Прикладное.

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 8 май 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Не решусь на большой обзор декоративно-прикладного искусства мира. Ограничусь коллекцией того, что трогает меня сильнее всего. Начну с ролика, ради которого я уже когда-то хотела открыть ветку про древние секреты прикладного искусства, но тогда звёзды не сошлись, и я эту идею надолго оставила.

    Китайский фарфор.



    [​IMG]
     
    Владимир К нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648


    "...пребывание за рубежом в течение определённого времени позволяет всем существом прочувствовать Запад, одновременно ощутить, что в тебе есть японского, и так пережить опыт узнавания обеих культур. Как раз тогда я впервые повстречался с Ядзири Митико, которая занималась чайной церемонией: меня что-то потянуло, как котенка за шкирку, и я заглянул в её студию, где она преподавала искусство чая. Среди учеников не было ни одного японца – и все эти люди с разными жизненными обстоятельствами, встретившись с чайной церемонией, восприняли её всей душой. При виде этого у меня как будто пелена спала с глаз, мои доспехи, которыми я защищался от тя-но ю, вдруг полностью исчезли, и я вместе с другими учениками впервые приступил к изучению чайной церемонии, уроки которой велись на итальянском.
    В ходе этого я внезапно испытал то ощущение подлинной доброты, которая присуща чашкам. Если чашка может передать незнакомому с ней человеку через контакт с его руками ощущение теплоты и доброты, затронув струны его души, – этого достаточно. И я подумал, что можно создавать такие чашки, самовыражаясь через них. Из того, что их использует другой человек, из их практической применимости возникает доброта. Я заметил, что в них не навязывается личность или индивидуальность создателя – они поддерживают контакт с людьми и обществом и помогают общению.
    Если мы посмотрим на эстетику Рикю, то увидим, что он самым непосредственным образом взаимодействовал с вещами. Он никогда не использовал какие-то материалы как промежуточные между человеком и вещью. Например, глинобитные стены, – он использовал грубую глиняную стену, как она есть, насколько возможно избегая декоративных элементов. То же самое можно сказать и о керамике. В то время, стремясь к массовому производству, почти всю керамику делали на гончарном круге. Чашки раку создают без круга, вручную, это, можно сказать, первобытная техника формовки. Происходит самовыражение напрямую, осязая глину руками, видя глазами и ощущая её всем телом. Поэтому форма чашек раку получается тёплой, сохраняющей округлость от ласковых прикосновений человеческих ладоней.
    <...> В ходе чаепития из рук в руки передают слепленную руками чашку с порцией чая, в которую вложили свои чувства. В такой момент, возможно, даже забывают о существовании самого сосуда, то есть чашки. Вылепленная вручную чашка хранит форму руки, она сама как будто рука другого. Чувства от соприкосновения с чашкой, вылепленной вручную, рождают именно такую связь между людьми.


    [​IMG]
    [​IMG]


    Техника тэдзукуринэ является основой для создания чашек раку, и она совершенно не могла изменяться со времён Тёдзиро. Есть особенности формы чашек, которые могут быть созданы только способом тэдзукуринэ. Передаётся сама техника, а то, что достигается за счёт индивидуального замысла и творческого духа, не передаётся. Например, основные цвета чашек раку – чёрный и красный, и их нужно сохранять, поскольку Тёдзиро пришёл именно к ним, отказываясь от множества разных цветов. Однако и у чёрного цвета есть разнообразные оттенки. Это уже относится к области самовыражения, зависит от того, как задумает и отработает технику мастер; записей о составе глазури не оставляют и этому не обучают. Поскольку никогда не оставляют какое-либо подобие рецепта, тот, кто унаследовал традицию, начинает с чистого листа, раз за разом действует методом проб и ошибок и приходит к собственной чёрной глазури. Кроме того, на протяжении его жизни этот цвет чёрной глазури может меняться. Важно, чтобы каждый из поколения в поколение создавал свой собственный мир.
    <...>
    Чашки Тёдзиро исполнены спокойствия, но вместе с тем они очень глубоки по содержанию и экспрессивны. В них как будто заложено резкое заявление: «Попробуй выпить чая из этой чёрной чашки! Ты хочешь красивый узор, цвет, форму – этого в ней нет». По изделиям Тёдзиро я учусь этой экспрессивности, заключённой в спокойствии, и стараюсь следовать этой традиции. Это не форма чашек, не оттенки глазури, не текстура – дело в силе, позволяющей заявить миру: «Это не так!» – о том, в чём никто не испытывает сомнений. В этом, я думаю, и заключается смысл моей связи с Тёдзиро. Мне кажется, что, если насытить чашку своей сильной волей и мыслью, и благодаря этому проявится подлинная гармония душ – это и создаёт мир, в котором распространяется спокойствие, когда из рук в руки передают чашку и пьют чай".

    Раку Китидзаэмон

    Источник.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей