1. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так. Значит, эквы - это не дхармы.
     
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не то?
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет, судя по всему.
    Ещё раз: всё воспринимаемое, восприятие само как таковое, есть поток элементарных квантов восприятия, эквов, существующих мизерный момент времени, соверешенно одинаковых, но порождаемых взаимозависимо и соответственно образующих различного типа потоки.
    При углублении в созерцание, в глубоком безмолвии, все восприятия становятся однородны, уравниваются, теряют отличия. То есть, уже нет отдельно зрительных или отдельно звуковых или кинестетических или умственных восприятий. Все они становятся однородны. Далее начинаешь видеть их структуру или своего рода дискретность, то, что они на самом деле состоят из этих квантов. При этом сам характер потоков меняется. Он становится ровным и чистым, без мельтешения. Этот поток соответствует восприятию света (золотого) и чистоты. Далее происходит и другое, но не об этом сейчас речь.
    Эквы настолько одинаковы, что восприятие может переходить одно в другое, например, то, что обычно воспринимается как картинка, может восприниматься как вкус или слуховое восприятие может восприниматься как картинка. На вышеупомянутой стадии безмолвия же эти различия вообще уходят. Есть только потоки. Уже нет картинок или звуков. Что здесь где с буддийской точки зрения? Получается, эти потоки - это скандхи? Когда я говорил о входящих или исходящих дхармах, я имел в виду эквы, входящие в самскары или в остальные скандхи.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Для начала оставим в покое скандхи. Скандхи как таковые не имееют никакого коррелята в непосредственном восприятии, поскольку служат только для классификации дхарм.
    Дхармы не имеют структуры, неделимы, взаимозависимы, мгновенны. Их нельзя сравнивать с молекулами, скорее с электромагнитным импульсом (здесь в силу технического идиотизма могу чё-нибудь ляпнуть). Но импульс-дхарма это именно импульс как носитель информации, то что, (в переносном смысле) в итоге воспрнимается как изображение на экране, голос в телефонной трубке, деньги на кредитной карте. А можно воспринимать всё это просто как колебания. , но к данному восприятию термин дхармы, в точном смысле слова, не применим.
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Максим, всё, что ты описал, в точности соответствует эквам. Один в один. Следующий вопрос: дхармы по сути одинаковы или существуют различные их виды в их собственной природе, а не по тому, в каких потоках они участвуют?
     
  6. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ещё раз - скандхи ("кучи") - это не некие "объекты", а условные таксономические категории, разновидности ("просто автомобилей" не бывает, хотя такая категория имеется).
    Что касается опытного восприятия - кажется, я улавливаю о чём речь, хотя в моём восприятии дискретность после уровня дхарм не усиливается, а исчезает. Вопрос, наверное, стоит в степени редукционности восприятия. Преимущества и издержки которой - сам знаешь где (всё-таки добавлю для читателя - в этико-прагматических результатах практики).
    Если твои эквы совершенно одинаковы (или, всё-таки, трудноразличимы?) откуда берётся новое качество их сочетаний? Не является ли их восприятие просто калькой от сциентической метафизики? В моём восприятии любой объект, на котором сконцентрировано внимание (вне зависимости от степени "виртуальности") уникален. Ты не пробовал сосредоточиться на восприятии отдельной эквы, поймать сверхкототкий момент её зарождения-стабилизации-смерти? Может быть, потенция уникальности всё-таки уловима?
    Насчёт сопоставления с биджа -
    Может быть, аналогия всё-таки есть?
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не поверишь, но именно этим я и занимался! :) Вглядывался со всей возможной самозабвенностью в сингулярную точку настоящего, в исток зарождения дхарм и могу утверждать, что да, я увидел, что дхармы абсолютно одинаковы.
    Зришь в корень! Я специально не стал развивать эту мысль, зная, что ты её не упустишь. Да, да и да. Именно то, что с одной стороны дхармы абсолютно одинаковы, а с другой стороны имеют место эти самые новые качества их потоков, и позволило мне утверждать наличие чего-то вне дхарм, от чего потоки дхарм зависят. Назовём это нечто - сознанием. Меняется сознание, меняются и потоки дхарм. Апофатически оно "воспринимается" вполне отчётливо как наличие магнита воспринимается апофатически если его поместить за листом бумаги, на которой рассыпаны железные опилки.
    Более того. Я вот не продолжил здесь:
    а ведь далее действительно происходит и кое-что другое, что совсем уже трудно описывать.
    Ты же знаешь, я никогда не отталкиваюсь от теоретических метафизических построений. Я обычно их вообще не читаю, а сразу перехожу к практике и лишь потом начинаю сверять полученный опыт с построениями или строить свои (что чаще). В данном случае тоже опыт идёт впереди построений.
     
  8. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Т.е. ты до своих опытов не был знаком с атомарной теорией, которую в средней школе преподают? O_O
    "Собственной природы" у дхарм в традиционном махаянском понимании, наверное, просто нет вообще. Согласно этому же пониманию их нет никакого смысла рассматривать натуралистически (хотя, возможно, тхеравадская метафизика придерживается на этот счёт иного мнения). Собственно, это именно "различения как таковые" (поэтому и возможно их разделение на "кучи"). Что же касается "исходных квантов (импульсов) восприятия" - то это, наверное, всё-таки биджа, "семена", "прорастание" которых зависит от особенностей сознания.
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тут скорее не атомарная теория, а другое сравнение приходит на ум. Как изображение можно построить из множества мгновенных вспышек или что-то типа стоячей волны. Или круг, образованный вращающимся в темноте факелом. Но всё это - лишь более или менее близкие аналогии того, что было увидено. Я просто стараюсь найти наиболее точное описание.
    Согласен. По крайней мере, говорить о собственной природе дхарм не представляется возможным.
    Тоже согласен.
    Не понимаю что такое прорастание в данном случае. Дхармы есть восприятие, они существуют мгновение, составляют восприятие и ниоткуда никуда не прорастают. Биджи скорее напоминают некие семена памяти-опыта в духе, в теле кармы.
     
  10. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И как эти "семена" могут проявляться в восприятии, по-твоему? ;) Не просто ли как склонность воспринимать вообще, поворачивать внимание в сторону феноменального?
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Они, имхо, будут проявляться лишь в том, в какие именно потоки будут складываться дхармы. Иными словами, биджи прорастают в потоках. А дхармы в любом случае остаются дхармами.
     
  12. Guest

    Guest Guest

    Вопрос ко всем, знакомым с буддизмом: "Что можно сказать касательно кшана - самого момента восприятия? Он ведь тоже воспринимается как такой импульс-вспышка, о которой рассказывает Олег?"
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Очень интересно.

    Добавлено спустя 11 минут 15 секунд:

    Это очень интересно вот почему.
    1. То, что дхармы совершенно одинаковы - это не совсем корректное утверждение. Их природа одинаково не поддаётся идентификации, так видимо точнее.
    2. Штука вот в чём. То, что восприятие - это поток одновременно множества дхарм - это тоже иллюзия из-за того, что дхармы существуют исчезающе малый отрезок времени. По сути дхармы следуют одна за другой. Например, когда мы видим и слышим что-либо одновременно, имеет место не одновременный процесс, а просто очень быстрая смена дхарм, соответствующих зрительному и слуховому восприятию. Настолько быстрая, что для нас возникает иллюзия одновременности.
    3. Отнесение восприятия к зрительному, слуховому и т.д. происходит уже по отношению к некоему комплексу дхарм.

    Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:

    Дхармы не имеют размера, места, времени существования, природы, отличий. Когда говорят о кшане на подобие 1/65 щелчка пальцев, это имхо тоже не верно. Время существования дхармы непредставимо мало, настолько, что я это назвал сингулярной точкой настоящего. По сути, для нас, это само течение времени.
     
  14. Guest

    Guest Guest

    В буддизме кшана и понимался как квант времени (по крайней мере, в буддизме тхеравады), но и в поздние времена Васубандху в Абхидхарма-коше тоже так это понимает. Кшана непредставима мала - именно так, как ты пишешь: это квант времени.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Да. Их одинаковость в отсутствии собственной природы.
    Да. Квант воспринимаемого времени.
    Да
    Отнесение как результат уже прошедшей обработки, т.е. включение в цепочку-комплес дхарм.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Значит, консенсус.
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не понял. Ты считаешь, что биджи не могут иметь "исходного образа восприятия"? Почему? Дхармы, повторюсь, иначе как "различения" в буддийских традициях не рассматриваются.
    "Квант восприятия" выделяется именно потому, что он всё-таки различим (пусть и неосознанно в подавляющем большинстве случаев).
    Рассудочное отнесение - безусловно. Однако спонтанная реакция происходит на уже различимый импульс восприятия.
    Их существоваие условно, но в рамках этой условности они имеют свои особенности и характеристики. В ином случае речь не должна идти о дхармах.
    "Квант восприятия" - думаю, точнее (время - это всё-таки "абстрактная" категория).
    Фиксируемая не на феноменальном, "образном" плане. То, что фиксируется образно, к этому плану прямого отношения не имеет.

    Едва ли.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Что такое "исходный образ восприятия"?
    И это не понял.
    Конечно. Это не некая абстрактная идея.
    Вот это тоже не догнал. Либо я как-то особенно торможу, либо одно из двух. Просто в нашем аппарате восприятия имеются интерпретационные настройки по умолчанию, которые действуют вне рассудка.
    Доступные мне особенности и характеристики я перечислил. А какие ещё?
    Блин, Рауха. Я опять не догоняю что ты имеешь в виду. Особенно второе предложение. То, что фиксируется образно, к образному плану прямого отношения не имеет? Что такое - "фиксированное не на феноменальном, образном плане"?
    Хорошо. Тогда продолжаем разговор.
     
  19. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Чтоб поиметь представление о "собаках вообще" нужно получить некий конкретный образ собаки (желательно - не один). Не имеющее "исходного образа" в принципе не воспринимаемо.
    Дхармы - это "различения", они не могут восприниматься как нечто совершенно одинаковое (иначе речь не о дхармах). Разные школы насчитывали разное число "основных дхарм", пока это занятие не стало признано бессмысленным. Но дхармы и после этого не стали чем-то иным.
    Спонтанная реакция на удар тока изряднейше отличается от реакции на световую вспышку. Различение происходит не только и не столько на рассудочном уровне.
    Каждая дхарма в предельном внимании своеобразна и отлична от прочих, в ней потенциально различима свалокшана, феноменальная неповторимость. Ты же, вроде, о чём-то другом...

    Нет, не имеет непосредственного отношения к плану, в котором образность излишня. Если твои эквы как-то образно тобою улавливаются...
     
  20. Gior

    Gior Гость

    Сообщения:
    894
    Симпатии:
    0
    Всплыла таки старая тема :)
    Рауха, а возможно ли в дхармах (различениях) "отделить" факт наличия восприятия-вообще от скажем "зелености"?
     
  21. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ну, если "восприятие-вообще" это не некая конкретная дхарма или совокупность специфических дхарм - то вряд ли, говоря сходу. Предельная концентрация внимания, вполне вероятно, может вывести на уровень некоего "базового восприятия", на котором может быть получена информация (понимание) об "исходной обусловленности". Дальнейшая интерпретация этой инфы - неизбежно те же дхармы...
     
  22. Gior

    Gior Гость

    Сообщения:
    894
    Симпатии:
    0
    М-м-м... Если дхармы это различения: существует ли дхарма различения наличия восприятия от отсутствия восприятия?
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если и так, то на уровне эквов имеется только некиу базовый образ, настолько базовый, что его можно сказать и нет. Никаких характеристик, которые позволяли бы отличить один экв от другого, нет. Они совершенно однородны.
    Значит, эквы - не дхармы.
    Дык!
    Да, видимо я о чём-то другом. Такое впечатление, что ты говоришь о неких элементарных сочетаниях эквов, которые являются ещё более элементарными чем дхармы в твоей трактовке.

    Эквы определённо однородны. К классам и видам их можно отнести с тем же успехом с каким можно отнести молекулы воды (совершенно одинаковые) к классу входящих в жидкость, лёд или пар.
     
  24. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Да. Это Дхарма. :D
    Значит. Мне чем дальше, тем основательней видится аналогия с биджа (по крайней в мере в торчиновской интерпретации). То, что этот твой опыт наверняка небесполезен, думаю, сомневаться не стоит (так, на всякий случай :) ).
    Атомарные аналогии преследуют неотвратимо. Так же, как и призрак сциентического редукционизма. :D Исходная база восприятия - не-различение, "восприятие вообще", с чего-то обусловленное восприятие начать разворачиваться должно... ;)
     
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Пожалуй.
    Это одна из трактовок. Возможных. Разворачивание имею в виду.
    Вот восприятие. Вглядываешься в его природу - видишь: все восприятия по сути есть потоки неких первичных импульсов. Эти импульсы между собой совершенно однородны. Но ты знаешь, может быть и разворачивание. Потому что когда вглядываешься и останавливаешь время, всё исчезает, всё разворачивается из этой сингулярной точки. И всё восприятие есть поток таких сингулярных точек настоящего. Тут трудно формулировать.
     

Поделиться этой страницей