Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Подскажите пожалуйста, как пишется иероглифами Ямагути Хосун? Не могу на него выйти
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    山口蓬春
     
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Вот ещё одна чисто японская чудесная усадьба с чисто японским природным садом, и ещё одно доказательство верности деятелей культуры национальным садовым традициям в ту сложную эпоху. Это Каваи Гёкудо, работы и фотографии усадьбы которого показал нам Ондатр некоторое время назад.
    Художник нихонга. В 12 лет поступил в ученики к Мотидзуки Кёкусэну, а затем к Коно Байрэю, у которых изучал живопись реалистической школы Сидзё. В 1900 году Гёкудо открыл частную школу, а в 1907 году стал членом Императорской академии искусств. С 1915 года преподавал живопись нихонга в Токийсклой школе изобразительных искусств. В 1944 году, во время Второй мировай войны, Каваи Гёкудо эвакуировался в уезд Тама преф. Канагава., где жил до самой смерти.
    Кроме дома в Тама у него была вилла Нисёан 二松庵 в г. Канагава, построенная около 1917 года. Гёкудо проводил там каждые лето и зиму до самой эвакуации. 16 октября 2013 года она полностью сгорела.
    В усадьбу вели небольшие крытые мискантом ворота.
    главные ворота.jpg

    Главный дом был окружён клёнами. Его крыша соломенная, но карнизы частично крыты черепицей

    главный дом.jpg

    главный дом 2.jpg

    Гэнкан главного дома

    гэнкан 2.jpg

    гэнкан.jpg

    Дорожка родзи неподалёку от гэнкана

    дорожка вблизи гэнкана.jpg

    Интересен переплёт сёдзи главного дома, как две капли воды похожий на раму европейского окна

    главный дом 3.jpg

    Прогулочный сад виллы в природном стиле площадью около 0,8 га плавно спускался со склона горы образуя в нижней своей части низинный учсток .

    план 2.jpg

    Вилла, построенная в стиле сукия, называлась Нисёан - «Хижина у двух сосен», потому что там росли две старых чёрных сосны. У этих сосен, с восточной стороны сада, стояла беседка, из которой открывался прекрасный вид на лежащие внизу окрестности с видом на море. В настоящее время его побережье застроено домами. На фотографии этот участок обведён синим
    http://samakui.at.webry.info/200909/article_2.html .
    С западной стороны дома был устроен колодец под крышей. В доме располагались мастерская и чайная комната. Осенью в масерской был слышен шелест опадающих листьев дубов и ропот клёнов, качаемых слетающим с гор ветром.

    главный дом 4.jpg

    Сад создавался мастером Ого Рюдзи при непосредственном участии Гёкудо. Благодаря обострённому эстетическому чувству Гёкудо, в саду удалось передать спокойную атмосферу гармоничного единства человека и природы. Среди деревьев протекал небольшой горный ручей, мелодично журчавший под мостиком из неокорённых брёвен. Ого Рюдзи говорил, что однотонное журчание воды навевает уныние, три тона — уже лучше, но только пять тонов поистине радует слух, однако это требует большого труда

    мостик.jpg

    Зимой и весной в саду цвели вечнозелёные камелии, с наступлением весны к ним добавлялась слива мумэ, а летом их сменяли гортензии. Осенью сад расцвечивался алой листвой клёна пальчатолистного. Там росли дуб острейший, бамбук.

    клёны.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
    list и Василий нравится это.
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    судя по последним фотографиям, сад от пожара не пострадал
     
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Да, это так. Вы знаете, я столкнулся со странным фактом, хотя может быть, мне это только кажется. Не могу найти ни одного поэта танка или хайкай, писавших в 1900 - 1930 годах, у которых были бы собственные усадьбы. Просмотрел человек 20. Имею в виду не писателей, писавших и прозу, и стихи, вроде Муро Сайсэя, а чистых поэтов. Нет ли у Вас кого на примете?
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    нет ) видимо, на стихах много не заработаешь )
     
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Да уж... Хотя поэзия в Японии всегда была в чести.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    Окоти-сансо. Наступила зима...

    2011й0116100857.jpg

    60123ook4.jpg

    2011011уц6095024.jpg

    20110116к094843.jpg

    20110116у094930.jpg

    20110116у095754.jpg

    20110116ц100451.jpg

    2011011609е5556.jpg

    2011011609уц4959.jpg

    2011011610й0824.jpg 20110116095е844.jpg

    20110116100ц018.jpg

    20110116100е047.jpg

    20110116100ц100.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    201101160954па55.jpg

    201101161005у49.jpg

    2011011609470п4.jpg

    2011011610053е0.jpg


    20110116095141.jpg

    201101161001е56.jpg

    2011011610021ц3.jpg

    20110116100239к.jpg

    20110116100804е.jpg

    20110116100835е.jpg

    20110116100906е.jpg

    20110116100915уу.jpg

    20110116100939ку.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    20110116101020кц3.jpg

    20110116101208уу.jpg

    20110116101621в.jpg

    20110116101942уц.jpg

    20110116104256ууц.jpg

    20110116103433еуеу.jpg

    20110116103602уеу.jpg

    20110116104224уеу.jpg

    20110116105141укук.jpg

    20110116105339.jpg

    e0193503_1210211.jpg

    img_14.jpg
    20110116094331еу.jpg

    06e39a16bb881cd1fedaeba6d558d670.jpg

    1323dd766cb6972499bd5dedad9020ef.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Ну почему у них всё так красиво!
    Маленькая статья о писателе Сатоми Тоне (1888 - 1983), члене группы "Сиракаба", члене Японской академии искусств.

    Сатоми Тон.jpg

    Его усадьба интересна не столько садом, информации о котором, фактически, нет, а тем, что усадьба эта, пожалуй, первая из рассмотренных нами, где вполне наглядно отражаются западнические наклонности её хозяина как в архитектуре, так и в саду, который, судя по фотографиям, выполнен тоже скорее в европейском, чем в японском стиле.
    Дом Сатоми Тона в Камакура построен в 1926 году в европейском стиле

    дом 2.jpg

    дом 4.jpg

    дом.jpg

    Тон прожил в этом доме с семьёй 10 лет. Проект был разработан им самим под влиянием «органической архитектуры» американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, основной идеей которой является вписанность постройки в окружающий ландшафт.

    Однако при доме имеется и чайный павильон в стиле сукия под тростниковой крышей.

    чайный павильон.jpg

    чайный павильон 4.jpg

    Его ставил тот же плотник, что строил дом для Наоя Сига в Нара.
    По этой фотографии можно судить о взаимном расположении главного дома, выполненного в европейском стиле и чайного павильона – в японском. Зрительно они никак не разделены

    чайный павильон 5.jpg

    Не выглядит ли чайный павильон под тростниковой крышей инородным телом в таком европейском окружении?
    Эта усадьба демонстрирует двойственность мировоззрения эпохи Тайсё. С одной стороны, Сатоми Тон, следуя национальной традиции, строит дом, органично вписывающийся в окружающий пейзаж. С другой – он как бы забывает, что наилучшим образом в контекст японской природы вписывается именно традиционный японский дом и, следуя веяниям времени, выбирает для создания проекта стиль Западный стиль "органической архитектуры", которому свойственны те же черты. При этом интерересно, что именно увлечение японской традиционной архитектурой и тщательное её изучение легло в основу разработки Райтом концепций «органической архитектуры».
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
    La Mecha нравится это.
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    И где же они? )
     
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Простите, что несколько запоздал с ответом:) . В результате анализа как представленных здесь, так и многих других усадеб, а также исторического контекста, в котором они создавались, подумалось вот что:
    Волна европейского влияния, как это и положено волне, в конце XIX – начале XX веков захватила только верхний слой океана японской усадебной культуры, представителей политической, экономической и военной элит. Положение их обязывало. На них работали лучшие мастера садов того времени, создавая такие произведения искусства, как Сэйбикан, Ёкисо, Фудзитакинэн, Мурин-ан. Но в глубинах океана это влияние ощущалось мало. Складывается впечатление, что в рассматриваемый период японцы не стремились делать у себя в усадьбах европейские сады, хотя благодаря голландцам регулярные сады были известны в Японии с XVII века. При желании «идти в ногу со временем», они шли путём намёка и недосказанности, создавая сады, в которых "есть что-то европейское". Даже не в смысле деталей, которые могут остаться и незамеченными, а в смысле атмосферы, которую эти незаметные детали создают, как это произошло в усадьбе Сига Наоя.
    Со временем европейский акцент становится всё более выраженным, и стиль ваёфу начинает всё активнее проникать в мир японских усадеб. Прежде всего, это касается домов европейской архитектуры. Хотя чаще всего и при наличии европейского здания в усадьбе строился дом в японском стиле. При этом дом в японском стиле обычно был жилым, а в европейском - использовался для приёмов и деловых встреч, служил рабочим кабинетом. Но сад оставался чисто японским или японским, в котором было «что-то европейское» независимо от японской или прозападной ориентации его хозяина.
    В термине «бэссо», переводимом как «другое имение», «дугой дом», существенное значение имеет слово «другой». Возвращаясь домой из внешнего мира в свою усадьбу, человек сбрасывал европейские одежды в прямом и переносном смысле, залезал в горячую ванну «фуро», облачался в домашнее кимоно и снова становился японцем. Здесь жила его душа. Здесь можно было без церемоний встретиться с друзьями, поговорить за чашечкой чая или сакэ, заняться любимым делом. Редкий японец мог позволить себе усадьбу, но мечтали о ней многие. Известный поэт Исикава Такубоку в одном из стихотворений писал:

    Едва открыв глаза сегодня утром.
    Опять - в который раз! -
    Я вдруг подумал:
    "Как хочется иметь мне дом,
    Который я бы мог назвать своим!"
    Я, умываясь, все о нем мечтал,
    Мечтал и после трудового дня,
    Прихлёбывая свой вечерний чаи,
    Покуривая папиросу.

    Название усадьбы Симадзаки Тосона «Обитель покоя» могло бы стать нарицательным для таких усадеб. В одном из журналов «Столица и усадьба» за 1915 год можно прочесть такие строки:"Знаете ли вы эти широкие сады, где деревья, ни разу не тронутые ножницами, растут в свою волю и все вместе. С полянками, дорожками, обрывом над речкой и одинокими скамейками. Изгородью, отделяющей этот приют дриад от промыслового фруктового сада. Все слилось в одно живое задумчивое существо…". Садовым мастерам необходимо было создать это "живое задумчивое существо" вокруг вновь построенного особняка». (Цитата из «Светлана Воронина. Сады серебряного века. Конспект лекций).
    «Живое задумчивое существо» - прекрасная метафора и для японского сада, независимо от того, в каком стиле он создан. Даже для сада камней, поскольку в японской традиции камни – живые.
    Усадьба могла быть местом уединённого созерцания, каким она стала для Асакура Фумио. Или убежищем, в котором можно укрыться от суровой действительности, как сделал это Ёсикава Эйдзи в своём сливовом саду. В любом случае это было место, куда постоянно хотелось вернуться, как возвращался в свой дом на берегу океана Окакура Тэнсин, преодолевая каждый год в течение многих лет огромный путь от Бостона до Китаибараки и обратно.
    На всех этих людях поколения рубежа веков в той или иной мере сказалось увлечённость Западной культурой, увлечённость, ставшая для многих делом жизни. Но слишком велика роль традиции, особенно в восточной культуре, чтобы можно было забыть о ней. Весьма образно высказался об этом поэт Бенедикт Лившиц, говоря о бурных процессах, происходивших в России начала ХХ века: «навстречу Западу, подпираемые Востоком, в безудержном катаклизме подвигаются залитые ослепительным светом праистории атавистические пласты, дилювиальные ритмы, а впереди, размахивая копьем, мчится в облаке радужной пыли дикий всадник, скифский воин, обернувшись лицом назад и только полглаза скосив на Запад - полутораглазый стрелец!» (Б. Лифшиц. Полутороглазый стрелец. М., 1991). Этот образ вполне подходит для Японии. Слишком глубоко залегли «атавистические пласты» японской культуры и, в частности, культуры японских садов, чтобы можно было «сбросить их со счетов истории». Какими смелыми ни были искания создателей садов, «скосив полглаза» на европейские знания, они неизменно обращались к опыту прошлых веков, позволив тем самым сохранить самобытность этих садов до нашего времени.
    Буду рад услышать критические замечания :)
     
    La Mecha, plot, list и ещё 1-му нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    Мне кажется, что в эпоху Тайсё разделение на ёга и нихонга стало применимо и усадебной архитектуре. В 1910-е традиционный элементы в усадьбах преобладают. В 20-е появляются европейского типа усадьбы с интегрированными в них более или менее удачно японскими элементами. Но параллельно строятся подчёркнуто японского типа усадьбы, иногда в сочетании с элементами авангарда. Это прежде всего усадьбы именно мастеров искусства нихонга. Иногда их частью становятся аутентичные старинные постройки.
    В 1950-е строятся авангардные виллы с "японской аранжировкой" . Благо сам минималистический принцип авангардных вилл в духе Корбюзье, а особенно "органической архитектуры" имеет своим истоком как раз японскую традицию.
    Поэтому главным направлением в развитии "усадьбы я бы обозначил как раз поиски западно-восточного органичного синтеза.
     
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Спасибо за ответ! Конечно, речь идёт о поисках западно-восточного органичного синтеза, но в определённых рамках. Анализ ограничен даже не усадьбами конца XIX - начала XX веков, а усадьбами людей этого времени. Скажем, усадьбу Мусянокодзи Санэацу (1885 - 1976) которую он построил в в 1955 году, в возрасте 70 лет, хронологически вряд ли можно отнести к началу века, но в ней Санэацу воплотил свою давнюю мечту, и по духу, как и по стилю она - усадьба начала века.
    Не совсем понял, что Вы имеете в виду, говоря: "В 20-е появляются европейского типа усадьбы с интегрированными в них более или менее удачно японскими элементами." Не могли бы привести конкретные примеры таких усадеб?
    Не совсем понятно также, имеете Вы в виду усадебную архитектуру или усадьбу, включающую в себя и сад, который и является основным предметом рассмотрения.
    Что касается усадебной архитектуры, то процесс её европеизации представляется следующим образом.
    После реставрации Мэйдзи наряду с политикой, направленной на европеизациюстраны, выдвигался лозунг «японская душа – европейские знания» («вакон – ёсай»), означавший такое использование европейских достижений во всех областях человеческой деятельности, которое не наносило бы ущерба культурной самоидентичности.
    В 1888 году в Токио, бывшем Эдо, завершилось строительство императорского дворца. Состоящий из деревянных зданий, соединённых крытыми галереями, он напоминал традиционную средневековую усадьбу. Но в помещениях дворца появилось нечто новое. Они были разделены на «японскую» и «иностранную» половины. В «японской» половине, где находились личные апартаменты императора, всё было выполнено в чисто японском стиле. В другой же части, предназначенной для публичных приёмов и церемоний, всё было по-европейски. Мебель там была европейская, полы покрыты коврами, а при входе в помещения не нужно было снимать обувь. Такое разделение явилось отражением культурной ситуации, сложившейся в стране. «Мэйдзи как бы говорил своим подданным: я стал похожим на европейца только внешне, моя внутренняя сущность остаётся японской.
    Эта двуединость видна во всех идеологических построениях той эпохи». (Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония.)
    Для проектирования общественных и производственных зданий приглашались архитекторы из США и Европы, однако в сфере жилищного строительства, а тем более, в садовом искусстве всё происходило не так быстро.

    В 1868 году, после перенесения императорской резиденции в Эдо и переименования города в Токио, все правительственные учреждения были размещены в старых домах, принадлежавших ранее сёгунату. Тем временем полным ходом шло строительство административных зданий по проектам иностранных архитекторов. Хотя оказалось, что кирпичные дома не совсем подходят для японского климата, служащие были переведены в эти строения, обставленные европейской мебелью. Посещать присутствие служащие должны были также в европейской одежде. Постепенно складывалась ситуация, при которой люди начинали жить двойной жизнью, ведя себя на работе по-европейски, а по возвращении домой снова становясь японцами. Так происходило не только в Токио, что заставляло тысячи людей вести эту странную жизнь, разрушающую устоявшиеся веками традиции.
    В 1873 году в Токио была построена первая улица из жилых домов в европейском стиле - Гиндза. Однако заселить их так и не удалось, и в них были размещены разного рода лавки и увеселительные заведения.
    В 1912 году началась реализация крупного проекта по реконструкции зданий в городах страны. Причём, исходя из неудачного опыта с европейскими строениями, было разрешено возводить деревянные дома.
    Жить в привычной обстановке предпочитали и представители высокопоставленной элиты. Вот как описывал французский писатель Клод Фаррер, побывавший в Японии уже в 1938 году, салон маркзы Ёрисаки, жившей в Нагасаки: ««Будуар парижанки, очень элегантный, очень современный, и ничем не примечательный, если бы он не находился в 3000 лье от Монсо. В нем ничего не напоминало о Японии. Даже национальные татами - циновки, более плотные и мягкие, чем любое другое покрывало, — были заменены коврами из тонкой шерсти. Стены были обтянуты шёлковыми тканями в стиле помпадур, а на окнах — застеклённых окнах! — висели шторы дамасского полотна. Вместо классических квадратов из рисовой соломы или из тёмного шелка — стулья, кресла, диван. Большое пианино занимает целый угол…». (Луи Фредерик. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи). Однако так был обставлен только зал для приёмов. Остальные помещения были выполнены в японском стиле.
    В качестве другого примера можно привести особняк семьи Фурукава, построенный бароном Фурукава Тораносукэ в 1917 году /134/. В этом здании из железобетона в европейском стиле только первый этаж был обставлен в соответствии с архитектурой дома. Интерьер же второго этажа был традиционно японским вне какой-либо связи со внешним видом здания. Усадьба Фурукава является и примером чёткого разделения сада на две зоны – японскую и европейскую.
    Имелись и частные особняки с садами в европейском стиле, но их было чрезвычайно мало. Наиболее известный - дворец Акасака (1909), бывшая императорская резиденция принца Ёсихито /135/.
    Люди, по роду деятельности связанные с иностранцами, обставляли одну - две комнаты в западном стиле. Это, конечно, относилось и к представителям творческих профессий. Соединение японского и европейского стилей как в интерьере, так и в экстерьере здания встречалось всё чаще.
    Это что касается европеизации архитектуры. Если же говорить о европеизации частных усадеб, то В усадьбах ваёфу (усадьбах японско-европейского стиля) европейская тематика могла появляться трояким образом:
    1. Усадьбы, в которых имеются строения как японской, так и европейской архитектуры, но сад разбит в японском стиле. В качестве примера можно привести усадьбу Сэйбикан (см. там же) и усадьбу основоположника музыкальной критики в Японии Оотагуро Мотоо.
    2. Усадьбы, в которых японскому строению соответствует японская стилистика сада, а европейскому – европейская без явного разделения участка на две зоны. Примером могут послужить усадьбы писателей Сатоми Тона и Ёсикава Эйдзи.
    3. Усадьбы, в которых в стиле ваёфу созданы и строения, и сад. К ним относятся, например, усадьбы Кюитодэнэмон, Ёкисо (см. там же), усадьба писателя Сига Наоя.
    Очень длинный получился ответ, извините.
     
    La Mecha и list нравится это.
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    по стилю это типично авангардная постройка с японским садом не в самом традиционном духе )

    я имею в виду усадьбы Сато Харуо, Ямамото Юдзо, Арисима Хидэо
    усадьба Сига Наоя довольно органично включает японские и европейские черты, усадьба Асакуро Фумио столкновение традиции и авангарда в лоб, в усадьбе Коносима Ококу европейский дом размещён в японской усадьбе.
     
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Спасибо, что напомнили о Сато Харуо и Ямамото Юдзо. Это, действительно, усадьбы только с европейским домом, без японского, и с садами в стиле ваёфу. В качестве ещё одного примера могу привести усадьбу бизнесмена Фудзита Кэнъити, с одним европейским домом и садом ваёфу, разбитым на две зоны - японскую и европейскую. Такие усадьбы встречались, но не часто, и не они определяли облик усадеб рубежа веков. В то время преобладали усадьбы со строениями как японской, так и европейской архитектуры и садом в японском стиле, либо те, в которых японскому строению соответствует японская стилистика сада, а европейскому – европейская без явного разделения участка на две зоны. Примером тому служит усадьбы Сэйбикан, Кюитодэнэмон, Ёкисо, усадьбы таких людей, как Оотагуро Мотоо, Сига Наоя, Арисима Хидэо, Коносима Ококу, Оотагуро Мтоо, Сугимура Содзинкан, Ямагата Аритомо, Морото Сэйроку II.
    Боюсь, не совсем согласен с Вами в оценке усадьбы Мусянокодзи Санэацу. Полагаю, что его дом построен в стиле сукия-дзукури, начавшемформироваться ещё в XII веке. В этом можно наглядно убедиться, скопировав в поисковую строку название стиля 数寄屋造り. Разумеется, с XII по XX век он претерпел изменения, но тем не менее, остался японским стилем сукия-дзукури. Мы ведь не можем утверждать, что если в Японии стали делать фонари "торо" не из камня, а из пластмассы, они перестали быть японскими?
    Что касается сада, то он создан в чрезвычайно популярном на рубеже веков стиле натурализма. Некоторые исследователи относят этот стиль к направлению ваёфу, ссылаясь на влияние английского пейзажного сада, но я не заявлял бы об этом категорично. Дело в том, что подобные сады уже создавались в далёком прошлом. Это были "природные сады", "сидзэнфу тэйэн", раскинувшиеся на огромных территориях, примером чему может служить святилище Уцукусима, возведённое, предположительно, в VI веке и благодаря тщательным реконструкциям дошедшее до нашего времени. Такие сады даже не совсем верно называть садами, поскольку они не сажались. В современной классификации их правильнее было бы назвать лесопарками. Сады в природном стиле оказались востребованными и позднее, в XV веке, в связи с развитием чайных садов. Этот стиль представлял природу в её естественном виде. Английские пейзажные сады, в сущности, очень похожи на японские «природные сады». И в тех, и в других превалирует идея преклонения перед природой, признание приоритета творчества природы над творчеством человека. И в тех, и в других ценится элемент непредсказуемости, когда вид, открывающийся перед гостем за очередным поворотом дорожки, оказывается для него полной неожиданностью. И в тех, и в других избегают строгих геометрических линий и используют для зрительного расширения пространства заимствованные пейзажи. Примечательно, что сама идея пейзажного сада, по мнению многих исследователей, была позаимствована англичанами в XVII веке из Китая.
     
    La Mecha нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    Любопытный дом построенный в 1907 г., где родился писатель Осаму Дадзай, на севере Хонсю. Отец писателя был богатым и знатным человеком - членом палаты пэров.

    Osamu_Dazai_Memorial_Hall__Shayokan__-_panoramio.jpg caption.jpg
    1024px-ShayokanIndoor1.JPG


    caption (1).jpg

    2.jpg
    1024px-Shayokan_Osamu_Dazai_Memorial_Hall_-_Doors_to_Shayō.jpg

    03_002_goshogawara_2.jpg

    800px-ShayokanIndoor3.JPG

    Shayokan_Osamu_Dazai_Memorial_Hall_-_Shayō_2.jpg

    1024px-ShayokanGarden1.JPG 1024px-ShayokanGarden2.JPG

    1024px-ShayokanIndoor5.JPG

    1024px-Shayokan_Osamu_Dazai_Memorial_Hall_-_ground_floor.jpg
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
    list нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Да, интересный дом с романтичным названием "Дом заходящего солнца" 斜陽館, построенный работавшим в стиле ваёфу (японско-европейский стиль) архитектором Хориэ Сакити 堀江 佐吉. В настоящее время является мемориальным музеем Осаму Дадзая.
     
    list нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Ранее в этой теме была упомянута усадьба киноактёра Окоти Дэндзиро. Она, безусловно, заслуживает более пристального внимания. Но сначала - о стиле натурализма, к которому эта усадьба, как и уже рассмотренные усадьбы Мусянокодзи Санэацу, Кавабата Рюси и Каваи Гёкудо принадлежала.

    В русле натурализма

    В садовом искусстве Японии конца XIX – начала XX веков одновременно с традиционными садами и пришедшими из Европы регулярными садами, широкое распространение получили сады в стиле натурализма. Не случайно название этого стиля сидзэн-тэйэн созвучно литературному направлению натурализма сидзэн-сюги.
    Этот стиль предполагал минимальное вмешательство в природу. Если в усадьбе сохранялись участки естественного леса, то такое вмешательство, как правило, сводилось к прокладке дорожек и обустройству территорий, примыкающих к строениями. Причём обустройство это должно было не контрастировать со своим естественным окружением, а плавно переходить в него. Если естественного леса в усадьбе не сохранилось, то рукотворность нового сада должна была ощущаться как можно меньше.
    Подобные сады уже создавались в далёком прошлом. Это были "природные сады", сидзэнфу- тэйэн, раскинувшиеся на огромных территориях, примером чему может служить святилище Уцукусима, возведённое, предположительно, в VI веке и благодаря тщательным реконструкциям дошедшее до нашего времени.

    5.Уцукусима.jpg

    Такие сады даже не совсем верно называть садами, поскольку они не сажались. В современной классификации их правильнее было бы назвать лесопарками. Организация пространства, рассчитанная на человека не только любующегося природой со стороны, но живущего в ней, коренным образом изменила отношения человека и сада. Этот метод представлял природу в её естественном виде.
    Сады в природном стиле оказались востребованными и позднее, в XV веке, в связи с развитием чайных садов. Хорошим примером подобной организации пространства может служить чайный домик Ямадзато, построенный в стиле деревенской хижины Муратой Сюко, основоположником стиля ваби-тя. В его садике перед гостиной была высажена только одна большая ива, а за гостиной росла сосновая роща. И толстый ствол ивы у небольшой постройки, и вершины сосен, возвышающиеся над её кровлей, позволяли явственно ощутить величие природы.
    Другой пример связан с чайными церемониями, устраивавшимися мастером Муратой Содзю в его усадьбе Госё-ан, облик которой был весьма близок к облику горного жилища. Густо росшие там сосны и криптомерии в сочетании с опадающими яркими листьями дикого винограда говорили об истинном вкусе. Вечнозелёные хвойные деревья навевали атмосферу глубоких горных ущелий, а краснеющие листья винограда напоминали о драматических переменах времён года. Подобные сады полностью соответствовали суровой простоте чайного действа ваби-тя. Не удивительно, что горожане назвали такие места «убежищем отшельника среди города».
    В стиле натурализма создавал сады один из выдающихся мастеров эпохи Иида Дзюки. Свои сады, являвшиеся разновидностью «природных садов», он назвал «садами смешанных деревьев» дзоки-но эн. Дзюки особо подчёркивал, что эти сады являются «природным садам», в отличие от «рукотворных садов», или «садов ландшафтного стиля» сакутэй сики тэйэн, создаваемых ландшафтными дизайнерами.

    6.Сад смешанных деревьев.JPG

    В отличие от садов природного стиля ландшафтные сады подчинялись воле творца, а природа выступала на сцену лишь тогда, когда и как этого хотел автор. В таких садах обязательно имелась некоторая прелюдия, переход от рукотворного к природному в виде открытых пространств, приуроченных к местам, непосредственно прилегающим к жилью. Эти обширные открытые пространства подчеркнуто существовали для человека-зрителя, они почти всегда усиливались и расширялись благодаря заимствованным видам.

    7.Ландшафтный сад.jpg

    Своеобразие садов Ииды Дзюки заключается в принципиальных изменениях, которые он внёс в ассортимент используемых растений. Если раньше в садах, особенно чайных, предпочитали сажать вечнозелёные деревья, как хвойные, так и лиственные, то главной составной частью садов Дзюки, наряду с вечнозелёными лиственными, стали листопадные широколиственные деревья, такие, как дуб острейший, дуб пильчатый, клён, граб редкоцветковый. Природа, которую он избрал в качестве мотива, представляла собой смешанные лиственные леса провинции Мусаси, в которую ныне входят префектуры Токио, Канагава, Сайтама. Эти леса во времена Дзюки ещё постоянно попадались на глаза в обыденной жизни, и «сад смешанных деревьев» таил в себе возможность сочетания его с городским окружением. В дальнейшем листопадные деревья приобрели право на гражданство в общественных парках, при озеленении улиц, а также и в садах жилых домов.
    Кроме того, в садах Ииды, в отличие от большинства «рукотворных садов», главный дом обычно стоит среди деревьев. В них нет «прелюдии», характерной для «рукотворных садов». И то, чего уж точно не встретишь в природном стиле, так это особой подчеркнутости декоративных элементов в саду, огромных фонарей-татигата, символических камней или, например, почти нефункциональных дорожек, роспись которых на открытых пространствах сада стала фирменным знаком другого замечательного мастера - Огавы Дзихэя VII, который гармонично сочетал в своих работах стили сакутэй сики, прогулочного сада кайюсики-тэйэн и английского пейзажного сада.
    Классическая форма прогулочного сада сформировалась в конце XVI века. Его основными элементами являлись большой пруд и система дорожек, одна из которых шла вокруг этого пруда. Своим очарованием прогулочные сады обязаны разнообразию и взаимообусловленностью пейзажей, разворачивающихся подобно горизонтальному свитку эмакимоно перед гуляющим по дорожкам восхищённым гостем. Это могли быть виды, рождённые фантазией создателя сада, композиции из воды и камней, знаменитые пейзажи страны, воссозданные в миниатюре – всё, что не даёт притупиться эмоциональному восприятию. Хозяин мог специально разработать различные маршруты прохождения по дорожкам, чтобы представить сад в том или ином ракурсе.
    Английские пейзажные сады, в сущности, очень похожи как на японские прогулочные, так и на «природные сады». И в тех, и в других ценится элемент непредсказуемости, когда вид, открывающийся перед гостем за очередным поворотом дорожки, оказывается для него полной неожиданностью. И в тех, и в других избегают строгих геометрических линий и используют для зрительного расширения пространства заимствованные пейзажи. Четыре принципа построения английского пейзажного сада, сформулированные известным ландшафтным архитектором Хамфри Рептоном, безоговорочно подходят для японского «природного сада»:
    1. Свободная планировка.
    2. Использование естественных ландшафтов – подчёркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
    3. При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
    4. Все элементы сада подчинять целостности.
    Примечательно, что сама идея пейзажного сада, по мнению многих исследователей, была позаимствована англичанами в XVII веке из Китая. В XIX – XX веках он стал повсеместно властвовать в садах не только Англии, но и Европы. Эстетика английских парков органично вписалась и в контекст садового искусства Японии, внеся в него свежую струю.

    8.Английский пейзажный парк.jpg
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
    list, La Mecha и Ондатр нравится это.
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    Юмор в том, что как раз в Европе к сер.19 века от пейзажного парка стали отходить. Альтернативой ему был викторианский сад - не пейзаж а место для растений. Ботанический сад. Городской парк-лесопарк , над которым естественно знаменитые художники уже не работали, главное зелёные площади.
     
  23. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    В Японии викторианский сад, похоже, не прижился.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.158
    Ну вот усадьба Кю Фурукава. 1917. имеет кроме японского сада вполне викторианский облик
    133777652136313123998.JPG img_04.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Таких примеров, как резиденция семьи Фурукава - в Японии единицы. Как правило, это резиденции высокопоставленных особ, общественные парки или элементы озеленения городов. Это капля в море японских садов, поэтому вполне можно утверждать, что викторианский сад в Японии не прижился. Что же касается регулярной части сада Фурукава, то она вообще создана не японцем, а англичанином Джошуа Кондером.
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей