1. Привет, Гость! 3 мая форум был обновлён. Обо всех замеченных косяках и неудобствах сообщайте в теме "Модернизация форма" или в личной переписке с Владимиром.

Романтизм vs Классицизм

Тема в разделе 'Эпохи и стили', создана пользователем Ондатр, 8 дек 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Из ветки Российская деспотия
    Из ветки Спиральная динамика:
    Из ветки Символизм:
    Окончательно открыть ветку о романтизме меня подвиг разговор с Василием в скайпе о Каспаре Давиде Фририхе. Но , подумав, я решил, что без классицизма здесь не обойтись, поскольку именно от классицизма романтизм всю дорогу и отталкивался.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Предромантизм.
    Истоки романтизма (как впрочем, и Просвещения) в Англии начала 18 в.. (Вообще, похоже, там истоки почти всех явлений Нового времени 8-)).
    Что касается первого классицизма (стиль Луи 14), то он восторжествовал полвека раньше во Франции. Это конечно не означает , что Англия была не при делах. Историю классицизма в архитектуре начинает ещё в первой четверти 17 в. Иниго Джонс - последователь палладианства (которое в Италии рассматривается как одно из направлений Ренессанса).

    Банкетинг-хаус (1619/22)
    [​IMG]
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    К началу 18 в. классицизм в Англии доминировал.
    Это стиль представленный и в архитектуре, и в живописи, и в литературе, и в скульптуре , и в музыке.
    Мир классицизма предельно рационален и одновременно консервативен. Всё подчиняется строгой и ясной логике и выверенной и раз и навсегда установленной гармонии. Этот мир строен и симметричен, в нём нет ничего случайного, он принадлежит вечности и воплощает идеал чистого разума.
    Он без малейших колебаний различет истинное и ложное, высокое и низкое, приличное и неприличное, добро и зло, прогрессивное (т.е. рациональное, "регулярное") и варварское (полное предрассудков и суеверий).
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2016
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Идеальное соответствовало римско-греческим образцам, всё остальное было варварским.
    И вот на этом фоне писатель Уолпол, собравшись с компанией друзей, без помощи профессионального архитектора перестраивает свою виллу в нечто совершенно несуразное (с точки зрения классического вкуса). За образец он берёт (о ужас!) готику - синоним тёмных веков и варварского вкуса.
    [​IMG]

    А затем появляется и первый "готический" роман того же Уолпола "Замок Отранто" 1765 г. с действием в 13 в, призраками, оживающими портретами и прочими ужасами. Вот с этого собственно и начинается романтизм.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Хотя, пожалуй ещё более ранним романтическим произведением можно считать оссиановы поэмы Макферсона, издававшиеся с 1761 г. (правда, они выдавались за подлинную древне-кельтскую поэзию).
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2016
  7. La Mecha

    La Mecha Well-Known Member

    Сообщения:
    5.384
    Симпатии:
    1.004
    Откройте, сделайте милость.
    А замок Уолпола поразительно напоминает мне одно тихое британское поместье конца 19 столетия. Этот фрагмент фасада, увитый плющом, облицованный диким камнем, эти псевдоготические башенки, эта зеленая ухоженная лужайка перед домом - что-то очень типичное для Англии, для Англии разных времен.
    Там, за фасадом может оказаться что-то еще более странное, ни на что не похожее... Например, запущенный парк или тихий задумчивый сад, полный пчелиного жужжания, где в зеленой полумгле старых вязов и разросшихся яблонь в беспорядке произрастают садовые и полевые растения, где мята, зверобой и наперстянка соседствуют с ароматными чайными розами, красными настурциями и бархатно-черными ирисами, а в самой глубине парка виднеется забытая оранжерея, сквозь запыленные, местами треснутые стекла которой угадываются померанцевые деревья.:)
     
  8. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    7.159
    Симпатии:
    682
    А Бленхеймский дворец был приведен как пример чего? Барокко вроде противопоставляют классицизму... Или я чего-то не понял. :)

    Его, судя по более поздним фото, зачем-то побелили. :pardon:
    Прошу прощения за оффтоп.
     
  9. La Mecha

    La Mecha Well-Known Member

    Сообщения:
    5.384
    Симпатии:
    1.004
    Ay-ay! Que es el filili!.. Que cono!:evil3:
    El palacio en el estilo mudejar...
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Вот вам прекрасный образец романтической прозы. Уолполу бы понравилось.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Композиция Бленхейма вполне классическая ). Примером барокко его считают просто потому что ничего более барочного в Англии не строилось. Этого стиля, по сути, Британия в 18 в не знала.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Если смущаешься вот тебе собор Святого Павла )
    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Ранний романтизм и второй классицизм(Луи 16) - 1760-80-е)
    Это первая эпоха когда романтизм и классицизм сосуществуют. Положение у них конечно было неравноправным. Классицизм был большим стилем. Он нашёл дополнительные импульсы в раскопках Помпеи, когда стало ясно каким же было в действительности античное искусство.Он стал выразителем идей Просвещения. Романтизм же оставался острой приправой. Центром его в этот период была Германия (тамошний романтизм был литературным). В искусстве же главным выразителем романтизма стали пейзажные парки и ландшафтная архитектура.

    Но уже в это время романтизм и классицизм оформились как два фундаментальных мировидения.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Список их различий можно продолжать очень долго. Вот навскидку:
    Классицизм - Романтизм
    разум - чувство
    логика - интуиция
    ясность - тайна
    вечный образец- множественность, поликультурность, экзотика
    универсальность - интерес к необычному, загадочному, уникальному, чрезвычайному, ужасному.
    неизменность - текучесть, изменчивость,переход
    экстраверсия - интроверсия
    социальность - индивидуализм
    долг- воображение, меланхолия
    преображение природы - дополнение природы, созерцательность
    рацио - мистика
    образный ряд:
    античность, Греция и Рим, - европейское средневековье, восток,
    знаки и аллегории:
    для приобщения к образцу, поучения - смены тонких чувств и настроений

    и т.д.

    С точки зрения мифической космографии классицизм соорентирован на Правый мир , романтизм на Левый.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Впрочем, в описываеый период противостояние было не слишком жёстким. Правящая Европой аристократия слишком ценила изящное чтобы впадать в педантизм. Сам классицизм Луи 16 был лёгок и изящен, с реминисценциями рокайля, и пока ещё не определял архитектурную среду Европы, присутствуя вкраплениями среди средневековой застройки. Во многие страны он приходит одновременно с пейзажными парками и сентиментализмом и всё это воспринималось в едином контексте - ещё одна изящная аристократичесая игра.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Романтическая затея в Павловском парке
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Несмотря на то, что теоретики романтизма писали глубокие труды по эстетике и провозгласили искусство высшей формой познания, в живописи вт. пол. 18 в. классицизм господствовал.(разбавленный лишь сентиментализмом, с его культом "нежных чувств".

    Менгс


    [​IMG]

    Идеальные фигуры Орфея и Эвридики на идеальном итальянском фоне (на заднем плане мавзолей Андриана - 2 в.н.э.) :)
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2014
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Но несколько художников, отошедших с магистрального пути в сторону, считают предтечами романтизма в живописи.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Томас Гейнсборо

    [​IMG]


    Гюбер Робер

    Вилла Мадама под Римом
    Античные развалины служащие купальней
    Пожар

    [​IMG][​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  21. La Mecha

    La Mecha Well-Known Member

    Сообщения:
    5.384
    Симпатии:
    1.004
    Максим, насколько же богаче прошлое человечества по сравнению с нашим прагматичным временем!
    Как чудесно, наверное, чувствовать себя среди этих творений... Как богаты были люди, как тонки их чувства, изящен образ мыслей...
    Печально - все это не вернется.

    Палитра испанского классицизма - Королевский дворец в Аранхуэсе
    Печатается по изданию Джудит Миллер "Интерьер. Цвет и стиль" (London, 2003).
    [​IMG]
    Королевский дворец в Аранхуэсе, находящийся к югу от Мадрида, представляет собой яркий пример классического стиля, хотя его строительство было начато еще в 1563 году.
    Вплоть до 1778 года дворец претерпевал изменения – его архитектура, особенности внешнего и внутреннего декора вобрали в себя стили минувших эпох.
    Дворец был задуман как резиденция испанских королей. Действительно, внутреннее убранство дворца отличается поистине королевской роскошью.
    В интерьерах дворца встречаются такие стили, как позднее барокко, рококо, ампир.
    Автором первоначальной концепции дворца был архитектор Хуан Батиста де Толедо. Классический стиль дворцовых фасадов, аркады, внутренний двор пропитаны духом античности, а, окруженный садами, дворцовый комплекс напоминает итальянскую ренессансную виллу.

    [​IMG]

    Пышная парадная лестница из известняка и мрамора (камень белого и молочного оттенков) была построена архитектором Джакомо Бонавиа в 1743-1746 г.г., в стиле гражданской архитектуры Древнего Рима, а балюстрада из сварочной стали и позолоченной бронзы, спроектированная Франсиско Барранко, является уже образцом рококо.
    В дворцовых помещениях, многократно переделывавшихся на протяжении столетий, можно увидеть также и «малые стили», точнее сказать, смешение стилей - направление «шинуазри-рококо» присутствует в Галерее фарфора (1763), экзотика Арабской комнаты – пример «испано – викторианского» стиля с сильной выраженностью элементов традиционного для Испании мавританского декора в оформлении среды.
    Этот эклектичный стиль был особенно популярен в Испании в середине 19 века.
    В то же время, большое внимание к античной орнаментике, элементам греческой и римской мифологии, присутствию мифологических сцен и персонажей во внутренней отделке помещений, в различных предметах мебели, в таких деталях интерьера, как часы, вазы, зеркала, свидетельствует о развитии стиля ампир.[​IMG]
    Партер сада Королевского дворца. Фуэнте Серес.
    Так называемый «рабочий» Королевский особняк был построен на территории дворца в Аранхуэсе (17911803) архитекторами Хуаном де Виллануэва, Антонио Лопесом Агуадо и Исидро Гонсалесом Веласкес, а его интерьеры, сохранившиеся до наших дней, дарят незабываемое ощущение безукоризненного вкуса и гармоничного взаимодействия элементов близкородственных, но все же разных стилей. Так, Скульптурная галерея, с мраморным полом, украшенным мозаиками, коринфскими пилястрами, нишами и статуями выполнена в стиле Людовика 16 (конец 18 века).
    Платиновая комната (художники – декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен) – оформлена в стиле французского ампира, эклектичного стиля, модного в начале 19 столетия.
    Сводчатый потолок, цокольные панели, позолота орнамента, драпировки создают атмосферу роскоши, однако, не перегружают пространство.
    Внутреннее пространство особняка, столь столько тщательно продуманное и благородно организованное, создано, в основном, французским художником Жаном-Демосфеном Дюгуром.
    Для стиля ампир характерна яркая цветовая гамма, присутствие в интерьере малинового, алого, красного цветов, сильных оттенков зеленого, голубого, розового цвета.
    Распространена игра контрастов – холодных и теплых тонов – сливочно-белого и ярко-голубого, желтого и приглушенно-малахитового, теплых оттенков мебели и драпировок и холодных тонов стеновых панелей и дверей.
    Мебели Гостиной присуща характерная для ампира античная образность – ножки стола выполнены из позолоченного дерева в виде львиных лап.
    Ковер ярких насыщенных цветов контрастирует с бледно – голубым и серо-жемчужным тоном стен.
    Стенные панели теплого красного цвета в Платиновой комнате украшены ярким античным узором. На стенах – картины на сюжеты греко-римской мифологии.

    [​IMG]

    Некоторые элементы архитектурного убранства, например, пилястры Скульптурной галереи, выполнены из гипса в технике «под мрамор», но, в убранстве комнат обязательно присутствуют натуральные материалы - в кабинете королевы Марии – Луизы находится стол-консоль со столешницей из мрамора и часами из позолоченной бронзы 19 века с изображением римской богини.
    Стены кабинета обтянуты тканью, имитирующей гобелен, произведенной в Лионе.
    На ткани – 93 пейзажа - виды Испании и Италии.
    Пышная хрустальная люстра, которая, тем не менее, не теряется на фоне великолепия убранства, столик, ножки которого выполнены в виде грифонов…
    Пол кабинета выложен плиткой из испанского фарфора.
    Итак, часто бледные, сдержанные цвета стен, дверей и потолков уравновешиваются яркими стенными и цокольными панелями, коврами, драпировками, цветом обивки мебели, обилием позолоты и хрустальных украшений канделябров и люстр. Драпировки выполняются из камчатной ткани, или с использованием имитирующих ее бумажных обоев.
    Драпировки из шелка малинового или насыщенного розово-бордового цвета хорошо гармонировали с позолоченным деревом или бронзовыми деталями столиков-консолей, ваз, часов и пр.
    Многоцветная роспись плафонов также является приметой стиля ампир, формировавшегося в эпоху Наполеона. Детали орнаментики Древнего Египта, этрусского стиля, читающиеся в помещениях королевского особняка, мебель, изготовленная из твердых, дорогих пород дерева (эбенового, красного дерева) придают интерьерам дворцового комплекса в Аранхуэсе помпезный и великолепный вид, характерный для эпохи.

    Еще немного классицизма - Аранхуэс, Сады Принсипе, Китайские беседки на пруду...
    [​IMG]
     
  22. La Mecha

    La Mecha Well-Known Member

    Сообщения:
    5.384
    Симпатии:
    1.004
    Виллу Мадама можно рассматривать бесконечно...
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Кстати, этот господин в латах на портрете Менгса - король Испании Карл 3 (1761 гг.) :)
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Ампир и романтизм: великое противостояние 1790-е-1830-е

    Ампир - поздний и наиболее рафинированный классицизм. Романтизм в эти годы тоже достигает полной зрелости.
    Проект Просвещения меняет облик Европы , перестраивая её на рациональных началах. Меняется сам ландшафт ( в т.ч. городская архитектурная среда становится всё более классицистической ) .
    Романтизм в свою очередь открывает обществу ценность естественной природы, средневекового наследия, фольклора, национальных культур. Англичане изобретают туризм, появляется альпинизм.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    20.564
    Симпатии:
    4.238
    Гофман. Крошка Цахес:
    " Едва ли на всей земле можно сыскать страну прелестнее того маленького
    княжества, где находилось поместье барона Претекстатуса фон Мондшейн и где
    обитала фрейлейн фон Розеншен, - одним словом, где случилось все то, о чем
    я, любезный читатель, как раз собираюсь рассказать тебе более пространно.
    Окруженная горными хребтами, эта маленькая страна, с ее зелеными,
    благоухающими рощами, цветущими лугами, шумливыми потоками и весело
    журчащими родниками, уподоблялась - а особливо потому, что в ней вовсе не
    было городов, а лишь приветливые деревеньки да кое-где одинокие замки, -
    дивному, прекрасному саду, обитатели коего словно прогуливались в нем для
    собственной утехи, не ведая о тягостном бремени жизни. Всякий знал, что
    страной этой правит князь Деметрий, однако никто не замечал, что она
    управляема, и все были этим весьма довольны. Лица, любящие полную свободу
    во всех своих начинаниях, красивую местность и мягкий климат, не могли бы
    избрать себе лучшего жительства, чем в этом княжестве, и потому случилось,
    что, в числе других, там поселились и прекрасные феи доброго племени,
    которые, как известно, выше всего ставят тепло и свободу. Их присутствию и
    можно было приписать, что почти в каждой деревне, а особливо в лесах,
    частенько совершались приятнейшие чудеса и что всякий плененный восторгом
    и блаженством вполне уверовал во все чудесное и, сам того не ведая, как
    раз по этой причине был веселым, а следовательно, и хорошим гражданином.
    Добрые феи, живя по своей воле, расположились совсем как в Джиннистане и
    охотно даровали бы превосходному Деметрию вечную жизнь. Но это не было в
    их власти. Деметрий умер, и ему наследовал юный Пафнутий.
    Еще при жизни своего царственного родителя Пафнутий был втайне снедаем
    скорбью, оттого что, по его мнению, страна и народ были оставлены в столь
    ужасном небрежении. Он решил править и тотчас по вступлении на престол
    поставил первым министром государства своего камердинера Андреса, который,
    когда Пафнутий однажды забыл кошелек на постоялом дворе за горами, одолжил
    ему шесть дукатов и тем выручил из большой беды. "Я хочу править,
    любезный!" - крикнул ему Пафнутий. Андрес прочел во взоре своего
    повелителя, что творилось у него на душе, припал к его стопам и со всей
    торжественностью произнес:
    - Государь, пробил великий час! Вашим промыслом в сиянии утра встает
    царство из ночного хаоса! Государь, вас молит верный вассал, тысячи
    голосов бедного злосчастного народа заключены в его груди и горле!
    Государь, введите просвещение!
    Пафнутий почувствовал немалое потрясение от возвышенных мыслей своего
    министра. Он поднял его, стремительно прижал к груди и, рыдая, молвил:
    - Министр Андрес, я обязан тебе шестью дукатами, - более того - моим
    счастьем, моим государством, о верный, разумный слуга!
    Пафнутий вознамерился тотчас распорядиться отпечатать большими буквами
    и прибить на всех перекрестках эдикт, гласящий, что с сего часа введено
    просвещение и каждому вменяется впредь с тем сообразовываться.
    - Преславный государь, - воскликнул меж тем Андрес, - преславный
    государь, так дело не делается!
    - А как же оно делается, любезный? - спросил Пафнутий, ухватил министра
    за петлицу и повлек его в кабинет, замкнув за собою двери.
    - Видите ли, - начал Андрес, усевшись на маленьком табурете насупротив
    своего князя, - видите ли, всемилостивый господин, действие вашего
    княжеского эдикта о просвещении наисквернейшим образом может расстроиться,
    когда мы не соединим его с некими мерами, кои, хотя и кажутся суровыми,
    однако ж повелеваемы благоразумием. Прежде чем мы приступим к просвещению,
    то есть прикажем вырубить леса, сделать реку судоходной, развести
    картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя, научить
    юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить
    шоссейные дороги и привить оспу, - прежде надлежит изгнать из государства
    всех людей опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают
    народ на различные дурачества. Преславный князь, вы читали "Тысяча и одну
    ночь", ибо, я знаю, ваш светлейший, блаженной памяти господин папаша - да
    ниспошлет ему небо нерушимый сон в могиле! - любил подобные гибельные
    книги и давал их вам в руки, когда вы еще скакали верхом на палочке и
    поедали золоченые пряники. Ну вот, из этой совершенно конфузной книги вы,
    всемилостивейший господин, должно быть, знаете про так называемых фей,
    однако вы, верно, и не догадываетесь, что некоторые из числа сих опасных
    особ поселились в вашей собственной любезной стране, здесь, близехонько от
    вашего дворца, и творят всяческие бесчинства.
    - Как? Что ты сказал, Андрес? Министр! Феи - здесь, в моей стране! -
    восклицал князь, побледнев и откинувшись на спинку кресла.
    - Мы можем быть спокойны, мой милостивый повелитель, - продолжал
    Андрес, - мы можем быть спокойны, ежели вооружимся разумом против этих
    врагов просвещения. Да! Врагами просвещения называю я их, ибо только они,
    злоупотребив добротой вашего блаженной памяти господина папаши, повинны в
    том, что любезное отечество еще пребывает в совершенной тьме. Они
    упражняются в опасном ремесле - чудесах - и не страшатся под именем поэзии
    разносить вредный яд, который делает людей неспособными к службе на благо
    просвещения. Далее, у них столь несносные, противные полицейскому уставу
    обыкновения, что уже в силу одного этого они не могут быть терпимы ни в
    одном просвещенном государстве. Так, например, эти дерзкие твари
    осмеливаются, буде им это вздумается, совершать прогулки по воздуху, а в
    упряжке у них голуби, лебеди и даже крылатые кони. Ну вот, милостивейший
    повелитель, я и спрашиваю, стоит ли труда придумывать и вводить разумные
    акцизные сборы, когда в государстве существуют лица, которые в состоянии
    всякому легкомысленному гражданину сбросить в дымовую трубу сколько угодно
    беспошлинных товаров? А посему, милостивейший повелитель, как только будет
    провозглашено просвещение, - всех фей гнать! Их дворцы оцепит полиция, у
    них конфискуют все опасное имущество и, как бродяг, спровадят на родину, в
    маленькую страну Джиннистан, которая вам, милостивейший повелитель,
    вероятно, знакома по "Тысяча и одной ночи".
    - А ходит туда почта, Андрес? - справился князь.
    - Пока что нет, - отвечал Андрес, - но, может статься, после введения
    просвещения полезно будет учредить каждодневную почту и в эту страну.
    - Однако, Андрес, - продолжал князь, - не почтут ли меры, принятые нами
    против фей, жестокими? Не возропщет ли полоненный ими народ?
    - И на сей случай, - сказал Андрес, - и на сей случай располагаю я
    средством. Мы, милостивейший повелитель, не всех фей спровадим в
    Джиннистан, некоторых оставим в нашей стране, однако ж не только лишим их
    всякой возможности вредить просвещению, но и употребим все нужные для того
    средства, чтобы превратить их в полезных граждан просвещенного
    государства. Не пожелают они вступить в благонадежный брак, - пусть под
    строгим присмотром упражняются в каком-нибудь полезном ремесле, вяжут
    чулки для армии, если случится война, или делают что-нибудь другое.
    Примите во внимание, милостивейший повелитель, что люди, когда среди них
    будут жить феи, весьма скоро перестанут в них верить, а это ведь лучше
    всего. И всякий ропот смолкнет сам собой. А что до утвари, принадлежащей
    феям, то она поступит в княжескую казну; голуби и лебеди как превосходное
    жаркое пойдут на княжескую кухню; крылатых коней также можно для опыта
    приручить и сделать полезными тварями, обрезав им крылья и давая им корм в
    стойлах; а кормление в стойлах мы введем вместе с просвещением.
    Пафнутий остался несказанно доволен предложениями своего министра, и
    уже на другой день было выполнено все, о чем они порешили.
    На всех углах красовался эдикт о введении просвещения, и в то же время
    полиция вламывалась во дворцы фей, накладывала арест на все имущество и
    уводила их под конвоем.
    Только небу ведомо, как случилось, что фея Розабельверде, за несколько
    часов до того как разразилось просвещение, одна из всех обо всем узнала и
    успела выпустить на свободу своих лебедей и припрятать свои магические
    розовые кусты и другие драгоценности. Она также знала, что ее решено было
    оставить в стране, чему она, хотя и против воли, повиновалась.
    Меж тем ни Пафнутий, ни Андрес не могли постичь, почему феи, коих
    транспортировали в Джиннистан, выражали столь чрезмерную радость и
    непрестанно уверяли, что они нимало не печалятся обо всем том имуществе,
    которое они принуждены оставить.
    - В конце концов, - сказал, прогневавшись, Пафнутий, - в конце концов
    выходит, что Джиннистан более привлекательная страна, чем мое княжество, и
    они подымут меня на смех вместе с моим эдиктом и моим просвещением,
    которое теперь только и должно расцвесть.
    Придворный географ вместе с историком должны были представить
    обстоятельные сообщения об этой стране.
    Они оба согласились на том, что Джиннистан - прежалкая страна, без
    культуры, просвещения, учености, акаций и прививки оспы, и даже, по правде
    говоря, вовсе не существует. А ведь ни для человека, ни для целой страны
    не может приключиться ничего худшего, как не существовать вовсе.
    Пафнутий почувствовал себя успокоенным." :)
     

Поделиться этой страницей