О прошлых жизнях

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 4 сен 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Часто возникает вопрос о прошлых жизнях, реинкарнации и прочем.

    Что это такое, если почитать сутты.

    Во-первых, во времена Будды тезис о том, что человек рождается многократно, не подвергался сомнению и был общепринятым. Будда его просто не опровергал и использовал в, так сказать, дидактических целях. Например, есть целый свод текстов, называемый Джатаками, где описываются истории из как бы прошлых жизней Будды. Каждая из этих историй носит ярко выраженный поучительный характер, каждая из них иллюстрирует ту или иную идею Учения. То есть, строго говоря, совсем не факт, что эти истории действительно имели место в неких прошлых жизнях Будды.

    Тем не менее, Будда в целом не подвергает сомнению сам факт многократности жизней, и даже более того, отчётливо заявляет, что на определённом этапе практики человеку становится доступной память о прошлых жизнях. Однако эта память используется буддистом лишь для того, чтобы отследить причинно-следственные связи, т.е. то, как работает Взаимозависимое Происхождение.

    Кроме того, то, как он трактует сам механизм перерождения, сильно отличается от ведического, брахманистского, индуистского взгляда. В индуизме есть некая константа - атман - которая неизменной красной нитью проходит через множество жизней, а личности и тела человека сменяются примерно как одежды или персонажи сновидения.

    Будда же рассматривал человека как поток определённых взаимообусловленных феноменов - дхамм или дхарм. Это можно примерно сравнить с падающими доминошками. Да, происходит некое продвижение вперёд, но это продвижение сугубо процессуальное. То есть константа здесь одна - сам процесс. Именно он не прерывается, а не некий постоянный и неизменный атман.

    Этот процесс поддерживается силой страстного желания. Пока страстное желание воспроизводит самоё себя, процесс не прерывается. Поток этот периодически сворачивается, становится еле заметен, потом опять набирает силу - в виде очередной жизни в одном из шести кластеров бытия. И так до бесконечности, снова и снова повторяя этот цикл. Это, собственно, и есть сансара. Беда сансары не в том, что существо постоянно рождается. А в том, что:

    1. оно постоянно страдает и причиняет страдания
    2. никуда от этого деться не может.

    Поэтому весь пафос ниббаны, строго говоря, состоит отнюдь не в том чтобы перестать рождаться, а в том, чтобы перестать страдать и выйти из необходимости рождаться, принимать какую-либо определённую форму.

    Следующим вопросом обычно бывает такой - что такое ниббана - это когда "индивидуальное сознание растворяется и не рождается в 6 мирах"?

    Будда всячески избегал прямых ответов на такие вопросы, просто потому, что исходя из сансарного сознания невозможно получить представления о вне-сансарном. Он конечно использовал разного рода аналогии, но чётко ничего не говорил. Дело тут ещё и в том, что сама ниббана имеет как бы несколько ступеней. Ведь Будда, когда стал Буддой, уже познал ниббану и говорил, так сказать, "из неё". Относительно этого состояния можно определённо сказать, что в нём:

    1. Страстное желание не рождается, соответственно прекращается дуккха, прекращается личностное восприятие мира.
    2. Совершенно отчётливо воспринимается цепь Взаимозависимого Происхождения и, соответственно, человек выходит из неё.

    Остальное из нашего нынешнего состояния определить невозможно.

    Окончательная же ниббана - махапариниббана - находится вообще за пределами каких-либо наших возможностей моделирования. Однако ясно, что это продолжение того же тренда.

    В целом, верить в то, что сознание претерпевает множество жизней, буддисту не нужно. Этот тезис, строго говоря, не входит в основы учения.
     
    list нравится это.
  2. Типуполь

    Типуполь Гость

    Сообщения:
    15
    Симпатии:
    1
    Критерий отсутствия страстного желания?
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Критерий внешний или внутренний? )
     
  4. Типуполь

    Типуполь Гость

    Сообщения:
    15
    Симпатии:
    1
    внутренний больше интересен пока)
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Страстное желание проявляет себя в виде специфического внутреннего напряжения или сжатия. По мере практики мы начинаем отчётливо различать его возникновение. Соответственно начинаем отчётливо различать и его не-возникновение.

    Ну а в целом, путь описан весьма подробно и постадийно. И на каждом его этапе мы замечаем эти изменения. И кроме того -
    Это Бханте Вималарамси
     
    Типуполь нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Описание арахата:
     
    Типуполь нравится это.

Поделиться этой страницей