Распутин

Тема в разделе "Соня: конспекты интеграции", создана пользователем Соня, 11 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Хочется поделиться выписками из работы Андрея Амальрика “Распутин”.

    [​IMG]

    Прочесть книгу можно, скажем, тут:
    http://book-online.com.ua/read.php?book=576


    Интересными показались его соображения не только непосредственно относящиеся к герою книги.
    Неплохо было бы, если б к мыслям этого талантливого автора добавились в этой теме и ваши.
     
    Последнее редактирование: 13 ноя 2021
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Тем более ожиданно было, что на сторону "иосифлян" стало
    государство - оно не тронуло монастырских земель, чего боялся Иосиф Волоцкий, но постепенно
    поглотило самое церковь, чего боялся Нил Сорский.
    Победой "иосифлян" первый шаг к подчинению церкви государству был сделан.


    Люди заспорили, по каким книгам спастись: по старым или по новым, костромской крестьянин Данила Филиппович
    разрешил спор, бросив все свои книги в реку - для спасения нужна одна книга:

    Книга золотая,
    Книга животная,
    Книга голубиная,
    Сам сударь Дух Святой.


    Господь Бог Саваоф и вселился в пречистую плоть Данилы Филипповича". Патриарх Никон сразу же посадил Данилу Филипповича в темницу, но тогда настала тьма на всей
    земле - и его выпустили.

    Если "Бог Саваоф" Данила Филиппович - личность легендарная, то первый хлыстовский "Христос" Иван Тимофеевич Суслов, якобы родившийся от столетних родителей, - реальная. При нем и его преемнике Прокопии Лупкине хлыстовщина достигла Москвы и перешла в южные губернии. С 1733 года начались судебные процессы, на время хлыстовщину приостановившие, но не прекратившие. В начале XIX века она проникла даже в петербургское
    общество - с 1817 по 1837 год существовал там "корабль" Екатерины Филипповны Татариновой.

    В ее секту вовлечены были некоторые аристократы, посещал ее министр духовных дел князь Голицын, а Александр I принял Татаринову и долго беседовал с ней. В 1837 году она была помещена в монастырь, где провела десять лет, пока не "покаялась в заблуждениях".
    "Хлыщу, хлыщу, Христа ищу..." -
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Распутин не был в состоянии ясно сформулировать свое "учение" и обладал не законченной системой взглядов, а
    скорее цельным чувством, которое можно описать словами одного из ранних пиетистов: "Спасется не самый
    терпеливый в выстаивании церковных служб и не самый ученый в знании богословских книг, а тот, кто все свои мысли и волю направит на Бога".
    По чувству Распутин скорее пантеист. Бог - это некое высшее благо, разлитое в природе.
    высшее проявление благодати - это любовь:
    любовь к Богу, к природе, а наипаче к ближнему своему.

    заметно сходство с учением средневековой секты амальрикан,
    последователей Амальрика из Бены. Учение его было осуждено католической церковью, прах выброшен в поле,
    а многие последователи сожжены - но не все, мой род идет если не от него самого, то от одного из его учеников. Вкратце его учение сводилось к трем пунктам: 1) Бог есть все;
    2) каждый христианин - член в теле Христа; 3) пребывающим в любви не вменяется в вину никакой грех. Ученики его отсюда сделали вывод, что тот, в ком пребывает Божественный дух, не может грешить. Бог есть любовь, Бог есть правда, Бог есть природа, Бог есть радость и веселье. Как религиозный идеал Распутину представлялась не монашеская аскеза, не умерщвление плоти, что могло повести только к гордыне, а оттуда прямо к дьяволу, но жизнь в радости - "он не отделял религию от радости". "Молиться Богу можно в танце так же хорошо, как и в монастыре, хвалить Его в радости за то добро, что Он создал, - говорил он. - И царь Давид танцевал перед ковчегом Господа". "Нет, Бог веселым от рая не откажет, а наипаче их возлюбит, но только веселиться нужно во Господе".
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Для взглядов Распутина характерен экуменизм, редкий в то время. Он говорил, что все религии представляют не что иное, как разное понимание одного и того же Бога.
    "Триста вер в свете - триста истин... У каждого человека в душе своя библия...", "Я вот убедился в том, что платье у турок такое же, как у христиан и евреев... Сначала уничтожили это различие, а потом и на веру перейдет, - простодушно пишет он, -...сначала на одежду прельстятся
    все инородцы, а потом из них будет Единая Церковь".

    "Снимая с женщин страсти и как бы забирая их греховные помыслы на себя, Распутин для проверки полности покаяния приглашал с собою мыться в бане молодых девушек и
    женщин".
    Цель этих совместных омовений была показать как бесстрастие Распутина, так и покорность его учениц.

    Распутин якобы говорил Илиодору (Труфанову): "Мне прикоснуться к женщине али к чурбану все равно... Я хотение направляю отсюда, из чрева, в голову, в мозги, и тогда я
    неуязвим. И баба, прикоснувшись меня, освобождается от блудных страстей. Потому-то бабы и лезут ко мне: им хочется с мужиком побаловаться, но нельзя... Вот и обращаются
    ко мне с просьбой снять с них страсти..."

    "Когда ты в духе, плоть умирает", - объяснял Распутин, а раз его "плоть" это только "передаточный механизм", через который Бог делает свою работу, то ученицами Распутина
    сделан был вывод, им самим усвоенный: "Люди делают грех, а он тем же только освящает и низводит благодать Божию!"

    С другой стороны, влечение к женщине - а что может быть естественнее в мужчине –
    отвечало общему взгляду Распутина на религию как радость и на земную любовь как угодное Богу дело.

    Сенин нашел, что отношения Распутина с женщинами "не
    совсем чистые с точки зрения общепринятой морали. Но если Григорий и творит грех, то с непременным условием: грехом он это не считает, а лишь актом проявления наивысшей
    любви". А по словам местного священника, уговаривая односельчанку, Распутин сказал ей,
    "что в этом нет никакого греха, так как ему раз во время сношения с женой являлась в свете Пресвятая Троица".

    "Успех его проявился преимущественно в самых низах народных и в самых верхах... - говорит Труфанов. - Это объясняется тем, что в низах и в верхах ищут Бога".
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В самарской губернии хлысты-христы были весьма распространены. Беседников тоже причисляли одно время к хлыстам, впрочем некоторые ответвления их, видимо, были весьма похожи на хлыстов.
    Помню когда-то давно была передача про хлыстовство в Самаре. О них ходили слухи, что они способны творить чудеса, в том числе летать. Там брали интервью у какой-то древней бабушки. Её спрашивают: "А правда что вы летали во время радений?" Она отвечает: "А как же, сынок. Лётала."
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Хотя в устав был внесен пункт, что "евреи в члены Союза никогда допущены быть не могут, даже в том случае, если они примут христианство", во главе московского отделения
    оказался крещеный немецкий еврей В.А.Грингмут.

    Что гораздо важнее, в Союз символически вступил "первый
    русский дворянин" император Николай II. 23 декабря 1905 года он принял депутацию Союза во главе с детским врачом А. Дубровиным, который дал ему значки Союза для него и
    наследника.

    Сазонов сообщал Витте, "что судьба Столыпина спета, что государь твердо решил от него избавиться и не позже, как после торжеств в Киеве"

    случайно стало известно о предстоящем приезде в Киев
    двух членов партии эсеров, мужчины и женщины, для убийства Столыпина. Кулябко тут же пригласил в кабинет своего шурина Спиридовича и вице-директора Департамента
    полиции Веригина, договорились, что, как только террористы приедут, "Аленский" тут же даст знать. Курлов принял дополнительные меры по охране царя, по-прежнему гнорируя Столыпина, хотя по службе и доложил ему о сообщении

    В коридоре рядом с нашей комнатой происходил шум, там хотели покончить с убийцей; по-моему - к сожалению,
    полиция отбила его от публики", - замечает законолюбивый царь.

    Убийцей оказался киевлянин, помощник присяжного поверенного Дмитрий Богров - он же "Аленский", донесший на мифических террористов.
    Убивать царя он не хотел - как еврей, он боялся, что это вызовет погром в Киеве, как революционер, он считал, что Столыпин может предотвратить революцию, а Николай II только ускорить. Если эта гипотеза верна, она не снимает вопроса, насколько Кулябко, Спиридович, Веригин и
    Курлов были "обмануты" Богровым.
    Либо хотели довести покушение - чье бы то ни было и на кого бы то ни было - до самой грани, чтобы террористу не избегнуть петли, а охранникам наград, либо Курлов с товарищами решили использовать предоставившуюся возможность избавиться самим и избавить царя от Столыпина.

    На молебне о выздоровлении Столыпина не присутствовало ни одного члена царской семьи и даже свиты, ни один пункт расписания торжеств в связи с его ранением и смертью
    нарушен не был. По словам царя, известие о покушении на Столыпина царица приняла "довольно спокойно".
    Да и в отчете царя матери не чувствуется потрясения.
    Единственная фраза, отмеченная восклицательным знаком: "Радость огромная попасть снова на яхту!"
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Не было б подлинного мистического опыта - не было б движения.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не понял перехода от Распутина к Столыпину.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Это же выписки :) Книга большая, выписки маленькие. То же самое и со всеми прочими книгами.
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А что говорил Распутин про Столыпина?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ничего хорошего
    Это уже у Радзинского.

     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Иными словами, роль и личность Распутина как минимум неоднозначны. С другой стороны, против вступления в мировую войну он всячески отговаривал, а именно она, по сути, стала той последней каплей, которая свалила Российскую империю, насколько я помню курс истории.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ну да. Мне лично он достаточно мил. Прежде всего из-за его войны против этой гибельной войны.

    Ошо говорит, что он просто не умел "держать силу". Духовное его развитие опережало личностное. Зрелости не хватало. Так что, вознесясь на вершину немножечко пошел вразнос. Впрочем, злые языки поговаривают, что и у самого Ошо с этим было не все гладко.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Думается привязка Распутина к хлыстовству вообще искусственна. Каких либо доказательств его принадлежности к секте нет.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Этт точно. Но Амальрик давно это писал.
    А вот стихийная общность духовного опыта при этом - интересна.
     

Поделиться этой страницей