Сегодня с помощью добрых людей осознал одну замечательную вещь: есть нехилая опасность, что "практикующий" человек, устраняя негативные эмоции, попросту укрепляется в их противоположности - эмоциях положительных. Например, такой эмоцией является (само)довольство, самоуспокоенность. Это наверное самый распространённый случай. Или, скажем, ажиотаж по поводу собственных "достижений" (ради чего они часто преувеличиваются), или чувство превосходства от того, что ты "владеешь" своими эмоциями. Такие положительные эмоции становятся настоящим панцирем. Практика вообще может свестись к постоянному укреплению этого панциря. Это дело для меня определённо характерно. Это чудесное открытие .
Разве здесь может быть "слишком"? Это был... бодрящий опыт. Примерно как носом о косяк в темноте с размаху .
Это печальное явление я постоянно наблюдаю в разных сангхах Оле Нидала, особенно у странствующих учителей. Уровень эмпатии при этом у таких людей крайне низок, и я бы назвала это явлением отрицательным результатом неправильно понятой буддийской практики. ИМХО, вред от этого практикующим даже больше, чем если бы они вообще никогда ничего не практиковали.
А разве нет? Уж не отрицательная. Положительная омрачённая эмоция. Я встречал такое подразделение - на омрачённые эмоции (негативные и позитивные) и озарённые. Очень точно, имхо. Ещё есть и другие озарённые восприятия.
Совсем не обязательно быть для этого гипертимом. И совсем не обязательно гипертим будет испытывать эти эмоции. Кроме того, они разные бывают, для каждого типа найдётся.
У гипертима они доминируют. Материалисты это объясняют тем, что в организме гипертима в несколько раз больше гормона радости - серотонина. Отсюда особенности поведения "по жизни" напоминающие поведения человека, слегка на веселе. Коммуникабельность, сексуальность (и непереборчивость в партнёрах, в отличие от, например, истероидной сексуальности), любовь к сальному и пошлому юмору, недисциплинированность, доходящая до "пофигизма", любовь к алкоголю и лёгким наркотикам (усиливают ошущения, которые для обычного человека необычны, а для гипертима пресны). С точки зрения тонких тел - ясно, что что-то во всей структуре тел этот самый серотонин и его аналоги призводит.
Есть очень определённые состояния, в которых естественным образом возникает довольно стабильный остров позитива, не вызванный нью-эйджевскими камланиями над своей эмоциональностью. Этот остров можно в общепринятых терминах назвать, скорее всего, Надеждой, и сопряжён он с временной (или постоянной) утратой уныния. Из моего недавнего примера: вылетает диск из позвоночника на пояснице (чего уже не было 3.5 года) и несмотря на боль, которая буквально затмевает Божий свет, и превращение меня в раздавленного червяка, не исчезает и держится хорошее настроение.
Самое интересное, что гипертим тоже естественно практически всегда в позитиве. Исключения - состояния потери, утраты, от которых гипертим, однако быстро отходит благодаря врождённому умению переключаться.
Совсем не факт. Человек, полный положительных эмоций, может с виду быть весьма флегматичным. Он просто будет непробиваем в своём самодовольстве. Леонид, то, что ты описал, называется в этих терминах Озарёнными Восприятиями.
Олег, ИМХО, не все врубаются что ты используешь термин "эмоция" - в твоем, несколько суженном понимании. "Общий позитивный фон" и "наполненность положительными эмоциями" - вовсе не одно и то же.
Факт. Кстати, гипертимы по темпераменту не бывают только меланхоликами. В детстве среди них бывают и флегматики, гипертимность- это склонностьк неусидчивости, но не скорости реакций. Типично гипертимная реакция - знаменитое высказывание Эпикура о смерти. "Мы с ней никогда не встретимся. Потому что когда есть я, смерти нет, а когда есть смерть нет меня".
Наверное. Но разве в первом посте это было описано не достаточно, чтобы понять что я имею в виду? Добавлено спустя 3 минуты 40 секунд: Где же здесь самодовольство? Это, скорее, что-то типа трезвого подхода. Андрей, положительные эмоции в описываемой мной трактовке не являются признаком только неких особых типов личности. Скорее, в зависимости от типа они проявляются по-разному. Но их суть от этого не меняется. Всё озарённое они сжирают на корню. Человек становится тупой и самодовольной куклой. Это - реальная опасность. Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд: Я, например, такой же гипертим как черепаха - сайгак, однако, эта хрень наблюдается у меня исправно. Гипертим - это человек повышенного тонуса. А тонус к тому, о чём я говорю, не имеет отношения.
Очень загадочная цитата, Олег. Я просто не представляю себе, как можно проводить любые исследования, которые пусть даже в микроскопической степени можно назвать эзотерическими или оккультными, в таком состоянии духа. Это все равно, что делать работу, требующую высочайшей концентрации, например, под микроскопом, и испытывать нечто подобное - ИМХО, ничего не выйдет. У меня в подобном состоянии духа даже стрельба по мишениям бы не получилась, не то что эзотерические или оккультные исследования . ИМХО, если ЧСВ рулит, то вообще ничего толком исследовать нельзя в какой бы то ни было сфере. Присоединяюсь к вопросу. Самодовольство - крайне негативное качество, способное вызвать квази-положительные эмоции, которые положительными в обычном смысле слова назвать затруднительно. Сможешь привести примеры таких эмоций или дать ссылку на источник? Согласна. Добавлено спустя 4 минуты 49 секунд: А в чем тут трезвость? В неумении определить границы своего я ? Отношение к смерти Сократа было куда более трезвым. ИМХО, самодовольство - это вообще не эмоция, а некое внутреннее состояние, которое может окрашивать в свой спектр любые эмоции. Примеры других положительныхъ эмоций, которые все озаренное сжигают на корнию, но именно эмоций, а не состояний, можешь привести? Реальная опасность - пребывать в таком неадекватном состоянии духа, а не испытывать положительные эмоции.
Я вижу, что это - эмоция, ничем принципиально не отличающаяся от других и развивающаяся по обычной схеме. В источнике долго читать. Тем более, я там не со всем согласен до конца. Примеры озарённых эмоций: радость творчества или радость дарения радости, радостное предвкушение, сострадание (хотя тут уже по большей части чувство). Примеры омрачённых положительных эмоций: Вообще, эмоция превосходства, злорадства, победы над "соперником", Эмоция, которую можно описать словами "Да, ЙА такой. Это ЙА испытываю такие восприятия, умею то-то и то-то, делаю то-то и то-то". Добавлено спустя 3 минуты 12 секунд: В том, что человек оперирует теми данными, которые ему даны, не фантазируя и не поддаваясь страху. А в чём здесь самодовольство? Как знаешь.
Состояние - это нечто стабильное, свойственное человеку по жизни. Эмоции, если понимать под ними то, что обычно понимает психология и все прочие люди, это быстро возникающие и уходящие феномены. Эмоции, которые могут длиться много лет, и в которых человек пребывает все время, практически не наблюдаются. Это ясно из самого определения эмоции, сваязанной с движением. Если же ты определяешь эмоцию как-то иначе, вне всякой связи с движением, то попробуй хотя бы описать, что это такое. Что такое обычная схема развития эмоций? Обычная для кого, при каких обстоятельствах? Предвкушение чего? Если пользоваться твоими опеределениями, то это - чувство, и уж никак не эмоция. Самодовольство и самоуспококенность вряд ли можно назвать эмоциями, потому что это состояния, и при том длительные. В чем там заключается движение, emotion? В православии это называлось гордыней и вообще-то описывалось как качество, состояния духа, а не эмоция. Тем не менее эмоции типа чувства превосходства и победы бывают. Но, например, если спорстмен испытал радость победы в сложном соревновании, всегда ли эта эмоция связана с чувством превосходства и победы над соперником, а не, скажем, с радостью преодоления себя и достижения результата?
Это концепции+образ мыслей порождённый этими концепциями+эмоции. Вот тебе и состояние. А мной наблюдаются. Могу длиться годами. То есть возникать очень часто, каждую минуту, и преобладать над другими эмоциями. Это - вид восприятия. Специфически. Мысль - другой специфический вид восприятия. Чувство - третий. И так далее. Все эмоции каждый раз развиваются по схожей схеме. По крайней мере, у себя я это наблюдаю. В основе концепция, которая порождает мысль, а мысль зажигает эмоциональную составляющую нашего существа. Часто этот механизм настолько отработан, что прослойка из мыслей даже практически не появляется. Сразу эмоция. В ответ на внешний раздражитель. Радостное, одухотворённое предвкушение. Например, практики. Или творчества. Или проявления Духа. Есть чувство Со-Бытия, а на его основе может развиться озарённая эмоция сострадания. Так мне это видится. В дхармах. Я не знаю, что такое "состояние духа". Для меня это слишком общие и поэтические слова. Я наблюдаю эмоции, мысли и концепции, связанные с этим. Ничего более. Добавлено спустя 5 минут 40 секунд: Когда как. У всех по-разному. Зависит от тоналя. Но по моим наблюдениям, те из спортсменов, кто чего-то достиг в спорте и любит свой спорт, он испытывает скорее озарённые эмоции.
Ты никогда не видел маленьких самодовольных детей, которые еще концепций строить не умеют? Или самодовольных людей по жизни, вообще мало способных на мышление какого бы то ни было уровня? В таком случае их надо назвать как-то иначе - настроениями, состояниями духа, устойчивыми комплексами, если ты, конечно, хочешь, чтобы другие тебя поняли. Когда ломают привычный СГ для каких-то своих целей, нужно четко указать, для чего это делается. Длящаяся годами эмоция - это что угодно, только не эмоция, потому что из нее исчез главный признак эмоции - движение. У кого конкретно и каким образом ты наблюдал эмоции, возникающие каждую минуту? А у других ты пробовал это наблюдать? Вдруг у них все это развивается совсем не так? Ничего подобного у себя я не наблюдаю и не потому, что мало или плохо занималась самонаблюдением, а просто потому, что у меня весь процесс разворачивается совсем иначе, и в его основе нет концептов. Такое может наблюдаться только у определенного типа людей. Ты знаком с 7-уровневой классификацией людей у Гюрджиева? Насыщенное, полное, радостное ожидание встречи? Эмоция связана с неуспокоенностью дхарм - их волнением, духкха. Сострадание, о котором говорил Будда, проявляется тогда, когда это волнение улеглось (хотя бы в какой- то мере), океан спокоен, лучи света пронизывают его, и это может быть чувством, но уж никак не эмоцией, так как исчезло определяющее эмоцию движение. И какое истинное сострадание возможно при волнении дхарм? Ты наблюдаешь нечто, что привык называть эмоциями, мыслями и концепциями. Другие люди, наблюдая это же самое, назовут их иначе - как будем согласовывать наши СГ? На какой основе? Согласна.
А концепции строить не надо. Они сами зарождаются. А базовая так вообще врождённая, судя по всему. Если тебя сбивает с толку слово "концепция", вероятно лучше использовать слово "паттерн" или что-то в этом роде. Эмоциональный фон, например. Пойдёт? Добавлено спустя 14 минут 57 секунд: Я ничего такого и не утверждаю. Однако, есть данные, позволяющие предполагать, что у людей это общее место. О, конечно. Ты занималась самонаблюдением не мало и не плохо! А почему ты думаешь, что у других всё так, как у тебя? Нет. А нада? В том числе. Это всё правильно. Только между омрачёнными эмоциями и просветлёнными чувствами имеется тонкая прослоечка озарённых эмоций. Ну, не волнение, а, скажем, движение. А нада? Не нравится этот СГ - придумай свой. Мне нравится. Он достаточно эффективен практически.
Из чего? Каким образом? Пока что мы в ходе всех этих длинных разговоров не описали ни одного базового паттерна кроме "я", который трудно назвать таковым. Какие базовые паттерные ты имеешь в виду, не касаясь проблем, связанных с "я"? Уже ближе к делу - можно даже сказать "устойчивый эмоциональный фон". Какие данные? Как можно вообще предполагать такие общие места, свойственные другим людям, если не умозаключать об этом (т.е. рисовать картинки, строить концепции)? Или ты напрямую воспринимал подобные процессы в других людях? А чему адресована твоя ирония? Ты видел, как я это делала? Я так не думаю, поэтому не строю картинок, концептов о том, как это происходит у других. По некоторым косвенным признакам (движениям энергии в коконе) я могу только ощущать, что происходит с тем или иным человеком и пробовать понять его. Думаю, что для ведения дискуссий, пободных этой, безусловно надо. А обычные чувства - не просветленные - ты допускаешь? Тогда это будет ближе к сопереживанию, чем к сочувствию - состраданию. Если мы хотим общаться с другими людьми, то безусловно надо. Иначе это похоже на позицию крайнего солипсизма. С позиций солипсизма это все делать не надо. Эффективен для кого? Много ли людей понимают, что ты хочешь сказать? Правильно ли понимают?