Русская дворянская усадьба

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем Ондатр, 4 июл 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    [​IMG]

    А это "жилище Эхи с ванною внутри"
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:

    Чёрта с два. Столько живописных руин сколько она нагородила, ни одному Болотову не снилось.

    Добавлено спустя 32 минуты 2 секунды:

    Вообще складывается впечатление, что садово-парковое искусство в России пейзажную живопись значительно опережало, достигнув полной зрелости уже в конце 18-нач. 19 вв.
    Даже поворот к реализму произошёл в нём несколькими десятилетиями раньше.

    Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:

    Сорока 1840-е

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  2. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Сцена в парке. Середина XVIII в.


    Прошу простить за качество изображения - я не нашла в сети этих картинок и была вынуждена сделать и разместить фотографии. У Ондатра тоже прошу прощения за самовольство. Если всё это не вписывается в тему, уберите куда угодно, Максим.

    Полновесная характеристика эпохи в сфере нашего интереса - не для вас, Ондатр, а ради полноты картины:
    ."В петровские времена русское барокко подчинилось утилитарной и просветительской миссии... Барокко сочетало пропагандистскую устремлённость с документализмом и идеей триумфа. Этот сложный синтез наглядной агитации, вещественной убедительности, триумфа и просветительства можно видеть в создании увеселительных садов, в устройстве огненных представлений фейерверков... в организации травестированных вечеров и гротескных карнавалов... Наконец, петровское время было эпохой ещё одного триумфа - триумфа светской культуры.
    <...>
    Барокко не любит пустоты (ибо она ничего не значит)... мироздание полно звёзд ("открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна"), мир - людей и животных разных видов, земля - металлов, материя - атомов. Всё это богатство и роскошество мира определённым образом организовано... по законам метафизики и механики. Оно и имеет характер универсума. Такое универсальное бытие мира имеет чувственно-прекрасный облик. Человек, освободившийся от средневековых запретов, смог любоваться улыбкой мира, пусть и символически переистолкованного. В универсум были включены и религиозные, и политические, и эстетические идеалы. Там хе нашло место и аллегорически истолкованное прошлое. Универсум "опирался" на историческую традицию, на открытие эпохи античности, но сама эта традиция под тяжестью такого чудовищного плода, как барочный универсум", готова была обломиться. Классицизм - в чём была его историческая функция - сорвал этот плод, дав вольно расти традиции освоения античности в культуре Нового времени".

    "Со смертью царя-реформатора дворяне толпами стали покидать Петербург и возвращаться в старую столицу...
    ...Петровский указ о запрещении каменного строительства в Москве отменила Анна Иоанновна".

    "Барокко оказало влияние на всё развитие русской усадьбы. Усадьба потеряла утилитарный характер, став сложным художественно-культурным комплексом. Барокко создало особую культуру планировки усадьбы... Барокко насытило мир усадьбы аллегориями и поэтическими символами, от которых она потом уже никогда не откажется".

    В.С.Турчин


    [​IMG]
    Шпалера фламандской работы во Второй гостиной дворца в Кускове. Конец XVII - XVIII в.

    [​IMG]
    Аллея в парке Кусково

    [​IMG]
    Грот. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково

    [​IMG]
    Голландский домик. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково


    "Мир кусковской усадьбы великолепен, наряден и уютен... Кусково ждёт гостя, непринуждённо раскрывая свои чудеса. А их здесь, оказывается, немало.
    В доме встречают гостя зеркала, расположенные вдоль стен. Зеркала отражают друг друга, противоположные окна и сад, видимый за ними. В эти зеркала смотреться неудобно, да они и не для этого предназначались.Они отражают стены, иллюзионистически раздвигая пространство комнат, отражают деревья сада и пруд, связывая дом с миром природы вокруг. В конце центральной анфилады гостиных зеркало удлиняет перспективу комнат до бесконечности. Гость вводится в обман. Где он видит мрамор, там умелой кистью раскрашено дерево, где видится лепнина - живопись гризайлью или прессованное папье-маше заменяют её. В саду, в тупиковых аллеях расположены замаскированные зеркала и живописные транспаранты, на которых изображён пейзаж; они тоже скрывают реальные пространства. Между деревьев стояли расписные деревянные фигуры, представляющие крестьянок или нарядно одетых дам. Кирпичный Голландский домик ещё и раскрашен снаружи "под кирпич", который, однако, смотрится ярче натурального.
    <...>
    Главный дом усадьбы построен из дерева, но в пропорциях каменной архитектуры. Напротив, "легкомысленные" павильоны в саду возведены из кирпича... Трапециевидные пруды только кажутся прямоугольными... Всё здесь словно отражено в слегка искривлённом зеркале".

    В.С.Турчин


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    "Для усадебной культуры из просветительских идей помимо питавших искусство было особенно важно положение, весьма утопичное по своему существу, о том, что возможно создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо..."
    В.С.Турчин

    "Прекрасно то, чего нет". Жан-Жак Руссо


    [​IMG]

    [​IMG]


    В другие времена подобные эстетские и идейные поиски назовут модерном, эклектикой, а тогда архитекторы и художники вслушивались (и всматривались) в смысл заказа и добросовестно исполняли его. Замечательно то, что эти искусственные идеи и формы располагались не на искусствеппом фундаменте, а на живой земле. Присутствие живой натуры и спасло парковое искусство от откровенного эклектизма.


    [​IMG]

    Использованы материалы книги "...в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков", М.А.Аникст, В.С.Турчин.

    Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:

    Книга хорошая, а в сети не нашла...

    Про живопись - завтра. То есть уже сегодня.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Уже в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами. Теперь было достаточно нескольких штрихов, несколько точно расставленных акцентов, чтобы ландшафт заиграл. Парк всё ещё литературен и полон цитат из романов и поэм, но природа уже главная. Новые приёмы позволили создать поистине грандиозные парковые ансамбли во многие десятки и даже в сотни гектар. Всё точнее вписывается парк в окружающий ландшафт, используя его наиболее выгодные точки. Пространство само стало играть решающую роль, втягивая, поглощая , заманивая вошедшего, уже не в аллегорически а в реально преображённое идеальное пространство мечты.
    В такои парке как в Белая берёза в Павловске идеал естественности нашёл уже полное воплощение, как результат 25 летней упорной работы крупнейшего театрального декоратора).
     
    La Mecha нравится это.
  4. Мила

    Мила Guest

    Идея "создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо" - из мира избытка, когда ищут не просто удовлетворённость, а изысканную удовлетворённость. К ней прилагается идея о том, что этого достичь можно. А ещё изощрённая фантазия ценится выше естественности...
    Но "механический соловей" всё же ценнее живого.
    "Востребованная" живопись зависит от заказчика и благодаря ему существует (созданная на заказ или по собственному порыву художника). Говоря иначе - картины не было бы, если бы этого кто-то не захотел. И картина такова, как захотел кто-то.
    Меня чрезвычайно трогает Григорий Сорока, потому что он превозмог идею искусственной красоты и видел природу без умозрительности, непосредственно.
    Прочие всё ещё писали деревья вообще на лужке вообще с цветочками вообще... Простите за жаргон.

    [​IMG]

    Собственно, хорошая пейзажная живопись была и остаётся предметом штучным.

    Добавлено спустя 12 часов 40 минут 27 секунд:

    А что такое, впрочем,
    ? Как вы думаете, Ондатр, её плоды соперничают по форме с явлениями природы? Они могут быть прекраснее и содержательнее последних или являются выродками, мутантами творения?
    Вот архитектура. Действительно ли ландшафт обогащается смыслами в её присутствии (с её лучшими образцами, конечно) или это вынужденный компромисс при необходимости вмешаться в природу, компромисс, оправданный в разное время разными умозрительными категориями?
    Я не говорю о прочей человеческой бутафории.

    Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?

    Только не подумайте, что у меня уже припасён ответ. Кроме того, что я с младенчества напрямую "контактирую" с природой, я ещё и эстетка, застрявшая в ренессансе и барокко.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Только что оттуда вернулся

    Добавлено спустя 15 минут 11 секунд:

    Парк в лучшем состоянии, чем я опасался.Но все изощрённые фантазии сгинули почти без следа. Но парк стоит, его "держат" дубы в два обхвата, могучие ясени, сохранились частично аллеи. стоит дом над огромным прудом, хорошо стоит..
    Время сглаживает все искусствености и нарочитости. то что остаётся входит в ландшафт прочно и естественно. Видимо, это и есть саби.
    Вот это и есть то самое, что произошло с усадебными парками ко второй половине 19 в. Само собой произошло, выросло вместе с деревьями. То чего безуспешно пытались добиться с помощью искусственных руин и "готических" построек. Печать времени.печать истории, печать жизни.
    а кто ещё об этом думает? помимо людей?
     
  6. Мила

    Мила Guest

    Ничего себе ответ вопросом на вопрос...
    Старые парки без бутафории, сами символизируют течение времени. Однако это не очевидно, открывается не всегда и не всем. Да и не все задаются такими глупыми вопросами, какими, к примеру, задаюсь я.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    А как ещё можно ответить? цитатой: "человек есть мера всех вещей"? Кто призван оценивать "прекрасность"?

    Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:

    Вы видели когда-нибудь как выглядит старый французкий сад через десятилетия после того как его перестали стричь?

    Добавлено спустя 18 минут 48 секунд:

    Шишкин. Парк в Павловске

    [​IMG]

    Добавлено спустя 10 минут 9 секунд:

    Мещёрский
    [​IMG]

    Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд:

    Вот мостик. Обогатился пейзаж смыслами?

    Добавлено спустя 11 часов 18 минут 14 секунд:

    И это тоже усадебный жанр. Сама жизнь, быт в усадьбе обретает собственную мифологию и символику, набор знаков - кодов эмоциональных состояний, уже напрочь не связанных ни с какой аллегорией.

    Крамской
    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 14 минут 55 секунд:

    Максимов

    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 2 часа 1 минуту 4 секунды:

    Поленов

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 19 минут 1 секунду:

    Пейзаж обогатился смыслами для Нас, именно в силу своей очеловеченности. В этом парке живут бабушки и романтичные девушки. Это для них мостики, лавочки и веранды. И перспектива резко приблизилась, упёрлась в деталь. Так видят дети. Или яди и тёти которые хотят туда в детство вернутся. Или в юность.
    Раньше это не рефлексировалось дяди и тёти просто самозабвенно играли в своём парке. Все эти парковые затеи, развалины, "эхины павилионы" где можно было подслушать разговоры на соседней аллее это ведь самые настоящие игрушки.

    Добавлено спустя 44 минуты 46 секунд:

    А вот само парковое искусство в это время (1870е-80-е гг.) переживало не лучшие времена. На место поэтов, художников-декораторов и архитекторов туда пришли учёные ботаники, агрономы и историки искусства. и парки из литературного произведения превратились в научные статьи...
     
    list и La Mecha нравится это.
  8. Мила

    Мила Guest

    Как из затхлого помещения тянет на свежий воздух, так людей тянуло и тянет туда, где по ощущениям человек не просто погружается в детство, но истоньшает восприятие. Это даже любители шашлычков способны ощутить. Только потом заглушают это ощущение мясом и алкоголем. Но это уже другая сказка.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    да , в том числе , к незамыленности глаза.

    Добавлено спустя 37 секунд:

    Виктор Васнецов

    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 25 минут 33 секунды:

    С конца 80-х гг. в русской живописи начинается настоящий усадебный бум. Можно составить целую галерею. Но только по просьбам трудящихся )
     
  10. Мила

    Мила Guest

    Я не совсем трудящаяся, но я "за".
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    К концу 19 -нач. 20 в. разрыв между современностью и усадебным прошлым стал ощущаться как непреодолимый, оставляя чувство щемящей печали.

    Левитан
    [​IMG]

    Соколов
    [​IMG]

    Добавлено спустя 25 минут 58 секунд:

    Усадьба со своим бытом "дематериализуется", русский 18 в. наравне с европейским средневековьем принадлежит уже области сновидения.

    Борисов-Мусатов
    [​IMG]

    Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:

    Та самая непреодолимая дистанция, которая делает возможной чистую игру, прорвавшуюся в неоклассицизме, возрождении стриженных французских парков, театральном 18 веке Мира Искусства.

    Бенуа
    [​IMG]

    Добавлено спустя 11 минут 25 секунд:

    Но парк нач. 20 в. даже созданный "в стиле" качественно отличается от более ранних своей "интровертностью". Дом перестаёт быть центром он смещается вглубь, прячется, пространства отгораживаются плотными кулисами.. Собственно новых парков создаётся очень немного, потому что проще возродить, преобразить старые.
     
    list и La Mecha нравится это.
  12. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Можно ли говорить, Ондатр и Мила, о гармоничности этих портиков, фонтанов и аркад с остальным населением того времени. Говорю без сарказма, ведь дворяне , вроде, с тех же земель зачались?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Так, ещё раз. Уточни, пожалуйста, про какое время разговор, 200 лет колоссальный срок. И кто это остальное население? Если вопрос про рабочих и крестьян то они дали ответ в 17 г. а если про тех, часто крепостных, мастеров, которые это создавали, то ответ может быть совсем другим.
     
  14. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    http://autotravel.ru/phalbum/90220/116.jpg
    http://autotravel.ru/phalbum/90220/114.jpg

    Инородная жизнь.

    Добавлено спустя 3 минуты 5 секунд:

    Ага, вьехал. О 19 веке.

    Контраст меня поражает. Крестьяне и дворяне. Мастеровые могли и заказ выполнять просто без интуиций?! Думаешь там была органичность у мастеровых?
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    ну не все же на одного барина работали
    существовали и целые профессии, например специалистов по устройству прудов, и других "водяных" работ.

    Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:

    часто мотивы "дворянской" архитектуры проникалы и в мещанское жильё. существовал ведь и деревянный ампир, совсем не обязательно сословный.

    Добавлено спустя 6 минут 29 секунд:

    Во второй половине 19 в. многие дворянские усадьбы перешли в руки купцов. И далеко не все из них начали с вырубки вишнёвых садов.
     
  16. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Да? Будущие дизанеры ландшафта?

    Придётся признаться в невежестве в этом вопросе.

    ***

    Трудно ж знать иногда, что коммуняки наши родные. И как они любили нашу родину. Особенно дворянскую. И особенно страстно старинные особняки. Я про Вашу замечательную ветку - тему.

    Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд:

    Юмор оценил.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    А вот эта картина например написана в 1913 г.

    [​IMG]
    Богданов-Бельский Новые хозяева
     
  18. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    И.Крамской, "Осмотр старого дома". 1874г.
     
  19. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Я больше в курсе о помещичьих усадьбах. :) Потому что Советы саданули наши усадьбы. А как они были красивы! Мне тогда бы очень мало лет, когда уничтожали это у моей тётки. Я задел слегка. Это и на картах не осталось после мелиорации.

    Вы о патине? Так мелиорация больше усадеб, Мила, уничтожила. Я был этому личным свидетелем.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Процесс начался ещё до революции и не закончился и ныне.

    Добавлено спустя 5 минут 24 секунды:

    В "Акупунктуре Подмосковья" я ещё упомянул усадьбу Красково, в нескольких километрах от моего дома:
    " Красково
    мы возвращаемся к Пехорке. От усадьбы Орловых и Оболенских здесь уцелели Владимирская церковь (1832), деревянный барский дом 1890-е, классицизм (используется как жилой), остатки ограды и хозяйственной постройки. От парка только следы. Окрестности плотно застроены.
    Печальное впечатление производит эта усадьба, только чудом пока ещё не разделившая судьбу соседних."

    Этим летом она уже сгорела.

    Добавлено спустя 10 минут 40 секунд:

    А в советском искусстве после 20-х гг. для усадьбы осталась одна лазейка: музеи-усадьбы. И она свою "подрывную" роль сыграла.

    Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:

    Щербаков
    [​IMG]
     
  21. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]

    300 лет Ораниенбауму - это, конечно, не под Москвой, а под Питером, палить его, разумеется, как подмосковные усадьбы, не будут, показательно-любовно обсасывая и наряжая заново. Ради нескольких картинок не смогла не свистнуть немного чужого материала.

    Понравился вот этот пример организации пространства - очень живая струящаяся затягивающая перспектива, хорошее заимствование естественных природных форм.

    [​IMG]


    А такое смешение техник не желаете ли?
    Там же, в Ораниенбауме. Современные художники экспериментируют с пространством, как три века назад, творя в объёме героев живописи. Несколько произведений с выставки парковых скульптур, созданных в рамках Международного симпозиума "Современная скульптура в рамках исторического ландшафта", по мотивам известных картин (авторство скульптур, к сожалению, было не указано).

    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер, "Рыцарь, смерть и дьявол"

    [​IMG]
    Питер Брейгель Старший, "Слепые"

    [​IMG]
    Рембрандт Харменс ван Рейн, "Ночной дозор"

    [​IMG]
    Густав Климт, "Поцелуй"

    Так что, как видите, парковое искусство переживает новый виток развития, смыкающийся с началом (правда, в форме лёгкого фарса - или, как говорят нынче, стёба).
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Поговорим о рококо? :)
     
  23. Мила

    Мила Guest

    Да, конечно. Только надо сделать одно важное дело...:) )

    Добавлено спустя 3 минуты 18 секунд:

    [​IMG]

    Ведь это ж ч**т знает что наворочено! Надо поговорить.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.847
    Симпатии:
    9.154
    Ведь это рококо пробило в регулярности брешь куда пробрались пейзажные парки )

    Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:

    Бунт задавленного классицизмом иньского начала.

    Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

    И соответственно абсолютно иньские пейзажные полотна
     
  25. Мила

    Мила Guest

    Что интересно, человек склонен к упорядочиванию и пересчёту, но одновременно он, изображая натуру, разрушает внутренние природные смыслы, заменяя их своими, умозрительными. То есть в своём творении он поступает противоположным в отношении Творения образом: внутренняя логика и пульс жизни природы не изображаются, а вместо немыслимого для нас Провидения с его гибкостью и богатством изображаются примеры выведенных из реальности правил.
    Редко найдёшь художника, в произведениях которого билась бы жизнь. Почему так востребован благодарный зритель - большую часть работы он берёт на себя.
    Рококо - хороший пример того, как хаос мироздания, отсутствие пересчёта и симметрии, признанные за приметы настоящей жизни, обрели своеобразную академичность и окаменели для нас нынешних. И это пример того, как художники, уповая на силу приёмов, ещё раз попытались вдохнуть в свои работы жизнь.
     

Поделиться этой страницей