Прояснение некоторых понятий

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Glenn, 13 май 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Сначала хотел бы уточнить насчет пяти скандх.
    вики
    Я много раз читал про них в книжках и энциклопедиях, но вопросы все равно остаются.
    Например - ведана, это исключительно ощущения порядка "приятно - неприятно - нейтрально" или что-то еще?
    Санджня - это дифференцированные ощущения от разных органов чувств, включая их интеллектуальную обработку или без таковой?
    Самскара - такое хранилище волевых импульсов, правильно?
    Виджняна - поток моментальных вспышек осознавания? Чем она отличается от сантаны?
     
  2. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    а, ну это я кажется понял
    т.е. сантана это просто "поток"
     
  3. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Еще хотелось бы прояснить дихотомию нама-рупа, тут тоже нет особой ясности.
    Определение (Олег подкинул) оставило вопросы. В частности интересно, как соотносится нама со скандхами кроме рупы, в частности, с санджней и виджняной.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Еще определение и той же энцикл.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    т.е. категоризация эмпир. объекта
    Разве распознание объекта, идентификация или категоризация возможны без дифференцирования признаков?
    Т.е. санджня, получается, сопоставляет феномену некий фрагмент картины мира данного человека.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Прошу Максима поправить если что.

    Рупа, насколько я понимаю, соответствует непосредственному физическому восприятию. В наиболее чистом виде проявление дхарм этой скандхи проявляется у человека в состоянии "овоща": глаз реагирует на свет, рука дёргается от укола, но не более того.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Для сравнения
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нама это самое первичное непосредственное различение феноменов ещё до их эмоциональной оценки "приятно-неприятно-нейтрально". В наиболее чистом виде проявляется у новорождённого, который просто воспринимает мир, следит за рукой, но не проявляет реакции "приятно-неприятно". Как только проявляет - это уже включается следующая скандха, ведана. То есть младенец, скажем, отличает синее от белого, но ещё не понимает что синее это синее, а белое это белое. А вот когда ребёнок начинает это понимать, то это значит что включилась санджня.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Другими словами, синтезу вроде как обычно предшествует анализ.
    Если это чисто автоматическая реакция... так ли это? Мне казалось, для рупы тоже нужно сознание.
    А как мы тогда убедимся, что феномены различаются?
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Что такое сознание? )
    Не понял вопроса.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Из определения выше
    я про то, что курсивом
    Раз это различение феноменов, то интересно узнать, КАК они различаются. )
    На основании чего.
    пардон, тут у меня странно )
    поясню, если даже рупа невозможна без контекста "психики", то и нама наверно вряд ли... такая логика.
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Осмысление это уже довольно высокая функция сознания. В широком смысле можно сказать, например, что сознание=восприятие. То есть наличие функции получения сигнала и реакции на него. В этом смысле у человека в состоянии "овоща" есть сознание, но отсутствует самосознание и вообще какое-либо осмысление опыта. То есть в этом смысле психический континнуум у него есть. Просто он в значительной степени редуцирован.
    На основании прошитых в "железо" программ. )
    Примерно как видеокамера с датчиком движения или, скажем, функцией определения лица.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Программы тоже различают на основании признаков. Получается, речь о двух альтернативных путях распознания феноменов по признакам - "железо" и санджня?
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну они не сказать что альтернативные. Санджня это скорее надстройка, следующий уровень распознавания. Причём между ними ещё ведана.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Но функция по сути одна вроде как...
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это как?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Распознавание феноменов. )
    И еще вопрос. Если у нас идет нама, потом ведана, потом санджня, почему нама не фигурирует как скандха? )
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Смотря что понимать под распознаванием.
    Потому что нама и рупа идут настолько неразрывно вместе, что их трудно различить, да и большого практического смысла нет.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну вот это и хотелось бы узнать.
    В частности, если "ребенок следит за рукой", то он выделил ее среди других феноменов. А различение вроде как возможно только на основании дифференциальных признаков (пусть на уровне "железа"). Если есть другие механизмы, можно их тут обсудить. )
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если под распознаванием понимать понятийное узнавание, то нама-рупа это не распознавание. А если нет, то таки да. )
    Насчёт дифференциальных признаков - ну, видимо, некие признаки есть. Не понятийного плана.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    :muse-1::muse-1:
    Не понятийного плана... разве что в смысле, что не осознаваемые. А так признаки, они и есть признаки. )
     
  22. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    В той же статье интересное описание скандх.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Что меня еще немного напрягает:
    Не знаю, насколько компонент "без эмоций" присутствует в других определениях, запал он мне в память именно из этого. )
    Просто в западном смысле "приятно - неприятно", т.е. выражение удовольствия - неудовольствия, - это тоже эмоции (элементарные?), как я понимаю. Прошу поправить, если что.

     
  24. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Наверно, это все-таки проблема конкретного определения.
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Вась. Давай сначала. Рупа скандхи
    это органы чувств и воспринимаемые ими объекты причём именно в том контексте, что они воспринимаются. Воспринимаются они не как "это нечто", а с самого начала определённым образом. Т.е. различиение по линии громкое-тихое и красное-белое происходит уже на этом уровне.
     
    Последнее редактирование: 13 май 2015

Поделиться этой страницей