Русский космизм

Тема в разделе "Философия", создана пользователем KBH, 26 июн 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    299
    Симпатии:
    14
    ИМХО, эта тема обязательно должна быть на РМ-сайте. Хотя бы в числе прочих философий.
    А то как-то странно: мировоззрение Андреева многие философы относят к космизму (за бугром - обязательно с прилагательным "русский"), а про космизм у нас ничего и нет. И почему он исключительно "русский"? Что, за бугром нет ни одного космиста? Космизм что, настолько узко-националистичен, как, например, иудаизм?
    Начал читать отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Космизм.
    Не обнаружил ничего особенного. Ну фамилии причисленных нашёл: Дюпрель, Теон, Блаватская, Безант, Успенский, Фёдоров, Умов, Холодный, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Сухово-Кобылин, Шарден, Eфремов, Кузнецов, Соловьёв, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Рерих, Одоевский, Хлебников, Блок, Белый, Врубель, Скрябин. Некоторых и раньше читал. Кстати, от себя могу добавить Кропоткина. В их книгах совершенно очевидные мысли - о всеобщей взаимосвязи всего окружающего, в том числе и с внутренним миром каждой личности.
    Что же это за направление философии такое? Что оно принесло нового мировой философии? В чём его, можно сказать, "ноу хау"?
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Загнать всех перечисленных в одно направление , боюсь, не удастся ) Единственное, что сразу отличает их от современных им лидирующих западных философских школ это "мистическая" и "интеграционная" направленность, в отличие от "аналитического" вектора таких школ как неокантианство, позитивизм и т.д. Для последних был характерен редукционизм и борьба с метафизикой.
     
  3. TopicStarter Overlay
    KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    299
    Симпатии:
    14
    Вы хотите сказать, что русской философии свойственны интеграция и сопоставление, а западной - дифференциация и анализ?
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Не рискну относить Дюпреля, Теона, Безант и Шардена к русским философам )
    Но русская философия действительно заметно отличалась от лидирующих на Западе направлений мысли.
    Русская философия изначально мифологична, такое впечатление , что она непосредственно взялась продолжить отцов церкви и гностиков . Она широкими мазками набрасывает новый миф о мире и человеке в их единстве.
    Основные же направления западной мысли двигались в направлении противоположном - анализу механизмов сознания, знанию о знании, что созвучнее буддизму, например.
    Разница примерно как между Врубелем и Сёра )
     
  5. Денис

    Денис Guest

    Русская философия не может отличаться или не отличаться от западной. Поскольку нельзя говорить об отличиях того, что не существует. Философия это школа. В России нет и не было философской школы. Философы - да, были. Наверное, даже сейчас есть. Но из-за отсутствия школы, говорить о "русском космизме", как и о любом другом философском "русском ...изме" не приходится.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Вообще-то философия это школЫ )
     
  7. Денис

    Денис Guest

    Хорошо, пусть так. Назовите одну, в России.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Если мы понимаем под школой не организационную структуру, а преемественность основной проблематики, то можно предложить Философию Всеединства (Соловьёв, Трубецкие и далее).
     
  9. Денис

    Денис Guest

    Извините, не получается. Я бы как-то понял, если бы Вы Соловьёва и Бердяева за уши друг к другу притянули. Но Трубецкие, особенно Николай... Даже не пахнет. Ни приемственностью, ни школой.
    А школа - это буквально школа. Начиная с Пифагорейской, через Платоновскую, до современных, вроде найтивизма. Школа это структура, как правило университетская, где учатся, обсуждают, пишут работы, выступают на конференциях. Эта практика есть во всём мире. Лично наблюдал, и изнутри, как оно работает. Но у нас, в России ничего подобного нет. И я не говорил, что это плохо.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Как вы считаете, Философия Жизни это школа?, а экзистенциализм? )
    Какие философские школы на Западе вы бы назвали после поздней Академии и до 19 века?

    Боюсь, наши мнения здесь существенно расходятся )
     
  11. Денис

    Денис Guest

    Смотря в чьём исполнении. Если это экзистециализм Сартра и Кьеркегора, тода, безусловно, это школа. Буквальная. А вот Шестов - извините, нет. Шопенгауэр - Гетингенский схоласт (в смысле принадлежит к школе). Защитил диссертацию, преподавал в Берлине. О влиянии на последующие поколения (философов) говорить не приходится.
    Как-то сразу вспомнился Кант и его упоминания школ рационалистов и эмпириков. Надеюсь хватит, или Вы решили устроить экзамен, с непременным требование перечислить все?
    Мне будет тяжело осознавать столь грустный факт, но я постараюсь.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Дело ваше :dunno: . Я пытался установить ваши критерии философской школы, на конкретных примерах. Но впрочем, как я вижу, в собеседнике вы не особо нуждаетесь )
     
  13. TopicStarter Overlay
    KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    299
    Симпатии:
    14
    Т.е. философская школа - это то, за что государство согласно платить зарплату университетскому преподу?
     
  14. Денис

    Денис Guest

    Нет, что Вы. Государство, как правило, не при чём. Университеты, в основном - частные, во всём мире. Редко когда муниципальные. Мало того, они независимые, вплоть до того, что на территорию университета и кампуса запрещён вход госслужащим, в том числе полиции. Только с разрешения администрации университета, которое не может быть получено без согласия студенческого совета. И традиция эта ещё со средневековья. И это действительно работает. А уж университетскому преподу, государство никогда и нигде не платит, кроме как у нас. Зарплата препода - это деньги, которые зависят от количества студентов, записавшихся на курс. А студенты за себя платят, платят университету.
    Философская школа - это нечто другое, это структура, существующая для прямой передачи знаний, навыков, методологии, эстетических и этических традиций внутри цеха. Да, именно цеха, как у ремесленников до эпохи капитализма. Для нас это может звучать странно, но это реальность. Физически, как правило, философская школа располагается на соответствующем факультете. Это естественно. Но она там не потому что так положено. Это потому что университет не выживет, если не будет содержать школы, в том числе и философские.
    Огромную роль играет имя мастера (как и в цеховом обучении). Очень престижно быть, скажем учеником Тимоти Вильямсона или Джима Хёрфорда. А вот, быть учеником любого из российских преподавателей философии, независимо от ВУЗа - нет. Просто потому, что российские преподаватели философии не входят в цех, независимо от известности или учёного звания. Они не имеют отношения к университетской традиции. Поскольку университетов, в Западном понимании у нас нет. В Китае, кстати есть.
     
  15. Денис

    Денис Guest

    Извините, сразу не заметил. Я с радостью пообщаюсь с Вами, в том числе и на эту тему, но здесь тема про космизм. И я всего лишь, пытаюсь ответить автору темы, и не уйти в оффтоп. :dunno:
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Структурой близкой к такой цеховой,например, в России является семинар Библера. То что относится к философии не напрямую, но в какой-то степени это Лотмановская семиотическая школа.

    Университетская кафедра философии как центр естественно существует в Европе давно. как и система учитель-ученики., но школа как организационная структура, порождение очень зрелого модерна (едва ли, не с неокантианства). Часто организационным центром для не служит журнал.

    Во времена немецкой классической философии, не существовало такой школы, к которой можно было бы причислить вместе или по отдельности Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, но едва ли это послужит основанием для утверждения , что философии там не существовало. )

    Да в России не было даже влиятельных кафедр. Поскольку сама оригинальная русская философия явление весьма позднее и соответственно крайне слабо институционализированное.
     
  17. Денис

    Денис Guest

    Кант - Фридрихс-Коллегиум, Кёнигсбергский университет, 40 лет преподавания.
    Фихте - Лейпцигский и Йенский университеты, личное знакомство с Кантом, преподавание в Йене.
    Шеллинг в 15 лет поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox», с 19 лет последователь и истолкователь Фихте.
    Гегель учился в Тюбингенском историческом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином.
    Да они все - схоласты. В смысле - они принадлежат к школе. И линия преемственности прослеживается отчётливо.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    ну вот, теперь ваша позиция по поводу того что такое философская школа для меня прояснилась )
     
  19. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.006
    Симпатии:
    1.475
    Вики предлагает такое определение
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.855
    Симпатии:
    9.164
    Как бы это заманить в эту ветку Митю... ;)
     
  21. TopicStarter Overlay
    KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    299
    Симпатии:
    14
    Это глядя на что он клюёт.
    :)

    Минобр есть, а университетов нет? А наука-то хоть есть? А то как-то даже жалко стало Эту страну - сирую и убогую. "Что же это у нас, чего не хватишься, ничего нет?" (с)
    :)
     
  22. Денис

    Денис Guest

    Минобр - наш эксклюзив. Больше такого нигде нет.

    Это смотря что Вы под наукой понимаете. Гуманитарных точно нет.
     
  23. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    209
    Симпатии:
    60
    Денис, напрасно. Я преподавал философию в РГГУ 10 лет. В западном понимании школ не было. Но профессора с европейской изветностью были - Молчанов (феноменолог), Подорога. Что касается русской метафизики Серебряного века - она не развилась по понятным причинам. Не развилась и в эмиграции. Однако ее ренессанс считаю возможным - причем на том же Западе, где развилась т.н. трансперсональная психология (к примеру), философские основания которой начинают весьма напоминать построения русских философов (Кен Уилбер). Лингвисты были сильные. На истфиле - Мелетинский, Кнабе, Гуревич...

    Люди с Запада, приезжая, нам слегка завидовали - полной академической свободе. Школ нет, поэтому никто не принуждает, ученый занимается тем, чем считает нужным. Но практически отсутствует выход как на мировую аудиторию, так и на внутреннюю. В США новую книгу известного философа будет обсуждать New York Times на первой полосе. В России такое просто нереально.
     
  24. Денис

    Денис Guest

    Митя, спасибо, но я в курсе, сам преподавал, но не в РГГУ. Кто, что из себя представляет в российской академической среде, понимаю. Как Вы сами отметили, школ нет и не было, это собственно и есть ответ на вопрос КВНа. Будут ли они, эти школы - сами понимаете, большой вопрос.
    По поводу того, что это, хорошо или плохо, слёз не лил и не лью. Как сказал мой научный руководитель, "да, был застой, нужно было какое-то дуновение воздуха. В очередной раз открыли окно на Запад, и ветер подул, но был ли он свежим?"
    Что может развиться? Надо ли возрождать именно русскую метафизику а-ля Серебряный Век? Этот век прошёл. И если и будет что-то новое, на её основе, то уж точно не на западе. При всём моём огромнейшем уважении к западным философам, то течение мысли, которое почему-то называют "русской философией" они понять не способны. Они вне русской парадигмы. Недавно вот был очередной живой пример - общался с выпускником Оксфорда (PhD in phlosophy and linguistics), живущим в Питере, и не первый год. Человек вполне владеет русским. Работает в редакции "Вестника СПБГУ" Но он в принципе не понимает ни Серебряный век, ни тем более предыдущие, ни последующие гуманитарные проблемы стоявшие перед русской мыслью. Просто стена непонимания. И это не единичный случай, это очень характерно для западных людей, искренне интересующихся русской мыслью. Мы просто другие. Реально, другая парадигма. Оно и в обратную сторону работает. Давайте, если хотите, поставим эксперимент - я ради интереса выложу несколько страничек текста на русском, но написанных по западным стандартам, и посмотрим на реакцию - уверен, что подобное письмо в западном стиле просто вызовет непонимание, что это, и зачем, и почему это называется философия.
     
  25. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    209
    Симпатии:
    60
    Да не особо другие, Денис. Как пример - тот же Кен Уилбер. Читали? А он такой не один на Западе.

    А эксперимент - это прекрасно ) давайте его проведем )
     

Поделиться этой страницей