуру (к северу от мировой горы). «Жители Уттаракуру очень благополучны. Им не нужно работать для пропитания, еда там растёт сама, и у них нет личной собственности. Ростом они 48 футов, и живут 1,000 лет, их защитником является Вайшравана (Кубера)».Люди Уттаракуру не имеют склонности к греху, но не способны также к йогическому сосредоточению. Пищей их снабжает самоплодоносящее поле.
    Наиболее роскошное описание даёт Махабхарата:"О царь, к северу от горы Нила, на северной стороне Меру, находится священная северная Куру , местопребывание сиддхов, просветлённых мудрецов. Деревья там приносят сладкие плоды и всегда покрыты плодами и цветами. Все цветы благоухают, а вкус плодов прекрасен. Кроме того, некоторые деревья дают плоды согласно желанию срывающего их. Есть там и другие деревья, называемые молочными. Они всегда дают молоко и шесть других видов пищи, которая на вкус, как сама амрита [нектар бессмертия]. Эти деревья дают также одежду и украшения для людей. Вся страна изобилует золотыми песками, а одна её часть, особенно счастливая, обладает сиянием рубинов и алмазов, лазурита и других драгоценных камней. Все времена года там приятны, и никогда там не бывает слякотно. Озёра прекрасны и полны кристально чистой воды... Люди в той стране свободны от болезней и всегда радостны. Они живут десять тысяч и сто тысяч лет, о Царь, и никогда не расстаются."

    Очевидно, во всех случаях речь идёт об одной и той же архетипической реальности.

    Что касается местоположения античной Гипербореи, то неоднократно делались попытки нанести его на карту. Предполагалось, что она находится на крайнем севере на границе Европы и Азии, или на границе этого мира и мира антиподов. День и ночь там длятся по полгода.
    Путь туда пролегал вдоль Дона, и далее через земли исседонов, аримаспов, в страну с воздухом наполненным птичьими перьями, в ледяные пустыни населённые свирепыми грифами, к совершено непроходимым Рипейским горам, протянувшимся с запада на восток, и служащим истоком восточно-европейских рек.
    Попыткой как-то соотнести это с реальной географией выглядит карта Клавдия Птолемея где присутствуют сарматы-гипербореи – самые северные из сарматов живущие где-то на берегах Волги, текущей с Гиперборейских гор.

    Таким образом, есть основания предполагать, что если Туле и пересекается с мифологическими образами Иного мира, за ней всё же стоит определённая историко-географическая реальность, образ же Гипербореи практически полностью принадлежит реальности архетипической.
     
  2. BG

    BG Guest

    Где океан, век за веком, стучась о граниты,
    Тайны свои разглашает в задумчивом гуле,
    Высится остров, давно моряками забытый, –
    Ultima Thule


    В различных письменных источниках, относящихся к началу 300-х годов, упоминается остров под названием Туле, который должен находиться далеко к северу от Британии, где море к северу от него покрыто льдом. Туле упоминается, в частности, в географическом труде «De mensura orbis terrae»., относящемся к 825 году и написанном ирландским монахом Дикуилом. Он рассказывает об ирландских отшельниках, нашедших прибежище на Туле, где в середине лета было так светло, что ночью можно было искать вшей не хуже, чем днем. Описание Туле вполне подходит к Исландии.

    Но несмотря на то что Туле часто считают древней Исландией, есть основания не верить этому. Ведь Исландия была открыта и заселена намного позднее, чем люди заговорили об острове Туле, который населял странный, непредсказуемый народ.

    Исландский алхимик XV века Арне Сакнюссем в одной из своих «еретических» работ по географии писал: «Где искать Туле? Везде и нигде. Или ты думаешь, что выход из подземелья ты найдешь с помощью меча и посоха?»

    В индусской мифологии говорится о "белом острове", находящемся в далеких северных краях и считающемся "землей Живых" и "обителью Счастливцев". Название "Тула" ("Tula"), обозначавшее "белый остров", было известно также и
    древним мексиканцам.

    См. также:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B5_(%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)

    Однако на этом большом арктическом острове и сегодня еще наблюдается повышенная вулканическая и сейсмическая активность. Следовательно, вполне можно прийти к выводу о том, что в самом конце периода античности случившиеся здесь землетрясения и извержения вулканов могли разрушить несколько культурных центров, расположенных по периметру Исландии, как и Гренландии, потому что судя по свидетельствам древних, там находились чрезвычайно малочисленные колонии, жители которых населяли несколько крупных центров.

    Те ужасающие хтонические катаклизмы могли спровоцировать затопление одного или двух островов - тех самых, что будто бы нашли, тем не менее, Святой Бранданус и другие ирландские мореплаватели, а потом, даже в наше время, видели некоторые моряки.

    p.s.
    Пири Рейс, известный христианский отступник, пират и турецкий адмирал, пометил когда-то на своей карте, что между Исландией и Гренландией «сгорел остров», имея в виду, скорее всего, именно Туле.
     
  3. Песец

    Песец Guest

    А Джон Ди считал - что Туле это Гренландия, и пытался даже повлиять на Елизавету Английскую, чтобы колонизировать Гренландию.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Обычно Толлан -место тростников. Тула - столица тольтеков, отождествляемая с Толланом.
    У него есть единомышленники (например американские военные, основавшие в Гренландии одноимённую базу ;) ). Но едва ли до Гренландии можно было добраться за шесть дней. Да и по другим параметрам Исландия подходит ближе. Главный аргумент современных сторонников гренландской версии - отсутствие в Исландии археологических следов столь ранних поселений. Впрочем, следов ирландских монахов, о которых немало известий, там тоже пока не обнаружено.
     

Поделиться этой страницей