Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    364
    Благотворители и меценаты. Хара Томитаро

    Хара Томитаро (Хара Санкэй) (1868 – 1939) - промышленник, знаток чайной церемонии, известный коллекционер произведений искусства, коллекция которого составляет значительную часть собрания Токийского национального музея. Хара Томитаро оказывал финансовую поддержку молодым японским художникам школы нихонга, таким, как Хаями Гёсю, организовавшим группу Сэкёкай для изучения новых стилей японской живописи, Усида Кэйсон, также входившему в эту группу, Имамура Сико, известному новой интерпретацией картин ямато-э, Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэю, Маэда Сэйсону, Араи Кампо, которому он помог отправиться в Индию для изучения буддистской живописи.

    1.Хара Томитаро.jpg
    Хара Томитаро

    По окончании школы Томитаро познакомился с конфуцианством у частных учителей. Затем – Токийское высшее специальное училище (ныне университет Васэда), где он изучал политологию и экономику. Переехав в Йокогаму и женившись в 24 года на дочери крупного промышленника Харадзэна Сабуро, Томитаро занялся торговлей шёлком, заработав на этом крупное состояние. В Йокогаме Харадзэн Сабуро приобрёл огромный холмистый участок площадью 17,5 га, поросший лесом, и Томитаро построил там усадьбу с прогулочным садом, названным Санкэй-эн.
    Усадьба состоит из двух зон, внешней и внутренней. Внешняя зона представляет собой музей деревянного зодчества под открытым небом из строений, которым грозило разрушение или исчезновение по каким-то другим причинам. Музей из экспонатов, собранных Санкэем, был открыт для посещения в 1906 году. Внутренняя зона являлась жилой зоной семьи Хара и была открыта для посещения только в 1958 году.

    2.план 2.jpg
    План усадьбы

    Дом в японском стиле под мискантовой крышей, в котором жил Томитаро, был построен в 1902 году, ещё до завершения всей усадьбы. В этом доме проводились приёмы, чайные собрания, встречи, посвящённые хайку. Там бывали известные политики, бизнесмены, деятели искусств. Гостил в усадьбе и Робингранат Тагор. Один – два раза в месяц художники собирались в усадьбе Томитаро и спорили до ночи, обсуждая проблемы, встающие перед искусством. Эти встречи стали называться «Семинары Сада Санкэй».
    Томитаро назвал свой дом Какусёкаку, «Дом летящего журавля».

    3.Дом летящего журавля.jpg
    Дом летящего журавля

    4.Дом летящего журавля 2.jpg
    Дом летящего журавля

    5.Дом летящего журавля 3.jpg
    Дом летящего журавля

    Гости собирались в просторной светлой комнате. Там же отдыхала семья Томитаро. Конечно, столов и стульев в те времена в комнате не было. Томитаро часто посещали такие важные политические деятели, как автор проекта конституции Японии Ито Хиробуми или Окума Сигэнобу, основатель университета Васэда, и тогда Томитаро приглашал их в свой кабинет. В гостиной с видом на сад зачастую оставались ночевать припозднившиеся гости. Здесь же иногда писали свои картины молодые художники, которым покровительствовал Томитаро.

    6.Общая комната.JPG
    Общая комната

    7.Кабинет.jpg
    Кабенет

    8.Гостиная.JPG
    Гостиная

    В 1920 году, выйдя на покой, Томитаро построил недалеко от «Дома летящего журавля» ещё один дом в стиле сёин, Хакуун-тэй, «Дом белого облака», куда переселился вместе с женой. Планировка дома, как и планировка Какусёкаку, предполагала приём гостей, и в гостиной стояли европейские столы и стулья, в то время как интерьер остальных комнат оставался чисто японским. Весной на перголах внутреннего сада распускались глицинии. Здесь Томитаро прожил почти 20 лет, до самой смерти. /9,10/

    9.Дом белого облака.jpg
    Дом белого облака

    10.Дом белого облака 3.jpg
    Дом белого облака

    В усадьбе, включая внешнюю и внутреннюю зоны, находится 17 исторических построек, отбиравшихся по всей стране. Среди них:
    Три строения, принадлежавшие ранее вилле князя Токугава Ёринобу, построенной в 1649 году в преф. Вакаяма. В 1764 году строения виллы были демонтированы и перешли в собственность купца Ино Садаю. В 1906 году они была передана в дар Хара Томитаро и в 1917 году перевезены в Санкэй-эн.

    11.Строения виллы Токугава Ёринобу.jpg
    Строения виллы Токугава Ёринобу

    Павильон Гэккадэн, построенный в 1603 году Токугава Иэясу, основателем династии сёгунов Токугава, в замке Фусими, где он использовался как зал ожидания для даймё, посещавших замок.

    12.Гэккадэн.jpg
    Гэккадэн

    Павильон Тёсюкаку, возведённый в 1623 году в замке Нидзё по приказу Токугава Иэмицу как подарок его кормилице. После реставрации Мэйдзи строение было перевезено в г. Эдо, в усадьбу внука кормилицы, а в 1881 году - в г. Вакамацу, в усадьбу князя Нидзё Мотохиро, который и подарил павильон Томитаро. Домик весьма редкой архитектуры – с башенкой в два татами на втором этаже.

    13.Тёсюкаку.jpg
    Тёсюкаку

    Сюнсоро – чайный павильон, построенный мастером чайной церемонии Ода Уракусаем, младшим братом выдающегося полководца Ода Нобунаги. Перевезён из монастыря Мимуроко-дзи.

    14.Сюнсоро.jpg
    Сюнсоро
     
    Елена и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    364
    Благотворители и меценаты. Хара Томитаро. Продолжение

    Ооидо - постройка, воздвигаемая над какой-либо святыней или в ознаменование какого-либо события. Данное ооидо, украшенное замечательной резьбой, было создано в 1591 году по повелению Тоётоми Хидэёси в ознаменование выздоровления его матери после тяжёлой болезни.

    15.Ооидо.jpg
    Ооидо

    16.Ооидо 2.jpg
    Ооидо

    17.Ооидо 3.jpg
    Ооидо

    Трёхъярусная пагода, построенная в 1457 году, и принадлежавшая ранее храму Томё-дзи. В 1901 году, в период экономического кризиса, храм приобрёл купец Каваи Ёсидзиро, а в 1914 году пагода была передана в усадьбу Хара Томитаро на сохранение.

    18.Трёхъярусная пагода.jpg
    Трёхъярусная пагода

    19.Трёхъярусная пагода 2.jpg
    Трёхъярусная пагода

    Буддийское святилище постройки 1634 года из храма Токэй-дзи, возведённое благодаря стараниям дочери сёгуна Токугава Хидэтада.

    20.Святилище храма Токэй-дзи.jpg
    Святилище храма Токэй-дзи

    Другое святилище, Дзидзо-до, принадлежало основанному в 1249 году храму Кокорохира-тэра. Само святилище построено в 1651 году. Со временем храм пришёл в упадок, и Томитаро купил Дзидзо-до в целях его сохранения.

    21.Святилище Дзидзодо.JPG
    Дзидзо-до

    В результате войны на Тихом океане и Великого землетрясения Канто 1923-го года часть построек была разрушена, однако после Второй мировой войны сад был дополнен двумя строениями: главным зданием храма Томё-дзи и традиционным японским домом под крутой крышей.
     
    list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    364
    Серебряный век Японии. Заключение

    Волна европейского влияния, как это и положено волне, в конце XIX – начале XX веков захватила только верхний слой океана японской усадебной культуры, представителей политической, экономической и военной элит. Положение их обязывало. На них работали лучшие мастера садов того времени, создавая истинные произведения искусства. Но в глубинах океана это влияние ощущалось мало. Складывается впечатление, что в рассматриваемый период японцы не стремились делать у себя в усадьбах европейские сады, хотя благодаря голландцам регулярные сады были известны в Японии с XVII века. При желании «идти в ногу со временем» они шли путём намёка и недосказанности, создавая сады, в которых "есть что-то европейское". Даже не в смысле деталей, которые могут остаться и незамеченными, а в смысле атмосферы, которую эти незаметные детали создают, как это произошло в усадьбе Сига Наоя.
    Со временем европейский акцент становится всё более выраженным, и стиль ваёфу начинает всё активнее проникать в мир японских усадеб. Прежде всего, это касается европейской архитектуры. Хотя чаще всего и при наличии европейского здания в усадьбе строился дом в японском стиле. При этом дом в японском стиле обычно был жилым, а в европейском - использовался для приёмов и деловых встреч, служил рабочим кабинетом. Но сад оставался чисто японским или японским, в котором было «что-то европейское» независимо от японской или прозападной ориентации его хозяина.
    В термине бэссо, переводимом как «другое имение», «дугой дом», существенное значение имеет слово «другой». Возвращаясь домой из внешнего мира в свою усадьбу, человек сбрасывал европейские одежды в прямом и переносном смысле, залезал в горячую ванну фуро, облачался в домашнее кимоно и снова становился японцем. Здесь жила его душа. Здесь можно было без церемоний встретиться с друзьями, поговорить за чашечкой чая или сакэ, заняться любимым делом. Редкий японец мог позволить себе усадьбу, но мечтали о ней многие. Известный поэт Исикава Такубоку в одном из стихотворений писал:

    Едва открыв глаза сегодня утром.
    Опять - в который раз! -
    Я вдруг подумал:
    "Как хочется иметь мне дом,
    Который я бы мог назвать своим!"
    Я, умываясь, все о нем мечтал,
    Мечтал и после трудового дня,
    Прихлёбывая свой вечерний чай,
    Покуривая папиросу.

    Именем нарицательным для таких усадеб могло бы стать название усадьбы поэта Симадзаки Тосона «Обитель покоя». В одном из журналов «Столица и усадьба» за 1915 год можно прочесть такие строки: "Знаете ли вы эти широкие сады, где деревья, ни разу не тронутые ножницами, растут в свою волю и все вместе. С полянками, дорожками, обрывом над речкой и одинокими скамейками. Изгородью, отделяющей этот приют дриад от промыслового фруктового сада. Все слилось в одно живое задумчивое существо…". (Цит. по «Светлана Воронина. Сады Серебряного века. Конспект лекций»). В любом случае это было место, куда постоянно хотелось вернуться, как возвращался в свой дом на берегу океана художественный критик, литератор, искусствовед, философ Окакура Какудзо, преодолевая каждый год в течение многих лет огромный путь от Бостона, где он работал, до г. Китаибараки и обратно.
    На всех этих людях поколения рубежа веков в той или иной мере сказалось увлечённость Западной культурой, увлечённость, ставшая для многих делом жизни. Но слишком велика роль традиции, особенно в восточной культуре, чтобы можно было забыть о ней. Весьма образно высказался об этом поэт Бенедикт Лившиц, говоря о бурных процессах, происходивших в России начала ХХ века: «навстречу Западу, подпираемые Востоком, в безудержном катаклизме подвигаются залитые ослепительным светом праистории атавистические пласты, дилювиальные ритмы, а впереди, размахивая копьем, мчится в облаке радужной пыли дикий всадник, скифский воин, обернувшись лицом назад и только полглаза скосив на Запад - полутораглазый стрелец!» (Б. Лифшиц. Полутороглазый стрелец. М., 1991). Этот образ вполне подходит для Японии. Слишком глубоко залегли «атавистические пласты» японской культуры и, в частности, культуры японских садов, чтобы можно было «сбросить их со счетов истории». Какими смелыми ни были искания создателей садов, «скосив полглаза» на европейские знания, они неизменно обращались к опыту прошлых веков, позволив тем самым сохранить самобытность этих садов до нашего времени.

    Продолжение - в теме "Японский сад 20 - 21 веков"
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2018
    Елена, list и Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей