1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ

    Связное дыхание - ключевой принцип многих систем самоисследования и духовного роста. На связном дыхании построены многие упражнения из "цигун", некоторые молитвенные практики, современные системы холотропного дыхания, ребефинга и вайвейшн.
    Связное дыхание, как показывает наблюдение и опыт, является каналом доступа к резервным возможностям человеческого организма и психики.
    Рассмотрим более внимательно структуру этого дыхания:
    1. Между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом нет пауз. Дыхание происходит непрерывно, подобно вращающемуся колесу.
    2. Вдох происходит активно, но не резко, на равномерном усилии, подобно вкачиванию воздуха в насос.
    3. Выдох полностью расслаблен. Вы не "делаете" выдоха, тело само заботится о нем, гравитация, земное притяжение сами заботятся о нем. Вдох - и расслабление, вдох - и расслабление.

    Глубина дыхания задает интенсивность переживания, степень эмоционального вовлечения в него и уровень физических ощущений. Чем глубже Вы дышите, тем выше интенсивность переживания, тем больше ощущений попадают в поле Вашего внимания. Поэтому, если Вы хотите "усилить" ощущения, сделать их более заметными, яркими - дышите глубже.
    Частота дыхания задает скорость изменения состояния, скорость трансформации ситуации, над которой человек работает. Чем чаще дыхание, тем быстрее "движутся", изменяются ощущения. Чем медленнее Вы дышите, тем больше возможностей внимательно и подробно изучить и насладиться своим состоянием.

    быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох предназначено для того, чтобы увеличить осознание физического тела.
    Эти структуры дыхания хороши:
    - при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания,
    - для большей интенсивности ощущений в данный момент,
    - для поддержания связи с телом и эмоциями.
    Многие специалисты считают этот класс "рабочим типом" связного дыхания, позволяющим наиболее глубоко входить в расширенные состояния сознания.
    медленное и поверхностное дыхание позволяет хорошо отдохнуть после напряженной работы, позволяет хорошо расслабиться. Мы рекомендуем любое обращение к дыхательным техникам завершать несколькими минутами дыхания по 4 классу. В конце процесса связного дыхания мы всегда рекомендуем в течение 10-15 минут подышать 4 классом дыхания. Именно этот класс дыхания позволяет сделать "тихую интеграцию", осознание и принятие всего того, что с вами происходило во время погружения в расширенное состояние сознания.

    Несколько общих советов:
    1) Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.
    2) Если вы испытываете спазм или напряжение:
    - расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха,
    - дышите быстро и поверхностно (это относится к любому дискомфорту),
    - расслабьте тело вокруг напряженной области,
    - представьте, что вы дышите через напряженную часть тела,
    - радуйтесь тайне происходящего.
    Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.

    Вхождение в процесс дыхания, в расширенное состояние сознания очень похоже на купание в море.
    Вот берег, Вы раздеваетесь, привыкаете к воздуху, к своему телу без одежды и внутренне настраиваетесь на купание в море и вот уже подходите к нему. Вы уже настроены, Вы уже готовы сделать первый шаг в новую среду. Эта подготовка и есть то, что мы уже проходили - полное расслабление.
    Вот Вы начинаете медленно и глубоко дышать - это шаги в море. При этом дно этого моря абсолютно надежно, твердо и нет ям, никто не загрязнил этот вход в море, нет стекол и нет медуз в воде. Все происходит очень постепенно, медленно, осознанно.
    Так же медленно, осознанно, постепенно Вы делаете Ваше дыхание более быстрым и глубоким и переходите ко второму классу дыхания - это уже очень похоже на купание в море.
    Каждый делает заплыв настолько далеко, насколько он может или разрешает себе делать.
    Каждый ныряет на ту глубину, на которую он готов.
    Это купание в удивительном пространстве Вашей психической реальности - в ощущениях, эмоциях, образах, идеях.

    Вторая ступень - осознанность дыхания.
    Третья ступень - спонтанное дыхание. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции (состояние сознания, при котором степень внутренней конфликтности минимальна; внутренние полнота и целостность) и трансформации (устойчивое осознанное изменение личности), а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. Это и есть мастерство дыхания в процессе.
    Это является чудом в жизни, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

    ОБЪЕМНОЕ ВНИМАНИЕ

    основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.
    Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, и в то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

    Несколько советов:
    - сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения,
    - почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего вни-мания и вашей любви,
    - особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете,
    - пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее,
    - не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать,
    - старайтесь в любой ситуации как можно больше замечать деталей,
    - если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточитесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию,
    - сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.
    Таким образом, мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:
    - основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей необходимо создать нейтральный фокус внимания,
    - наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог в дзэне: полностью сохраняя сознание остановить всю умозрительную деятельность,
    - наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

    в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса.
    Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли) называется самонаблюдением.
    Самонаблюдение или интроспекция (от лат. inrospecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.
    Один из основателей современной психологии, Вильгельм Вундт, считал интроспекцию единственным методом. Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание, мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.

    И перейдем к следующему упражнению.
    Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Начните вслух описывать то, что сейчас происходит, каждый раз произнося: "Сейчас я осознаю, что..." - и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например, света лампы, голосов за окном или за стенкой, запаха косметики и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознавания внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать оценивания или простых перечислений, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.
    Теперь обратите внимание на то, что происходит внутри Вас. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты.

    Средняя зона осознания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю"... - и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько времени, об осознании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или о Вашем отношении к тому, чем Вы сейчас занимаетесь и т.д.
    После того как Вы потренировались во всех трех зонах осознания, понаблюдайте, куда поведет Вас сознание, если не сосредоточиваться на какой-нибудь конкретной зоне. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о том, что Вы осознаете в данный момент, к какой бы зоне - внешней, внутренней или средней - это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая часть осознаваемого вами относится к средней зоне.

    Как только Вы научились различать каждую зону и понаблюдали, куда поведет Вас осознание, Вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу осознания каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую.
    Сначала двигайтесь туда-обратно из внутренней во внешнюю зону. Заканчивайте предложение "Сейчас я осознаю" сообщением из внешней зоны, затем из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты.

    Мы можем обнаружить, что часто живем какими-то прошлыми обидами и заботами, а не тем, что на самом деле происходит прямо сейчас, и сделать шаг к этому "прямо сейчас". Иногда осознания достаточно, чтобы мы "проработали" любую дискомфортную ситуацию в теле, во внешней жизни или в нашей психической реальности. Осознание - это уже целительная сила. Не нужно ничего менять, двигать, прочищать, достаточно рассмотреть и описать. Уже происходит трансформация и исцеление.

    Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и почув-ствуйте Ваше тело. Придите в Ваше тело и начните осознавать различные ощущения Вашего тела. Позвольте Вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощущения, которые в нем существуют. Где-то Вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на Ваше тело внутренним взором и отмечайте различные ощущения. Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощущении в теле. Вот оно.
    Попробуйте почувствовать, увидеть, представить форму этого ощущения. После того как Вы представили форму этого ощущения, попробуйте заметить фактуру этого ощущения, какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?
    Затем попробуйте увидеть цвет этого ощущения. Какое оно - темное или светлое? Ближе оно к холодным цветам (синему, голубому) или - к теплым (красному, оранжевому)? В нем присутствует один цвет или несколько?
    Теперь почувствуйте его температуру. Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А, может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.
    Если Ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво возвращайте его к ощущению.

    Теперь прислушайтесь к этому ощущению - нет ли у него звука? Какой это звук - высокий или низкий? Мелодичный или просто шум? Прерывистый это звук или постоянный?
    После того как Вы описали, таким образом, Ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно изменилось, то какие новые качества оно приобрело?
    Теперь поблагодарите Ваше ощущение за этот небольшой разговор и отпустите его. Откройте глаза и почувствуйте себя "здесь и сейчас".

    ГИБКОСТЬ КОНТЕКСТА

    Люди - существа бесконечно свободные - действуют почти автома-тически. Восприятие человеком жизненной ситуации, конкретного переживания неизбежно включает в себя отношение к ним. Мы не можем быть "регистрирующими автоматами", мы постоянно оцениваем ситуацию, людей, свои чувства и ощущения.
    Реальность, которая нас окружает, нейтральна. Она никакая, пока не соприкасается с нашим осознанием.
    Это очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство. Это похоже именно на фонарь, а не на факел. У кого-то фокус этого фонаря четок, ясен, у кого-то рассеян. Кто-то может держать этот фонарь в цепких руках своей воли, и луч осознания как меч в руках зрелого воина направлен и остер.

    В чем главное отличие этого света?
    Осознание напоено отношением, оценкой и переживанием. В этом основное отличие человеческого света осознания - оно всегда пульсирует чувством, отношением. Именно эту пульсацию мы называем контекстом.
    Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по разному. Например, боль может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

    У нас есть набор "рамочек" и "цветных стекол", через которые мы воспринимаем мир. "Так правильно", "так неправильно", "это хорошо", "это плохо" - вот оценки, регулирующие восприятие. Их можно назвать "контекстами", поскольку это не сама ситуация или состояние как таковое, а наше отношение к ней.
    К чему приводит наличие этих оценок, рамок, контекста восприятия?
    Во-первых, часто мы принимаем нашу оценку за саму реальность. Во-вторых, мы привязываемся к определенным контекстам и тем самым лишаем себя выбора отношения. Ведь оценка эта чаще всего осуществляется неосознанно.

    В какой-то момент жизни мы делаем (чаще всего неосознанно, в детстве) такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны "Я" и "НЕ Я". Это разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок "Я" и живем на нем. И боимся или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его "НЕ Я". Но все это лишь результат нашего выбора.
    Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.

    Зона в человеческом осознании "Равностность" - пространство многомерных контекстов, область реальности, в которой мы можем существовать свободно, выбирая любое отношение и переживание реальности.
    Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуации. Этот принцип означает возможность замены одного контекста другим в результате свободного выбора.
    Гибкость контекста является основой целостности и внутренней гар-монии. Каждый человек имеет возможность, безусловно принимать любое ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т.д., приходящие в поле его осознания и быть благодарным за то, что они больше не подавленны и не отвержены.

    Искусство безусловного принятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в потоке жизни или в процессе связного осознанного дыхания, его можно принять с любовью и радостью.
    Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень важное значение.
    В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную.
    Только сам человек может выбрать любое отношение к реальности, ибо он и есть творец реальности.

    АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ

    Можно следующим образом определить этот элемент: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, к условиям проведения процесса. Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в процессе - экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания легкости и эффективности.
    когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он " посмотрел на мир живой и неживой долгим и милосердным взглядом". Именно это состояние является для нас эквивалентом: "Есть активное доверие".

    Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях: "Да будет воля Твоя, а не моя". Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает индивидуальную волю, свое намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.
    Что подразумевает человек, когда говорит: "Я ему полностью доверяю". Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуации, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность дополнительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДО-ВЕРИЕ.

    Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения - зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты - всем и всему.
    Активность доверия означает его проявленность, жизненность, не как потенция, а как качество и умение, ежечасно применяемое в жизни и сознательной деятельности.

    ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ГАРМОНИИ И ДУХОВНОМУ РОСТУ.

    Достаточно вновь и вновь обращаться к каждому из этих принципов, пока они не войдут в плоть и кровь, не растворятся в потоке существования и не создадут новое, удивительное и гармоничное качество Вашей жизни.
    Каждый принцип сам по себе - прорыв к целостности. Но возможности становятся в 10, 100, 1000 раз реальнее, когда человек делает шаг в пространство всех пяти принципов.
    Пять принципов, о которых шла речь в этой книге, являются элемен-тами психотехнологии Свободного Дыхания.

    Умение слушать и слышать
    • Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым и последним, т. к. все остальные зависят от него.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Два мистика - Луна в облаках

    Эта удивительно искренняя, трогательная и сильная книга раскрывает путь "прямого метода" осознанного расслабления, действенного и далеко ведущего, несмотря на свою кажущуюся простоту.
    Выписки составили б добрую ее половину, поэтому просто привожу эту качественную озвучку.


    [​IMG]

    https://knigavuhe.org/book/dva-mistika-luna-v-oblakakh/
    https://akniga.org/dva-mistika-luna-v-oblakah






     
    Последнее редактирование: 18 июн 2021
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    ..............
     
    Последнее редактирование: 22 май 2023
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Трансперсональная психология - Нэвилл Друри

    Полностью - тут:
    https://4italka.su/nauka_obrazovanie/kulturologiya/367121/fulltext.htm
    https://bookap.info/book/druri_transpersonalnaya_psihologiya/

    [​IMG]

    Нэвилл Друри ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Введение

    Мне хотелось больше узнать о человеческих возможностях, раскрывающихся в иных состояниях сознания, особенно о тех, которые относятся к духовным архетипам. Сейчас я знаю, что все это вело меня к Движению за Развитие Человеческого Потенциала.
    Появление Движения за Развитие Человеческого Потенциала кажется мне необычным событием: что может быть более важным или более захватывающим, чем исследование человеческого сознания? Перед нами встает проблема истинности наших идей, ценности наших религиозных верований, а главное, вопрос о том, подтверждаются ли наши убеждения фактами, полученными на новом витке исследования сознания. Движение за Развитие Человеческого Потенциала концентрируют наше внимание на этих существенных проблемах.
    Читатель заметит, что я не приуменьшил роль, которую сыграли в становлении Движения за Развитие Человеческого Потенциала психоделические центры. Многие ведущие представители Нового Сознания, в том числе профессора Станислав Гроф, Джон Лилли, Джейн Хьюстон и Ральф Метцнер, участвовали в научных экспериментах с психоделическими средствами и продолжают высоко ценить полученное таким путем знание о природе человеческого сознания. В сущности, парадигма холистического здоровья начала формироваться в начале семидесятых годов отчасти как «безнаркотический» ответ на психоделические исследования шестидесятых годов.

    Глава 1: Мозг, разум и сознание
    Восприятие, «реальность» и голографическая модель сознания


    Прибрам проводил эксперименты, используя «белый хаос» на телевизионном экране. Этим «хаосом» была система точек, заключающая в себе «все возможные формы». Прибрама интересовало, могут ли клетки мозга реагировать на поле точек и улавливать порядок в кажущемся хаосе. Он открыл, что клетки мозга действительно могут улавливать формы из «белого хаоса», и это привело его к следующему утверждению:
    «Мы все время конструируем собственную реальность из массы того, что, как правило, кажется хаосом. Однако этот хаос имеет свою структуру: наши уши подобны радиоприемникам, а глаза — телеприемникам, которые выбирают соответствующие программы. Имея другие системы настройки, мы могли бы принимать другие программы»
    В этом месте мы должны обратиться к философской теории выдающегося физика Дэвида Бома, которая повлияла на концепцию Карла Прибрама о голографической работе мозга и дополнила ее. Бом, почетный профессор Лондонского университета, американец по происхождению, ранее работал с Эйнштейном и является автором классических работ по теории относительности и квантовой механике. Как и Прибрам, Бом убежден, что ограниченные возможности восприятия затрудняют наше научное понимание.
    Работа в области квантовой физики привела Бома к мнению, что вселенная на фундаментальном уровне является «однородной целостностью», или, по его собственному определению, «тем-что-есть». все вещи, соединенные с пространством, временем и материей, являются проявлениями этой однородной целостности, или экзистенции, во всем ее многообразии, которую он называет «свернутым», или «скрытым», порядком. Однако наша наука, находясь под влиянием картезианской философии, видит только некоторые части вселенной, которые Бом называет «развернутым», или «открытым», порядком. Используемые современной наукой редукционистские методы делают невозможным для нас понимание того, что все вещи существуют благодаря этой однородной целостности, бесконечному непрерывному процессу «перетекания», который Бом называет «всеобщим движением». Он считает, что вселенная напоминает целостный организм, в котором части имеют смысл только по отношению к целому.
    Акцент на идее целостности сближает концепцию Бома со взглядами Прибрама, поскольку, по мнению Бома, па глубинном уровне индивидуальное сознание должно быть частью всеобщего, универсального сознания, а согласно Прибраму, разум на своем наиболее глубоком уровне укоренен во всеобщем движении. К сожалению, используя линзы и другие оптические приборы для научных измерений и оценок, мы развили науку, которая сосредоточилась на узких аспектах проявленной вселенной, вместо того, чтобы сосредоточиться на более универсальной реальности всеобщего движения.
    Тем временем Прибрам обратил внимание на то, что голограммы создаются без помощи линз. В связи с этим возникает важный вопрос: как выглядела бы вселенная, если бы мы не имели линз в наших глазах? Линзы, утверждает он, создают свой собственный образ реальности: они являются фильтрами, формирующими особое восприятие.
    В статье «Голографическая гипотеза функционирования мозга» Прибрам пишет:
    «Значение холономной реальности состоит в том, что она создает то, что Дэвид Бом называет «свернутым», или «скрытым», порядком, который, одновременно является всеобщим порядком. Все содержится во всем и распространено по всей системе. Посредством наших органов чувств и телескопов — линз вообще — мы открываем, разворачиваем этот свернутый порядок. Наши телескопы и микроскопы даже называются «объективами». Так мы и познаём суть вещей: с помощью линз в наших органах чувств делаем из них объекты.
    Не только глаза, но также кожа и уши являются структурами, состоящими из линз. Дэвиду Бому мы обязаны пониманием того, что во вселенной существует некий скрытый порядок, который является внепространственным и вневременным в том смысле, что пространство и время в нем находятся в свернутом виде. Сейчас мы можем утверждать, что мозг также функционирует в холономной сфере… Однако этот холономный порядок не является пустотой; это наполненное и текучее пространство. Открытие этих свойств холономного порядка в физике и в области исследований мозга заинтересовало мистиков и ученых, знакомых с эзотерическими традициями Востока и Запада, и заставило задаться вопросом: не это ли было содержанием всего нашего опыта?»
    Концепции Бома и Прибрама открывают широкие перспективы для изучения мозга и сознания. Мы начинаем понимать, что на фундаментальном уровне во вселенной все взаимосвязано и что индивидуальное сознание — это иллюзия. Та фикция, которую мы считаем индивидуальным сознанием, по существу включает в себя весь потенциал универсального сознания, а та реальность, в которой мы так уверены, быть может, является только одной малой частью гораздо более широкого спектра, в который мы не можем встроиться с помощью несомненно ограниченных возможностей нашего восприятия. Теперь ясно, что реальность как таковая не является «постоянной», как мы всегда представляли, а создается нашим мозгом, придающим ей некую «осмысленность».
    Поскольку одной из главных задач Движения за Развитие Человеческого Потенциала является постижение тайн сознания, открытия Прибрама и Бома имеют для этого движения огромное значение.
    Вместе с тем, поле исследования значительно расширилось, охватывая не только физику и психологию, но и, в равной степени, области, традиционно связанные с религией, метафизикой и мистицизмом.
    Представители Движения за Развитие Человеческого Потенциала и «Нью Эйдж» подчеркивают важность исследования новых состояний бытия, создания новой терминологии для описания непривычных сфер сознания. Этот путь неизбежно переносит нас за пределы установленных систем взглядов и вероисповеданий, открывая более широкие измерения опыта. Это поиск, который постепенно преодолевает религиозные установления и пытается заглянуть в самые глубины психологии, чтобы интегрировать физические, умственные и духовные аспекты нашего существования и обрести единое священное знание. Новое сознание — это прежде всего процесс изменения личности, который в конечном итоге ведет нас за пределы личности. Это путь к целостности, тотальности существования.

    [​IMG]
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 8 апр 2023
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Глава 2: Пионеры человеческого потенциала

    Движение за Развитие Человеческого Потенциала обращается к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание, а также используют западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, дзен-буддистские техники преодоления линейности мышления, даосские метафоры, такие, как ян и инь, помогающие выразить текучесть, изменчивость мира и т. д.
    Сутью Движения за Развитие Человеческого Потенциала является понимание того, что если мы хотим глубже постичь истинное значение жизни, то исходным пунктом должно быть наше сознание, а шире — наш индивидуальный опыт.
    Если мы определим «Нью Эйдж» как симбиоз практической психологии и всевозможных метафизических и мистических доктрин, то само собой разумеется, что мы должны проанализировать вклад тех пионеров современной психологии, которые оказали влияние на формирование сознания современного человека.

    Уильям Джемс (1842–1910) резюмировал цель и задачи психологии как «описание и изучение состояний сознания». Уильям Джемс считал индивидуальное сознание непрерывным процессом мышления. Не менее ясно он понимал то, что сейчас мы называем спектром сознания. «Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание, — писал Джемс, — представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой.»
    В другом месте он говорит о сознании почти как мистик: «…существует континуум космического сознания, от которого наша индивидуальность ограждена только тонкими перегородками и в который наш индивидуальный разум погружен как в материнское море…»

    Однако система У. Джемса близка идеям «Нью Эйдж» не только своими определениями. Точно так же, как и это современное движение, Джемс подчеркивал значение самосовершенствования. Он считал, что каждый человек имеет врожденную способность к изменению или адаптации системы своих действий, то есть способнлсть «развиваться», достигая новых уровней личности. Он также считал, что для сохранения физического здоровья необходима позитивная установка — в современной холистической медицине этот факт считается аксиомой, — и верил, как позднее Зигмунд Фрейд и Вильгельм Райх, что блокирование эмоциональной энергии может привести к болезни.
    Воля как форма интеллектуального восприятия предоставляет человеческому разуму возможность «открыть истину о реальности» и тем самым существенно влияет на картину мира в цепом. «Воля направляет сознание, — писал он, — благодаря чему намеренное действие может развиваться само из себя». Он также предлагал то, что теперь на языке «Нью Эйдж» называется «воображением» или «творческой визуализацией», — технику удерживания в сознании образов, предназначенную для тренировки и развития воли.
    В то время как большинство психологов после него имели исключительно редукционистскую ориентацию, пытаясь свести восприятие и работу мозга к элементарной биологической активности, Джемс понимал, что в самом сознании содержится тайна, что могут существовать значительно более широкие причинно-следственные связи, чем те, к которым человеческий организм обычно имеет доступ:
    «Вся совокупность моих знаний убеждает меня в том, что мир, составляющий содержание моего ясного сознания, есть только один из многих миров, существующих в более отдаленных областях моего сознания, и что эти иные миры порождают во мне опыт, имеющий огромное значение для всей моей жизни; что хотя опыты тех миров и не сливаются с опытом этого мира, тем не менее они соприкасаются в известных точках, и слияние это порождает во мне новые жизненные силы».

    Зигмунд Фрейд (1856–1939)
    С точки зрения Фрейда, главная задача психотерапевта состоит в том, чтобы способегвовать процессу личностного развития пациента. Поэтому конечная цель психологии Фрейда всегда была позитивной, интегрирующей. согласно концепции Фрейда, достичь самопознания, то есть осознать, кто ты есть, означает стать таким, каким ты ранее не был. «Это заключается не только в том, чтобы сорвать покровы, но также в том, чтобы интегрировать старое и принять новое»[22]. Фрейд мечтал о мире, в котором Там, где было Оно, должно стать Я». По Фрейду, психоанализ должен был развиваться именно в этом направлении. Задачей психоанализа должно было стать «высвобождение прежде недоступных бессознательных содержаний, чтобы ими можно было заняться сознательно», что дало бы людям возможность освободиться от страданий, на которые они постоянно себя обрекают.
    По Фрейду, практической целью психоанализа является усиление «Я» и снятие бессознательных блокад, которые ведут к непредсказуемым деструктивным действиям. Следовательно, фрейдовская идея личностного развития заключается в освобождении жизненной энергии из неволи бессознательного.

    Карл Юнг (1875–1961)
    Постепенно Юнг пришел к убеждению, что основной целью личностного развития является стремление к полноте, которая достигается путем интеграции противоречивых содержаний и архетипов бессознательного. Этот процесс он назвал индивидуацией.
    В Самости Юнг видел тотальность личности, охватывающую все упомянутые аспекты психики. Он считал Самость основным архетипом, символическим выражением которого является круг или мандала, представляющие полноту. Поэтому сутью самосовершенствования является стремление к полноте существования. Самореализация, или индивидуация, означает возможность просто «стать самим собой», обрести полноту самого себя.
    «Чем явственнее мы осознаем себя благодаря самопознанию и чем полнее выражаем себя в своей деятельности, тем тоньше становится слой индивидуального бессознательного, которое как бы напластовано на коллективное бессознательное. Так постепенно раскрывается сознание, которое уже не замыкается в узком, индивидуально воспринимаемом мире потребностей, желаний, страхов, надежд и амбиций; теперь оно выполняет функцию связи с миром, ведет к абсолютному, полному и неразрывному единению со всем миром».

    Вильгельм Райх (1897–1957)

    Райх придерживался концепции «биоэнергетческого потока», пронизывающего тело, и считал, что подавление эмоций и сексуальных инстинктов может привести к «блокадам», обусловливающим сковывающие модели поведения («панцирь» характера) и напряжение определенных групп мышц («панцирь» тела). Когда эта блокада усиливается, перетекание энергии в теле задерживается, что в хронических случаях приводит к значительным проблемам.
    Он также отмечал, что полный оргазм — это почти трансцендентальное переживание, связанное с потерей «Я» и чувством глубокого покоя. Поэтому те люди, которые чувствуют вину по поводу сексуальной экспрессии, действуют против потока биоэнергии (или «органона», как называл ее Райх), создавая тем самым фрустрации и эмоции, которые в дальнейшем вытесняются. Это приводит к невротическому, негативистскому поведению, которое Райх назвал «панцирем характера». Сексуальная энергия влияет на автономную нервную систему, которая, в свою очередь, посредством смежных процессов серьезно влияет на определенные органы тела. В то время как здоровый организм существует в режиме напряжения и расслабления — естественного ритма жизни, — в организме, покрытом «панцирем», сохраняется длительное состояние напряжения. Райха тревожил тот факт, что в западном обществе тотальный невроз считается нормой. Он полагал, что такой тип характера сформирован главным образом сопротивлением свободному течению сексуальной энергии.
    По существу, психотерапия Райха заключается в освобождении большого количества подавленной энергии. Он поделил тело на семь областей и расположил их под прямым углом к позвоночнику: область глаз, рта, шеи, грудной клетки, диафрагмы и таза (включая ноги). Он считал, что органальная энергия заблокирована в хронически сжатых мышцах и необходимо ее поэтапное высвобождение. Райховская терапия «работы с телом» заключается в разрушении панциря, начиная с глаз и далее вдоль тела. С этой целью применяется несколько упражнений.

    Глубокое дыхание. Режим дыхания предлагается психотерапевтом. Пациент может ощутить прилив энергии как покалывание и «мурашки».
    Глубокий массаж. На зажатые мышцы оказывается давление. Иногда необходимо ущипнуть напряженные области, чтобы расслабить их.
    Экспрессия лица. Пациент «строит мины», выражая определенные эмоции и одновременно поддерживает зрительный контакт с терапевтом и определенный режим дыхания.
    Работа с грудной клеткой. Терапевт надавливает на грудную клетку, а пациент выдыхает воздух или кричит. Этот вид работы с телом снимает блокады дыхания.
    Конвульсивные рефлексы. Конвульсия «пробивает» панцирь. Терапевт может использовать в своей работе расслабляющее действие кашля, зевания и т. д.
    Позы, вызывающие напряжение. Чтобы разбудить тело, можно использовать напряженные позы. Это может привести к судорогам или клонусу, что также помогает «пробить» панцирь тела.
    Активные движения. Терапевт предлагает пациенту «пинаться», топать или энергично двигать различными частями тела. Это «расслабляющее» упражнение.

    В целом райховская терапия — это способ проникнуть в панцирь, продвигаясь от внешних слоев ко все более глубоким. Важно то, чтобы это углубление происходило в темпе, который может выдержать пациент. В разных частях тела результаты терапии проявляются по-разному.
    Глаза. Терапевт предлагает пациенту, чтобы тот делал вращательные движения глазами в одну и в другую сторону и широко раскрывал глаза как от неожиданного удивления.
    Рот. Эта область охватывает мышцы подбородка, горла и затылка. Чтобы их расслабить, терапевт просит пациента плакать, кричать, делать сосательные и другие всевозможные движения губами.
    Шея. Чтобы расслабить напряжение в этой области, можно использовать крик и завывание.
    Грудная клетка. Когда пациент дышит или смеется, обнаруживается панцирь этой области. Сдерживание дыхания приводит к подавлению эмоций. Для их освобождения терапевт может требовать определенных движений рук и плечей.
    Диафрагма. Панцирь в этой области проявляется в осанке. Позвоночник может быть наклонен вперед, затрудняя выдох. Этот панцирь можно ослабить дыхательными упражнениями и так называемым рвотным рефлексом.
    Живот. Эта часть охватывает плечи и мышцы живота, которые часто напряжены, если пациент имеет склонность к оборонительным поступкам. В этой области необходимо расслабить панцирь.
    Таз и ноги. При сильном панцире таз отодвигается назад и может выступать, что является признаком глубоко вытесненного беспокойства. Кроме того, неподвижность таза тормозит сексуальную экспрессию и наслаждение. Пациента могут попросить, чтобы он ударялся тазом о топчан или бил ступнями о землю до тех пор, пока не появится чувство освобождения.
    Таким образом, райховская терапия приводит к систематическому расслаблению напряжений тела.
    Ее целью является свободное протекание энергии. Это попытка достичь при работе с телом того, что фрейдовская терапия стремится добиться работой с сознанием. Подход Райха оказал большое влияние на телесно ориентированную психотерапию: биоэнергетику, рольфинг, и метод Фельденкрайза, — развивающую осознание тела и движения. Все эти методы имели большое значение для Движения за Развитие Человеческого Потенциала и для холистической медицины в целом.
    Райховская терапия является классическим подтверждением того, что работа, первоначально начатая Фрейдом и другими пионерами психологии начала XX века, продолжается в живом потоке современного Нового Сознания.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Глава 3: Превзойти себя: зарождение трансперсонального движения

    Наряду со вкладом Вильгельма Райха в работу с телом, значительную роль в развитии психологии суждено было сыграть новому направлению. Этим направлением стала «гуманистическая» школа и ее, быть может, самое важное ответвление — трансперсональная психология.
    Как правило, о трансперсональной психологии говорят как о «четвертой силе» — после фрейдизма, бихевиоризма и гуманистической психологии. Как подсказывает само название, трансперсональная психология изучает состояния за пределами эго. Трансперсональный подход стремится к расширению традиционного круга психологических исследований, обращаясь к таким вопросам, как холистическое здоровье, «пиковые» религиозные и мистические переживания, традиционная эмпирическая и духовная психотерапия Востока и Запада.
    Маслоу открыл, что люди, которые реализуют свои возможности, часто способны к достижению мистических, или «пиковых», состояний. В своих исследованиях Маслоу особое внимание уделял людям здоровым и творческим, а не больным и невротическим. Он считал, что больные, психически неуравновешенные или неадаптированные люди не могут стать источником информации о возможностях развития человека. С другой стороны, самореализация теснейшим образом связана с развитием личности. По мнению Маслоу, решающим фактором является преодоление искаженных представлений о себе, преодоление защитных механизмов, скрывающих истинную личность внутри нас. Маслоу подчеркивал: «Человек не способен к правильному выбору, пока не научится в каждый момент жизни слушать самого себя, свою собственную самость…»
    ... глубоко исследовал психологические установки и их выражение у своих клиентов и все чаще стал задумываться о возможности «психологического развития».
    ... «установкой, ориентированной на развитие («сознательным развитием» или «развивающей установкой»), являющейся ядром полноценной личности».
    «Журнал Орто-Психологии» основан группой психологов, интересующихся вопросами креативности, любви, самореализации, высшими ценностями, преодолением эго, объективностью, независимостью, ответственностью, психическим здоровьем.
    ...гуманистической психотерапии трудно избежать проблемы «конечных целей» и мистического опыта. Поэтому терапевт должен быть в состоянии помочь своему клиенту в развитии умения и соответствующей техники для пробуждения этих способностей.

    Маслоу в своем докладе (1962) «Глубинные ресурсы человеческой природы» упомянул о новой «четвертой силе» — направлении в психологии, задачей которого является изменение человеческой жизни. Возникающая «четвертая сила» особенно заинтересована в изучении, понимании и ответственной реализации таких состояний человеческого духа, как: бытие, становление, самореализация, выражение и реализация метапотребностей (индивидуальных и «всеобщих»), конечные ценности, преодоление «я», объединяющее сознание, жизненный опыт, экстаз, мистический опыт, изумление, конечные значения, преобразование «я», дух, всеобщая трансформация, единство, космическое сознание, высшее восприятие, космическая игра, реализация и выражение трансперсонального и трансцендентального потенциала, а также родственные им концепции переживания и видов активности.»
    Маслоу писал, что наилучшим определением может быть «трансперсональный». «Чем больше я думаю об этом, тем больше именно это слово говорит мне о том, что все мы пытаемся выразить — то есть о выходе за пределы индивидуального, за границы личности в нечто более широкое и более высокое, чем индивидуальная личность.» ранее, термин «трансперсональный» употребил доктор Станислав Гроф. Этот термин используется до настоящего времени. Общепризнанно, что это лучший термин для названия психологии, которая занимается главным образом «развитием человечества». В воздухе витало предчувствие, что начинает развиваться нечто действительно волнующее — новая наука, которая призвана постигать истинные глубины человеческой природы, воплощая надежды на достижение удивительного синтеза межличностных отношений, самореализации и трансцендентального потенциала. Следующее десятилетие (70-е) действительно стало периодом настоящего расцвета Движения за Развитие Человеческого Потенциала, что совпало с возросшим влиянием Института Исален и быстрым распространением групп индивидуального развития по всей территории Соединенных Штатов. Не было никакого сомнения в том, что наступает новая эра.

    Глава 4: Исален, гештальт и встреча

    ... Вскоре сюда начали прибывать первые гости института, среди которых были Алан Уотте, Олдос Хаксли, Кен Кизи, Джоан Бэйез, Дж. В.Райн, Карлос Кастанеда, Линус Паулинг, Пауль Тиллих и, как мы уже упоминали, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Ида Рольф.
    На Перлза сильное влияние оказала идея Райха, согласно которой тело является индикатором внутренних психических процессов. Конкретная личность здесь и теперь полностью раскрывает себя своим способом существования и манерой поведения, поэтому нет необходимости в проведении анализа. «Ничто никогда не бывает полностью вытесненным, — утверждал Перлз. — Все важнейшие гешталъты проявляются, выходят на поверхность. Это так же очевидно, как и то, что король голый…»

    Для Перлза решающими факторами в гештальт-терапии были самосознание и искренность: сознавание того, что переживаешь и как переживаешь свое существование теперь. Перлз призывал людей обращать особое внимание на то, как они саботируют собственные попытки удержать непрерывное сознание, поскольку именно так они привыкают к невозможности установить полный контакт с миром и собственным опытом.
    Когда во время мистического озарения человек поднимается к высоким вершинам духовного сознания, его личность изменяется. Новая точка зрения позволяет ему увидеть ограниченность его эготических человеческих оснований: зависти, страха, чувства вины, неуверенности и т. д. — как бы в новой, более широкой перспективе. Возвращаясь, человек привносит часть своего объединяющего духовного опыта в нормальное состояние своего сознания, ассимилирует этот опыт и, благодаря ему, расширяет границы собственной личности. Поэтому обоснованно определение опыта мистического сознания как своего рода возрождения. Происходящее изменение сопровождается заменой негативных, неиптегрированных аспектов человеческой личности на позитивное интегрирующее видение мира.
    «Бардо Тхедол»
    Не существует ничего, кроме того, что порождает твое сознание».
    Так как уровни сознания, которые исследует наблюдатель, непосредственно связаны с его способностью контролировать мысли и не допускать их в воображение, в учении Бардо подчеркивается, что во время «повторного вхождения» необходима максимальная концентрация воли на духовных ценностях, а не на символах эго. Иначе можно запутаться в образах Суда, который относится к карме определенной личности, в вульгарных сексуальных фантазиях или невротических проекциях.
    Подведем итог основной науке Великое освобождение достигается благодаря утрате эго или «смерти эго», — это состояние может быть достигнуто в первом Бардо Ясного Света или во втором Бардо, путем узнавания в богах результатов деятельности собственного сознания. В конечном счете необходимо выбрать Освобождение.

    Глава 6: Карты внутреннего пространства

    классический дуализм «субъект — объект» является устаревшим методом для научного наблюдения. следует отбросить сушествующие бихевиористские модели в психологии и предпочесть им системы саморазвития, разработанные в различных направлениях мистицизма.

    Каббала и Таро
    Согласно каббалистической традиции, вся проявленная вселенная возникла в Айн Соф — скрытой и бесконечной божественной энергии, которая не имеет никаких свойств и атрибутов. Каббалисты считают, что если кто-нибудь попытается приписать какие-то свойства Айн Соф, он утратит ощущение бесконечности и безграничности.
    Символ Древа Жизни, являющийся сущностью Каббалы, по сути дела описывает процесс кристаллизации, благодаря которому бесконечное, пройдя ряд ступеней, становится конечным, или проявленным, миром, который вокруг нас. Однако для каббалиста существуют посредствующие состояния бытия или сознания. Поэтому Айн Соф открывает человеку виды божественного, которые на Древе Жизни символически представлены десятью главными этапами, называемыми сефиротами, или «сферами». Если эти сферы рассматривать как уровни сознания, аналогичные тем, которые описаны в йоге, мистик начинает свой путь от основания Древа и старается возвратиться священной дорогой к Богу.
    Вот эти десять уровней:
    Кетер — Корона, или Щит Творения
    Хохма — Мудрость (Отец)
    Бина — Понимание (Мать)
    Хесед — Милость Божия (Милосердие)
    Гевура — Сила
    Тиферед — Гармония (Сын)
    Ход — Величие
    Есод — Основание (Принцип)
    Малкуд — Царство или Земля (Дочь)

    Существуют следующие связи между сефиротами и картами Таро:
    • Мир (Малкуд — Есод)
    • Страшный суд (Малкуд — Ход)
    • Луна (Малкуд — Нецах)
    • Солнце (Есод — Ход)
    • Звезда (Есод — Нецах)
    • Башня (Ход — Нецах)
    • Дьявол (Ход — Тифаред)
    • Смерть (Нецах — Тифаред)
    • Умеренность (Есод — Тифаред)
    • Еремит (Тифарет — Хесед)
    • Справедливость (Тифаред — Гевура)
    • Повешенный (Ход — Гебура)
    • Колесо Фортуны (Нецах — Хесед)
    • Сила (Гебура — Хесед)
    • Колесница (Гевура — Вина)
    • Влюбленные (Тифаред — Вина)
    • Иерофат (Хесед — Хохма)
    • Император (Тифаред — Хохма)
    • Императрица (Вина — Хохма)
    • Верховная жрица (Тифаред — Кетер)
    • Маг (Вина — Кетер)
    • Глупей (Хохма — Кетер)

    Для оккультиста, использующего Большой Аркан в соединении с Древом Жизни — как систему визуализации или как основы ритуала, — истинное значение духовного развития и трансценденции открывается во время его путешествия к наивысшим уровням Древа.
    Подобно тантрическим полярностям кундалиии, объединяющим иду, пингалу и сушу мну, каббалистическая структура характеризуется тем же равновесием энергии, где Древо делится на три колонны по вертикали, представляющие архетип Матери Бина, архетип Отца Хохма, и нейтральную трансцендентальную сферу Кетер, Корону. Именно в таком понимании Древо жизни с его десятью сефиротами представлено на Западе как специфический эквивалент восточной системы чакр. Следует упомянуть, что в Каббале тело Бога, в сущности, является также телом человека, отражение чего можно обнаружить в сентенции «что вверху, то и внизу».
    Точно так же, как на Востоке, целью каббалистов и оккультистов, следующих этим эзотерическим путем, является прежде всего преодоление препятствий, создаваемых ограниченной стороной личности, и все большая открытость мышления архетипическим уровням сознания. Это достигается постепенно, когда мистик возвращается своей тропой на вершину Древа Жизни.
    «изображения фигур (Таро) эзотерически символизируют последовательные уровни инициации, и, несмотря на использование преимущественно христианской символики, скрывают в себе формулы гностического знания, которое было повсеместно распространено вплоть до пятнадцатого века. Вставший на путь инициации преодолевает двадцать уровней последовательно расширяющегося знания и, подвергаясь многочисленным искушениям, достигает конечного состояния мистического единства со Святой Троицей — и именно этот кульминационный момент достижения символизирует Танцующий Гермафродит. Душа является невестой Господа — в образе Гермафродита эти двое едины. Этот образ напоминает фигуру танцующего Шивы. Шива соединяет в себе мужское и женское начала. Такой двуполый символ представляет собой воплощение в одной форме всех пар противоположностей, преодоление противоречий проявленного мира; эта инкарнированная форма форм воспринимается как тот, чей танец является сотворенным миром».[79]
    В сущности, Большой Аркан Таро как мифологическая система включает в себя все основные темы, разработанные Юнгом в его психологии архетипов: бессознательное (персонификация вхождения в потусторонний мир); встреча с Тенью (смерть, бестия); архетипическое представление Отца и Магери (император и императрица); символически представленная индивидуация (умеренность и напоминающее мандалу колесо Фортуны), а также соединенные сексуальные полярности (влюбленные, мир, глупец).
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Исследование Джона Лилли и Станислава Грофа

    ... Гроф утверждает, что чувство различия, отдельности просто исчезает на этом уровне сознания: «Кажущиеся нам незыблемыми тела здесь могут растворяться, и данный человек испытывает единство с другими людьми. Наиболее обобщенный и универсальный опыт такого рода связан с отождествлением себя с сознанием Универсального Мышления или Сверхкосмической и Метакосмической Пустотой».

    Медитация

    Смысл заключается в том, чтобы направлять процесс мышления внутрь до тех пор, пока мысль не преодолеет самое себя. В основу подхода, использующего «свободное сознание», закладывается то, что происходит здесь и теперь. Задача состоит не столько в том, чтобы поднять сознание на «высший уровень», сколько в том, чтобы осознать настоящее, сиюминутное.

    Когда практикующий научится медитировать в течение длительного времени, такие факторы, как стремления, скептицизм, желания и сомнения, исчезают и начинает доминировать чувство «сосредоточенности в одной точке» (благости). Внимание медитирующего поглощено объектом медитации. Этот процесс называется дхъяна. Если медитирующий продвигается дальше, он в конце концов достигает сознания Бесконечного Единства, которое лежит в основе всех манифестаций. Медитирующий учится освобождаться от стереотипов мышления и воспринимать мгновение повседневной реальности как совершенно новое событие. Эго становится менее значимым, и внешний мир воспринимается как тотальный и постоянно обновляющийся поток. Это, в свою очередь, приводит к отстраненности от мира страстей и страданий, к отказу от желаний и личной выгоды и, в конечном итоге, к растворению эго.

    Глава 8: По обе стороны «Нью Эйдж»

    В последние годы основное внимание переместилось от Движения за Развитие Человеческого Потенциала к более популярному, но менее глубокому «Нью Эйдж». Не подлежит сомнению, что Движение за Развитие Человеческого Потенциала имеет академическое происхождение, поскольку с ним связаны крупнейшие ученые — от современников Станислава Грофа и Джона Лилли до Абрахама Маслоу, Альфреда Адлера, Карла Юнга и Уильяма Джемса.

    ... это представлено так, что превращает в банальность важные открытия Движения за Развитие Человеческого Потенциала.

    Согласно Мальтцу, одного лишь позитивного мышления недостаточно — позитивным должен быть также образ самого себя. Человек, который утверждает негативный образ самого себя и одновременно пытается мыслить позитивно, не может надеяться на успех, поскольку эти две черты индивидуальности будут просто взаимоуничтожаться. Мальтц также заметил, что такие черты, как обида и чувство вины, связаны с негативным образом самого себя. К примеру, человек, затаивший обиду, сосредоточен на прошлых событиях и, по существу, позволяет другим решать, что ему чувствовать или как поступать. Это совершенно противоположно стремлению к позитивному будущему, достижению успеха и самореализации. Чувство вины также направлено в прошлое, что влечет за собой попытки искупить вину за прошлое «зло» в настоящем. Мальтц доказывал, что поскольку нельзя изменить прошлого, трудно найти оправдание чувству вины. Адекватной эмоциональной реакцией могла бы стать ответственность за теперешнюю ситуацию.

    Мальтц считал, что главным способом изменения собственного негативного образа на позитивный является физическая релаксация, развитие воображения и гипноз. В своей книге он утверждал: «Правильное использование воображения не только помогает достижению цели, по и означает веру в эту цель. Если эта вера является достаточно сильной, мы гипнотизируем ею себя… все наши привычки, хорошие и плохие, являются ежедневным проявлением самогипноза. Вера — это форма творческого гипноза»[106].

    Подход Максвелла Мальтца разделяет Шакти Гавайи, автор популярных книг «Творческая визуализация» и «Жить в свете». В «Творческой визуализации» Гавайи описывает разнообразные медитативные и закрепляющие техники, которые могут помочь читателям в визуализации здоровья, успеха, дружеских связей и «исполнения желаний». творческая визуализация является «техникой, которая дает возможность представить себе, что ты имеешь то, чего ты хочешь, и благодаря этому ты можешь создать внутренний опыт, в котором твоя жизнь такова, какой ты хочешь ее видеть… Формирование внутреннего опыта позволяет нам сформировать его также и вовне»[107].

    Однако в своей следующей книге, «Жить в свете», Гавайи больше ориентировалась на умение распознавать внутренний управляющий разум, доверяя своим глубинным интуициям и следуя им. В своем интервью она вспоминала, что благодаря этому более высокому уровню сознания ее подход к жизни обрел совершенно иное качество: «Спонтанное следование энергии жизни и энергии вселенной — это наиболее вдохновенный и прекрасный способ жить».

    Подход Гавайи к визуализации и интуиции, без сомнения, был гораздо шире ориентированных на конкретные цели концепций Хилла и Мальтца. Ее более широкое видение несло в себе элементы юнговской конфронтации с Тенью и было пониманием того, что столкновение с собственной темной стороной является необходимым условием ныне происходящей трансформации в планетарном масштабе:

    «Чтобы «жить в свете», ты действительно должен быть готовым войти в то, что ощущаешь как темноту. Должен вступить в схватку со своей темной стороной и выволочь ее на свет. Я верю, что когда мы делаем это каждый поотдельности, то это происходит также и на универсальном уровне.»[108].

    Александр Эверетт, создатель системы тренинга, Динамикой Разума, а по поздней версии «Путь вовнутрь»

    Подобно Шакти Гавайи, Эверетт перешел от ментальной перспективы к духовной, от метода визуализации и образа к методу преодоления мышления как такового.

    Эверетт оказал сильное влияние на такие фигуры, как Вернер Эрхард (основатель «Est» и «Forum»), Джим Куин («жизненный поток»), Петер и Рут Гонзатко («динамика альфа») и многие другие группы контроля мышления. Подобно тому, как ранее Наполеон Хилл и Маквелл Мальтц, он начинал как представитель движения «самосовершенствования».

    «Я учу, что мы должны обуздать мышление, что мы должны успокоить разум, и когда нам это удается, мы пробуждаемся к Высшему Источнику, к Вечному, к Сущему, или называйте это как хотите. Я обучаю людей с помощью метода, который называю «сосредоточением», хочу, чтобы они пробудились, чтобы установили контакт с Высшим Источником. Идея «пути вовнутрь» — достичь этого состояния. Когда цель достигнута, ты знаешь. На нижних уровнях лишь думаешь, что знаешь. Для меня Бог не «кто-то». Бог — это принцип. Бог в тебе. Когда ты пробуждаешься для этого знания, ты изменяешься. На своих семинарах я стремлюсь к сосредоточению на нашем божественном начале».


    Во время интервью я спросил его, каково практическое значение его метода, как в контексте Движения за Развитие Человеческого Потенциала, так и в международном контексте? Его ответ был многообещающим и оптимистическим:

    «Человеческий потенциал обозначает развитие высшего сознания. Когда открываешься высшему уровню, ты переживаешь Единение, становишься Одним с другими и тогда осознаешь, что живешь не только для себя. Я верю, что в течение ближайших нескольких лет нашу планету ожидает большой Скачок. Человек должен перейти от низшей самости на уровень сотрудничества и служения. Сейчас человек — это Homo sapiens, «человек разумный». Со временем он станет Homo noeticus, человеком знающим, ведомым интуицией и вдохновением. Время эгоизма прошло: приближается эпоха сотрудничества. Люди должны объединяться и работать сообща»[110].

    Глава 9: Новые карты и мифология

    мифология — это своего рода сакральная психология, посредством которой каждый из нас может соприкоснуться с духовным началом нашего существования.

    Кен Уилбер пришел к убеждению, что существует иерархия или спектр сознания, и каждая часть этого спектра на своем уровне обладает видимостью «реальности». Различные уровни сознания Уилбер сравнивает с чем-то наподобие «матрешек», находящихся одна в другой, каждая из которых больше предыдущей. «Как ньютоновская физика является лишь частью эйнштейновской физики, так и экзистенциализм — это меньший сосуд, истинный на своем уровне, который помещается в более широком сосуде трансцендентализма».

    уилберовская модель спектра вытекает не столько из его медитативного опыта, сколько из необыкновенно обширных познаний в области «философии вечности», включающей в себя всю мистическую литературу как Востока, так и Запада. Уилбер утверждает: «Человеческая личность является многоуровневой манифестацией или выражением единого сознания, ... каждый уровень этого спектра имеет различный и легко распознаваемый индивидуальный характер; эти уровни пролегают от наивысшего космического сознания до — через несколько промежуточных ступеней — предельно суженного чувства самотождественности, связанного с эгоистическим сознанием».

    «наиболее глубокое» сознание человека является идентичным с абсолютной или конечной реальностью вселенной, называемой по-разному: Брахманом, Дао, Дкармакая, Аллахом, Богом, — если употребить лишь некоторые из названий. Все это вместе он называет Разумом, поскольку в соответствии с Всевечной Философией только он и является реально существующим. Однако проблемы возникают потому, что человек обыкновенно действует в состоянии дуалистического сознания, для которого характерно, например, разделение между «субъектом» и «объектом», и поэтому теряет из поля зрения это высшее Единство.

    дуализм создает психологические ограничения, которые нами воспринимаются как реально существующие. Таким образом, каждый уровень сознания, находящийся ниже уровня единого сознания, представляет собой все большее искажение истинной универсальной реальности Разума. Эти уровни сознания (или иллюзии) представляют собой различные стадии восприятия, через которые человек должен пройти на пути самопознания.

    Согласно модели Уилбера, уровни, находящиеся ниже универсального сознания, напоминают полосы спектра. Они охватывают «трансперсональные полосы», которые включают в себя архетипы, а также находящийся ниже экзистенциальный уровень, в котором сконцентрирован «весь психофизический организм, так, как он существует в пространстве и времени». На этом уровне культурные модели сильно влияют на человеческое восприятие путем фильтрации «реальности» с помощью языка, логики и других социальных «интерпретаций». Однако в конечном счете существует только Разум. Следовательно, уровни спектра представляют собой различные виды иллюзии, или майи, с характерной для нее дуальностью.

    В трансцендентальной сфере пропадает ощущение дуализма — создается впечатление соприкосновения с волшебной мифической действительностью. Однако Уилбер усматривает в этом утонченный дуализм: мистик продолжает видеть нечто вне себя. «Только тогда, когда этот последний след дуализма окончательно и навсегда исчезает, — утверждает Уилбер, — наступает пробуждение к Разуму, поскольку в это мгновение познающий и познаваемое являются одним и тем же».

    Уилбер пришел к этому взгляду на основе анализа фактов, а не путем проекции своих убеждений на реальность. «Понятие иерархии это результат моих исследований, а не мое мнение.» не реальность является иерархической, а только лишь уровни сознания, ведущие к ней: «Абсолютный дух, то есть реальность, не является иерархической. Ее невозможно определить, ибо это шунъятпа или нирвана — неопределенная, бесконечная, открытая пустота, не имеющая никаких характерных признаков. Однако она проявляется в степенях, слоях, оболочках или уровнях, называйте это как хотите, — и это является иерархией».

    столь близкое нам ощущение себя как эго должно в определенный момент открыться бесконечной пустоте духа.

    Оглавление
     Введение
     Глава 1: Мозг, разум и сознание
     Глава 2: Пионеры человеческого потенциала
     Глава 3: Превзойти себя: зарождение трансперсонального движения
     Глава 4: Исален, гештальт и встреча
     Глава 5: Психоделическая эра
     Глава 6: Карты внутреннего пространства
     Глава 7: Холистическая перспектива
     Глава 8: По обе стороны «Нью Эйдж»
     Глава 9: Новые карты и мифология
     Глава 10: Пути человеческого потенциала
     

Поделиться этой страницей