Мне ближе буддийские воззрения о сантане, индивидуальном потоке сознания, или например об алайя-виджняне, сознании-вместилище. В этом случае нет необходимости вводить лишние сущности в виде "высшего я", которое на поверку оказывается не "я" и не "высшее".
Суфийские мировоззрения наиболее близки скорее неоплатоникам. И в приведённых Вами строках - об этом.
Буддийская алайя-виджняна не совсем то же самое, что термин высшее "Я", хотя в чем-то и близко по смыслу. Но не тождественно. Просто, можно сказать, взгляд под другим углом. Мы уходим от темы, возможно, но раз уж зашла речь - разделение на высшее-низшее эго - это рассмотрение двойственности манаса. А в буддийской психологии его рассматривают в разложении на очень много уровней.
Я этого и не утверждал . Я имел в виду, что мне близка идея буддизма о том, что имеет место причинно-следственный поток определённых явлений, которые можно условно назвать "психическими". И поток этот периодически то сворачивается, то разворачивается в смысле системы скандх. Всё, что можно хоть как-то назвать "я" оказывается не более чем особой конфигурацией развёрнутого состояния, которое можно назвать "отождествлённостью". Вне отождествлённости ни о каком "я" говорить смысла не имеет. В этом смысле и суфии и буддисты идут за пределы "я" (фана и нирвана соответственно).
Но в расматриваемой теме Вы подняли вопрос в контексте перевоплощений - значит уже затронули отождествленность. Или я Вас не так поняла?
Дык я как раз идею о перевоплощениях не поддерживаю. Вслед за буддистами и суфиями. —— добавлено: 17 ноя 2012 в 21:43 —— буддисты говорят о воплощениях, но отнюдь не в "традиционном" смысле. В каком - см. выше.
Не могли бы вы своими словами рассказать, что именно Вы поддерживаете и не поддерживаете в вопросе о воплощениях? Как я поняла Вы все же их не отрицаете совершенно категорически?
Я отрицаю обоснованность точки зрения, согласно которой у суфиев бытует эта концепция. Мне лично этот вопрос довольно безразличен. То есть, я не вижу оснований придерживаться "да" или "нет", но склоняюсь к буддийскому описанию этого вопроса.
Это похоже на небольшую такую себе игру в слова. Но если более конкретизировать вопрос - каждая такая "не более чем особая конфигурация развернутого состояния" определена (здесь на форуме, к примеру)вполне реальной учетной записью в базе данных, что выражается логином, паролем и прочими аватарками-подписями и т.д. То есть вся эта атрибутика символизирует (отражает) некое личное "я", как бы оно само себя философски не позиционировало. Я понятно излагаю свои мысли? Заметна явная двойственность реальности и философии. С одной стороны - "я" это конретный человек, а с другой - "конфигурация...". А какая разница, если честно, с точки зрения на реинкарнацию? Абсолютно не важно - какими словами назвать.
Имхо, это только кажущаяся двойственность. Для меня концепция о "я" как о чём-то таком высшем и постоянном, является чисто умозрительной конструкцией. А такая, что никто и ничто не перерождается . Можно такую аналогию привести: стая рыб или рой насекомых. Вот он собирается, ведёт себя как нечто единое, а издалека вообще выглядит чем-то единым. Можно предположить, что за этим роем или за этой стаей имеет место некая сущность, заставляющая его или её собираться и управляющая ей. Но это будет лишь умозрительной конструкцией, без которой вполне можно и обойтись.
Это Ваше определение "я"? (Давайте ограничимся рассмотрением обычного человека - не будды или бодхисаттвы).
В реальной-то жизни Вы никак не обходитесь, если честно? Просто хочется рассмотреть реальную личность на конкретном примере. Умирает некто Вася Пупкин. Что дальше? Ваши соображения относительно его сознания. Что должно произойти с оным?
Нет. Это моё обозначение сантаны. Которая может быть яшной или не яшной. Не понял, при чём здесь это. Без этой конструкции? Обхожусь. А зачем мне про это соображать? И что дадут мои соображения?
Мне понравился вопрос - дать определение "я". Но что-то не определяется? Можно и обойтись. Но можно сказать, что Ваша фраза, относительно умозрительной конструкции - тоже умозрительная конструкция. Любая выраженная словами конструкция - умозрительная. Ваши "потоки сознания" - такая же умозрительная конструкция, как представления о двойственном манасе в виде высшего "Я" и низшего "я". И раз уж мы общаемся с помощью различного рода умозрительных конструкций, то вряд ли стоит одни из них именовать так, а другие - нет.
Своё определение я дал. Если у Вас есть другое - ждём-с. Разная степень умозрительности. Это наблюдаемое явление. Иными словами, умозрительность у этой конструкции не больше чем у концепции о существовании мыслей, эмоций и прочего. Ну давайте ещё введём знаменитую умозрительную конструкцию о существовании Розового Невидимого Единорога. Эта концепция, по-Вашему не более умозрительна, чем концепция о существовании психических явлений типа мыслей и эмоций? Возвращаясь к аналогии с роем насекомых - есть наблюдаемое и различные интерпретации наблюдаемого. Эти интерпретации можно проводить в соответствии с законами логики, которые со времён Дигнаги не изменились, а лишь уточнялись. Так вот, эти законы говорят о том, что вводить дополнительные сущности без необходимости - ведёт к ошибкам (бритва Оккама). Наблюдаемое в случае с роем насекомых можно объяснить и без помощи дополнительных сущностей в виде невидимого повелителя мух.
Да я свое тоже высказала - двойственный манас, личность - низшее "я", индивидуальность - высшее "Я". Личность умирает, отдавая индивидуальности достойные высшего накопления (если таковые имелись). Собственно - высшее "Я" в некотором относительном роде бессмертно. Поэтому (в смысле Ваших "потоков сознания") можно сказать, что никто не умирает. Только актер (сутратма-индивидуальность) меняет роли и, соответственно, костюмы. Что именно Вас не устраивает в такой модели? Бритва Оккама здесь не найдет никаких лишних сущностей. У Вас же - рой мух, который по непонятным причинам что-то исполняет, зачем-то. С какой стати он это делает? И чтобы это объяснить - Вам, так или иначе, прийдется что-то умозрительное изобразить. Логика, на которую Вы пытаетесь опереться, потребует непременно дополнительных объектов.
А это ведь не определение, прошу прощения. Это всё равно что на вопрос что такое человек ответить: ну, он бывает белый, чёрный и ещё с хвостом и копытами. Мне просто не понятно, на основании чего, например, это самое "высшее Я" называется именно "я". Что именно делает его "я"? В чём суть яшности-то?
Поток сознания, согласно буддийскому учению, не имеет начала и конца. Однако, вопроса о том, почему оно наименовано именно как "я", остаётся открытым. Просто за счёт своей индивидуалистичности? ОК. У черепахи есть "я"?
Интересно также, что сантана, видимо, по крайней мере теоретически, может расщепляться на несколько потоков. Сделать такое предположение позволяет феномен расщепления личности.