Популярная лингвистика

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем Василий, 2 июн 2013.

  1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.831
    Симпатии:
    2.648
    А я думаю, довольно часто происходит вот что.
    У каждого переводчика, как и у того, кого он вводит в текст "за ручку", есть свое поле смыслов, которые и тот, и другой способны воспринимать (или почему-то мотивированы воспринимать).
    И, если поля совпадают, то перевод "адекватен" именно в контексте транслируемых переводчиком и переживаемых воспринимающей стороной смыслов.
    Поэтому вовсе не любой текст меняет его получателя.
    Например, если чьи-либо смыслы оказываются нам чужды, мы чаще всего их игнорируем, как "неинтересные", "несвоевременные", "скучные" и т. п.
    Или даже вообще "не знаем" об их существовании.
    Иногда это непересечение похоже на заброшенную выработку полезных ископаемых, когда диалог "переводчик - реципиент" исчерпал себя. И речь идет не только о каком-то межличностном взаимодействии, но и об общении с видами искусства, о родах профессиональной деятельности, например.

    Этим обусловлена и разница в русском языке разных людей, которые им пользуются. )

    И все же задача переводчика (если он и вправду хорош) :) - перевести таким образом, чтобы смысл переводимого максимально сохранился, особенно, если речь идет о тексте, написанном на другом языке.
     
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.283
    Симпатии:
    2.114
  3. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
  4. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    К сожалению больше этих лекций не будет :sad:
     
  5. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
  6. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    Ну и в продолжение грамот и что из них следует...
     
  7. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
    Немного политизированная лингвистика )
     
    Sielicki нравится это.
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.283
    Симпатии:
    2.114
  9. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
     
    Sielicki нравится это.
  10. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    А действительно, что в российской, что в штатовской школах не дается ни синхронный взгляд на существующие языки, ни диахронные на свой собственный. Никакого чувства динамики и пластичности языков не прививается. Граница между семантикой и синтаксисом, и многовариантность, условность и случайность текущей грамматической "нормы" не демонстрируется.
    Но для этого же на до "размораживать" языки, дать сравнение вариантов выражения той же семантики через разные синтаксические механизмы, дать возможность "поуродовать" тот или иной язык, примеряя к нему механизмы других. Короче учить "плохим", "неправильным" вещам :)
     
    Василий нравится это.
  11. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    Кстати, Expanse говорит что одно из ругательств на международном креольском языке Обитателей Пояса Астероидов (Belta Loda) будет mama sobaka :)
     
    list нравится это.
  12. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    Типа, предложить ученикам придумать перфектные времена для русского на основе (древне)славянских, или недостающий падеж типа аблатива, или непревычные глагольные управления падежами, и прочие безобразия :)
     
    Василий нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
    Да, все это странно. Школа дает прилично по объему языкового материала - родной язык, иностранный, литература + все прочее также имеет отношение так или иначе, а методической базы для осмысления, т.е. собственно лингвистического аппарата, почти не дает, если не считать начетнического морфемного и синтаксического разбора на уроках русского.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
    Да, все это приведет к десакрализации. :)

    В области школьной лингвистики у нас безраздельно правит синий ц-мем.
     
  15. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    А ведь это высочайший барьер для освоения иностранных языков. Пока ты не осознаешь что же ты собственно неосознанно делаешь когда используешь родной язык, какие лингвистические механизмы используешь для формализации мысли, другие языки не освоишь.
     
    list нравится это.
  16. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    А ведь какая бы интересная могла бы быть программа - после сравнительного обзора существующих языковых инструментов в разных языках, дать детям проект сконструировать свои системы склонений, спряжений, времен (лексическую базу можно оставить русскую), и дать задание понять друг друга в диалогах, пересказах/переводах повествований, просто в играх типа испорченного телефона :)
    Выработав таким образом лингвистическую пластичность, изучать другие "настоящие" языки будет намного легче :)
     
    list и Ондатр нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
    Такого - и другого - типа задания даются на университетских олимпиадах по лингвистике для старшеклассников и в пособиях для подготовки к ним. Но это удел немногих. )
     
  18. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.085
    Симпатии:
    610
    Ну, хоть кого-то :)
     
  19. TopicStarter Overlay
    Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.009
    Симпатии:
    1.481
    Sielicki, Елена и La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей