Подкаст-лента о буддизме

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 18 янв 2014.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И потом ты напрасно счёл, что авидья не может быть устранена )
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я это рассуждение не от себя добавил, а встречал его у буддийских (тибетских) учителей. Надо будет подумать. Просто если процесс возобновится, то это будет уже другой процесс, как я понимаю. Имеются в виду различные явления типа данной конкретной жизни: она имеет начало и следовательно неизбежно закончится.
    —— добавлено: 22 янв 2014 в 12:52 ——
    И опять же, это не мои рассуждения. Имелось в виду, что авидья конечно может быть устранена, но не напрямую. Наиболее доступным для воздействия ниданом является именно танха. Это я встретил в качестве объяснения того, почему именно танха фигурирует в качестве ключевой основы страдания во второй истине.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 янв 2014
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Конечно, воздействуя на танху, мы воздействуем и на авидью.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    с точки зрения этой жизни ). Т.е речь идёт о том, что ни один кармический статус (состояние, воплощение и т.д.) не является бесконечным в силу принципиального характера принципа изменчивости, т.е.всё что определятся кармой неизбежно исчерпывается. Но мы уже говорили о непрерывности сантаны. Так вот, сантана как сансарический процесс не имеет начала и в силу этого может иметь конец (нирвану). В силу выхода за пределы любой кармической обусловленности).
    подожду с комментариями, до следующих подкастов :)
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Надо будет уточнить, потому что я понял так, что речь шла о том, что в силу своей непрерывности сантана продолжается и после "достижения" нирваны. Просто в неомрачённом виде. Я слышал об этом у Тинлея.
    Но может быть что-то не правильно понял. Однако, я этот момент в его поучениях изучал внимательно, несколько раз, потому что вопрос принципиальный.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И опять же , мы не может сказать (а тот кто может, не может довести до нашего сведения) ), что происходит с сантаной в нирване. Мы можем сказать только то что с ней там не происходит- она не функционирует как кармический процесс. А всё что мы можем сказать о сантане, это описать именно кармические процессы.
    Т.о. речь может идти только о махаянском тезисе о тождестве сансары и нирваны описывающийся в учении о трёх телах Будды. согласно этому учению, Будда может одновременно пребывать в нирване и действовать в сансарическом мире , не создавая при этом кармических последствий. (не факт что не проявляясь при этом через различные сознания-сантаны).
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так. Вопрос именно в том, видимо, что такое сантана: это только санскрита-дхармы или санскрита+асанскрита.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Из Гарвардских лекций Далай ламы:
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Отсюда
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    как видишь, Далай-лама здесь излагает позицию одной из школ.

    всё верно, и что? )
    но ты то говоришь о буддизме в целом )
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Оттуда же.
    ...
    Если будда действует в сансарическом мире, то у него имеется сознание (пусть и лишённое помрачённых элементов).
    Иными словами, действовать без создания кармы, видимо, можно в двух случаях: либо если ты её претерпеваешь, либо если ты будда. В чём разница? Видимо, в том, что во втором случае становится возможным удивительный феномен: сознательные действия без санскар. Можно ли говорить об отсутствии потока сознания в этом случае?
    А то, что тут не утверждается отсутствие потока сознания в ниббане. А школа уже радикально другая, замечу. )
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    а тут этот вопрос вообще не рассматривается )

    а можно ли говорить о наличии потока сознания в этом случае? )
    для ответа потребовалась бы работа под названием "феноменология сознания Будд ) )

    Ты сам не раз говорил, что буддизму присуща конкретика ). вот и здесь мы мы видим описание феноменологии и психологии кармического процесса и описание метода прекращения кармического процесса. как только мы выходит за эти пределы , всё, начинается зона Иного, о котором можно говорить только иносказательно или в популяризаторско-наставительном ключе.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Но тогда постулат о непрерывности сознания не верен?
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    почему. верен.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Почему верен? )
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    вернёмся к началу.
    тезис первый - сансара. это всё равно что сказать Всё. Поэтому буддизм это наука о сансаре.
    тезис второй - нирвана. это то что не сансара. отношения их установлены как взамоисключающие. Т.е. для сансары нирваны не существует, для нирваны сансары не существует. соответсвенно НИЧЕГО что говорится о сансаре к нирване не применимо.
    тезис третий - сансара есть нирвана (махаянский). его ни вкоем случа нельзя понимать как отрицание сказанного выше (это профанация), напротив это развитие, означающая на определённой стадии любая бинарность снимается, в т.ч. эта.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ОК. Тогда утверждение, что поток сознания конечен или может быть конечен - тоже не верно?
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    но есть другой доктринальный тезис. О всеобщем освобождении. О нём я выше и говорил. Это тезис о прекращении. который свидетельствует, что нирвана это состояние "не обратимое" и следовательно не процессуальное. (в отличие от свёртывающегося в Абсолют и снова развёртывающегося мироздания). Об этом речь выше и шла.
    верен тезис о том, что кармически обусловленный поток сознания может быть прекращён несмотря на свою безначальность (и благодаря ей)
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ОК. А сантана - это только кармически обусловленный поток? Асанскрита-дхармы в него не входят?
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    на этот вопрос не так легко ответить, потому что асанскрита дхармы безусловно присутствуют в сантане. Но они в ней не текут ) как отражение солнца в горной речке )
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну, дхармы текут по определению, разве нет? Просто асанскрита дхармы однородны?
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Здесь мы опять же вступаем в область дискуссий школьного буддизма ). Реальны дхармы или пусты? Это примерно как спор о том, реальны элементарные частицы и или это проявление полевых структур. В зависимости от ответа "поток" может быть представлен очень по-разному.
    асанскрита проявляют себя как дхармы (т.е как кванты). но нет ни одной причины внутри потока по которой они себя проявляют ). примерно как сказать "солнце играет в водяных струях" - то вспыхнет, то погаснет. то скроется за скалой.
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    но самого солнца-то нет или по крайней мере мы ничего о нём не можем сказать? ) Что нет ни одной причины по которой они себя проявляют - это понятно, на то они и асанскриты.
    В целом я понимаю тебя, кажется. Можно привести такую аналогию: то, что океан присутствует в волнах, не означает, что волны обязательно присутствуют в океане. О волнах можно сказать, что они распространяются, порождают новые волны и т.д. Но об океане в целом это утверждение не верно. Иными словами, то, что асанскрита-дхармы присутствуют в сантане, не значит, что они являются её частью.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Поэтому поставить вопрос- имеет ли Будда индивидуальное сознание?, всё равно что ответить на вопрос: Существует ли Татхагата в нирване?
    можно предлагать варианты- да, имеет и даже не одно ), или : нет не имеет, поскольку оппозиция единое-многое мнима, или : а вы сами то его в сансаре имеете? :)
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Почему, кстати, благодаря? Потому что если когда-то образовались условия для его возникновения, они могут возникнуть вновь даже после пресечения?
     

Поделиться этой страницей