Проблематика атеизма

Тема в разделе "Атеизм", создана пользователем plot, 12 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не в ответ на какой-либо вышестоящий пост, а больше мысли вслух. В проблематике атеизма имеет место сразу несколько нюансов:

    1. Атеизм как система личного мировоззрения, когда человек попросту перестаёт нуждаться в Великом Другом и формулирует это в виде определённого рода концепции.
    2. Атеизм как социальное движение, отрицающее право религиозности (не только религиозных институтов) диктовать правила поведения тем, кто такого права за ней не признаёт.
    3. Принципиальное отрицание за религиозностью (во всяком случае теистической) вообще какой-либо адекватности - как онтологической или нравственной, так и чисто психологической или даже психиатрической.

    Эти три пункта, как мне кажется, требуют отдельного рассмотрения.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    добавь четвёртый - казённый атеизм - отрицание за религиозностью права на существование где-либо кроме гетто, в рамках полицейского надзора, в силу её несовременности и не соответствия стоящих перед обществом задачам 8-)
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    я понимаю, что ты с ним не сталкивался, но уверяю тебя, это не менее тошнотворно. чем казённое православие )
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это скорее один из вариантов реализации п.3. Я бы лучше добавил сюда новую классификацию:
    1. когда атеизм является еще одной формой религиозности или одним из аспектов оной
    2. когда атеизм является результатом п.1
    Это совершенно разные вещи.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Поэтому реальная проблематика здесь - ум религиозный и ум пост-религиозный.
    Второй вопрос проблематики - насилие и замкнутость. Если религиозность мирная и открытая, вопросов к ней не возникает обычно. Поэтому видимо стоит поразмышлять ненад собственно религиозностью даже, а над токсичными религиозными системами - теми системами, которые побуждают верующего совершать насилие и сопротивляться внутреннему росту. Что именно делает их токсичными, преодолима ли эта токсичность и если да, то как.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Если идти к истокам, то всё равно придётся анализировать проблематику обущую для религии и атеизма )

    В предельно обобщенном виде это будет выглядеть как-то так:

    Есть два феномена. Первый из них Олег когда-то обозначил как "теорос" - устремление к Источнику.
    Второй можно обозначить как "религия" в узком смысле - т.е. формализованная практика поклонения сверхестественным существам..

    Так вот, в качестве полярных позиций можно обозначить:
    1. религиозная - первый феномен рефлексируется и полностью отождествляется со вторым.
    2. атеистическая - первый феномен не рефлексируется, второй категорически отвергается.

    между ними масса других вариантов )
     
    Соня и Glenn нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну да. И бывает ситуация когда первый феномен рефлексируется, а также рефлексируется его независимость от второго (зависимость, если и есть, то скорее обратная) и соответственно второе отвергается?

    Классический пример - рафинированный философ-буддист. Строго говоря, он атеист. Однако при этом чётко рефлексирует феномен теороса и работает над его актуализацией, т.с.
    Другой вариант - когда первый феномен не рефлексируется, а второй совсем даже не отвергается. Так мы получаем механически (но зачастую чрезвычайно истово) верующего.
    C теоросом как мне кажется всё более или менее понятно. Его наличие или отсутствие не зависит от того, религиозен человек или нет. Он равно может быть (или не быть) у атеиста и у теиста.

    А вот второй феномен - это именно то, что отличает религиозного человека от не-религиозного. Наличие второго феномена, видимо, обусловлено чисто-психологическими причинами.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Эта религиозность свойственна человеку, повторюсь, с самого раннего детства. Если он воспитан в нерелигиозной среде, то просто проецирует эту склонность на другие объекты. На Деда Мороза, на умершую бабушку, на невидимых друзей, на дедушку Ленина или на Великого Председателя Ким Чен Ира или Ына. На родителей или начальников наконец. Или на президента, скажем.

    Психологическое взросление неизбежно проходит через стадию преодоления этой склонности. При этом человек сначала её отрицает, а потом интегрирует, принимая её наличие в других как неизбежность и естественное положение вещей.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    христиане "теорос" называют словом "вера".
    Поэтому диалог дальше строится так:
    Х. кто не имеет веры теряет все высшие ориентиры и быстро скатится к животному уровню или даже хуже.
    А. эй послушайте, я вовсе не отказываюсь от морали т.д. я просто отказываюсь верить вваши басни и замшелые институты!
    Х. значит вы верующий. просто ещё не поняли, что самым адекватным выражением веры будут именно наши предания и институты.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    поэтому различается "детская вера" и "вера прошедшая горнило сомнений" - вера полностью зрелого человека.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Создаётся впечатление, что они верой называют вообще всё что ни попадя. ) Дело в том, что как правило они именно не отличают первый феномен от второго. И поэтому для них наличие теороса автоматически означает наличие религиозности...

    ОК. Тогда может быть проведём дополнительную дефиницию:
    - религиозность (1+2, либо только 2)
    - не-религиозность (только 1)
    - атеизм (ни 1, ни 2)
    ?
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    есть ещё , например, т.н. "религия философов" (1 (и 2 условно)
    не религиозность может означать и просто равнодушие к проблематике
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это вопрос определения терминов. )
    Атеизм это вообще-то просто отрицание теизма. Далай Лама называет себя атеистом, хотя заподозрить его в отсутствии теороса сложно.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    весьма распространён и вариант 2 (и 1 условно ) назовём это "вера клерикалов")
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Это уже другое пониманин атеизма, связанное именно с теистической традицией. Это как со словом "антисемит" ) Вообще-то он должен ненавидеть арабов, но не любит почему-то только евреев )
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Поэтому буддизм очень долго пытались как-то вписать в западную картину мира - сначалоон был "идолопоклонничеством", потом (в 19 в. ) стал "нигилизмом" )
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И как всегда мы возвращаемся к необходимости исправления имён. )
    В общем и целом, варианты такие (какими терминами уж их ни обозначай)

    1. Есть "голая" религиозность
    2. Есть религиозность, соединённая с теоросом, но эти два не различаются
    3. Есть религиозность в сочетании с теоросом, но разница между ними рефлексируется
    4. Есть теорос, но религиозность отвергается
    5. Нет ни теороса, ни религиозности. Это бывает когда человек из п.1 преодолевает свою "животную" религиозность.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    она же "обрядоверие"
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так точно.
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В атеизме, видимо, интересен не сам атеизм - он-то как раз прост и ясен - а скорее то, что остается от религиозности посли ее обработки кислотой атеизма. Та самая вера, прошедшая через горнило сомнений. Рационализм это тот огонь, возможно, которым стоит обработать веру чтобы извлечь из нее золото.
     

Поделиться этой страницей