Пять состояний внимания

Тема в разделе "Психология", создана пользователем plot, 20 мар 2011.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    а что нет ни одного текста более-менее последовательно описывающего процесс?
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в мистических практиках матрики часто самоподобны. первые четыре стадии связаны собственно с концентрацией в процессе медитации , следующие с созерцанием самого сознания. по этой причине вводится различение между саматхой и самадхи (не повсеместное)
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    первые четыре просто тренировка сознания, следующие 4 уже глубокая хирургическая операция
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ясно.
    У них просто акценты были расставлены немного иначе. Стадии (по памяти, т.е. ссылку не дам, это искать надо) примерно такие:
    1. Повторение молитвы устами
    2. Повторение молитвы мысленно
    3. Установление внимания в сердце. Первое вкушение сладости сосредоточения на молитве.
    4. "Непарительная" молитва, когда нет отвлечения внимания, ум постоянно установлен в сердце. При этом такая концентрация сохраняется вообще постоянно, где бы человек ни был.
    5. Самодвижущаяся молитва - молитва и сосредоточение как бы самопроизвольны, т.е. человеку не нужно делать усилий чтобы пребывать в этом состоянии.
    6. Нисхождение Фаворского Света, восхИщение. При этом подвижник совершенно теряет себя в сиянии Божественного света и как бы выпадает из бренного мира. То есть, он может пробыть в этом состоянии долго (до нескольких дней) и не заметить, что прошло столько времени. Здесь человек познаёт тайны бытия, сути вещей. Здесь же появляются разнообразные "сиддхи". Тут уже полностью уже не сам человек действует, но через него Господь.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    На какой стадии будет борьба с помыслами?
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да она с самого начала начинается, но вообще вплотную в это человек погружается где-то на третьей стадии. На пятой уже устанавливается полное и естественное бесстрастие и безмолвие в смысле - отсутствие всяких посторонних мыслей. Сама молитва становится как бы безмолвным устремлением к Богу. Шестая стадия от человека не зависит - Дух веет где хочет и когда придёт человек предугадать не может.
    Вот, кстати, борьбе с помыслами и прелестью посвящено довольно много места в писаниях. Подвижник, проходящий внутреннюю брань, должен отвергать не только страсти и помыслы, но и любые видения, даже вроде бы на первый взгляд благодатные. Ответом на любое появление каких бы то ни было отвлечений должно было быть одно: возвращение внимания в сердце, к молитве.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    надо полагать степени с 5 по 9-ю
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Насколько я понимаю, суфийская фана соответствует 6-й исихастской стадии.
    То есть, Максим, получается, что это те же ступени, что и в классическом буддизме, только идут они не через джнану, а через бхакту?
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ну чистая бхакта, это наверно как у Терезы Авильской
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    а так сходные ступени даёт и "тантра", хотя достигаются они преимущественно энергетическими практиками.
    в даосизме есть описания пути с акцентом на сознание и с акцентом на энергетику, тем неменее имеющие общие стадии.
    например медитация имеет стадии:
    прерывание кармы
    обуздание сердца
    седение в забытьи
    величественная сосредоточенность /опустошение опустошения (раскрытие подлинной "небесной" природы, незамутнённое духовное свечение)
    открытие "небесного глаза" - ясновидиние
    созерцание "ослепительного света великой пустоты"
    или "свет освещающий 10000 миров), великая смерть или "смерть природного человека" за которой следует "немедитация2 и осознание пустоты
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Но мы пока акцентировали внимание на сходстве , а не различии. между тем они также существенны. например на буддийском пути на стадии 9 концентраций задействованы элементы випашьяны т.е. объективного видиния и дхармического анализа. при дальнейшем движении полная трезвость не теряется идёт ли речь о "надмирном пути" - медитации пустоты или "мирском" - вхождении в дхъяны. В йоге Патанджили целью являются именно дхъяны и 4-я является завершением пути. Даосы начинают очень внимательно и последовательно осваивать сиддхи.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    если использовать как ориентиры "тела" и "миры". до степени концентрации с 5 по 8 будут подчинением и развитием "стихийного"/"астрального" тела (мры до траянистринсы включительно), а с 9 стадии происходит выход на "тело ума"/"ментальное".
    Но здесь надо сразу отметить, что в современной оккультной тусовке эти дервние термины понимают по своему, например считают рассудок выражением ментального тела, поэтому в их терминологии это будет уже выход на буддхи\атман/ монаду/ истинное я
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я тоже это заметил. Надо посмотреть, подумать.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    кстати, упоминания безобъектной концентрации тебе там попадались?
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    из текстов буддийской тантры:
    "благодаря состоянию совершенного покоя мудрость переходит в Ясный Свет полного осознания истины...Истинное состояние сознания, самость всех вещей,неотделимая от пустоты, вне области феноменов, время испытания превосходящего пределы мысли великого блаженства является Фундаментальным Ясным светом"
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тут трудно утверждать что-то с уверенностью, Максим. Нечто похожее можно найти. В том же, что касается, скажем, восхИщения, то и там ведь человек сознания не теряет, он просто полностью утрачивает феноменальное восприятие или, если угодно, превосходит его, или христианским языком - Господь его возносит за феноменальные пределы и за пределы самости в том числе. Не знаю насчёт "дхармического анализа", но человек определённо пребывает в острейшем, чистейшем сознании.
    Вот такие описания очень похожи на исихастские. Конечно, называют они это иными словами, а именно - Фаворским Светом, судя по всему. Это похоже на восхИщение очень.
    Системы описания у свв. отцов иные, очень жёсткие, накладывающие сильные ограничения.
    Причём, они сами признают, что благодать умалилась. То есть, в первые века среди пустынников было много таких людей. А позже - всё меньше. В последние века - пожалуй, на пальцах одной руки можно пересчитать. Возможно, это связано именно с догматизмом. Те, кто сподобились восхИщения или были около того, не отличались догматичностью совсем. Это, можно сказать, была их черта. Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Силуан Афонский.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так вот, что характерно: в первые века христианство было очень простым. Догматического аппарата не было, литургия находилась в примитивнейшем состоянии. Всё было ориентировано на живой опыт, на живую практику.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Когда Павел был восхищен до Третьего неба, это в тему?
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    "«...Книжек, противных вере, не читайте, и речей таких не слушайте. Если случится что услышать, изгоняйте то из головы, и старайтесь восставить в силе святое учение веры, пока вычистится сознание и атмосфера душевная. Наш Граф Лев Толстой-сумасшедший много разбросал книжек богохульных, и сам лично непрестанно хулит всё святое... Это враг Божий и слуга диаволь. - Уж не пробрался ли он в Ваше захолустье?!! Индийские чудотворцы - фокусники, какие и у нас бывают. Спириты то же выделывают. Замысловатые штуки... Всё это вражьи проделки - на пагубу нам. Блюдитесь от сеятелей лжи пагубной!» "
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну да, даже он. С другой стороны, нет свидетельства того, что Феофан Затворник сподобился восхИщения.
     
  21. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Ого - го! Сколько вы всего думаете!

    Христианство будучи совсем индифирентно к дыхательным упражнениям было достаточно указательно к вниманию. Перечислять все упоминания и вам будет скушно. Однако, слово внимание было употреблено столько раз, что мне остаётся только вспомнить интерпретации на известный стих из Ев. от Марка: "Слушай Израиль..."

    Как и хочется вспомнить Кастанеду. И его личный счёт: рекорд остановки сознания пятнадцать минут. Сосредоточится на практике всегда сложно в этой буре мира. Но и он не дремал в этой области. Остановим не хорошее и вспомним про хорошее.

    Теперь про мои практики. Я никогда не требую от себя нечто большего. Что не могу. Я говорю себе: Коляныч сосредоточься. Это важно. Ищи себя.

    И я нахожу. Остановиться и включить экаграту -- надо! А потом ты начинаешь анализировать в какое молчание ты перешёл! Уже потом.. Погружение бывает очень глубокое... Олег, спасибо тебе, что затронул эту тему. Слов только иногда не нахожу, чтоб сказать.
     
  22. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Олег и Ондатр, так - то надо бы рассматривать третью и лучше восьмую книгу "Абхидармокоши" по этому вопросу. Васубандху в последней книге "Энциклопии" довольно подробно этот вопрос рассматривает. У меня нет этого шедевра у глаз, к сожалению. Знаком только по отрывкам.
     
  23. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Кстати, да. Подмечено интересно. Концентранты же отдаются полностью! Меня четыре йоги иногда смущали. Так они ж бескорыстны?

    Чуток про индуизм: из всего что я знаю --- этот контент отличается не способами концентрации, а точкам прилоложения однонаправленности. Даже Асанга учит об однонаправленности в его "Абхидхасамауначчае". Вы ведь слышали об осознании дыхания? Это одна из мейнстримных практик Махаяны. Осознание четырёх истин и сосредоточение на дыхании. Индуизм же экаграту рассматривает в другом контексте.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В чём различие в направлении одноноправленности между буддизмом и индуизмом?
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Извини, пропустил этот твой пост.
    Судя по описаниям, это восхИщение ап.Павла и восхИщение исихастов - разные вещи. У вторых это состояние скорее "бесформенное".
     

Поделиться этой страницей