1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    Под словом «вера» зачастую понимают очень разные вещи. Попробуем разобраться – какие именно. Это важно, поскольку из-за неразличения этих нюансов часто возникает путаница.

    1. Вера как некритическое принятие чего-либо. В Википедии мы читаем:
    Некритическое принятие постулатов, отмеченное эмоциональной заинтересованностью (непреложное убеждение) в пределе ведёт к фанатизму:
    Иными словами, фанатизм – это предельное развитие такой веры, её апофеоз.

    Интересно также отношение такой веры к познанию. Если мы относимся к чему-то некритически, нетрезво, если мы избегаем относительно чего-то неудобных вопросов - может ли происходить познание? Может ли происходить освобождение сознания от шор? На мой взгляд, такой вот некритический подход не только не способствует познанию - он ему противоположен.

    2. Вера как некий постулат (или система постулатов), принимаемый в качестве базы для образа жизни. Эти постулаты не проверяемы непосредственно сразу - ни эмпирически ни логически, однако они определённым образом выстраивают жизнь человека. Отличие от предыдущего случая в том, что постулаты принимаются не столько в качестве истины, сколько как инструмент. В этом случае сила веры измеряется не степенью убеждённости в постулатах, а тем, насколько полно человек подчиняет свою жизнь этой системе. Такой человек верит, скажем, в Бога не потому что "это истина", а потому что "это делает жизнь лучше".

    Такая вера свойственна и для буддистов. Вначале пути буддисту зачастую приходится принимать некоторые постулаты учения будды Шакьямуни на веру и подчинять им свою жизнь.

    3. Вера как действие. Часто под словом «вера» понимают способность человека осуществлять задуманное. Например человек после травмы позвоночника верит, что сможет ходить и соответственно работает над этим. В этом случае сила его «веры» пропорциональна тому упорству, с которым он трудится. По сути, это – способность отсекать сомнения в каком-либо деле. Решимость, устремлённость. Именно в этом смысле вера имеется в виду в русских переводах буддийских текстов. Об этом, например, можно почитать здесь.

    Такую веру буддизм ставит весьма высоко, тогда как первый род веры, по сути, тождественен авидье, корню страданий.

    4. Также зачастую под словом «вера» понимают доверие. В крайнем варианте это – особое состояние ума, при котором человек полностью доверяет бытию. Эта ступень неизбежна в духовном пути. Однако, как ни странно, совсем не обязательно верить в Бога для того, чтобы придти к этому состоянию, поскольку оно вполне знакомо и в буддизме, хоть и интерпретируется несколько иначе.

    5. Вера как некое магическое, психотехническое понятие, родственное кастанедовскому несгибаемому намерению. В Евангелии:

    Описываются также, например, случаи, когда австралийский абориген, случайно выпив пива, которое является тотемом враждебного племени, заболел и умер без видимых причин, веря, что это пиво наделено враждебной магической силой.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.232
    Симпатии:
    8.118
    6. присутствует у христианских мистиков, как синоним для понятий высшая интуиция, мистическое надрациональное постижение
     
    La Mecha и plot нравится это.
  3. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.876
    Симпатии:
    1.399
    Несгибаемое намерение вроде - собственный внутренний импульс, а в примерах у тебя скорее доверие магической силе третьего лица?
    ...
    Может, несгибаемое намерение лучше к третьему подходит?
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    На мой взгляд, разница лишь в том что у магов такая вера работает произвольно, а у аборигена - непроизвольно.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    Я заметил, что люди искусства, с развитой фантазией и не привыкшие прибегать к логике (каждому своё, в конце концов), склонны относиться к миру скорее поэтически и принимать собственное поэтическое восприятие действительности за нечто истинное. В определённом смысле, оно и в самом деле истинно: если такой человек чувствует, что вещи живые - для него это факт восприятия. Просто воспринимают они это не физически, а умственно, т.с. глазом фантазии, который у них дорисовывает мир очень живо и - для этих людей - непреложно. Не имея возможности обосновать свои выводы о мире логически, такие люди называют это своё интуитивное вИдение верой. Так что видимо можно к вышеперечисленным шести пунктам добавить седьмой.
    —— добавлено: 20 июл 2013 в 19:06 ——
    Тут лишь бы только не ошибиться и не принять одно за другое. Фанатики, исповедующие веру в Невидимого Розового Единорога и всякого рода буратинисты, что характерно, неизменно считают, что уж их-то вера относится к 6-й разновидности. Так что тут, видимо, необходимо тщательное различение.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    В основе веры лежит одна особенность нашего мозга - он не любит неизвестности. То есть буквально её, неизвестность, не переносит, вырабатывая гормоны стресса. Поэтому в вопросах, которые невозможно (по тем или иным причинам) прояснить рационально, он начинает строить модели, на которые можно было бы опереться. Это происходит непроизвольно и зачастую именно такая вот непроизвольность служит нам аргументом в пользу того, что мы имеем дело с неким высшим интуитивным знанием.

    И абсолютизация веры зачастую является, как мне кажется, следствием потребности обрести внутреннюю опору. Такая отчаянная нужда во внутренней опоре, которая приводит к абсолютизации веры а значит к разного рода фанатизму, предположу, является следствием неких психических травм и деформаций, приводящих к потребности в психологической поддержке, и базируется на древних механизмах психики. Возможно, распространённость крайних форм фанатизма в Средние Века является следствием крайне неблагоприятных психически условий жизни тогда.
     
  7. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.876
    Симпатии:
    1.399
    С другой стороны, крайне неблагоприятные условия во многом были обязаны крайним формам фанатизма. :)
     
  8. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Несомненно) вера имеет множество значений.

    Вера как чувство уверенности.
    Вера как доверие.
    Вера как верность.
    Вера как ожидание.
    Вера как система взглядов.
    Вера как исповедание слова.
    Вера как образ жизни.

    Почему бы фанатиков, которые совершают непотребства во имя ......., не назвать просто преступниками и бандитами?

    Не только это.
    В основе веры лежит, и то что большинство положений духовных концепций логически, а уж тем более критически, не доказуемо и не познаваемо.

     
  9. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.876
    Симпатии:
    1.399
    Фанатики не всегда грабят и убивают, иногда ставят препоны знанию, общественному прогрессу, иногда навязывают свой образ жизни, если предоставляется такая историческая возможность. То есть вопрос, что считать непотребством. Иногда оно выходит за рамки того, что обычно называют преступлением и бандитизмом.
     
  10. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    То есть бывает не таким уж и вопиющим, как, скажем, Крестовые походы или терроризм во имя всего хорошего.)

    Собственно убеждение словом пока никто не запрещал, иначе прекратилась бы проповедь, а это не есть хорошо. :evil2: -- навязчивая воинствующая проповедь.
    Как написано в Коране: "нет принуждения в религии"

    Фанатизм та же самая вера, неотъемлемое качество естества человека, с неправильными мотивами по очень простой причине ( дело тут совсем не в абсолютизации, некритичности или в излишней рациональности ): невежество, помрачение, авидья.
    К примеру, крестоносец не понял учение Христа, поэтому попёрся освобождать землю Обетованную.

    *
    Необходимо отличать саму веру и её последствия.
    Вера как первоначальная единица -- доверие слову того или иного Учителя.
    Исповедания и поступки -- уже следствие вовлечения в содержание слова.

    Подобно тому как Шри Рамана Махарши "растворился" в Атмане, и это изменило всю его жизнь.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
    Фанатизм видимо не в том, что он не правильно понял, а в том, что ради своих убеждений готов убивать людей. А вот это уже следствие абсолютизации своих убеждений.
    А с тем, что в корне фанатизма - авидья - спорить трудно. Только она в корне много чего. Например, стремления к наслаждению, "яшности", отвращения и прочего и прочего.
    —— добавлено: Jul 22, 2013 8:10 AM ——
    Фанатизм может проявляться не только в форме навязчивой воинственной проповеди. В форме отвержения мира например тоже. В форме абсолютной глухости к доводам разума. И т.д.
     
  12. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Хорошо.
    А почему тогда верующий решает абсолютизировать своё знание?
    В чём причина?

    Эдикт Ашоки.
    Код:
    ...Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: «прославлю так свою религию», только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванампия Пиядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий.
    Именно. Нет глупости -- не к чему и фанатеть!:)

    Кстати, хорошо написано в «Абхидхармасамуччая» Асангой.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.758
    Симпатии:
    1.984
     

Поделиться этой страницей