Пять состояний внимания

Тема в разделе "Психология", создана пользователем plot, 20 мар 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Внимание может пребывать в пяти состояниях:
    1. Рассеянное
    2. Невовлечённое
    3. Управляемое
    4. Сосредоточенное
    5. Поглощённое
    В первом состоянии внимание неконтролируемо переходит от объекта к объекту, застревая на том или ином из них и т.д.
    Во втором состоянии включается внутренний наблюдатель, надзирающий нафс, который способен давать отчёт о протекающих психических процессах. То есть наблюдать как бы со стороны возникающие эмоции и мысли.
    В третьем состоянии внутренний наблюдатель управляет вниманием, перемещая его на желаемые объекты. При этом он остаётся включен, фиксируя появление посторонних мыслей и эмоций, т.е. фиксируя отвлечение внимания. При этом надзирающий нафс подобен видеокамере наблюдения, которая включена постоянно.
    В четвёртом состоянии наблюдается стабильная направленность внимания на нужный объект без отвлечений. При этом надзирающий нафс подобен видеокамере, оснащённой датчиком движения и включающейся только при появлении отвлечения.
    В пятом состоянии внимание полностью поглощено объектом и трудно сказать что-либо о чём-либо.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    шестое состояние :) : сосредоточение сохраняется спонтанно, без усилия, полная умиротворённость, невесомость тела, лёгкость духа
    седьмое состояние: медитация пустоты
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    шестое это скорее четвёртое или между четвёртым и пятым где-то, вроде бы.
    А седьмое - подробнее можно?
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Нет, Олег. не между :) . строго говоря, классическая модель насчитывает 9 ступеней. твоя пятая стадия соответствует "непрекращающемуся самадхи" (8-я стадия), за которой есть ещё стадия "абсолютной сосредоточенности" (возвращение верхом на буйволе). а медитация пустоты это и есть то, ради чего всё это затевается. подробнее можно только экивоками (буйвол и пастушок исчезли).
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Он чё... Я как всегда изобретаю велосипед :)
    А где про эти 9 ступеней можно прочитать?
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А зачем тебе? Ты их и так знаешь. Чтобы перейти на 9-ю, тебе придётся вернутся к началу, а для этого потребуется длительное уединение.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну, видишь - не всё знаю. Это всё те же 10 картинок... я просто сегодня посмотрел на это дело с немного другой стороны, забыв о картинках с быком, просто пересматривая свои состояния. А теперь и картинки предстали несколько в ином свете.
    А эти сведения откуда у тебя?
    Хотя, если подумать, то иначе и вряд ли выйдет. Уединение непременно понадобится. Но об этом где-то написано?
    И кроме того - там же ещё есть: пастушок с буйволом-то исчезли, но потом - горы опять горы, а дальше - возвращение на торжище.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    я же интуит ;)

    до достижения 9 стадии уровень контроля постоянно возрастает, а затем просто исчезает. надзирающий нафс перестаёт надзирать и может занятся делом ). когда сознание само собой твёрдо фиксировано, всё его содержание (дхармы) можно спокойно изучать. именно здесь речь может идти как о внезапном просветлении (сатори) - осознании пустоты, так и о постепенном, с последовательным переходом из дхъяны в дхъяну, с внимательным изучением присущей каждой из них дхарм.
    о том, что будет потом думать и вычитывать бесполезно, всё равно ничего из ожидаемого не произойдёт ;)
     
  9. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Олег, ты не по Патанджали? Там как раз про это! Мне в принципе всё равно, если есть параллели. Потому что цитирование любит автора. Мне хотелось узнать природу воли и экограты. Ну никак врубиться не могу. Думаю, думаю... Ну никак. Может кто - нибудь поможет разобраться.

    Это уже комментарий Вьясы по самой первой сутре. Хотя, вероятно, это не Патанджали. Автор не установлен достоверно.
     
  10. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Коль, я Патанджали не читал. Писал сугубо исходя из наблюдений.
    Давай откроем новую тему.
     
  12. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Нет, Олег. Не нужно отделять. Всё ты правильно сказал. Только об одном упустил, что рассеянное сознание в некоторых практиках также используется. Говори про которой будем обсуждать? По индуизму или по дхарме?

    В индуизме есть три концентрации:

    первая, это конценрация сама по себе(закрепление сознания на определённом месте);
    вторая, дхьяна, созерцание;
    третья, самадхи, высшая форма сознания.

    Теперь о дхарме. Там концентрация одна (имхо), растекающаяся по разным способам познания. В практике я знаю только одну форму гнозиса. Экаграту в разных вариациях.
     
  13. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    После прекращения деятельности сознания возникает то, что описал Ондатр. Все эти вещи: седьмое, восьмое... и т.д. есть модусы одного сосредоточения.
     
  14. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Ага. Реально нужно, чтоб никто не мешал. Да даже и это не надо. С прекращением деятельности сознания начинается сосредоточение. Кто там будет мешать? дело десятое.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Как это согласуется с тем, что я написал?
    Вообще, расскажи и то и другое - и по индуизму и по Дхарме.
    Видимо, потом уже никто не помешает, а вот чтобы войти в это... в обычной жизни это, кажется, трудновато будет.
     
  16. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Например, управляемое внимание соотносится с произвольно направленным.
    (Вичаспати Мишра)

    Концентрация внимания в восточных практиках мне представляются такими воротами в другой мир восприятий, который близок понятию христианской веры. Если Патанджали йогой называет прекращение деятельности сознания, то Вьяса в комментариях на эти же Сутры уже саму концентрацию определяет этим "предметом".




    Где - то в "Дхаммападе" написано, что человек, который контролирует свою мысль, всегда может достичь сосредоточения. По моим наблюдениям, оно приходит как естественное состояние сознания. Я бы сказал, что в реальной жизни трудно достичь глубоких форм дхьяны. Ну, а уединение понятно что только способствует этому. :)

    Думаю, что лучше если всё "всплывёт" само, постепенно в ходе диалога.

    *****

    Кстати, восемь состояний сознания по дхарме, это четыре модуса дхьяны мира форм и четыре -- не форм.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    только не надо их путать с 9-ю ступенями концентрации
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Люди добрые, вот что высмотрел:
    1. Нет дхармы "вовлечение". Нет такого объекта, на который человек мог бы посмотреть и сказать: "это - вовлечение". Вовлечение - это состояние сознания, состояние всего комплекса скандх.
    2. Есть дхарма "осознанность" или "осознавание". Есть такой "объект" восприятия, о котором мы можем сказать: "вот - осознавание". Осознавание есть противоположность вовлечённости, а вовлечённость есть по сути отсутствие дхармы "осознавание". Дхарма "осознавание" это по сути особая дхарма воления. Разновидность.
    3. Когда осознавание направлено на объект сосредоточения (в дальнейшем ОС), то сначала есть дхарма ОС и дхарма осознавания. Когда дхарма ОС уходит, дхарма осознавания импульсом воли возвращает дхарму ОС. Это помогает освободить сознание от нагромождения других объектов, составляющих состояние вовлечённости.
    4. Когда объекты, составляющие вовлечённость, окончательно исчезли и не возвращаются, дхарма осознавания исчезает, остаётся только ОС.
    5. ОС исчезает при вглядывании в его основу. Остаётся сознание-без-опоры.
    Что тут не так?
    ...
    Вот это не понятно. Нирвана может быть реализована в камалоке (нирманакая), и в рупалоке (самбхогакае), и в дхармакае. Причём здесь мир форм и не-форм? Как так?
     
  19. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Ты о девяти этапах - ступенях
    1. закрепление мысли на объекте;
    2. продолженное закрепление;
    3. поправляемое закрепление;
    4. прочное закрепление;
    5. обуздание ума;
    6. успокоение;
    7. полное успокоение;
    8. однонаправленное сосредоточение(поглощение);
    9. ровное сосредоточение (равновесие)?
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так-так. Восемь состояний сознания - это состояния сознания дэвов, но нирвана-то тут причём? Как они соотносятся?
     
  21. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Думаю, что дело здесь связано с тем, что концентрация может быть загрязнённой и чистой, лишённой притока аффетов. И потом речь ведь не всегда идёт о нирване, а и о ситуативном освобождении, которое "нарастает, копится...".
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    верно
    состояние сознания дэвов рупалоки и арупалоки это "зависание" в одном из этих состояний. Без их "проработки", соответственно, дальнейшее продвижение и обретение статуса анагамина невозможно. Реально однако уже многие века "прорабатываются", в подавляющем большинстве случаев, только 4 дхъяны рупалоки.
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Но ведь арупалока вроде как очень способствует зависанию сама по себе и ты говорил, что Будда считал эти состояния ловушкой? Или я не так понял?
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    чтобы ответить, придётся пускаться в дебри абхидхармистского анализа.
    Но суть в том, что упор на объект концентрации это просто приём для того чтобы перейти от вопроса "что это здесь нарисовано" к вопросу "а как эта фигня нарисована" :)
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    всё верно , но достичь дхъян арупалоки попросту невероятно сложно.
     

Поделиться этой страницей