Прояснение некоторых понятий

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Glenn, 13 май 2015.

  1. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Возник такой вопрос. Вот четвёртая скандха - самскара. И вот вторая нидана - тоже самскара. Нидана-самскара переводится как "формирующие факторы". По логике это должно быть нечто очень тонкое, значительно более тонкое, чем то, что описывается в качестве скандха-самскары. Так одно ли это и то же?
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Буддийская энциклопедия говорит, что таки это одно и то же. Вопрос в уточнении смысла этого термина, а он весьма тонок. Сам Будда определял самскары как своего рода неосознаваемые намерения, неосознаваемые волевые импульсы.

    Итак, если рассматривать 12 нидан, то получается:

    1. Неведение, т.е. искажённое, обусловленное восприятие становится условием для возникновения самскар - неосознаваемых волевых импульсов, стремлений.

    2. Самскары становятся базой для появления сансарного сознания, виджняны. Т.е. человек начинает осознавать себя, так или иначе. Это сознание переменчиво и может принимать самые разные формы.

    3. Виджняна "порождает" намарупу, т.е. осознавание мира как мира вещей, предметов, отдельных явлений. Или же, в частном смысле, человек здесь просто "замечает" некое явление.

    4. Намарупа "порождает" аятаны. То есть человек понимает, что этот образ - зрительный, а это звук, это вкус и т.д. Т.е. восприятие становится всё более определённым и дифференцированным.

    5. Аятаны делают возможным т.н. контакт, или пхассу. Это сочетание явления, органа чувств, воспринимающего это явление, и сознания. Т.е. намарупы, аятаны и виджняны. Т.е., грубо говоря, человек здесь замечает, что у данного явления есть вкус.

    6. Пхасса "порождает" эмоциональную окраску, ведану. Иными словами, вкус приятный, неприятный или никакой. Причём это очень тонкий, ещё не отрефлексированный, тон восприятия. Плюс, минус или ноль.

    7. Ведана "порождает" тришну, т.е. страстное желание. Внутреннее напряжение по типу "я хочу это", "я не хочу это", "это моё" и т.д.

    8. Тришна порождает цепляние, упадану. Это когда внутреннее напряжение тришны оформляется в виде осознанного желания.

    9. Упадана "порождает" привычку, бхаву. Это когда ум снова и снова возвращается к объекту желания (положительного или негативного).

    10. Бхава "порождает" рождение действия, джати. (в эзотерическом толковании - рождение вообще, т.е. перерождение). Человек под действием бхавы предпринимает конкретные действия.

    11. Джати, т.е. обусловленные ниданами действия, естественным образом порождают в итоге разного рода негатив - джараморану. В эзотерическом толковании - смерть. В "умеренном" толковании - грусть, печаль, отчаяние, вред, горе и т.д.

    Этот цикл воспроизводится снова и снова.
     
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Если я правильно понимаю, это одно и то же явление, но оно рассматривается в разных системах (цепочках) представлений с разной целью:
    - в системе скандх как универсальной "бытиепроизводной модели" для человеческого сознания;
    - и в круговой системе нидан, где наглядно показан механизм понижения мировосприятия (обусловленности), тут санскара представлена в её "заражённом" виде.
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Скандхи, грубо говоря, это просто классификация. А пратитья самутпада - описание процесса.
    Хотя с помощью скандх процесс тоже можно описать, но он окажется детализирован слишком крупными мазками.
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Скандхам соответствуют разные нейронные сети в мозге. Именно поэтому это разные явления. Восприятие, скажем зрительное, и непосредственный эмоциональный ответ на него - это разные вещи, разные скандхи, разные нейронные сети. Последовательность реализации скандх наверняка уже вполне точно описана в нейрофизиологии (хоть и в иных терминах).

    Само учение о дхаммах подтверждается открытием факта, что восприятие дискретно и происходит импульсами.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Есть ли у зомби сознание?

    В связи с сабжем оказывается, что мы можем вполне отчётливо ответить на вопрос, имеется ли сознание у популярных нынче зомби.

    Начнём с какого-нибудь наиболее явного пункта цепи Зависимого Возникновения. Например, мы точно можем сказать, что у зомби имеется Контакт, поскольку они явно воспринимают внешние раздражители. Далее, у них явно имеется Чувство, поскольку воспринимаемое интерпретируется ими как приятное либо нейтральное. Единственное чувство, которое у них редуцировано - чувство отторжения. Далее, если есть Чувство, есть Жажда, внутреннее напряжение, страсть. Если есть Жажда, есть Цепляние - это тоже очевидно, ведь они вполне чётко наводятся на те или иные объекты. Если есть Цепляние, появляется и Привычка, шаблонные целеустремлённые реакции. Это тоже очевидно. Эти реакции выливаются в конкретные действия, которые рождают страдание у других существ и у самих зомби (хоть они это страдание и не рефлексируют).

    Чтобы был Контакт, должны быть каналы органов чувств. Сказать точно - сколько их у зомби - не представляется возможным. Скорее всего меньше шести. Чтобы были каналы органов чувств, должна быть операционная система, в которой они работают - это Ментальность-Материальность. Чтобы была эта ОС, должно быть Сознание как таковое, так сказать, DOS. Чтобы было Сознание, должен быть Формирователь, первичное напряжение, побуждающее индивидуальное сознание формироваться. И естественно, в избытке присутствует Неведение - игнорирование механизмов, по которым работает бытие.

    Таким образом, мы видим у зомби наличие полностью развёрнутого сознания. Мы видим, что они жаждут и страдают. Кроме этого, мы с определённостью можем утверждать, что при всём этом способность рефлексировать у них сильно редуцирована. Иными словами, их сознание находится на уровне самых примитивных животных типа земноводных или, скажем, акул. Кроме того, это сознание дополнительно нарушено, поскольку в нём отсутствует Чувство отторжения, а значит они не умеют чувствовать опасность и соответственно избегать её.
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В общем, с санкхарами/санскарами я разобрался.
    Это действительно формирующий фактор, самое тонкое напряжение, держащее индивидуализированное сознание в принципе. Когда этот фактор подвергается расслаблению, начинается ниродха, т.е. прекращение. Это что касается Зависимого Возникновения.

    В скандхах/кхандхах санкхары это тоже формирующий фактор, но скорее - формирующий карму: волевые импульсы, осознанные желания и прочее в этом роде.
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Вот ещё очень дельная статья Бхиккху Бодхи о самскарах.

     
    Glenn нравится это.
  9. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    25
    Санхкары - это не совсем напряжение. Вернее, совсем не оно. У Бхикку Бодхи самскары раскрыты достаточно точно в статье, которую привела Ирина. Это концепции ума, приводящие к волевым решениям. Например: "Это яблоко зеленое, а все зеленые яблоки кислые, поэтому я его есть не буду". Вот это все - санкхара. Формация, конструирование, волевое решение, воля, мотивация, причина действия.
     
    Последнее редактирование модератором: 5 ноя 2018
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Олег имел в виду конкретно то, что описано вот в этом фрагменте статьи:

    Когда он говорит о самом тонком напряжении, он имеет в виду то, что напряжение содержится в любом из звеньев цепи ЗВ, и санскхары - это второе звено после авидьи, а следовательно наитончайшее. Смысл такой.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
  12. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.486
    Симпатии:
    600
    Множественность миров или каждый имеет свой Umwelt.

     
  13. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    25
    Индивидуальное — вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы совершаем ошибку.

    К.Г. Юнг "Человек и его символы"
     

Поделиться этой страницей