1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.439
    Симпатии:
    506
    Глава 3
    Практики группы внутреннего пространства (грахья)


    1. Визуализация слога «Ом»

    Представляя крошечный светящийся «Ом» на кончике носа, во время выдоха удаляй его на огромное расстояние, во время вдоха – втягивай. Так, расслабившись, входи в созерцание.
    Попытайтесь расслабиться и раскрепостить свой ум. Ваши глаза полуприкрыты, то есть они не закрыты полностью.
    В районе кончика носа вы представляете маленький, крошечный, светящийся белым светом слог «Ом». Этот «Ом» повернут наружу. Он символизирует вашу мудрость присутствия, ваше изначальное состояние. Вы его представляете, пытаясь ощутить как некую энергию.
    Затем вы совмещаете принцип «Ом» с дыханием. На выдохе вы представляете, как вместе с выдохом «Ом» начинает отходить, удаляться от вас, а когда вдыхаете, он втягивается вместе со вдохом. Сначала вы отпускаете «Ом» на небольшое расстояние, а потом это расстояние все более увеличивается. Вы дышите достаточно глубоко, но не интенсивно, без напряжения, представляя, как с каждым вдохом расстояние удаления увеличивается.
    Вы не закрываете глаза. Весь смысл в том, что вы работаете с пространством, видимым через глаза. Глаза в объединении с созерцанием – это очень важный элемент. Без использования глаз вы не сможете объединиться с внешним пространством. Нам нужно выполнять очень много практик с открытыми глазами (шамбхави-мудра), потому что в Ануттара-тантре внешнее пространство очень важно.
    Затем с выдохом вы отпускаете «Ом» все дальше и дальше, к примеру, на пятьсот метров, а со вдохом вбираете. Соответственно, скорость его движения увеличивается. В следующий раз, к примеру, пробуете его отпустить примерно на десять километров. Таким образом, вы все больше и больше отпускаете его, дыша довольно глубоко.
    Одновременно вы можете выполнять практику произнесения «Ом» про себя или негромко вслух, так как эта практика выполняется и с голосом и без голоса. Вы можете делать так, как вам нравится.
    Затем вы представляете, как с выдохом «Ом» удаляется настолько, насколько возможно, и в тот же момент возвращается со вдохом. Вы делаете так примерно от семи до десяти раз. Если сделать такой цикл семь-десять раз, вся возбужденность и расплывание исчезнут, вы сможете по-настоящему почувствовать остановку ума и расширение сознания.

    Через семь-десять циклов вдохов-выдохов вы расслабляетесь и остаетесь в этом остановленном состоянии ежемгновенного присутствия. Все мысли исчезают, остается только ум. Если у вас есть такое ощущение остановки мыслей и ежемгновенного присутствия, значит вы выполняете практику правильно. При достаточно долгой тренировке ваше сосредоточение на «Ом», с которым вы работаете, увеличивается.
    Затем «Ом» просто растворяется в состоянии ментального покоя и ежемгновенного присутствия.
    Снова выполнив практику семь-десять раз, вы опять расслабляетесь и наблюдаете это ежемгновенное присутствие, входите в него. У вас могут возникнуть достаточно мощные переживания пустотности, если вы работаете с этой практикой.
    Это очень важная практика, которую использовали махасиддхи для вхождения в пустотность. Вы ее можете использовать всегда, когда в медитации Махашанти вам не удается остановить ум и достичь прогресса в расширении сознания, или при сильном расплывании. Тогда вы открываете глаза и используете эту практику.

    Если вы чувствуете расплывание, то есть уход ума вовнутрь, и сонливость, никогда не медитируйте с закрытыми глазами. Всегда держите глаза полуприкрытыми, смотря немного вниз или перед собой. Открытые глаза избавят вас от расплывания, притупленности и чрезмерного ухода ума вовнутрь.
    Закрывать глаза неплохо, если вы хороший медитатор Махашанти, если у вас есть ясность. Но если надо практиковать объединение, интеграцию, использовать внешнее пространство, то, конечно, ваши глаза или открыты или полуприкрыты, потому что вам нужно работать с внешней энергией. С помощью глаз мы интегрируем внешнее присутствие – это принципиальный момент. В некоторых традициях для глаз есть специальные обозначения, их сравнивают с океаном, в том смысле, что в океане все отражается, так как глаза являются тем, что содержит все проявления.

    2. Визуализация тела Света

    Представь, как твое тело, включая каждый нерв и частицу, превращается в свет. Так утвердись в созерцании единства тела, света и сознания.
    Медитация объединения созерцания с телом – это самая глубокая часть Учения, это практика самых высоких уровней созерцания. То, что держит нас в сансаре и заставляет пребывать в иллюзии – это устойчивое ощущение «я есть тело».
    Как бы это ни было, а мы считаем себя состоящими из плоти и крови, свое тело – материальным, и внешний мир мы тоже считаем материальным. Объединение созерцания с телом начинает менять наше представление о теле и о мире. Мы видим, что наша картина мира очень условная, очень относительная.

    Примите семичленную позу, сядьте удобно, выпрямив спину, и дышите естественно. Когда ум успокоится и прояснится, вообразите в пространстве над своей головой сферу или шар сияющего белого света, немного меньше размером, чем ваша голова. Сфера находится в пяти-пятнадцати сантиметрах над макушкой, в области, именуемой «шестнадцатый предел» (шодаша анта). Эта сфера чиста и прозрачна, у нее нет четкой формы.
    Представьте, что сфера света над головой олицетворяет всю мудрость, величие, всю любовь, добро, чистоту, божественность Абсолюта. Эта сфера непостижимо величественна и содержит в себе потенциал всех Вселенных, галактик, элементов, которые есть. Это – ваши высшие возможности (сиддхи).
    Когда вы это почувствовали, представьте, как сфера уменьшается в размерах, сжимаясь до маленького бинду, и становится диаметром в два-три сантиметра. Затем эта маленькая сфера начинает опускаться с темени вашей головы в голову, проходит через горло и входит в сердечный центр, останавливаясь в центре груди.
    Там сфера начинает постепенно расширяться и наполняет ваше тело величественным ощущением божественности (бхавой) и светом. Вы начинаете ощущать, как растворяются и начинают светиться все твердые части вашего тела и жидкости: кости, внутренние органы, сосуды, нервы, кожа, постепенно превращаясь в бесформенный белый свет. Этот свет излучает всю мудрость, все величие, все добро Абсолютного «Я».
    Вы сосредотачиваетесь на этом теле из света.
    Этот свет имеет природу сознания, он живой, умный, можно сказать, что это сверхразум. Ваше тело состоит из такого сверхразумного света. Вы можете обонять кончиком пальца, слышать пяткой, видеть спиной, т.к. этот свет, сверхразум не имеет ограничений.
    Ощутите, что все препятствия, отрицательные отношения в прошлом, болезненные состояния, помехи полностью исчезли, а вы обрели такое состояние целостности и совершенства, где пребываете как божественное тело света. Ощутите на уровне тела радость, возвышенность, величие, божественную гордость, утонченность.
    Ваше тело целиком состоит из сознания, природа которого – Ясный Свет. Если в уме возникает какая-то мысль или смущение – ощутите, как они растворяются в белом свете вашего тела.
    Возникает такое ощущение, словно тело переходит в другую мерность, словно вы утончаете плотность вибраций тела. Наощупь тело кажется таким же плотным, но в субъективном восприятии утончается, его плотность переходит на другой уровень вибрации.

    Для усиления эффекта вы расслабляетесь насколько возможно. Вновь и вновь вы смотрите, нет ли спазмированных участков в теле, а если есть, расслабляете их, чтобы ветры шли гармонично. Когда вы так медитируете, то возникает ощущение движения праны в ногах, копчике, на уровне малого таза, грудной клетки, головы. Некоторые участки будут ощущаться спазмированными – это указывает на информационные засоры в тонких телах, но со временем они будут очищены, тогда физическое тело преобразится.
    При дальнейшей медитации возникает устойчивое переживание блаженства, сопровождающее полное расслабление тела. Вы сидите, но тела не чувствуете.
    Следующее переживание – ощущение полной пустотности в теле, словно ваше тело – это бездна, бесконечный микрокосмос.
    Затем тело медленно растворяется, тает, переходит на другой уровень плотности, при этом оно остается таким же крепким и сильным. Постепенно тело насыщается божественным ощущением (бхавой), словно от него идет тончайший свет. Этот свет очень величественен и неотделим от тела. Тело начинает ощущаться как умственное, психическое, нематериальное. Сознание осознается как пространство, а тело – как огрубевшая мысль в этом пространстве, где эта мысль пытается развернуться, утончиться. Вы все больше проникаете во внутреннюю пустотность.

    В «Вигьяна Бхайрава тантре» есть такие наставления:
    «Ощущай, что пространство, занятое формой твоего тела, бесконечно и вмещает в себя все. Ощути субстанции своего тела, такие, как кости, мышцы, кровь, насыщенными сущностью безграничного космического пространства».
    Постепенно вы начинаете постигать тайны единства пространства и тела. Вы ощущаете, как у вас в межбровье открывается пространство, насыщенное божествами Тапа-локи. Благодаря этому вы сможете входить во внемысленное созерцательное присутствие без формы.
    Вы открываете, что на уровне горла у вас находится тончайшее пространство Джняна-локи. Такие же тонкие пространства вы открываете на уровне сердца, пупка, половых органов, на уровне ног. Вы начинаете воспринимать физическое тело как тонкоматериальный информационный портал для связи с этими пространствами (локами).
    Тело – это узел пересечения энергетических линий, световых нитей. Ваше сознание с помощью этих узлов может путешествовать в любые внутренние и внешние Вселенные. Когда вы медитируете так, ваше тело насыщается непостижимым мироощущением божества (бхавой) и пустотностью. Тогда вы начинаете понимать, что когда святые говорят о том, что в их телах парят галактики – это не игра словами.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.439
    Симпатии:
    506
    3. Практика Гуру-йоги с опорой на слог «Ом»

    Гуру (Мастер) и такая практика, как Гуру-йога в учении Лайя-йоги, Ануттара-тантры, гораздо важнее, чем в учениях других путей. Эта важность связана с передачей мироощущения, бхавы. Чем более зрелым и опытным практиком вы становитесь, тем больше для вас значит Гуру-йога. Это так, поскольку созерцание, пребывание в присутствии и Гуру-йога взаимосвязаны.
    Символ Гуру йоги – пребывание в изначальном знании своей природы. Если вы в ней пребываете – это Гуру-йога. Вы открываете в себе то состояние, в котором пребывает Учитель. Если вы открываете его в себе, пребываете в нем, значит, ваш ум объединяется с состоянием Учителя, и вы входите в измерение Просветления. Тогда вы обнаруживаете, что между вашим истинным состоянием и состоянием Гуру нет разницы.
    Если вы переживаете то состояние, где нет этой разницы – это и есть необходимое переживание «сахаджа-таттвы», вы открыли свою истинную природу и находитесь в ее переживании. Это и есть практика Гуру-йоги. Следует понять, что «сахаджа-таттва», Гуру-йога и естественное состояние здесь неразличимы.
    Гуру, коренной Гуру в этом контексте, определяется как тот, кто связан с нашей истинной природой, как тот, кто ознакомил нас с ней или помог обнаружить ее.
    Гуру-йога с опорой на «Ом» – один из лучших способов постоянно правильно поддерживать чистоту самайи, постоянно воссоединяться со святыми и очищать свой ум, обнаруживая свою истинную природу.
    Когда мы получаем учение Лайя-йоги, мы, прежде всего, даем обязательство соблюдать единую самайю созерцания, которая объединяет в себе все остальные самайи и обязательства. Все остальные методы являются подчиненными ей, и в разных обстоятельствах служат ее углублению. Поскольку Гуру-йога связана с единой самайей, можно сказать, что Гуру-йога является сущностной практикой учения Лайя-йоги.
    Выполняя Гуру-йогу, вы храните объединенное интегральное ощущение присутствия всех учителей линии передачи.

    Простой вариант Гуру-йоги
    «Пой протяжно «аум». Медленно входи в полноту звука, созерцая звук нераздельно от себя».
    «Вигьяна Бхайрава тантра»
    Вы произносите «Ом» громко или вполголоса, вслушиваясь в звук, не разделяя на «а», «у» или «м». Когда ваше сознание объединилось со звуком, вы погружаетесь в присутствие, пытаясь пребывать в этом состоянии. То есть вы замечаете созерцание и входите в него через «Ом».
    Если у вас нет возможности произносить «Ом» вслух, вы представляете белый, сияющий «Ом» в центре груди и объединяетесь с этим «Ом» во время визуализации, пребывая в состоянии присутствия.
    Вы осознаете «Ом» как единство всех святых линии передачи, единства с Гуру, как свою изначальную природу. Здесь вы не просто находитесь в созерцании, но вы работаете с энергией, с образом или со звуком, объединяясь с ними. Это отличается от практик низших тантр, где визуализации придается значение без интеграции. Мы же объединяемся с визуализацией, уже находясь в состоянии присутствия.

    Краткий вариант Гуру-йоги
    «Объединяйся со звуком «аум», не разделяя «а» или «м».
    «Вигьяна Бхайрава тантра» (65)
    «Ом» – символ естественного состояния. Вы произносите «Ом», представляя его в центре тела, и входите в созерцание через визуализацию. Пребывайте в состоянии осознавания «Ом» как единства всех святых и мастеров, от трех до пяти секунд или, если есть время, до двух минут.
    Как выполнять визуализацию: сияюще-белый прозрачный «Ом» представляется в центре тела. Вокруг «Ом» сияние из пяти цветных кругов радужного света. Вы одновременно слушаете звук, медитируете на свет «Ом» и на пять таттв, радужное гало, представляя, что это ваша изначальность, ваше исконное проявление.
    Звук «Ом» – символ Пранавы, космического Первозвука, исходящего из чрева Вселенной, первичная вибрация, рождающая Вселенную. Белый сияющий свет символизирует светоносность Основы, пятицветные круги – сущность пяти элементов, то есть то, из чего проявляется вся материальная вселенная. Эти три проявления – звук, свет и цвета первоэлементов (нада, бинду и кала) есть наше истинное состояние. В нашей традиции мы говорим о проявлении (спанда), вибрации как сущности Абсолюта, который не только непроявленная Пустота. Абсолют проявляется в энергетических качествах, измерениях как звук, свет и цвета первоэлементов.
    Пребывая в расширенном созерцании, вы объединяетесь с тремя проявлениями и пребываете в знании этих трех энергий, как бы подключаясь к передаче от Гуру и сиддхов. Это присутствие, которое проявляется как звук, светоносность и пять цветов. Вы их ощущаете как сущность Учения, сиддхов, Гуру, передачи, объединяющие в себе все наставления святых и все благословения. Вы пытаетесь с ними объединиться, а затем, расслабившись, остаетесь в этом состоянии. При правильном выполнении вы можете почувствовать глубину измерения света, звука и цветов излучения. Это очень тонкие, большие глубины.

    Гуру-йога с опорой на слог «Ом» и Древо Прибежища
    Произнося «Ом», вы представляете светящийся слог «Ом» на уровне груди в центре тела. От него исходит и распространяется свет. Благодаря свету появляется Древо Прибежища (линия передачи), которое парит в бесконечном сине-голубом пространстве. Древо Прибежища включает всех святых, начиная от Саморожденного Света. Вы мгновенно проявляете Древо Прибежища перед собой, представляя тех святых, которые вам ближе всего.
    Когда мы испускаем свет, представляя энергию и Древо, происходит наше обращение к линии сиддхов и активизация их благословений и мудрости. Эти благословения есть всегда, они подобны изливающимся лучам солнца, но для того, чтобы получить их, мы должны повернуться к ним. Этой визуализацией мы проявляем свою принадлежность к линии святых, просим сиддхов активизировать свою мудрость и благословения, чтобы получить их. К сангхе, учителям относятся не только известные вам, но и множество менее известных святых, с которыми у вас есть опосредованная связь. Произнося «сангха», вы подразумеваете различные линии, связанные с сиддхами, и как бы подключаетесь к ним.
    Этот вариант вы можете выполнять с опорой на Древо Прибежища, с мантрой «Ом». Для того, чтобы поддерживать свое присутствие, необходимо выполнять Гуру-йогу хотя бы один раз в день.
    Если вы объединяетесь с «Ом», значит, вы объединяетесь с сущностью Учения, потому что «Ом» – это мистический символ, означающий три аспекта вселенной, три главных состояния. Можно сказать, что это – сущность или квинтэссенция всех эзотерических учений. Находясь в этом состоянии, вы всегда представляете, что в нем объединено состояние всех ваших учителей, с которыми есть духовная связь и вашего коренного Гуру.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.439
    Симпатии:
    506
    Расширенный вариант Гуру-йоги

    Расширенный вариант Гуру-йоги с опорой на слог «Ом» основан на применении трех тантрических приемов:
    ~ испускание,
    ~ вбирание,
    ~ пребывание в нераздельном единстве.
    Испускание – это расширение сознания. Вбирание – это настройка на нисходящую силу извне. Пребывание в нераздельном единстве означает, что вы оставляете все как есть и пребываете за пределами испускания или вбирания, в самой глубокой интеграции.
    Представьте Древо Прибежища находящимся перед вами немного выше головы. Вы можете выполнять мгновенную или постепенную визуализацию. В пространстве сине-голубого света парят святые, с которыми вы связаны. Затем представьте, как свет от Древа Прибежища входит в ваш центр груди и растворяется, соединяясь с вами. Вы чувствуете единство с этим светом.

    Действие первое: испускание света
    Произнесите первый раз «Ом», представляя, как из него в центре груди во все стороны исходит бесконечный сияющий свет, так же как при представлении Древа Прибежища. Испуская свет, вы выражаете просьбу и преданность, активируя мудрость сиддхов.
    Представьте, что ваши лучи света достигают сиддхов и святых в других измерениях. Они проникают в Мир без форм, в Мир чистых форм богов Брахма Локи и в Мир людей. Почувствуйте, как вы устанавливаете связь с риши, святыми...
    В различных локах пребывают риши и сиддхи. Они чувствуют ваш свет и получают вашу просьбу, обращение к ним с просьбой дарования нисходящей силы (шактипатхи, Ануграхи) и мудрости.

    Действие второе: вбирание нисходящей благословляющей силы
    Пропойте «Ом» во второй раз. Представьте, что вы теперь получаете от всех сиддхов импульс нисходящей силы (шактипатху) и их мудрость. Нисходящая сила входит в вас в центр груди и распространяется, заполняя чакры и каналы. Все ваше тело, состоящее из нечистых кармических пран, растворяется в своей изначальной природе, в радужном свете пяти цветов первоэлементов, становясь психическим телом. Затем ваше тело превращается в свет.

    Действие третье: пребывание в единстве
    Пропойте «Ом» в третий раз. В это время вы ничего не представляете, а только расслабленно пребываете в присутствии и единстве всего, что есть, то есть находитесь в базовом созерцании – ежемоментном присутствии или быстротечном самадхи. Находясь в нем, пойте бхаджан или слушайте лекцию, объединяясь с ними.
    Гуру-йога чрезвычайно важна для поддержания и очищения. Благодаря этой практике вы можете обрести истинную реализацию. Также она рекомендуется в ритритах, особенно в темных.
    Считается, что для особых благословений в отдельных аспектах Учения следует выполнять Гуру-йогу с каким-то конкретным святым. Практику Гуру-йоги называют «объединяющей в себе все», т.к. в ней объединяются все учения и передачи.

    4. Практика вращения с шанмукхи-мудрой

    Двигаясь в повозке, созерцай, ритмично покачиваясь, или, если повозка стоит, раскачивайся по воображаемой окружности, замедляя темп.
    «Вигьяна Бхайрава тантра»
    «Прямое введение» дает нам возможность открыть проблески осознанности, до которых мы не могли добраться обычным путем – медитацией или практикой. Переживая такие проблески осознанности, мы тренируемся их запоминать, чтобы поддерживать наше созерцание на более глубоком уровне.
    Практика состоит из трех частей.
    В первой части, когда играет музыка, вы пытаетесь войти в состояние осознанности так, как вы можете, «отпустить» свой ум, не блокируя мысли и не следуя за ними, позволяя своему телу совершать круговые движения в нижней его части. Движения делаются в той позе, которая вам удобна. Не следует совершать движения, как какую-то технику, а нужно «отпустить» себя и позволить своему телу съинтегрироваться с ритмом. Движения совершаются целенаправленно, по кругу, сначала с небольшой амплитудой, затем с большей, до тех пор, пока вы не доходите до кульминации.
    Когда вы доходите до кульминации, вы ослабляете движения до полного замирания. При этом важно не прилагать много физических усилий и не думать, а, отпустив ум, находится в присутствии, позволить телу и энергии срезонировать с ритмом.

    Во второй части, после окончания вращения, вы расслабляетесь и делаете шанмукхи-мудру, при этом не обязательно с задержкой дыхания (кумбхакой), как в Крийя-йоге. Делая шанмукхи-мудру, вы слегка надавливайте на глазные яблоки и всматривайтесь в пространство внутри вашего сознания (чит-акашу). Находитесь в присутствии с шанмукхи-мудрой до тех пор, пока вам комфортно.
    https://yandex.ru/search/?text=шанмукхи-мудру&lr=87

    В третьей части вы отпускаете шанмукхи-мудру и просто сидите в обычной позе, расслабляясь, релаксируя, находясь в безмятежном созерцательном присутствии.
    Во время выполнения практики вы будете испытывать различные переживания. Не следует анализировать их, любопытствовать и оценивать, достаточно просто пребывать в созерцательном присутствии.
    Иногда вы можете пропускать шанмукхи-мудру и, расслабляясь, просто сидеть, удерживая присутствие.

    Когда прошло некоторое время, вы снова начинаете повторять технику. Один цикл выполняется от пяти до пятнадцати минут. Время начала и завершения циклов определяется самостоятельно. Круговые вращения телом можно делать как по часовой, так и против часовой стрелки. Когда вы чувствуете, что резонанс энергии тела и ритма уже исчерпался, и вам хочется расслабиться – расслабляйтесь. Главный принцип этой техники – открытость, расслабленность и неприменение усилия.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.439
    Симпатии:
    506
    5. Практика сосредоточения на пяти тонких телах
    (панча-коша-дхарана)

    Сосредотачивайся последовательно на физическом, эфирном, астральном, ментальном и каузальном телах. Благодаря различению, погружайся в недвойственное созерцание Атмана за пределами пяти тел.
    Панча-коша-дхарана – это один из самых знаменитых методов ведантической традиции упанишад и риши. Он очень важен для осознания своих тонких тел. «Коша» означает «оболочка», «панча» означает «пять», дхарана – это концентрация. Таким образом, панча-коша-дхарана – это концентрация на своих пяти телах.
    Для обычного человека реальностью является только физическое тело, но в йоге мы говорим не об одном теле, а о пяти телах: физическом, эфирном, астральном, ментальном и каузальном. На санскрите они соответственно называются: аннамайя-коша – физическое тело, пранамайя-коша – энергетическое тело, маномайя-коша – астральное тело, оболочка ума, виджнянамайя-коша – тело интуитивного разума и интеллекта и анандамайя-коша – каузальное тело.
    Осознание своих тонких тел происходит в результате различающего знания (вивека-видьи). В традиции упанишад, в традиции риши принцип различающего знания был одним из главных методов передачи Адвайта-веданты. Учитель просто разъяснял, как отделить Атман от пяти кош. Практика внимательности, осознанности и созерцания ведет к тому, что постепенно мы начинаем различать свои тонкие тела.

    В Лайя-йоге мы стремимся постоянно находиться в каузальном теле. Мы настраиваемся на анандамайя-кошу как на наиболее духовно близкую к Истинному «Я». Затем, от состояния анандамайя-коши, мы пытаемся войти в единство с Брахманом. Когда человек находится в присутствии, он находится в контакте со своим высшим телом, он действует, исходя из своего тонкого высшего тела.
    Когда он потерял внимательность и осознанность, его сознание соскользнуло с уровня Атмана или с уровня каузального тела в более низкие слои.

    Вы принимаете позу для созерцания и пытаетесь осознать свое физическое тело, то есть первую оболочку (аннамайя-кошу). Вы помещаете свое сознание в пальцы ног и, начиная с пальцев ног, мысленно просматриваете всю оболочку физического тела. Вы начинаете ощущать физическое тело, состоящее из костей, мышц, крови, кожи, осознавать различные части и органы тела, системы, ощущаете пульсацию сердца, циркуляцию крови, то есть физическую материю.
    Одновременно вы пытаетесь обнаружить в физическом теле пространство, понять, что оно существует не само по себе, а лишь нераздельно с изначальным пространством. К примеру, поместив сознание в палец, вы пытаетесь обнаружить там бесконечное пространство. Поместив сознание в стопу, в колено, в другую часть тела, вы пытаетесь созерцать в этой точке своего физического тела, соединяя идею пространства с физическим телом, то есть вы объединяете созерцание с ощущением физического тела.
    Пространство является фоном, а физическое тело является волной на этом фоне. Вначале вы осознаете грубые части физического тела, то есть кости, мышцы, кровеносные сосуды, затем вы соединяете физическое тело и пространство, и начинаете переживать пространство внутри физического тела в любой точке. Тогда ваше отношение к телу меняется, вы понимаете, что его сущность пустотна, что тело подобно комнате из кожи, внутри которой пустота.
    В «Вигьяна Бхайрава тантре» (24) есть такие строки:
    «Предположи, что ты в своей пассивной форме есть пустая комната со стенами из кожи, что ты – Пустота».
    Результатом такого осознавания должно быть четкое убеждение, что ваше физическое тело нематериально, что оно является психическим телом, состоящим из ума, хотя и кажется проявленным материально. Его основой является пространство. Когда возникает ощущение нематериальности, пустотности физического тела, вы убеждаетесь – ваше физическое тело создано умом. Тогда это уже не просто тело, а тело-ум.
    Помещая идею пространства в какую-либо точку физического тела, вы можете гармонизировать прану в этой точке.

    Затем вы переходите к осознанию энергетического тела – пранамайя-коши. Вы стараетесь ощутить пять энергетических потоков в своем теле, концентрируясь на общем состоянии энергии: ощущениях зуда, покалывания, циркуляции энергии, блаженства.
    Все чакры связаны с энергетическим телом. Вы проводите наблюдение за ним. Сосредотачиваясь, вы пытаетесь почувствовать в каком состоянии находится ваша …чакра. Вы внимательно вслушиваетесь во все процессы, которые происходят в энергетическом теле, ко всем колебаниям в этих областях.
    Результатом такой концентрации является различающая мудрость (вивека-видья), когда вы можете чувствовать тончайшие нюансы своей праны или праны других. Зная, как функционирует прана, вы можете управлять ею, регулировать ее. К примеру, просто расслабив какую-либо часть тела, вы можете сгармонизировать прану в каком-то органе, объединив созерцание с элементом в чакре, вы можете активизировать этот элемент и вызвать циркуляцию праны в теле.
    Когда вы проанализировали энергетическое тело, вы соединяете с ним идею пространства и пытаетесь почувствовать, что каждый элемент в энергетическом теле является частью пространства, выполняя объединение присутствия с энергией в чакрах, т.е. практику объединения присутствия с элементами.
    Вы пытаетесь почувствовать безграничное пространство в муладхара-чакре, в свадхистана-чакре, в манипура-чакре, почувствовать апана-вайю как безграничное пространство, самана-вайю как безграничное пространство, прана-вайю как безграничное пространство, удана-вайю как безграничное пространство. Вы приходите к пониманию того, что пять пран вашего энергетического тела нераздельны с бесконечным пространством сознания. Благодаря этому вы обретаете способность управлять своим энергетическим телом.

    Когда это реализовано, вы переходите к осознанию астрального тела (маномайя-коши). Для этого вы еще больше расслабляетесь и пытаетесь осознать свое тело, ум, мышление (манаса), наблюдать внутренний диалог, собственные мысли и образы, которые рождаются, переживания, подсознательные впечатления, которые приходят во снах.
    Вы наблюдаете, как соединяются мысли и чувства, осознаете процессы мышления, оценок и мысленных реакций – все это действия вашего астрального тела. Если у кого-то нет опыта астрального тела, можно просто вспоминать сновидения, то, как вы ведете себя в них. Тело в сновидениях – это и есть астральное тело, оно действует в подсознании.
    Когда вы достаточно осознали свое астральное тело, тонкую работу мышления и подсознания, вы соединяете с ними идею бесконечного пространства и убеждаетесь, что ваше астральное тело – это колебание тончайшей праны и мыслей на фоне безграничного пространства ума. Ваша задача – не войти в прострацию, не уснуть, а породить максимальную ясность, различающее знание (вивека-видью). Вы должны войти в астральное тело и не потерять себя.
    Когда состояние пустотности в астральном теле зарождено, вы переходите к осознанию виджнянамайя-коши.

    Виджнянамайя связана с интуитивным сознанием, творческим интеллектом (буддхи). Также кроме буддхи в оболочке виджняны существует чувство «эго», «я» (ахамкара), ваша самоидентификация, сознание внутреннего наблюдателя (читта). Это тело более тонкое, чем астральное тело. Некоторые переводят термин «виджнянамайя-коша» как ментальное тело, еще его называют оболочкой различения.
    Вы пытаетесь выйти на интуитивный уровень, отслеживая тончайшие проблески интуитивного сознания в своем уме, различая потоки интуитивного сознания, откуда приходит ясность, озарение, медитативный опыт, где действует высший интеллект.
    Когда вы различаете таким образом – это и есть ваша виджнянамайя-коша или оболочка различения. Оболочка различения активизируется практиками Атма-вичары, медитацией Великого покоя (Махашанти), любой практикой наблюдающего сознания. Фактически, внутренний наблюдатель, возникающий в результате созерцания – это и есть активизация виджнянамайя-коши.
    Тот, у кого виджнянамайя-коша перекрыта, слабо понимает Учение. Напротив, если канал виджнянамайи открыт, ваша интуиция ясна, вы можете схватывать сложные вещи. Открытие такого канала приходит в виде усиления интуитивного сознания, в виде прояснения, углубления новых перспектив, вспышек интуиции.
    Когда вы открываете свое тело виджнянамайи, у вас могут быть абстрактные образы или абстрактные переживания. Вы можете чувствовать большое в малом, абстрактные, непостижимые образы, которые возникают в потоке вашего сознания как некий слой осознанности.
    Можно сказать, что виджнянамайя – это сфера чистого осознания. Здесь творческий интеллект, наблюдатель и эго (буддхи, читта и ахамкара) переживаются в самом чистом виде. Виджнянамайя-коша – это ваше Чистое «Я», которое потерялось в самоотождествлении.
    Затем в этом чистейшем сознании тонкого наблюдателя вы пытаетесь обнаружить пространство и пустотность, то есть вы это сознание соединяете с идеей пустотности, представляя, что ваше личное «я» является волной на фоне этой безграничной пустотности.
    Когда вы медитируете на тонкие тела, вам не нужно делать что-то, вам надо просто найти их в себе, они уже существуют. Это подобно тому, как если бы вы пытались нащупать у себя поджелудочную железу или сердце и услышать их. Виджнянамайя-коша уже существует, нужно просто ее почувствовать. Инструмент для такого чувствования – это ваша наблюдающая ясность (вивека-видья).

    Наконец, вы переходите к анандамайя-коше, к каузальному телу. Вы пытаетесь породить еще большие ясность и бдительность, и с их помощью выйти за идею интуитивного сознания (буддхи), войдя в чистейшее пространство «Я есмь».
    Можно сказать – это вы сами в чистом виде, без оболочек. Это чистое блаженство, где есть еще последняя идея существования. Вы не пытаетесь породить это блаженство, а просто открыть его, увидеть, поскольку оно есть у вас прямо сейчас, вы его ни на секунду не теряете. Оболочка блаженства – это божественный опыт внутри вас, самый высокий пик мистического божественного опыта. Это постижение Бога, обретение Освобождения (мукти) индивидуальным сознанием.
    Для проникновения в оболочку блаженства нужно оставить все другие оболочки и воспринимать только ее. Оболочка блаженства – это присутствие, естественное состояние, она есть Ясный Свет (Брахма-джьоти). Именно ее вы ищите, когда пытаетесь быть в естественном состоянии. Не найдя ее, никогда не достичь Освобождения.
    Поскольку это тело дано по рождению, то каждое живое существо им обладает. Мягко расслабившись, вы просто настраиваетесь на него. Если бы было можно как-то описать его, то это сфера золотого света в океане золотого света в анахате и сахасраре. Вы пытаетесь настроиться на нее, почувствовать и получить от нее вдохновляющий импульс.
    Если вам это удается, это называют нисхождение, Ануграха, шактипатха. Переживание анандамайи можно определить как вдохновение, божественный экстаз, вспышку Просветления, «прямое видение» Шуньяты махасиддхов.
    Когда внутри анандамайи вы обнаруживаете безупречную просветляющую пустотность и углубляете ее – это есть искомое переживание Адвайты, Атман вне всяких оболочек. Разница между переживанием анандамайя-коши и Атмана в том, что в анандамайе еще есть идея существования, Атман же не связан ни с какой идеей.

    Такова практика различающего знания, когда, отделяя одну оболочку от другой, подобно шелухе с луковицы, вы добираетесь до внутренней Пустоты не концентрацией, не техниками, а аналитическим знанием, самоисследованием (вичарой). Если вы обладаете аналитическим умом и можете проникать силой различающего знания в оболочки, одной только Джняна-йогой вы можете получать колоссальные опыты вдохновения. Ваше созерцание в повседневной жизни будет расти само, даже если вы не медитируете сидя.
    Затем вы пытаетесь, оставаясь в состоянии анандамайи, вернуться обратно в физическое тело и соединить переживание анандамайи с восприятием внешней реальности, то есть привнести созерцание в действие.
    Быть в присутствии – это прозревать каузальную природу всего, что есть. Материальная обусловленность или неведение – это видеть грубые физические, а не каузальные тела. Сиддха-пробужденный – это тот, кто видит в любом существе прежде всего каузальное тело, а затем уже другие оболочки.
     

Поделиться этой страницей