Пять Совокупностей

Тема в разделе "Буддизм Суттавады", создана пользователем plot, 27 ноя 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    Если Зависимое Возникновение описывает последовательный процесс разворачивания помрачённых психических процессов, то концепция Пяти Совокупностей описывает психику в, так сказать, статике.

    Что такое Пять Совокупностей

    Когда мы наблюдаем собственный опыт, всё, что мы видим, укладывается в пять основных групп. Палийское слово «кхандха» (санскр. скандха) буквально означает «куча». То есть Будда говорил, что всё, что мы в себе наблюдаем, входит в одну из пяти «куч». Это:

    Физическое тело

    В контексте системы кхандх эта «куча» называется Намарупа, но это не совсем та же Намарупа, что в Зависимом Возникновении: в случае кхандх смысл значительно шире. Сюда входят все элементы восприятия, связанные с органами чувств, в том числе с умом. Поэтому, видимо, правильнее сказать, что сюда входит всё, что относится к восприятию через органы чувств и не относится к остальным четырём «кучам».

    Чувства

    Палийское наименование для этой кхандхи – Ведана. Но это не совсем та Ведана, которая упоминается в Зависимом Возникновении; опять же, она более расширенная. Там это только первичная, довербальная эмоциональная окраска воспринимаемого. В контексте кхандх сюда входят эмоции и чувства вообще, на всех уровнях. Однако интересно то, что эмоции в их помрачённых вариантах, по сути, сводятся всё к той же тройке — «мне это нравится», «мне это не нравится» или «мне это никак».

    Распознавание

    На пали – Саньня – «называние», именование воспринимаемого на всех уровнях. Это может быть невербальное (импульсно-знаковое, образное) узнавание того, что мы видим или слышим, а может быть и внятная мысль, описывающая воспринимаемое.

    Мысли

    Это Санкхара. Но если в Зависимом Возникновении Санкхара – это базовое напряжение, формирователь индивидуального сознания в принципе или способность/потенциал получать какой-либо опыт в принципе, то здесь это тоже формирователь, но, скорее, формирователь каммы (кармы): это оформленные мысли, решения, действия. Но основной элемент этой совокупности — четана, т.е. воление, во всех видах, вплоть до самых тонких. Так вот, Санкхара Зависимого Происхождения может быть описана как фундаментальное воление.

    Сознание

    Обозначается палийским термином Виньняна. В отличие от Виньняны в контексте цепи Зависимого Возникновения, здесь имеется в виду текучее самосознание, постоянно меняющее свои состояния, периодически переходящее в латентную форму (когда мы переходим к той или иной форме бессознательности). Виньняна Зависимого Возникновения тоже входит в это понятийное множество, но на самом тонком уровне.

    Соотношение с Зависимым Возникновением

    Интересный момент состоит в том, что, согласно Бханте Вималарамси, Будда совсем не говорил, что после обретения пробуждения Пять Совокупностей исчезают. По сути, Пять Совокупностей могут быть загрязнены Страстным Желанием, а могут быть и не загрязнены. Чего не скажешь о Зависимом Возникновении, которое описывает именно процесс возникновения помрачений. Соответственно, после пробуждения (да и в ходе движения к нему) цепь Зависимого Возникновения прерывается. В целом, учителя Суттавады говорят, что напрямую сопоставлять эти две схемы в принципе не корректно, так как одна из них — Пять Совокупностей — описывает состав нашего существа, а другая — Зависимое Возникновение — процесс порождения страдания. Примерно как описание того, из чего состоит автомобиль и описание процесса его производства, начиная с нуля.

    Практическое применение

    Концепция Пяти Совокупностей очень проста и доходчива, а также даёт ещё один вариант описания наблюдаемого опыта. Мы видим чувство и пытаемся воздействовать на него с помощью мысли – это наш классический способ действовать. На одну кхандху мы пытаемся воздействовать другой кхандхой. Но это совершенно разные явления, и влияние друг на друга они имеют весьма и весьма ограниченное. (Влияние явлений сознания как раз описывается в Зависимом Возникновении.) В результате процесс начинает буксовать, чувство лишь усиливается и развивается то самое «умножение мыслей», которое в Зависимом Возникновении именуется Бхава.

    Зная это, мы наблюдаем «чувства как чувства», не додумывая их и не пытаясь контролировать, и расслабляя сопровождающее их напряжение. То же и с другими кхандхами. Мы наблюдаем мысли как мысли, тело как тело, именование как именование и сознание как сознание. Постепенно мы видим, что то, что мы привыкли называть «я», есть просто непрерывная смена ощущений, эмоций, ярлычков, мыслей и состояний-отождествлений.

    Почему именно «кучи»?

    Будда неспроста столь пренебрежительно называл эти явления – «кучи». Это слово использовалось для обозначения, скажем, куч мусора. Он имел в виду, что во всём этом нет ничего «особенного», ценного, сущностного. Всё это преходящее, словно истлевающий ворох опавшей листвы. Судя по всему, он выбрал именно такое слово, чтобы сделать отношение слушателей к тому, что описывает концепция кхандх, менее серьёзным, менее личностным, более лёгким.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    После достижения арахантства Пять Совокупностей остаются. Но это уже не "пять совокупностей, отмеченных помрачением". Как же они выглядят? Есть физическое восприятие, есть распознавание, происходящее в джхановом, неискажённом, состоянии, роль чувств теперь играют брахма-вихары, пити, суккха и прочие подобные аспекты и проявления просветлённого сознания. Можно сказать, что это - просветлённые чувства. Роль думания играет просветлённое мышление первой джханы. Роль сознания играет Бодхи.
     

Поделиться этой страницей