Реализм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 17 авг 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Появление этой ветки диктуется наличием соседних, посвящённых символизму, классицизму, романтизму. Хотя понятие это очень спорное и размытое. Трактовки его весьма противоречивы и, порой, взаимоисключающи.
    В 19 в. реализм был во многом синонимом "натуральной школы".
    Для этого времени характерными признаками направления можно считать стремление изобразить мир "как он есть", "узнаваемость" и неприукрашенность натуры , предпочтение бытового жанра, портрета, родного пейзажа, и т.д.

    При желании, его историю можно начинать и много раньше.
     
    Василий нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    В древнем и эллинистическом Египте , например, реализм портрета усопшего был обусловлен религиозными требованиями. И античная живопись для этого предоставляла немалые возможности.

    Фаюмский портрет первых веков н.э.




    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]


    Хотя, если бы эти портреты были исполнены в 19 в., к реализму их, безусловно бы, не отнесли. )
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    современные им фрески из Помпей

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Традиции античности в религиозном искусстве средних веков в общем-то никогда до конца и не угасали, сосуществуя с новым "аскетическим" стилем.

    6 в. Синай

    [​IMG]

    13 в. Греция
    [​IMG]


    Мазаччо нач. 15 в.

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Но вот как жанр портрет (затем и натюрморт, и пейзаж) практически заново и самостоятельно рождаются в нач. 15 в. в герцогстве Бургундском (Нидерландах). Происходило это параллельно итальнскому Возрождению, но до чего же непохоже!
    Шпенглер особенно акцентировал внимание на этом различии, видя в новом нидерландским искусстве продолжение готики и проявление "фаустовской души" новой Европы.
    В свете темы можно согласится с тем , что развитие реализма как направления связано в первую очередь именно с севером (Бургундией и Германией) , а не с Италией.

    Флемельский мастер (Роберт Кампен) нач. 15 в.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    А к чему?
     
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    [​IMG]

    Вообще - то вот этот "портрет" что-то на реализм не тянет как-то... Хмм..
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    к салонной живописи наверно ). обличили бы идеализацию натуры )

    итальянское Возрождение было очень реалистичным по сравнению с византийской иконописью, особенно "аскетической". Но, конечно, позднейшему реализму оно, в лучшем случае, дядюшка.

    Хотя вот как современник описывает леонардовскую Джоконду:
    "«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
    Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был." (Вазари)
     
  9. Мила

    Мила Guest

    Реализм невозможен без понимания конструкции натуры, в изображении человека - хотя бы без любительского знакомства с анатомией. Не зря художников Возрождения тянуло копаться в трупах, они интуитивно двигались в нужном направлении. Твёрдое - выступающие кости и хрящи, к примеру, - следует писать и рисовать твёрдо, мягкое - мягко, под кожей должна течь кровь, плоть и растения должны настолько же пронизываться светом, как художник видит это в натуре. Это всё постигалось по-настоящему в эпоху Возрождения.
    Отличная живопись фаюмского и помпейского портрета, хороший свет, но череп человека читается ещё неуверенно.
    Художник долго скользил взглядом по натуре, не проникая глубже поверхности.
    Голландское Возрождение прониклось конструкцией, но не знало, как писать свет. Отличная форма, но это крашеное дерево (хотя я их люблю... но это неважно).
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Возникновение психологического портрета связаны, видимо, с подвижками в духовной жизни Европы (г.о. Северной), центр которых находился именно в Нидерландах. Это движение Нового благочестия - переориентация с внешнего обрядового благочестия на внутренний мир , самоанализ и мирскую праведность.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Ван дер Вейден 1399-1464

    [​IMG]





    Ван дер Гус 1435-82

    [​IMG]

    деталь
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2016
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    в 15 в. , видимо, появляется и бытовой жанр, однако до нас дошли в основном работы 16 в.

    Босх Блудный сын (?) 1510

    [​IMG]

    Массейс Меняла (банкир) и его жена 1519 (возможно, реплика на недошедшую до нас картину Ван Эйка)

    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    на сцену выходят немцы.

    Дюрер совершил путешествие в Италию в 1495-96 гг. Его натурные зарисовки (которые, конечно, как готовые картины не воспринимались) , тем не менее положили начало пейзажному жанру в Европе.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Ганс Гольбейн Младший (пер. пол. 16 в.)

    [​IMG]

    [​IMG]
    —— добавлено: Aug 18, 2013 9:41 AM ——
    [​IMG]
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    нидерландец Артсен 1508-75 - первый художник посвятивший себя бытовому жанру и натюрморту

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  17. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.722
    Симпатии:
    1.366
    Хотелось бы немного уточнить. Основной акцент в реализме ставится на технической точности передачи натуры или же на психологическом стремлении найти и отметить не только красивое, но и некрасивое? Или и то, и другое?
    —— добавлено: 18 авг 2013 в 14:21 ——
    Здесь моему неискушенному взгляду тоже видится идеализация.
     
  18. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.722
    Симпатии:
    1.366
    А здесь - нарочитая де-идеализация. :)
     
  19. Мила

    Мила Guest

    Вася, живопись была заказная, и там, где ты видишь "идеализацию", заказчик видел правду жизни. Главное - впечатление зрителя, современника и заказчика, и для художника, постигающего в своей работе реальность, было желательно впечатление жизни как она есть. Он не рассчитывал на то, каково будет впечатление зрителя через несколько веков с нанешними эстетическими категорииями.
    Поэтому так спорны бывают разные деления на направления.
     
  20. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.722
    Симпатии:
    1.366
    Согласен. Тогда хотелось бы понять, в чем именно с точки зрения современника заключалась неидеализированность "Портрета женщины" Кампена.
     
  21. Мила

    Мила Guest

    Я могу судить только о том, что портрет ценили - ведь он сохранился до настоящего времени. Судя по тому, что писал мастер, характер натурщика ему удавался, и, видимо, сходство было. Люди это любят.
    Писать ткани разных видов, их складки художников обучали особо, и это на картине тоже очень привлекательно для зрителя.

    А у меня вызывают улыбку руки на картинах немцев и голландцев. В них редко стремились к сходству с натурой. Заказывая портрет, человек всё же хотел обмануть и время, и природу. И если сходство лиц было востребовано, то все эти артистические узкие кисти и длинные пальчики выдавали недовольство природой, своей - у зрителя, природой вообще - у художника.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    современнику такие категории вообще были безразличны , это заморочка 19 в. ). В 15 в. и 16 в. такого понятия как реализм вообще не существовало. А сам этот портрет, вообще, один первых живописных портретов в европейском искусстве (после античности).
    Вопрос скорее в том, почему современники не возражали, что их так неидеализированно изображали ).


    А вот это напрасно ). Для современников эта картина выглядела в высшей степени аппетитно ). Голодное было время .
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    В 15 в. портрет был в новинку. В 16 в. он уже достигает рассцвета. Появляется жанр парадного портрета. Все сильные мира сего желали быть запечетлёнными. Появилось собирательство портретов современников.

    Тициан 1488 (?) -1476

    портрет папы Павла 3
    [​IMG]

    портрет императора Карла 5

    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Антонис Мор 1519-76

    королева Мария Тюдор

    [​IMG]

    карлик с собакой

    [​IMG]
     
  25. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.722
    Симпатии:
    1.366
    Тогда я наступил на все те же грабли осовремененного восприятия. )
     

Поделиться этой страницей