в мистических практиках матрики часто самоподобны. первые четыре стадии связаны собственно с концентрацией в процессе медитации , следующие с созерцанием самого сознания. по этой причине вводится различение между саматхой и самадхи (не повсеместное)
Ясно. У них просто акценты были расставлены немного иначе. Стадии (по памяти, т.е. ссылку не дам, это искать надо) примерно такие: 1. Повторение молитвы устами 2. Повторение молитвы мысленно 3. Установление внимания в сердце. Первое вкушение сладости сосредоточения на молитве. 4. "Непарительная" молитва, когда нет отвлечения внимания, ум постоянно установлен в сердце. При этом такая концентрация сохраняется вообще постоянно, где бы человек ни был. 5. Самодвижущаяся молитва - молитва и сосредоточение как бы самопроизвольны, т.е. человеку не нужно делать усилий чтобы пребывать в этом состоянии. 6. Нисхождение Фаворского Света, восхИщение. При этом подвижник совершенно теряет себя в сиянии Божественного света и как бы выпадает из бренного мира. То есть, он может пробыть в этом состоянии долго (до нескольких дней) и не заметить, что прошло столько времени. Здесь человек познаёт тайны бытия, сути вещей. Здесь же появляются разнообразные "сиддхи". Тут уже полностью уже не сам человек действует, но через него Господь.
Да она с самого начала начинается, но вообще вплотную в это человек погружается где-то на третьей стадии. На пятой уже устанавливается полное и естественное бесстрастие и безмолвие в смысле - отсутствие всяких посторонних мыслей. Сама молитва становится как бы безмолвным устремлением к Богу. Шестая стадия от человека не зависит - Дух веет где хочет и когда придёт человек предугадать не может. Вот, кстати, борьбе с помыслами и прелестью посвящено довольно много места в писаниях. Подвижник, проходящий внутреннюю брань, должен отвергать не только страсти и помыслы, но и любые видения, даже вроде бы на первый взгляд благодатные. Ответом на любое появление каких бы то ни было отвлечений должно было быть одно: возвращение внимания в сердце, к молитве.
Насколько я понимаю, суфийская фана соответствует 6-й исихастской стадии. То есть, Максим, получается, что это те же ступени, что и в классическом буддизме, только идут они не через джнану, а через бхакту?
а так сходные ступени даёт и "тантра", хотя достигаются они преимущественно энергетическими практиками. в даосизме есть описания пути с акцентом на сознание и с акцентом на энергетику, тем неменее имеющие общие стадии. например медитация имеет стадии: прерывание кармы обуздание сердца седение в забытьи величественная сосредоточенность /опустошение опустошения (раскрытие подлинной "небесной" природы, незамутнённое духовное свечение) открытие "небесного глаза" - ясновидиние созерцание "ослепительного света великой пустоты" или "свет освещающий 10000 миров), великая смерть или "смерть природного человека" за которой следует "немедитация2 и осознание пустоты
Но мы пока акцентировали внимание на сходстве , а не различии. между тем они также существенны. например на буддийском пути на стадии 9 концентраций задействованы элементы випашьяны т.е. объективного видиния и дхармического анализа. при дальнейшем движении полная трезвость не теряется идёт ли речь о "надмирном пути" - медитации пустоты или "мирском" - вхождении в дхъяны. В йоге Патанджили целью являются именно дхъяны и 4-я является завершением пути. Даосы начинают очень внимательно и последовательно осваивать сиддхи.
если использовать как ориентиры "тела" и "миры". до степени концентрации с 5 по 8 будут подчинением и развитием "стихийного"/"астрального" тела (мры до траянистринсы включительно), а с 9 стадии происходит выход на "тело ума"/"ментальное". Но здесь надо сразу отметить, что в современной оккультной тусовке эти дервние термины понимают по своему, например считают рассудок выражением ментального тела, поэтому в их терминологии это будет уже выход на буддхи\атман/ монаду/ истинное я
из текстов буддийской тантры: "благодаря состоянию совершенного покоя мудрость переходит в Ясный Свет полного осознания истины...Истинное состояние сознания, самость всех вещей,неотделимая от пустоты, вне области феноменов, время испытания превосходящего пределы мысли великого блаженства является Фундаментальным Ясным светом"
Тут трудно утверждать что-то с уверенностью, Максим. Нечто похожее можно найти. В том же, что касается, скажем, восхИщения, то и там ведь человек сознания не теряет, он просто полностью утрачивает феноменальное восприятие или, если угодно, превосходит его, или христианским языком - Господь его возносит за феноменальные пределы и за пределы самости в том числе. Не знаю насчёт "дхармического анализа", но человек определённо пребывает в острейшем, чистейшем сознании. Вот такие описания очень похожи на исихастские. Конечно, называют они это иными словами, а именно - Фаворским Светом, судя по всему. Это похоже на восхИщение очень. Системы описания у свв. отцов иные, очень жёсткие, накладывающие сильные ограничения. Причём, они сами признают, что благодать умалилась. То есть, в первые века среди пустынников было много таких людей. А позже - всё меньше. В последние века - пожалуй, на пальцах одной руки можно пересчитать. Возможно, это связано именно с догматизмом. Те, кто сподобились восхИщения или были около того, не отличались догматичностью совсем. Это, можно сказать, была их черта. Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Силуан Афонский.
Так вот, что характерно: в первые века христианство было очень простым. Догматического аппарата не было, литургия находилась в примитивнейшем состоянии. Всё было ориентировано на живой опыт, на живую практику.
"«...Книжек, противных вере, не читайте, и речей таких не слушайте. Если случится что услышать, изгоняйте то из головы, и старайтесь восставить в силе святое учение веры, пока вычистится сознание и атмосфера душевная. Наш Граф Лев Толстой-сумасшедший много разбросал книжек богохульных, и сам лично непрестанно хулит всё святое... Это враг Божий и слуга диаволь. - Уж не пробрался ли он в Ваше захолустье?!! Индийские чудотворцы - фокусники, какие и у нас бывают. Спириты то же выделывают. Замысловатые штуки... Всё это вражьи проделки - на пагубу нам. Блюдитесь от сеятелей лжи пагубной!» "
Ну да, даже он. С другой стороны, нет свидетельства того, что Феофан Затворник сподобился восхИщения.
Ого - го! Сколько вы всего думаете! Христианство будучи совсем индифирентно к дыхательным упражнениям было достаточно указательно к вниманию. Перечислять все упоминания и вам будет скушно. Однако, слово внимание было употреблено столько раз, что мне остаётся только вспомнить интерпретации на известный стих из Ев. от Марка: "Слушай Израиль..." Как и хочется вспомнить Кастанеду. И его личный счёт: рекорд остановки сознания пятнадцать минут. Сосредоточится на практике всегда сложно в этой буре мира. Но и он не дремал в этой области. Остановим не хорошее и вспомним про хорошее. Теперь про мои практики. Я никогда не требую от себя нечто большего. Что не могу. Я говорю себе: Коляныч сосредоточься. Это важно. Ищи себя. И я нахожу. Остановиться и включить экаграту -- надо! А потом ты начинаешь анализировать в какое молчание ты перешёл! Уже потом.. Погружение бывает очень глубокое... Олег, спасибо тебе, что затронул эту тему. Слов только иногда не нахожу, чтоб сказать.
Олег и Ондатр, так - то надо бы рассматривать третью и лучше восьмую книгу "Абхидармокоши" по этому вопросу. Васубандху в последней книге "Энциклопии" довольно подробно этот вопрос рассматривает. У меня нет этого шедевра у глаз, к сожалению. Знаком только по отрывкам.
Кстати, да. Подмечено интересно. Концентранты же отдаются полностью! Меня четыре йоги иногда смущали. Так они ж бескорыстны? Чуток про индуизм: из всего что я знаю --- этот контент отличается не способами концентрации, а точкам прилоложения однонаправленности. Даже Асанга учит об однонаправленности в его "Абхидхасамауначчае". Вы ведь слышали об осознании дыхания? Это одна из мейнстримных практик Махаяны. Осознание четырёх истин и сосредоточение на дыхании. Индуизм же экаграту рассматривает в другом контексте.
Извини, пропустил этот твой пост. Судя по описаниям, это восхИщение ап.Павла и восхИщение исихастов - разные вещи. У вторых это состояние скорее "бесформенное".