Реализм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 17 авг 2013.

  1. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Т.е. это не реализм?

    А
    ? Тоже не реализм?
    Тогда в ветке трудно ориентироваться ((((
     
    Последнее редактирование модератором: 3 авг 2020
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    нет , это не реализм. Что поделаешь, для того чтобы прояснить какое-то понятие надо отталкиватся и от того чем оно не является и даже чему противостоит. )

    А вот это имеет к реализму самое прямое отношение. Вот только сам термин "реализм" и движение реалистов возникли позже чем были написаны эти пейзажи. Поэтому отнести их к какому-либо направлению однозначно сложно. Некоторые искусствоведы относят их к романтизму (Гиртин , например, даёт для этого основания). Но, несомненно, это именно тот вектор в живописи из которого непосредственно вырос "канонический" реализм.

    Вот зарисовки Томаса Джонса (1742-1803)

    85182.jpg

    221524.jpg

    Thomas_Jones_001.jpg

    Thomas_Jones_h-_Santa_Maria_a_Cappella_Nuova.jpg

    ThomasJonesMauerInNeapel.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Своеобразен стиль Камиля Коро 1796-1875 9в какой степени следующий линии рокайльного пейзажа)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Теодор Руссо 1812-67 основатель Барбизонской школы
    rousseaut_руссоfontainebleau.jpg
    Поражает невероятная чувствительность французских живописных кругов. Не так уж далеко Руссо уходит от канонов в сторону реализма, но Салон был для него закрыт в течении 30 лет (1835-65)
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Добиньи 1817-78, другой барбизонец
    добиньиoise.jpg

    1280px-Charles_François_Daubigny_-_Les_bord_de_l'Oise_(1864).jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Милле (барбизонец) 1814-75



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Голландия.

    Йонгкинд 1819-91


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В принципе , здесь есть уже всё , что потом считалось реализмом. Оставалось только придумать слово.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дальнейшее знакомство с темой желательно продолжить после знакомства с этой вот веткой http://forum.arimoya.info/threads/Салонная-живопись.1102/

    Хорошо видно, что реализм отличался совсем не иллюзионизмом и жизнеподобием, всё это присутствовало в салоном искусстве в полной мере. А скорее протестом против эстетической цензуры - расширением границем того , что дозволено изображаьб, обращением к "вульгарной натуре" , поиском прекрасного в обыденном, отказа от той тонкой условности (оприсываемой твёрдыми правилами), которая, например, позволяла, в весьма пуританских обществах, вывешивать на стенах и расставлять в парках бесчисленные обнажённые фигуры.


    Официальное рождение реализма состоялось в 1855. Салоном реалистов пресса окрестила выставку картин Курбе, которые отказались принять на международную выставку. Новому направлению не хватало скандального лидера - он появился:
    "«Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство —такова моя цель»" ...
    "Основа реализма - отрицание идеала, отрицание, к которому меня подвел пятнадцатилетний труд и которое ни один художник доныне не посмел провозгласить открыто..."
    "Сегодня в связи с последними достижениями философии даже в искусстве приходится следовать разуму, не позволяя чувству торжествовать над логикой"

    Курбе (1819-77)


    [​IMG]

    происхождение мира

    [​IMG]
    —— добавлено: Aug 21, 2013 12:34 PM ——

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В короткие сроки реализм становится если не мейнстримом , то одним ведущих направлений искусства вт. пол. 19 в. (вначале в качестве андеграунда).
    В качестве его теоретической базы рассматривалась философия позитивизма - никаких эйдосов и недостижимых идеалов , сугубо научный подход к реальности.

    Эмиль Золя о творчестве Эдуарда Мане :

    "Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Она исходит из того, что вне художника существует некая абсолютная красота, или, лучше сказать, некое идеальное совершенство, к которому каждый стремится и приближается в той или иной степени. Есть, следовательно, и некое общее мерило прекрасного, каковым является сама эта отвлеченная красота; с указанным мерилом люди подходят к любому произведению и, в зависимости от того, насколько оно соответствует этому мерилу, судят о достоинствах произведения. Сложилось так, что за образец был принят древнегреческий идеал красоты, и в оценке всех произведений искусства, созданных человечеством, стали исходить из большего или меньшего сходства этих произведений с произведениями греческого искусства.

    Таким образом, многообразные творения неиссякающего человеческого гения оказались сведенными к древнегреческому образцу. Греческие художники нашли идеал красоты, и с тех пор мерило было определено; оставалось только подражать и воспроизводить модели возможно точнее. Есть люди, которые готовы вам доказать, что художники Возрождения велики именно тем, что были подражателями. Более двух тысяч лет меняется мир, цивилизации рождаются и гибнут, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное существование среди вечно меняющихся нравов; а с другой стороны, повсюду рождаются художники: и бледными, холодными утрами в Голландии, и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании. Все равно! Есть абсолютная красота — всегда одна и та же, неподвижная, господствующая над веками; о нее беспощадно разбиваются и жизнь, и страсти, и воображение людей, которые радовались и страдали в течение более чем двух тысячелетий."

    "В общем, если бы меня спросили, в чем новизна языка Эдуарда Мане, я бы ответил: в простоте и точности. Тон, который он вносит, светел и наполняет холст сиянием. Его трактовка точна и обобщенна; он пренебрегает деталями и стремится к выражению целого.

    Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Здесь дело уже не в стремлении к абсолютной красоте; художник не живописует ни событий, ни душевных переживаний; то, что называют сочинением, для него не существует, и задача, которую он себе ставит, не сводится к передаче такой-то мысли или такого-то исторического факта. Поэтому его не следует судить ни как моралиста, ни как литератора; к нему надо подходить как к живописцу. Он понимает картины, изображающие людей, так же, как в школах позволено понимать изображение мертвой природы; я хочу сказать, что он располагает фигуры несколько случайно и затем заботится лишь о том, чтобы закрепить их на холсте такими, какими он их видит, с живыми контрастами, которые они образуют, отделяясь друг от друга. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Он умеет живописать — и это все; у него есть дарование; особенность его темперамента в том, что он схватывает доминирующие тона во всей их тонкости и лепит предметы и людей крупными планами.

    Он — дитя нашего века. Я вижу в нем живописца-аналитика. Сейчас все проблемы снова поставлены на рассмотрение, наука стала искать прочные основания и потому вернулась к точному наблюдению фактов. Это движение наблюдается не только в области науки; во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических живописцев и жанристов, потому что они изучают природу, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе; в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Повторяю, он просто аналитик; его холсты представляют гораздо больший интерес, чем плагиаты его собратьев; благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание; художник — истолкователь действительности, и его произведения для меня имеют ценность точного описания, сделанного своеобразным и человечным языком."

    Как известно, Мане один из столпов импрессионизма . Но в 1860-е гг. сам импрессионизм ещё не выделялся из реализма. Разделение на импрессионизм и натурализм произошло только к 70-м гг.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Эдуард Мане

    Олимпия
    [​IMG]

    Завтрак на траве
    [​IMG]



    Музыка в Тюильри

    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Разделение произошло, поскольку натуралисты стали фиксироваться на предельно точном, "фотографическом" воспроизведении реальности, а импрессионисты на впечатлении от реальности, включая особенности человеческого восприятия, его субъективность.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Леон Лермитт (натуралист)
    [​IMG]
    Бастьен-Лепеж (натуралист)
    [​IMG]
    Мунье
    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 1860-е реалистические школы возникают (и лидируют) во многих странах

    Италия . "Маккьяйоли"

    Фаттори

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Телемако Синьорини
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Одоардо Боррани (натурализм)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Джузеппе де Ниттис

    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Очень часто реализм был выражением левого, нонконформистского, анти-буржуазного настроя.
     
  19. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Можно ли сказать, что натурализм менее концептуален, чем реализм? Мог ли, например, натурализм, как реализм, выражать анти-какой-то настрой? Было ли у натуралистов стремление рисовать без рефлексии?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Натурализм сам не отличал себя особо от реализма. Позднее "натурализм" становится ругательным выражением для реалистического произведения не сумевшего найти обобщение образа и погрязшего в выписывании деталей (часто мало-эстетичных).
    Методология же собственно натурализма была изложена больше в литературоведческих работах.

    Золя: "Я хочу перейти сейчас к другой особенности натуралистического романа. Он безличен. Другими словами — романист всего только регистратор фактов, он остерегается выносить суждения и делать выводы. Задача ученого — излагать факты, подвергать их тщательному анализу, не отваживаясь на синтез; ученый как бы говорит: вот вам точные факты; опыт, поставленный в таких-то и таких-то условиях, привел к таким-то результатам; он строго придерживается этого, ведь если бы он захотел выйти за пределы исследованных явлений, то непременно пришел бы к гипотезам, а это уже не научные истины, но всякого рода возможные допущения. Так вот, романист также должен придерживаться только фактов, доступных наблюдению, скрупулезно изучать природу и общество, если он не хочет запутаться в ложных выводах и умозаключениях. Писатель как бы исчезает, он хранит про себя свои чувства и рассказывает только о том, что видел. Смотрите: вот какова реальность, содрогайтесь или смейтесь, глядя на нее, извлекайте для себя уроки из этого зрелища, автор же видит свою единственную задачу в том, чтобы представить вашему обозрению подлинные документы. Помимо всего прочего, эта, так сказать, нравственная безличность произведения имеет свои резоны и с точки зрения чисто художественной. Окрашенное тем или иным чувством, пристрастное вмешательство автора умаляет его произведение, нарушает чистоту линий, вводит в роман стихию, чуждую фактам, и это разрушает их научное значение. Невозможно представить себе химика, который стал бы негодовать на азот потому, что этот элемент не участвует в поддержании жизни, или же выказывать нежную симпатию к кислороду по противоположным мотивам. Романист, испытывающий потребность обличать порок и прославлять добродетель, наносит тем самым ущерб жизненным документам, с которыми он знакомит читателя, ибо вмешательство автора столь же неуместно, сколь и бесплодно; при этом произведение утрачивает свою силу, отныне оно уже не мраморная скрижаль, высеченная из глыбы реальности, а вытесанная дощечка, на которой видны следы волнения мастера, ибо он сам не свободен от различных предрассудков и всевозможных заблуждений. Истинное произведение искусства живет века, между тем как произведение, отмеченное авторским чувством, будет затрагивать только людей определенной эпохи."

    фактически же конечно с помощью натуралистической методы вполне можно было выразить и протестные настроения (при желании).
     
    Glenn нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Голландия. Гаагская школа.


    Антон Мауве
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
    Glenn нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Германия

    Менцель
    221255.jpg
    0_511152_cea0dccd_XXL.jpg
    Лейбль
    [​IMG]
    [​IMG]—— добавлено: Aug 24, 2013 7:21 AM ——
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2020
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    эпоха реализма начинается в Европе ок. 1860 г.
    В России эта граница ещё более чёткая 1863 г. ("бунт четырнадцати"). А значение реализма в становлении национальной школы живописи вообще грандиозно. Пожалуй только в России реализм приобрёл почти религиозное значение. (основное направление известно как "критический реализм", т.е. по духу прямо противоположен натурализму, это не отказ от оценочности, а, напротив, предельно чёткое различение добра и зла , социального прежде всего).
    в 1870 г. новое направление было оформлено в Товарищество передвижных художественных выставок ("передвижники")

    Крамской

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Шишкин

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Левитан

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей