Метки:
  1. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Бхакти это преданная, глубокая, всепоглащающая любовь к Богу. Любовь заставляющая забыть о мирском, любовь преображающая.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    И чем это "крошечный , малюсенький участок спектра религии поклонения"?
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Тем что такие цели поклонение ставит в редчайших случаях. Цель поклонения в абсолютном большинстве это получение помощи в достижении мирских благ и благополучного посмертия.
    Это в случае глубокой религиозности.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Ну, а в понятиях бхакти - это и есть начальная (профаническая) ее фаза.
    Ведь то же самое можно сказать и о буддизме, да?
    Нельзя же сказать, что буддизм - "крошечный , малюсенький участок спектра" религии Чистой Земли?
    Буддизм Чистой Земли
    Так что не проще ли указывать, что любая массовая религия на 95% состоит из профанной своей части?
     
  5. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    нет, Религия чистой земли это одно из направлений буддизма, к которому в большей степени чем к многим другим школами применим термин религия.
    массовая или немассовая значение не имеет. значение имеет то, что эта профанная часть может благополучно существовать без эзотерического ядра.
    как социальный институт она самодостаточна. но обычно содержит в себе и мистическую сердцевину.
    Не скрою, здесь http://forum.arimoya.info/threads/Вышла-книга.3449/#post-111828 я тоже назвал главы по религиям. Но везде чётко обозначил , что речь идёт о мистической традиции.
     
    Соня нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Ну, вот теперь уж просматривается где-то общий знаменатель :)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    3."трансцендирование" - в самих практиках описаны и все их ловушки
    4. Как кожура и сам орех; хоть все вместе - и определяют одним словом
    "Нерелигий" не бывает. Бывает
    а) машина, которой не умеют пользоваться
    б) сломанная машина (религия практически утратившая свою внутреннюю традицию)
    в) игрушечная машинка: внешне похожая, но совершенно не функциональная.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Функции , выполняющая которые религиозная "машина" должна считаться совершенно исправной

    Основные:
    1.обращение к высшим силам для решения текущих жизненных проблем
    2. создание устойчивой картины мира и зоны метафизического комфорта
    3.легитимация традиционных социальных институтов и культурных практик

    Дополнительные:
    1.высшая санкцция морально-этических норм
    2. конструирование этничности
    3. консервативно-эстетическая

    в виде виньетки - санкционирование мистического опыта как дозволенного и канонического

    роль мистического для религии, получение периодического подтверждения истинности традиции со стороны высших сил, в виде:
    1. чудес
    2. праведности и мученичества
    3. (на глубокой периферии) мистического опыта (в основном как дополнения к первым двум пунктам)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Прекрасно сформулированное то,
    о чем кн. Мышкин восклицал: "Ах не о том, не о том вы говорите!" :)
    Труднехонько мне представить, скажем, Иисуса рулящим такой машиной.

    Конечно, скорлупа ореха (религия в обычно употребляемом смысле) есть его часть и эволюционная стадия самого ореха; она не вполне ему чужда, служит защитой его ядра. Но такое отвердение и отчуждение своей части коррелирует со скорой гибелью и падением ореха: с древа жизни - на землю.

    Образ ореха - метафора средней годности и покрывает лишь малую часть рассматриваемого явления: не более, чем корову - седло. Так что пользоваться ею можно в той узкой зоне, где она раскрывает, а не искажает мою мысль*.
    Так что со временем, надеюсь, на ум и на язык подвернется нечто более годное.
    ---
    *)Скажем, отношения ислама с суфизмом были отнюдь не идиллическими. Ислам не только на протяжении всей своей истории то и дело отказывался признавать суфизм своей находящейся под его защитой частью, но и попросту отказывался признавать суфизм частью ислама.**

    **) "... Не только азхариты, но и марокканский философ персонализма Мухаммад 'Азиз Лахбаби придерживается такой же точки зрения: «Суфизм, будучи немусульманским по происхождению, изменил исконный дух ислама. Не надо забывать, как напоминает Л. Гарде, что мистицизм занимал в исламе лишь „периферийное положение по отношению к официальным религиозным наукам". И на это есть причины! Дело в том, что мистицизм чужд мусульманству, следовательно, все суфийские культы тоже немусульманские, если не антимусульманские»."
    /Суфийские ордены в исламе - Тримингэм/
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2017
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Сходным (более полемическим чем физическим) гонениям подвергалась каббала в давние и хасидизм - в недавние времена.
    Сидхи (чудеса) как побочное проявление святости в Западном христианстве (католицизме) встречаются с большим недоверием, а в Восточном (православии) исихазм не преследовался лишь благодаря стечению политических обстоятельств.
    По сходной причине (благодаря стечению политических обстоятельств: революция 1917г) было прекращено дело имяславцев на Афоне.

    Так что отношения религиозной скорлупы с орехом часто напоминают поведение "черной вдовы" с оплодотворяющим ее пауком.
     
  11. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    Кхм...
    Помимо прочего, видимо, стоит иметь в виду, что религиозные традиции, вместе с обществом, проходят этапы развития, в том числе и рациональную, и пост-рациональную. Ну и до-рациональную, соответственно. Иными словами, мистицизм в разных традициях или в одной на разных этапах занимает разное место и принимает очень разные формы.
     
    Соня нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Под свежим впечатлением цитированной книги :)
    Дочитаю - выложу коротенький дайджест.
     
  13. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Параллельно читаю "Суфии "- Лео Яковлев; - скукота. Из всего многостаничия в выписки попадают всего малые крохи.
     
  15. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    Суть в том, что бОльшую часть своей истории ислам был суфийским. С другой стороны, суфизм это очень широкое явление. Иногда вполне совпадающее с официальной религией.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
  17. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    Совершенно и чётко противостоит суфизму только современный фундаментализм.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Так и хасидизм смирился; "образумился" и обмейнстримился.
    И у православия: к исихазму неоднозначное отношение.
     
  19. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    Вообще, кажется, наблюдается такая тенденция, что чем более строго-централизована религиозная традиция, тем меньше в ней мистицизма. Мистицизм любит свободу и плюрализм.
     
  20. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    А как насчёт не-религиозных мистических линий типа толтеков?
    Фишка в том, что есть нерелигиозный мистицизм, есть религии без мистицизма. То есть это два пересекающихся, но не совпадающих множества. В том числе вряд ли можно сказать, что мистицизм является для религии включённым множеством.
     
    Соня нравится это.
  21. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.382
    Симпатии:
    1.114
    И чем сильнее политизирована...
     
  22. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    о чём я всё это время и толкую )
     
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Все верно. Но у слова "мистицизм" есть тоже, еще более с толку сбивающие негативные коннотации. С другой стороны, Ошо (один из наиболее на российской сторонушке читаемых авторов) неустанно развивает семантику понятия "религия" в близком мной употребляемом смысле.
    Использую его (с постоянными пояснениями: "религия вСС - в смысле Сони")
    еще и для того, чтоб с грязной религиозной водой не выплеснуть и ребенка:
    содержащийся в духовных практиках потенциал более полного понимания потенциала человеческого сознания.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    ну тогда придумайте особое слово для обозначения "скорлупы" )
     
  25. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.876
    Симпатии:
    1.790
    Ты что, толтеков можешь назвать религиозными?
     

Поделиться этой страницей