Метки:
  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Сглазить икону

    Удивительна стойкая убежденность многих воцерковленных в силу чертову и немощь Божию. В Псково-Печерской Лавре очень даже себе божия старушка передо мной попросила по слабости зрения поближе посмотреть иконку. Труженица за свечным ящиком ну прямо взвизгнула: "В руки не дам! Сглазишь." Народ же, со страхом и осуждением глядя на старушку, слегка попятился.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Религия

    Как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений. Для меня "религия" означает стремление человека трансцендировать свою ограниченность.
    Для других напротив: "религия" значит стремление человека ограничить.

    Что ж: самого человека одни оценивают по высшим устремлениям его духа,
    а другие - по оставленных в отхожем месте продуктам его жизнедеятельности.
    Спору нет: устремления духа - материя спорная;
    второй же вариант - бесспорен: материя вполне материальная, весомая, зримая; хоть и грубая :) .

    Согласна: религия как общественный институт, ставящий своей целью облагораживание человека, со своей задачей, мягко говоря, справлялся далеко не всегда и вообще заслуживает массу справедливых упреков.
    Просто по мне религия как общественный институт есть лишь видимое (весомое, грубое, зримое) проявление религии;
    для меня далеко не главное.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Мысль, вестимо, нехитрая. Но, как сказал Аристотель, «Известное известно немногим»
     
  4. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Я думаю правильней разделять понятия религия и религиозный общественный институт. Первое это лат. religare — воссоединять, особая форма осознания, познания мира, включая интуитивное. Второе –служители культа, чиновничий институт. Что до устремления духа, так оно изначально заложено не только в человеке, но во всех существах без исключения, только у одних крепко спит, у других, в какой-то степени развито. Отсюда и оценки.
     
    Соня нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.704
    Симпатии:
    6.364
    выводы из этого следующие:
    когда произносится фраза "человек не религиозный" , т.е. находящийся вне института. автоматически понимается: "лишённый устремлений духа, слепой, низший вид", и наоборот.
    это единственный результат использования слова религия в том смысле, который вкладывает в него Соня
    Как недавно сказал заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО : "Атеисты это больные. Это животные. Их надо лечить"
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    ".... и будет тебе яко язычник и мытарь" (Мф. 18:17) у Иисуса
    "Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2
    Кор. VI, :15) у ап. Павла, понятие "гой", "активно неверующий, злостный язычник" /а вовсе не национальность; язычник par excellence/
    В обычном же, бытовом смысле, "религиозный" означает обрядово верующий, "соблюдающий".
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Так что:
    - "лишённый устремлений духа" - одно
    - "слепой, низший вид" - надменная оценка самодовольного выспренного идиота/ки
    - "находящийся вне института" - нерелигиозный в обычном, бытовом смысле.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.704
    Симпатии:
    6.364
    но этого никто никогда не узнает. потому что слово то одно
     
  9. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.631
    Симпатии:
    2.603
    "Доступная народу речь – речь конкретная; чем больше она взывает к чувствам, а не к разуму, тем доступнее она народу".
    "...за каждом конкретным словом встает мышление целой эпохи, общее мышление, в которое встроена мысль индивида, то, что влияет на него, а может быть и руководит им".

    Виктор Клемперер

    "Каждое необходимое понятие будет выражаться одним единственным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты".
    "Это прекрасно – уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно в глаголах и прилагательных, но и среди существительных – сотни и сотни лишних. Не только синонимов; есть ведь и антонимы. Ну скажите, для чего нужно слово, которое есть полная противоположность другому? Слово само содержит свою противоположность. Возьмем, например, «голод». Если есть слово «голод», зачем вам «сытость»? «Неголод» ничем не хуже, даже лучше, потому что оно – прямая противоположность, а «сытость» – нет. Или оттенки и степени прилагательных. «Хороший» – для кого хороший? А «плюсовой» исключает субъективность. Опять же, если вам нужно что то сильнее «плюсового», какой смысл иметь целый набор расплывчатых бесполезных слов – «великолепный», «отличный» и так далее? «Плюс плюсовой» охватывает те же значения, а если нужно еще сильнее – «плюсплюс плюсовой». Конечно, мы и сейчас уже пользуемся этими формами, но в окончательном варианте новояза других просто не останется. В итоге все понятия плохого и хорошего будут описываться только шестью словами, а по сути, двумя".

    Джордж Оруэлл

    То бишь все эти "устремления духа" и т.п. отсекались и задвигались в маргинальные зоны с ругательно-определяемыми ересями, эзотеризмом и сектантством и будут отсекаться и задвигаться, потому что существует
    И отмирать он не собирается.

    В то же время бедность и неточность терминов - плодотворная почва для игр ума философов. Никому это не мешает. )
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    От кого, но только не от вас.
    - Всякому и не лингвисту известно: всякое почти слово имеет диапазон значений. Порой незаметный носителям языка, но достаточно четко различаемый в словарях.
    - Кроме этой "квантуемости" смыслов, Мандельштам говорил (что в его поэтике было весьма важно): всякое слово имеет не только ядро, но и окружающее его поле значений.
    О природе слова»). Тут речь больше о контекстном влиянии.

    О сходном же тема "Разрешим ли еврейский вопрос в России?".
    Потому и: как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений.
    Большинство же не склонно задумываться над "и так" им уже известном.
    Людям в простоте душевной свойственно полагать, что уж их-то 2я сигнальная система сигналит им безошибочно и единственным возможным образом.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.704
    Симпатии:
    6.364
    контекст будете определять не вы. это вас будут воспринимать в имеющемся контексте.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке,
    но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.
    – Жан Ростан
    В том-то и дело.
    И сама грешу этим прежде и больше других.
    Конь ретивый бьет копытом и не дает успеть спросить:
    "А что вы понимаете под этим словом?"
     
  13. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Следует отметить, что в русском языке слова религия, религиозный и вера, верующий – синонимы. Чаще употребляется слово верующий, вера. В иудаизме употребляется исключительно – религия, религиозный. Религиозный, это человек, который, чаще интуитивно, способен воспринимать наличие, кроме нашего мира, миров иноматериальных и обитающих там существ. То есть, в человеке, в какой-то степени открыты органы духовного восприятия. Естественно, раскрыты эти органы у разных людей в разной степени.

    Религиозность, религиозное чувство, это способности. Где-то оно близко к творческому состоянию. Как творческие способности, интеллектуальные, моральные качества, так и религиозные, могут быть развиты в разной степени – совсем неразвиты, частично развиты или хорошо развиты. У одного человека могут быть развиты одни из вышеперечисленных, творческие, к примеру, у другого интеллектуальные, у третьего религиозные. Разумеется, у одного человека могут, в разной степени, быть развиты несколько или все перечисленные способности. Могут быть у одного человека хорошо развиты несколько, а то и все. К человеку с неразвитым религиозным чувством необходимо относится так же, как к человеку с неразвитым этетическим чувством или интеллектом. Если у человека неразвито, какое либо чувство или качество, это, прежде всего, его личная проблема. Проблемы для окружающих возникают, если у него не развиты моральные качества, не зависимо от развитости или неразвитости других.

    Религия, это мировоззрение, система знаний. Остальное, обряды и прочее, приложение к ней. Чаще всего закостеневшее мировоззрение, система, не способна к самообновлению, совершенствованию. сказанное относится ко всем старым религиям. Но и закостенелость не всегда нужно оценивать отрицательно. Ведь религиозная система, если её можно назвать системой, состоит из множества частных истин и ещё большего множества заблуждений. Изменить систему, в своих интересах, пытаются противоположные силы, как в лучшую, так и в худшую сторону. Из этого следует, что в первом случае закостенелость мешает, тормозит, значит плохо, в другом, наоборот, спасает от искажений и подмен, значит хорошо. В нашем двойственном мире нельзя, что-либо оценивать однозначно.


    Я не думаю, что институт служителей культа должен отмереть. В религии он необходим как врачи в медицине, учителя в образовании, чиновники в госаппарате. Он должен преобразится, демократизироватся, что ли. В тех религиях, где принадлежность к служителям передаётся по наследству, наследственность должна быть упразднена. Не упраздняем мы государственных чиновников, а просто хотим чтобы они стали людьми.

    Упорядочить терминологию, это первый шаг к пониманию друг друга представителями различных религий. При всём многообразии литературы касающейся, к примеру, самого важного религиозного объекта – Бог-Абсолют, ни в религиях иудейского корня, ни тем более не монотеистических религиях, ни в Розе Мира, нет единого понимания того о какой Сущности идёт речь.

    Не меньше путаницы и с другими словами-терминами.
     
    Соня нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.704
    Симпатии:
    6.364
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
  16. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    С точки зрения института служителей культа.

    Совершенно верно. Но верно и то, что мораль, убеждения и взгляды, тоже состояние. Кроме того, чтобы войти, находится в определённом состоянии, необходимо развить определённые способности, дающие возможность находится в этом состоянии.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.704
    Симпатии:
    6.364
    а если есть не менее жёсткая система убеждений, но институт служителей культа ещё не развился, то проблема естественно снимается...
     
  18. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.365
    Симпатии:
    1.351
    Люди, кстати, живущие в такой системе убеждений, очень редко замечают за собой это.
     
  19. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Мы все живём в системе собственных убеждений, без исключения. Большинство в жёсткой, независимо от того это религиозная, научная или какая либо другая.
     
    Соня нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Из лекции Быкова "Салтыков-Щедрин"
    Искандер: "Религиозность это как музыкальный слух: она либо есть, либо нет. Нравственность, добро не имеет к этому никакого отношения (есть множество нравственных атеистов и пр)"
     
  21. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.365
    Симпатии:
    1.351
    Да. И я просто хотела сказать, что чем жёстче система убеждений, в которой живёт человек, тем меньше он её в себе замечает и менее готов услышать другого. И наоборот. Система убеждений может быть открытой и гибкой, т.е. включать знак вопроса: а всегда ли это так - или только с той точки, на которой я стою в данный момент?
     
    Соня нравится это.
  22. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Из лекции Быкова "Салтыков-Щедрин"
    Не совсем так. И музыкальный слух, и религиозность и другие качества, как интеллект, творческие способности, могут быть развиты в человеке в той или иной степени.
    Имеет. Есть тёмная религиозность, разлагающая душу, есть светлая, просветляющая. Примеры: тёмный – Торквемада, светлый – Франциск Ассизский.
    С этим я полностью согласен, даже сам таких людей знаю. Высоконравственный атеист, это человек, в котором глубоко, на подсознательном уровне проявляется голос его высшего Я, Монады, но своим дневным сознанием он этого не осознаёт. Вот и получается – в этом мире атеист, в том религиозный.
    Ира, здесь я полностью с вами согласен.
     
    Последнее редактирование: 11 июн 2016
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Конечно. И Быков, и Искандер авторитеты совсем в иной области.
    Часто тащу на свои баррикады всякую всячину и иные не приспособленные для того вещи. :heat:
     
  24. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Почему? Очень полезные, интересные, местами даже глубокие вещи, мысли. Форум иногда можно рассматривать как ристалище, а иногда как дружественная беседа участников, со своими, часто не совпадающими, а то и противоположными мнениями.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.905
    Симпатии:
    422
    Нагляделась уж на ристалище на rozamira.pw Прихожу сюда, как в кислородную палатку.
    Свои мысли еще не вызрели, но с вашей форумской помощью медленно зреют.
    Если честно, они по сути не так уж и важны. Пользуюсь просто благосклонностью этой благожелательной среды.
    Все яснее нутром (еще издалека) ощущаю общие "контуры слона":
    кардинальные элементы общего знаменателя духовных практик.
    Что имхо даже важнее, чем не раз уж описанные инварианты духовного опыта и его плодов.
    Кстати, кому интересно, устроила на ФБ очередное "минутное /на самом деле - не менее чем часовое/ шоу". (Заходить, конечно, нужно со своего ФБ-аккаунта; иначе ничего не увидать.) Своими фотосериями помечаю собственные (а не репосты) там высказывания; потом все, кроме одной стираю: френдлента трещит и бунтует.
    Еще довели нудным бесконечным флеймом на rozamira.pw - устроила там наглую тему
    Подробности личной жизни.
    Они отчего-то там решили, что публикую выписки ради какого-то мифического грошового приработка. Вот этими блестками из био и вздумалось им ответить. Глупо, конечно.
     

Поделиться этой страницей