Популярная лингвистика

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем Василий, 2 июн 2013.

  1. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    С другой стороны, может, это тоже своего рода кармически обусловленная тяга?
    Нравится человеку красная косоворотка...
    Я поняла.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.717
    Симпатии:
    1.248
    Злотая цепь на дубе том... )
     
  3. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Это у него практика воспоминания такая, рубашку надеваешь - и вперед.
    "Отступать некуда, позади - Москва".
    То же, что "Montjoie! Saint-Denis! :) :
     
  4. Sielicki

    Sielicki Автор

    Сообщения:
    1.992
    Симпатии:
    556
    Типа, языковая, популярная - на знакомом материале :)
     
  5. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Плюс перевоплощение. )
     
  6. Sielicki

    Sielicki Автор

    Сообщения:
    1.992
    Симпатии:
    556
    Не, это выше средне-человеческих сил :)
     
  7. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Я в Вас верю!. (Не все же селфиться с копья). :) :
    Montjoie! Saint -Denis!
     
  8. Sielicki

    Sielicki Автор

    Сообщения:
    1.992
    Симпатии:
    556
  9. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.717
    Симпатии:
    1.248
     
  10. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.974
    Симпатии:
    1.858
    В 1977 году христианский миссионер Дэниел Эверетт впервые прибыл в деревню индейского племени пираха, расположенную на реке Маиси в амазонском бассейне. Он должен был выучить до этого почти не исследованный язык пираха и перевести на него Библию, чтобы обратить индейцев в христианство. Эверетт провёл среди пираха около 30 лет. За это время он перестал быть христианином и понял, насколько узкими были его представления о мышлении и языке:

    «Раньше я думал, что если как следует постараться, то можно увидеть мир глазами других и тем самым научиться больше уважать взгляды друг друга. Но, живя среди пираха, я осознал: наши ожидания, культурный багаж и жизненный опыт порой настолько разнятся, что картина общей для всех действительности становится непереводима на язык другой культуры».

    В культуре пираха не принято говорить о том, что не входит в непосредственный опыт участников общения. У каждой истории должен быть свидетель, иначе она не имеет особого смысла. Любые абстрактные построения и генерализации индейцам будут просто непонятны.

    Поэтому у пираха нет количественных числительных. Есть слова, обозначающие «больше» и «меньше», но их употребление всегда привязано к конкретным предметам. Число — это уже обобщение, ведь никто не видел, что такое «три» или «пятнадцать». Это не значит, что пираха не умеют считать, ведь представление о единице у них всё-таки есть. Они увидят, что рыбы в лодке стало больше или меньше, но решение арифметической задачки про рыбную лавку было бы для них совершенно абсурдным занятием.

    По этой же причине у пираха нет никаких мифов или историй о сотворении мира, происхождении человека, зверей или растений. Жители племени часто рассказывают друг другу истории, и некоторые их них даже не лишены повествовательного мастерства. Но это могут быть только рассказы из их повседневной жизни — нечто, увиденное собственными глазами.

    Когда Эверетт сидел с одним из индейцев и рассказывал ему о христианском боге, тот его спросил:
    «— А что ещё делает твой бог?
    — Ну, он сотворил звёзды и землю, — ответил я и затем спросил сам:
    — А что говорят об этом люди пираха?
    — Ну, люди пираха говорят, что это всё никто не создавал, — сказал он».

    Из-за принципа непосредственного восприятия пираха не удалось обратить в христианство. В наших религиях рассказывается о событиях, свидетели которых уже давно отошли в иной мир, поэтому изложить эти истории на языке пираха просто нельзя. В начале своей миссии Эверетт был уверен, что духовное послание, которое он несёт индейцам, абсолютно универсально. Проникнувшись их языком и образом восприятия мира, он понял, что это совсем не так.

    Даже если мы точно переведём «Новый Завет» на язык пираха и убедимся, что каждое слово для них понятно, то это совсем не будет означать, что наши истории будут иметь для них смысл. При этом пираха уверены, что могут видеть духов, которые приходят в селение и разговаривают с ними. Для них эти духи не менее реальны, чем сами индейцы. Это ещё одно свидетельство ограниченности нашего здравого смысла. То, что обыденно для нас, не имеет никакого смысла для других.

    Отсюда
    Via
     
    list нравится это.
  11. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Больше всего удивительно именно это: что миссионеру удалось проникнуться языком и образом мировосприятия абсолютно другой культуры. Наверно, такое стало возможным только в современную эпоху.
     
  12. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Не думаю, однако, что достижением был уход от христианства, так как можно проникаться, чем угодно, и как угодно, при этом не теряя своего лица.
    И сохранение своего лица отнюдь не свидетельствует о конфессиональной или какой-либо иной ограниченности и пр.
     
  13. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Так оказалось, что это не его лицо. )
     
  14. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Не знаю, это мог бы сказать только этот миссионер.
    Плавкость сознания это еще не показатель его гибкости . )
     
  15. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Гибкость сознания не означает его плавкости )
     
  16. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Таких историй, начиная с христианизации индейцев в истории было пруд пруди.
    Так что "современная эпоха" тут как бы ни при чем.
    Как тебе угодно.
    Для меня этот случай глубоко неоднозначный.
     
  17. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Вот это вообще наиболее замечательный момент: человек смог уйти от отождествления.

    Возможно. ) Поэтому я сказала "наверное". Было бы здорово, если бы ты рассказала какую-нибудь.
     
  18. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Ир, зайди в Лат . квартал. Путешествие в страну корицы. Я там приводила примеры.
    Был такой Шарль де Фуко - вообще примечательнейшая личность.
    Много.
    Как ты думаешь, огромная мощная организация, которая активно участвует в попытке христианизировать абсолютно чуждый по укладу, верованиям и проч. народ - будет она учить чужие языки , составлять словари, делать энциклопедии, писать труды по истории евангелизируемых народов?.. :) :
    Вот первый попавшийся сайт - http://tapirr.narod.ru/ekklesia/chistyakov/put_chto_vedyot/203podvizh_xx.htm
     
  19. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Нет, речь здесь идёт о том, что миссионер перестал быть христианином. А в приведённых тобой примерах все они оставались верны своему исповеданию, несмотря на то, что были аккуратны с чужой культурой. Мы говорим о разном. (Хотя начали именно с этого).
     
  20. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Я сказала только, что можно и не терять своего лица. Изучать и даже понимать иное, и быть тем, что ты есть.
     
  21. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Ну да, а я сказала о другом. ) Что то, что ты есть, оказывается не тем, с чем ты себя отождествлял. И сказала, что, возможно, это стало возможным только в последнее время в силу... прошу прощения... прогресса )
    Ну да ладно. Проехали.
     
  22. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Я это поняла.
    Прошу прощения за несовременность своих замечаний, но извинений не требуется.
    Прогресс или альтернатива прогрессу - личное дело каждого. )
     
  23. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.974
    Симпатии:
    1.858
    Иногда чтобы понять другого человека, необходимо перестать быть христианином. Хотя бы потому, что христианское миропонимание основывается не на универсальных постулатах. Чтобы понять человека, нужно посмотреть на мир его глазами. А если этот новый взгляд оказывается более универсальным, то христианское мировоззрение предстает в совсем ином свете. И возникает дилемма: либо отбросить этот новый опыт ради сохранения веры, либо отбросить веру ради сохранения и интеграции опыта.

    Интересна в этом плане история с буддизмом, который иезуитами так и не был понят, хотя все мы до сих пор во многом пользуемся их переводами, как правило неправильными, именно из-за христианскости переводчиков.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Любой христианин тебе как дважды два докажет, что ничего универсальней просто не бывает )
     
  25. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.974
    Симпатии:
    1.858
    Во-первых, как мы видим, не любой. А во-вторых, христианин лицо заинтересованное, поэтому его мнение тут не критерий. Критерием тут, видимо, является способность адекватно понять т.зр. собеседника. Так, чтобы сам собеседник подтвердил адекватность.
     

Поделиться этой страницей