Цитата отсюда (не моя): Меня давно озадачивали эти строки Руми про превращение из камня в траву и т.д. То ли это такое обозначение стадий духовного развития человека во время его жизни, то ли вообще какое-то переселение душ (которого нет в суфизме): Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас, Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз. Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих: Исчезли вовсе не они, а отраженье их. А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем, По лестнице метаморфоз свершаем свой подъем. Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом, Потом животным - тайна тайн в чередованье том! (Перевод Д. Самойлова) Оказывается, дело тут вот в чем: В процессе раскрытия души следы Божественных имен проявляются постепенно. Многие суфии (равно как и многие мусульманские философы) сравнивают плод на ранних стадиях утробного развития с неодушевленным предметом или минералом. Постепенно в нем начинают проявляться признаки жизни и чувства, и он переходит в стадию растения. К моменту своего рождения ребенок обретает все свойства животного, хотя и не раскрытые полностью. И только к моменту полового созревания, когда наивысшие человеческие способности - речь и разум - начинают проявлять свои возможности, индивидуум получает право называться "человеком", да и то условно. На самом деле ни один из нас не может считаться человеком в полном смысле слова до тех пор, пока в нем полностью не проявятся свойства заложенных в нем Божественных имен. (У. Читтик, "Суфизм. Руководство для начинающего", М: Восточная литература, стр. 137) Там же приводится более точный перевод стихотворения (стр. 139): Я умер как минерал и стал растением, А затем умер как растение и явился как животное; Умер как животное и стал человеком. Зачем же мне бояться? Когда я стал меньше, умерев? В другой раз я умру как человек, Чтобы раскрыть крылья и поднять голову среди ангелов. Но от состояния ангела я также должен перепрыгнуть [в другое состояние] - "Все погибает, кроме Его лика" (28:88). В другой раз я буду принесен в жертву как ангел И стану тем, чего нельзя даже представить. Затем я стану небытием. Небытие же, как орган, Говорит мне: "К Нему мы возвратимся" (2:156).
Речь в общем -то идёт о формировании "душ": растительной, животной и человеческой. Традиция идущая ещё с античности.
Совершенно верно. Просто данные стихи Руми часто трактуется приверженцами теории реинкарнации как свидетельство того, что он таки да.
Не встречал таких идей в суфизме. А вот кстати о связи исмаилизма и суфизма в лице, по крайней мере, ордена Ниматуллахи. А где ты встречал описание исмаилитского учения о реинкарнации? Ты имеешь в виду натиков?
Ну вообще-то в любой работе посвящённой исмаилизму ). Более подробно можешь посмотреть про друзов (течение исмаилизма).- эта община полностью отказалась от прозелитизма, и учение передаётся только по линии инкарнации (потомки первых друзов всегда перерождаются в своей общине).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E8%ED%EA%E0%F0%ED%E0%F6%E8%FF Просто набери в поисковике : исмаилиты переселение душ.
Привет! Теософа примите в компанию? Это такое обозначение эволюции формы-сознания-духа - "камень становится растением, растение - животным, животное - человеком, человек - богом". Можно более развернуто, если надо.
Отчего же не принять. Главное условие пребывания здесь - способность к адекватному диалогу. Можно, видимо, это и так сформулировать. Эта эволюция происходит и в целом, и - в свёрнутом виде - в частности, в процессе развития эмбриона вплоть до сознающего человека и дальше. Спираль в спирали.
А это обязательный путь эволюции каждой души? Разве нельзя сразу начать с какой-то высокой стадии? Из цикла "Миры просветления" (ансамбль "Русские боги") Код: III Может быть, тихою раковиной Жил я в морях Девона; Может быть, дикою вербою В Триасе безлюдном жил; Шептался листьями лаковыми С вестниками небосклона... Не первая жизнь, о, не первая Мчит кровь моих жил. Но были еще несказаннее Другие блужданья духа, – Медлительные созревания Меж двух воплощений здесь... Гул времени иномерного Хранится в глубинах слуха; От мира лилового, чермного В глазах-слепота и резь. Приоткрываясь минутами Сквозь узкую щель сознанья, Воспоминания смутные Скользят из своей тюрьмы... Те страны, моря и камни те, Что знал я в древних скитаньях – Вот тайны глубинной памяти! Вот золото в толщах тьмы! 1931 IV Я умирал травой и птицей, В степи, в лесу – В великом прахе раствориться, Лицом в росу. И человеком – скиф, маори, Дравид и галл, В Гондване, Яве, Траванкоре Я умирал. Мне было душно, смертно, больно, Но в вышине Блистал он в радугах Ирольна, Склонясь ко мне. И с каждой смертью, встречей каждой С его лучом, Я слышал вновь: – Твори и страждай! Тоскуй!.. – О чем, О ком сумел бы тосковать я, Как о тебе, – Слиянье, тождестве, объятье В одной судьбе? Твори меня! Учи, не медли, Рвать помоги Узлы грехов, деяний петли, Ночей круги. Тебе сойти мной было надо Вниз, в прах, на дно. А кто ты – Атман, дух, монада – Не все ль равно? 1931-1955
Мне непонятно: зачем начинать с камня, а не с более высокого? Иисус обмолвился: "Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму". Сразу раз - и человек или ангел, эволюция-то всё равно бесконечная, впечатлений и метаморфоз хватит на несколько вечностей. А с другого минерала можно начать - например, льда или воды? На Юпитере пользуется популярностью метан, а на Марсе - сухой лёд, из которого полярные шапки.
Постараюсь Да, существуют такие теории в различных учениях, что развитие человеческого эмбриона проходит весь предварительный путь развития человечества в целом. В теософии есть понятие - царства природы - минеральное (камень), растительное, животное и человеческое. Именно прохождение воплощенной души последовательно через все эти царства и отражены в приведеных стихотворных строках.
По известным мне доктринам - обязательный. Но это очень долгий период времени, исчисляемый, вероятно, сотнями миллионов лет. И дух, достигший стадии человеческого царства не возвращается ни в растительное, ни в животное, ни в минеральное царства. Обычные басни о рождении баобабом или зверем - неверно понятые аллегории древних мудрецов. Эти строки очень похожи на описания пути воплощенной души, которая направляется своим высшим "Я". Но голос высшего "Я" может быть услышан только в человеческом воплощении, когда развито самоосознание. И когда человек прислушивается к этому голосу.
Ну, что именно отражено в этих строках, видимо, логичнее трактовать в рамках суфийского мировоззрения, а не теософского.
Отчего же. Если не брать теорию реинкарнации, то возвращение человека в животное состояние имеет место, например, в случае старческого маразма. А в случае перехода в состояние "овоща" - в растительное состояние.
Вот интересное утверждение. Какой-такой "я" умирал? Представим себе, что информацию, содержащуюся в мозге, можно переписать на другой мозг. Итак, определённые отдельные элементы моего опыта-памяти переписываются в мозг, скажем, новорождённого, причём так, что они обычно вообще находятся в латентном состоянии. Этот новорождённый растёт, становится самосознающим человеком. Можно ли сказать, что этот человек - "я"?
Вот. Так давайте дадим ему определение и попробуем ответить на сформулированный выше вопрос в рамках того или иного определения.
Конкретно минерал не определяется, что и понятно - за многие миллионы лет что-то да поменялось в химическом составе, надо полагать. Что касается "сразу раз - и человек...", то такие варианты сотворения имеются. Вылепил из глины, вдохнул душу и - вперед. Многих устраивает.
Действительно интересное. Некоторые восточные теории утверждают, что умирает в каждом воплощении низшее "я" - личность, а к высшему "Я" - индивидуальности, от каждой такой смертной личности переходят только самые лучшие добродетельные и духовные переживания. Это образно названо "аромат цветка". Высшее я представляет собой нить-душу, на которую нанизаны бусинки-воплощения (то лучшее, что каждая приобрела во время жизни).