Сады дзэнских монастырей

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 10 янв 2019.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    305
    Симпатии:
    499
    Предлагаемая серия заметок будет посвящена садам дзэнских монастырей, но не только, и даже не столько знаменитым дзэнским сухим садам, сколько всему садово-архитектурному комплексу монастыря, в котором сухой сад является достойным, но равным среди равных ему элементов, образующих единый живой организм под названием Сад. Может быть, это поможет рассеять складывающееся порой представление о дзэнских садах только как о сухих садах типа Рёан-дзи. Но сначала краткая историческая справка.
    После смерти Хуэйнэна (638 – 713), шестого патриарха Чань (яп. Дзэн), его учение разделилось на пять школ, основными из которых стали школы Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото).
    Основателем школы Линьцзи был монах Линьцзи Исюань (810/815 — 866/867) (яп. Риндзай Гигэн). В 1191 году в Японию вернулся буддистский монах Мёан Эйсай (1141 – 1215), изучавший в Китае учение школы Линьцзи и посвятивший себя проповеди этого учения на родине. Главный постулат школы Риндзай основывается на идее внезапного просветления, достигаемого не только с помощью сидячей медитации дзадзэн, но и благодаря весьма специфической практике коанов, а также другим экстремальным методам психотренинга, порой реально ставившим стремящегося к просветлению на грань жизни и смерти и делавшим из него не «просветлённого», а «счастливого идиота» или шизофреника. Это называлось чань-бин (яп. дзэмбё), «чаньская болезнь», но благодаря постоянному контроль опытных наставников случалась она нечасто.
    Однако несмотря на все свои экстремистские высказывания и шокирующие поступки типа раскалывания статуй будд на дрова и сжигания сутр, Дзэн всегда оставалась и остаётся школой буддизма, адепты которой не только сидят в дзадзэн и разгадывают коаны, но и совершают обряды поклонения Будде. «Дзэн» – только популярное название этой школы, другое же название её – Буддахридайя, «Сердце Будды». Острота оппозиций, свойственная Дзэн, снимается смехом, известным инструментом выхода из «неудобных» положений, пожалуй, только в Дзэн ставшим элементом монастырской практики.
    В период Муромати (1336 – 1573) школа Риндзай, пользовавшаяся поддержкой властей, фактически стала официальной идеологией. Наиболее крупные монастыри были объединены по китайскому образцу в систему годзан - «пять гор» или «пять монастырей», хотя на самом деле их было десять: пять в Киото и пять в Камакура. Эти монастыри стали хранителями культурных традиций, сформировав литературное направление, названное «годзан бунгаку», «литература пяти монастырей», и опиравшееся на китайские источники династии Сун (960 – 1275). Произведения годзан бунгаку, поэзия и проза, писались, как правило, на китайском языке, литературном языке того времени. Немало сделали монахи «Пяти монастырей» и в развитии сунской монохромной живописи, в свою очередь, послужившей толчком к возникновению дзэнских сухих садов карэсансуй.
    Ощутимый урон культуре годзан нанесли войны годов Онин (1467 – 1477), когда многие монастыри системы годзан были сожжены. Творчество монахов, спад которого наметился ещё раньше, становилось всё более светской и всё более вульгарной. Вместо воспевания жизни на лоне природы в стихах появилась бездуховная манерность и вычурность. Тем не менее, её влияние на японскую литературу, живопись, театр и искусство садов трудно переоценить.
    Школу Цаодун основал монах Дуншань Лянцзе (807—869). Первым проповедником этой школы в Японии стал монах Эйхай Догэн (1200 – 1253), вернувшийся из Китая в 1227 году. Основным путём достижения просветления в школе Сото была сидячая медитация, сочетавшаяся со строжайшей регламентацией всей повседневной жизни, поскольку сама медитация была тождественна просветлению. Никаких парадоксов и шокотерапий. По учению Догэна, само сидение в дзадзэн уже и есть просветление.
    Между этими школами постоянно велись дискуссии о том, кто прав, но практически они поделили в Японии сферы влияния. Учение Риндзай пришлось по душе новой аристократии и самурайству, а Сото восприняли представители более низких сословий за пределами крупных городов. Фактически, Риндзай и Сото развивались самостоятельно каждая в своей социальной нише.
     
    Елена, La Mecha, Glenn и 2 другим нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    305
    Симпатии:
    499
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёфуку-дзи.

    Первый дзэнский монастырь в Японии, Сёфуку-дзи 聖福寺, был основан последователем школы Риндзай Мёаном Эйсаем в 1195 году в г. Хаката, вошедшем впоследствии в состав города Фукуока. О том, что этот монастырь первый, свидетельствует надпись на стеле, приписываемая императору Го-Тоба (1180 – 1239): « Самый первый Дзэн-храм Страны Восходящего Солнца». Правда, существует мнение, что первым был храм Гёон-дзи, о котором мало что известно.

    1.Сёфуку дзи.Стела.jpg
    Сёфуку-дзи. Стела

    Мёан Эйсай по праву считается основателем школы Риндзай в Японии. Сын синтоистского священника, с десяти лет Эйсай начал изучать эзотерический буддизм в монастыре Энряку-дзи, но что-то ему там не нравилось. Его постоянно тянуло в Китай, где жили отцы-основатели китайского буддизма. Наконец, в 1167 году его мечта сбылась. Однако сначала он задержался там недолго, проучившись шесть месяцев в монастыре Тяньтай, где и познакомился с учением Чань.
    В следующий раз Эйсай прибыл в Китай уже в возрасте 47 лет. Там он в течение четырёх лет изучал Чань школы Линьцзи под руководством наставника Сюань Хуанчана и, получив от него свидетельство о просветлении («печать просветления»), вернулся на родину, уже через год основав при финансовой поддержке первого сёгуна Японии Минамото Ёритомо монастырь Сёфуку-дзи. Во второй половине периода Муромати, полного непрекращающихся войн, монастырь был сожжён, но в 1568 году восстановлен.
    В 1587 году один из объединителей Японии Тоётоми Хидэёси(1536 – 1598) во главе двухсоттысячной армии вторгся на остров Кюсю, дабы усмирить местных феодалов, расширивших свои владения за счёт земель его союзников и нанёсших последним поражение в битве на реке Хацугикава. В результате враги Хидэёси были повержены, а город Хаката вместе с Сёфуку-дзи разорён. В том же 1587 году вассал Хидэёси, даймё Кобэякава Такакагэ, начал повторное восстановление монастыря. Благодаря пожертвованиям крупных военачальников – самого Тоётоми Хидэёси, его военного советника Курода Нагамаса и других, к 1600 году Сёфуку-дзи был восстановлен окончательно, хотя и в меньшем масштабе.

    2.Сёфуку-дзи.План.jpg
    Сёфуку-дзи. План

    3.Сёфуку-дзи.Вид сверху.jpg
    Сёфуку-дзи. Вид сверху

    Из плана видно, что Сёфуку-дзи создан по китайскому образцу как маленький город, расчерченный прямыми дорожками и озеленённый. Понятно наличие прямых дорожек нобэдан вместо любимых японцами тобииси. Как и дороги в городах, они имели чисто функциональное назначение и должны были обеспечить удобство передвижения от одного строения к другому. Однако с другой стороны, прямолинейность дорожек может послужить намёком на постижение истины прямо и непосредственно в мгновенье озарения, постулируемое школой Риндзай. Прямолинейность ассоциируется также со словами Линьцзы (810\815 - 866\867) : «Буддийское учение не нуждается в особой практике. Для его постижения необходимо лишь обыденное не-деяние: испражняйтесь и мочитесь, носите свою обычную одежду и ешьте свою обычную пищу, а когда устанете – ложитесь спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймёт!» (цит. по Н. В. Абаев. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 1989). Применительно к дорожкам это можно понять так: если тебе нужно дойти от ворот до Дома Настоятеля, так иди прямо! Строения тоже выполнены в китайском стиле, что естественно для монастыря школы Дзэн, пришедшей из Китая. Это стиль японской храмовой архитектуры, получивший название дзэнсюё 禅宗様, «стиль Дзэн». Он называется ещё танъё, «стиль Тан» (эпоха Тан, 618 – 907 гг.).
    Интересна стена Сёфуку-дзи, напоминающая о тяжёлых временах Муромати. С внутренней стороны она декорирована черепицей и камнями, оставшимися от сгоревших при вторжении на Кюсю строений. Главные ворота Тёкусимон 勅使門, поставленные не позднее 1700 года, украшены гербами в виде шестнадцати-лепестковых хризантем. Тёкусимон открываются только при посещении храма представителями императорского дома. Для простых же людей имеются другие ворота.

    4.Сёфуку-дзи.Тёкусимон.jpg
    Сёфуку-дзи. Тёкусимон

    5.Сёфуку-дзи. Внутренняя сторона стены.jpg
    Сёфуку-дзи. Внутренняя сторона стены

    От главных ворот прямая как стрела дорожка проходит через весь монастырь, минуя пруд в форме тыквы-горлянки, посвящённые богине Каннон массивные ворота с тремя проходами-вратами саммон («Врата трёх освобождений»), храм Буцу-дэн со статуями Будд Трёх Времён и через ворота с волнообразно изогнутым фронтоном в стиле карамон заходит во внутреннюю зону Сёфуку-дзи, доходя до Дома Настоятеля ходзё 方丈 с широкой гравийной площадкой перед ним. Дом Настоятеля был перенесён сюда взамен старого из замка Нагоя в 1601 году. Слева от ворот карамон на плане расположено хранилище рукописей, а справа – зал для медитаций дзэндо. За Домом Настоятеля расположились различные хозяйственные постройки, а большое пространство слева от Дома Настоятеля отведено под кладбище.

    6.Сёфуку-дзи.Мост через пруд и ворота саммон.jpg
    Сёфуку-дзи. Мост через пруд и ворота саммон

    7.Сёфуку-дзи.Буцу-дэн.jpg

    Сёфуку-дзи. Буцу-дэн

    8.Сёфуку-дзи.Дом Настоятеля.jpg
    Сёфуку-дзи. Дом Настоятеля

    Что же с озеленением Сёфуку-дзи? Наверняка, оно отличается от того, что было несколько сот лет назад, но не принципиально, поскольку стремление любого храма или монастыря – сохранение традиций. По «виду сверху» ясно, что озеленён он довольно прилично, причём посадки носят природный характер. Вступив за ограду через главные ворота, посетитель сразу попадает под сень деревьев, с трёх сторон окружающих пруд. Перейдя пруд по горбатому мостику и пройдя через полутёмное зало ворот саммон, он оказывается на дорожке, ведущей к словно распластавшему крылья крыши храму Буцу-дэн. Дорожка обсажена низко подстриженными кустарниками, а за ними – лиственное редколесье на подстилке из мха. За Домом настоятеля, между ним и служебными постройками, скрывается внутренний садик. В нём уже заметны стриженые формы, популярные в XVI веке, как раз в период второго восстановления храмового комплекса.

    9.Сёфуку-дзи.У пруда.jpg
    Сёфуку-дзи. У пруда

    10.Сёфуку-дзи.Дорожка от ворот саммон к храму Буцу-дэн.jpg
    Сёфуку-дзи. Дорожка от ворот саммон к храму Буцу-дэн

    11.Сёфуку-дзи.Лиственное редколесье.jpg
    Сёфуку-дзи. Лиственное редколесье

    12.Сёфуку-дзи.Внутренний садик.jpg
    Сёфуку-дзи. Внутренний садик

    Примечательно отсутствие в Сёфуку-дзи чайного павильона, хотя его основатель Эйсай был активным популяризатором чайной церемонии и сам привёз семена чайного куста в Японию. Зато есть зал для медитаций. Эти залы к тому времени уже появились в монастырях школы Риндзай, хотя патриархи южной школы Чань, к которой принадлежал и Линьцзи, относились к сидячей медитации скептически, предпочитая динамическую, а потом и коаны. В «Сутре помоста великого наставника, шестого патриарха Хуэйнэна» сказано: «Хотя Дхарма едина, её постижение бывает медленным и быстрым. <…> Дхарма не имеет [различий] на «постепенное» и «внезапное», но люди различаются на «острых» (талантливых) и «тупых». Поэтому и называется «постепенным и «внезапным» (цит. по Н. В. Абаев. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 1989). Отношение к сидячей медитации первых последователей шестого патриарха дзэн Хуэй-нэна прекрасно демонстрирует и следующая история: Однажды Хуэй-жень спросил своего ученика Ма-цзу: «Находчивый, с какой целью ты здесь молишься? – «Я хочу стать буддой.» Тогда мудрец начал тереть кирпич о камень. – «Что ты делаешь, о наставник?» - Трением я сделаю этот кирпич зеркалом.» - «Как можно трением сделать кирпич зеркалом?» - «Как можно сидением на корточках стать буддой?» (цит. по Померанц Г.С. Дзэн и его наследие. – Народы Азии и Африки, 1964, №4). Тем не менее, поскольку спонтанные озарения случались не так уж часто, постоянная медитация вошла в практику школы Риндзай, не говоря уж о Сото, где она практиковалась изначально.
    В зал для медитаций удобнее попасть через ворота, расположенные справа от главных. Это ворота Сомон, перенесённые сюда из замка Надзима советником Курода Нагамаса в 1589 году при восстановлении монастыря. От них дорожка, параллельная главной, идёт через рощу, мимо храмовой колокольни, прямо к дзэндо.

    13.Сёфуку-дзи.Ворота Сомон.jpg
    Сёфуку-дзи. Ворота Сомон

    14.Сёфуку-дзи.Дорожка к залу медитаций.jpg
    Сёфуку-дзи. Дорожка к залу медитаций
     
    Последнее редактирование: 15 янв 2019 в 13:13
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    305
    Симпатии:
    499
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёфуку-дзи. Продолжение

    У дзэндо имеется «расчёсанный» сухой сад с композицией из камня и гравийной горки моридзуна. В период Муромати моридзуна устраивались по сторонам дороги, по одной с каждой стороны, при проведении церемонии встречи почётных гостей, но постепенно сфера их применения расширилась. Исходным материалом для сухих садов стали древние ритуальные площадки сики и камни святилищ ивакура, о которых говорилось в заметке «Садов Японии прекрасные черты. Как всё начиналось». С них начался творческий процесс, первые плоды которого дали себя знать в святилище IV века «Дзё-но коси исэки», и завершился который созданием дзэнских садов карэсансуй.

    15.Сёфуку-дзи.Карэсансуй.jpg
    Сёфуку-дзи. Карэсансуй

    16.Сёфуку-дзи.Дзэн-до.jpg
    Сёфуку-дзи. Дзэндо

    17.Сёфуку-дзи.Дзэндо.jpg
    Сёфуку-дзи. Дзэндо

    Однако с сухим садом монастыря Сёфуку-дзи всё не так просто. В отличие от ставших традиционными сухих дзэнских садов, он не служит для созерцания. Его неоткуда созерцать. От дзэндо он отделён плотной стеной хвойных деревьев, по другую сторону, через дорожку – стена монастыря, а сама дорожка упирается в жилую постройку для монахов. Создаётся впечатление, что в этом первом дзэнском монастыре сухой сад ещё не столько служит сакральным целям, сколько выполняет эстетическую функцию, являясь элементом дизайна. Впрочем, одно недалеко от другого, поскольку происхождение карэсансуй связано не только с древними святилищами, но и с чисто утилитарными моментами. Дело в том, что «расчёсанный» гравий, название которого самон 砂紋 переводится как «песчаный узор», имеет и другое название – хокимэ 箒目, «следы метлы». В садах стиля синдэн-дукури эпохи Хэйан (794 – 1185) перед главным зданием синдэн располагалась широкая площадка, посыпанная гравием, и содержание её в чистоте доставляла много хлопот. В связи с этим в Энциклопедии садового искусства «Сакутэй-но дзитэн» (Токио, 1978 г.) делается предположение, что желая совместить полезное с приятным, «облачные кавалеры» распоряжались при подметании площадок делать на них узоры, благо, образец можно найти буквально вокруг всей Японии и называется он также – самон. Более того, встречались поместья, где сложно было устроить пруд или ручей, и тогда, видимо, устраивался сухой пейзаж. Недаром в японских источниках по садам встречается термин Хэйан дзидай сики карэсансуй "平安時代式枯山水" , «сухой пейзаж в стиле эпохи Хэйан»

    18.Самон.jpg
    Самон

    Что же можно сказать об озеленении Сёфуку-дзи? Конечно, это настоящий дзэнский сад, выполненный в едином природном стиле и объединённый единой концепцией. Стриженные геометрические формы использованы только во внутреннем саду, отгороженном от внешнего сада постройками и образующем свой мирок. Сформированы и сосны у зала для медитаций, но так, что это не бросается в глаза. Монохромность сада несколько оживляется цветущими кустарниками рабаток за воротами саммон летом и алыми листьями небольшого количества клёнов осенью.

    19.Сёфуку-дзи.Рабатки.jpg
    Сёфуку-дзи. Рабатки

    20.Сёфуку-дзи.Клёны.JPG
    Сёфуку-дзи. Клёны

    21.Сёфуку-дзи.Клёны.jpg
    Сёфуку-дзи. Клёны

    Концепция сада, как и его монохромность, напрямую соотносится с живописью сумиэ, сыгравшей немалую роль в формировании дзэнского искусства, в том числе, заложенной в нём идеи единства человека и природы. В каноническом тексте буддизма Аватамсака-сутре («Сутра о величии цветка») проводится мысль об уподоблении человека и природы вплоть до их отождествления. В дзэнской и, ещё ранее, в чаньской живописи тушью эта мысль выразилась в появлении образа «человека-пейзажа», в свободной технике письма, используемой в пейзажной живописи. Прекрасным примером такого образа может служить работа монаха школы Чань, выдающегося художника Лян Кая (1140 - 1210) «Чаньский монах».

    22.Лян Кай. Чаньский монах.jpg
    Лян Кай. Чаньский монах

    23.Ци Бай Ши.jpg
    Ци Бай Ши


    Прогуляться по монастырю можно здесь:
    .
     
    La Mecha и list нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.670
    Симпатии:
    3.332
    Какая чудесная ветка! Да простит меня Господь, я не буддист - но - тянет. В такие вот сады - особенно. Сады -моря. :) )
     
    list и takedo нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    305
    Симпатии:
    499
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Кэннин-дзи

    В 1202 году Эйсай основал при поддержке сёгуната второй монастырь школы Риндзай – Кэннин-дзи 建仁寺, и уже не на Кюсю, а в столице страны Киото. Сначала в монастыре находились залы для занятий трёх школ – Тэндай, Сингон и Дзэн. Только в 1258 году он стал чисто дзэнским. В период Муромати монастырь вошёл в число «пяти монастырей», сгорал и восстанавливался четыре раза: в 1397 году, в смуту Онин (1467 – 1477), когда группировки даймё дрались за кресло сёгуна и в 1481 году, а в 1552 году сгорел главный храм, и монастырь пришёл в упадок. В 1592 году Кэннин-дзи был отстроен заново, но старых построек не сохранилось.
    Планировка центральной части Кэннин-дзи напоминает планировку Сёфуку-дзи. Главные ворота, как и в Сёфуку-дзи, называются Тёкусимон 勅使門, «Ворота посланников императора». Хотя на них нет императорских хризантем, зато сохранились следы стрел на столбах и створках ворот. Существует предание, что ворота были перенесены сюда их особняка Тайра Сигэмори (1138 — 1179), старшего сына главы клана Тайра Киёмори. Если это так, то следы на воротах – напоминание о великих сражениях кланов Тайра и Минамото. По другим, более достоверным данным, эти раны были получены воротами во времена смуты Онин.

    24.Кэннин-дзи.План.jpg
    Кэннин-дзи. План

    25.Кэннин-дзи.Тёкусимон.JPG
    Кэннин-дзи. Тёкусимон

    От ворот прямая дорожка ведёт чрез прямоугольный пруд к воротам саммон, трое врат которых называются «Врата пустоты», «Врата чистой духовности» и «Врата несотворённого». В «башне» ворот, на «втором этаже», совершаются обряды поклонения Гаутама Будде (Будда Нёрай), Будде Кашьяпе и шестнадцати архатам. Саммон, построенные в конце периода Эдо (1603 – 1868 гг.) и называющиеся ещё Бокэцуро, «Башня мудрости», перенесены сюда из храма Аннэй-дзи только в 1923 году.

    26.Кэннин-дзи.Саммон.jpg
    Кэннин-дзи. Саммон

    Хорош сам пруд, весной встречающий гостя цветущими вишнями, а летом – прекрасными цветами лотоса. Примечательна и прямоугольная форма пруда, нечасто встречавшаяся в Японии. После пруда в Асукасима-но сё, относящегося к периоду Асука (538 – 710) и созданного корейскими мастерами, водоём в форме прямоугольника появился в японском саду почти через тысячу лет с лёгкой руки выдающегося мастера садов Кобори Энсю (1579 – 1647) и снова был забыт надолго.

    27.Кэннин-дзи.Пруд, вишни.jpg
    Кэннин-дзи. Пруд, вишни

    28.Кэннин-дзи.Мост.jpg
    Кэннин-дзи. Мост

    29.Кэннин-дзи.Пруд,лотосы.jpg
    Кэннин-дзи. Пруд, лотосы

    Миновав ворота саммон, дорожка ведёт в центральную часть монастыря, к «Храму одного цветка» (1765 г.), залу для проповедей (Зал Дхармы) хатто 法度 с находящейся в нём главной святыней монастыря – статуей Гаутама Будды. Название храма связано с преданием, упомянутым в считающемся наиболее ранним чаньском тексте «Записки о широко распространяющемся светильнике, [составленные в годы] Тянь-шэн» (1036 г.). Согласно этому преданию, однажды, во время проповеди на вершине Коршунов, Возвышенный протянул всем собравшимся там золотой цветок лотоса. Только Кашьяпа понял его и улыбнулся (Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб. 1994). Эта «Цветочная проповедь» легла в основу традиции прямой передачи Истины «от сердца к сердцу», без слов и текстов. Не об этом ли говорят лотосы в пруду при входе в монастырь?

    30.Кэннин-дзи.Лотосы.jpg
    Кэннин-дзи. Лотосы

    31.Кэннин-дзи.Хатто.jpg
    Кэннин-дзи. Хатто

    32.Кэннин-дзи.Хатто.Гаутама-Будда.jpg
    Кэннин-дзи. Гаутама Будда

    За хатто находится Дом Настоятеля, перенесённый в Кэннин-дзи из храма Анко-дзи в 1599 году. Он соединён с хатто не дорожкой, а галереей, поскольку перед самим Домом создан сухой сад Дайо-эн 大雄苑, выполняющий уже не только декоративную функцию, как это было в Сёфуку-дзи, но и медитативную.

    33.Кэннин-дзи.Дом Настоятеля.jpg
    Кэннин-дзи. Дом Настоятеля

    34.Кэннин-дзи.Галерея.jpg
    Кэннин-дзи. Галерея

    35.Кэннин-дзи.Дайо-эн.jpg
    Кэннин-дзи. Дайо-эн

    Карэсансуй 枯山水, «сухой пейзаж», или как ещё называют эти сады – сэкитэй 石庭, «сад камней», в самом общем смысле – сад с «сухой» водой, имитированной песком или гравием. Но «сухие пейзажи», имеющие древнюю историю и получившие толчок к развитию с появлением Японии дзэнских храмов, могут быть разными. Термины карэсансуй и сэкитэй используются как синонимы. но различаются акцентами. Карэсансуй – это, скорее, абстрактный дзэнский сад, «хозяином» которого является незаполненное пространство, а в сэкитэй «хозяевами» становятся камни. Примером первого может служить сад храма Рёан-дзи, а второго – сад Дайсэн-ин. Те же сады демонстрируют различие сухих садов по наличию сюжета. Сады типа Реан-дзи, будучи абстрактными, идеографичны и несут медитативную функцию, композиция же садов типа Дайсэн-ин построена на основе определённого сюжета или конкретного образа, переданного языком символов. Таким образом, художественный диапазон сухих садов чрезвычайно широк, от совершенно абстрактных садов, апогеем которых является сад «Сад Сущности» храма Токай-ан, до воссоздания реальных пейзажей.

    36.Сад Рёан-дзи.jpg
    Сад Рёан-дзи

    37.Сад Дайсэн-ин.jpg
    Сад Дайсэн-ин

    38.Сад Токай-ан.jpg
    Сад Токай-ан
     
    La Mecha и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    305
    Симпатии:
    499
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Кэннин-дзи. Продолжение

    Сад Дайо-эн огибает Дом Настоятеля с юга и с запада, и в юго-западном углу сада, среди зелени кустов, стоит семичастная пагода, установленная в память выдающегося объединителя Японии Ода Нобунага (1534 – 1582) его старшим братом Ода Нагамасу. Окружённый со свитой в монастыре Хонно-дзи войсками предавшего его военачальника Акэти Мицухидэ. Набунага совершил харакири.

    39.Кэннин-дзи.Дайо-эн.jpg
    Кэннин-дзи. Дайо-эн

    40.Кэннин-дзи.Дайо-эн,пагода.jpg
    Кэннин-дзи. Дайо-эн, пагода

    За Домом Настоятеля, чуть правее от него, разбит в 2006 году интересный внутренний сухой сад, японское название которого записывается не словами, а символами – «○△□の庭», то есть «Сад круга, треугольника и квадрата», в англоязычных источниках называющийся «Сад Вселенной». О его эстетических достоинствах можно спорить, но в наполненности символическим значением саду не откажешь.
    «Сад ○△□» является отображением языком садового искусства картины дзэнского монаха Сэнгая Гибона (1750 – 1837) «Круг, треугольник, квадрат». Круг представлен зелёной клумбой в центре сада, квадрат – колодцем, а треугольник – слегка приподнятой трапецеидальной отсыпкой на стороне, противоположной колодцу. У Сэнгая эти фигуры связаны с древней триадой Небо-Человек-Земля (○-△-□), в которой каждая из составляющих существует только в связи с другими, образуя неделимое единство, определяющее картину мироустройства. На этой триаде основаны и ветви в икэбане, и стили садов, где они называются так же, как и стили написания иероглифов – син (Небо), со (Человек), гё (Земля). Однако, в Дзэн принято и другое понимание этих символов, связанное с представлением о первоэлементах: вода - огонь - земля. Есть и третья трактовка: школа Дзэн - ○, школа Сингон - △, школа Тэндай - □. Что именно имел в виду автор сада, садовый дизайнер Китаяма Ясуо 北山 安夫 (1949 - ), сказать трудно.

    41.Сэнгай Гибон. Круг, треугольник, квадрат.jpg
    Сэнгай Гибон. Круг, треугольник, квадрат

    42.Кэннин-дзи.Сад круга, треугольника и квадрата.jpg
    Кэннин-дзи. Сад круга, треугольника и квадрата

    43.Кэннин-дзи.Сад круга, треугольника и квадрата.jpg
    Кэннин-дзи. Сад круга, треугольника и квадрата

    Чуть севернее «Сада ○△□», между отходящей от Дома Настоятеля галереей, Малым кабинетом и Большим кабинетом поместился ещё один внутренний садик с красивым названием «Сад шума прибоя» Тёон-тэй 潮音庭. Этот сад мха создал учитель Кобори Тайган (1711 – 1763). То, что на фотографии выглядит как тропинка, подёрнутая более светлым мхом, на самом деле – имитация потока, окружающего остров с буддистской триадой. Каменная композиция в центре сада установлена так умело, что оказывается сбалансированной с любой точки обзора, поэтому сад называют ещё «Садом с четырьмя фасадами». Один из камней, окружающих триаду, служит для медитации дзадзэн. По берегам «потока» растёт энкиантус почкочешуйный, покрывающийся весной белыми цветами, а осенью вторящий дланевидным клёнам, расцвечивающимся всеми оттенками красного, и куст камелии японской, остающийся зелёным всю зиму.

    44.Кэннин-дзи.Сад шума прибоя.jpg
    Кэннин-дзи. Сад шума прибоя

    45.Кэннин-дзи.Сад шума прибоя 2.jpg
    Кэннин-дзи. Сад шума прибоя

    Левее «Сада шума прибоя» находится чайный павильон Тоёбо 東陽坊. По преданию, это один из 1500 павильонов, построенных на реке Камиягава для Великого чаепития Китано, организованного в 1587 году Тоётоми Хидэёси по случаю открытия замка Осака и разогнанного им же через несколько часов после начала. Павильон на два татами в стиле «хижины» соан был перенесёт в Кэннин-дзи около 1892 года, но в настоящее время в монастыре стоит его копия.

    46.Кэннин-дзи.Павильон Тоёбо.jpg
    Кэннин-дзи. Павильон Тоёбо

    47.Кэннин-дзи.Павильон Тоёбо 2.jpg
    Кэннин-дзи. Павильон Тоёбо

    Каков же сад дзэнского монастыря Кэннин-дзи? В отличие от сада Сёфуку-дзи, он не выполнен в едином стиле, а состоит из нескольких садов разных типов, но концептуально он един. Все рассмотренные выше сады невелики. Они лишь элементы крупного зелёного массива монастыря, состоящего из разных видов деревьев и кустарников, и прежде всего – из сосен.

    48.Кэннин-дзи.Сосны.jpg
    Кэннин-дзи. Сосны

    49. Кэннин-дзи.Сосны 2.jpg
    Кэннин-дзи. Сосны

    50.Кэннин-дзи.Сосны 3.jpg
    Кэннин-дзи. Сосны

    На тёмном фоне вечно зелёных сосен прекрасно смотрятся сакуры, цветущие считанные дни, и клёны, радующие взор последними красками осени. А летом – пионы самых разнообразных оттенков. И всё это – дзэнский сад, полный красок и жизни – вечной, мимолётной, преходящей.

    51.Кэннин-дзи.Сакура.jpg
    Кэннин-дзи. Сакура

    52.Кэннин-дзи.Клёны.jpg
    Кэннин-дзи. Клёны

    53.Кэннин-дзи.Пионы.jpg
    Кэннин-дзи. Пионы

    Полетать над Кэннин-дзи можно здесь:
     
    Елена, La Mecha, Ондатр и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей