1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    В Третьяковской галерее с 15 декабря 2011 года по 20 мая 2012 года будет проходить выставка работ В.Серова из запасников "Валентин Серов. Линия жизни".

    Сходите. Великолепный портретист, живая и свежая живопись, мáстерская графика.
    Я вот Левитана уже пропустила, о чём бесконечно жалею. Не пропускайте такие выставки. Контакт с картиной многократно сильнее и полнее, чем с любой репродукцией или цифровым изображением. А Серов - один из наших царственных живописцев, это стоит видеть.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Государственная Третьяковская галерея
    "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"



    [​IMG]


    Галина Ельшевская: "Как смотреть выставку Серова в Третьяковке"

    "...три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку; работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций; много открытий (не только царские портреты); солидный каталог. Это не каталог-резоне, и в экспозиции не «весь Серов». Нет, в частности, большого «Похищения Европы» — картины, которая долго жила в музее на временном хранении, но денег на покупку не нашлось, а нынешний владелец Вячеслав Кантор отказался ее предоставить. Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других); факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн".

    "Будучи, безусловно, первым формалистом отечественного искусства, он оказался и первым его Протеем — осознанно выбирающим тот или иной прием из множества возможных; художником, чья индивидуальная манера всякий раз определялась сугубо конкретной задачей".

    "...именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета, и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение".

    "Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. Хорошо и то, что в центральном зале — и это заслуга экспозиционеров — возникает дополнительное поле восприятия: мы наблюдаем еще и мир людей рубежа веков, где лица словно отсвечивают друг на друга. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности".

    "...еще один побочный сюжет экспозиции, связанный с серовским сожалением «совсем портретчиком становлюсь», — то, как в портретную толщу в том же главном зале пунктиром врезано «иное». Минималистские пейзажи или пейзажи, чуть осложненные жанром, вроде «Купания лошади» с его пронзительным закатным светом, который невозможно передать в репродукции. Можно ходить по этой огромной выставке, выбирая маршруты.
    И напоследок — про главное удивление: кто бы мог подумать, что занавес к балету «Шахерезада» такой огромный!"


    [​IMG]
     
  3. Алексей

    Алексей Участник

    Сообщения:
    167
    Симпатии:
    18
    "Контакт с картиной многократно сильнее и полнее, чем с любой репродукцией или цифровым изображением."
    ------------------------------

    В музеях трудно сфокусироваться. Толкучка, гонят стайки туристов с фотокамерами, затекают ноги. Как раз в музеях мне не удавалось ни разу оценить картину так, как я её смог оценить у экрана монитора.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Я вообще могу обойтись монохромной репродукцией открыточного формата. Бумажной, не лучшего качества. Я выросла на советской полиграфии (ох уж этот наш драгоценный личный опыт... прошу прощения у тех, кому он не интересен).
    А музей остаётся первоисточником.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "Серов достойно выдержал испытание огромной монографической выставкой. Стало очевидно, что он просто великолепный художник и не зря аукционные дома мира ставят многомиллионные рекорды по продаже его портретов. Когда его работы тщательно собрали по всей России, миру и выставили, оказалось, что он намного интереснее тех, с кем его обычно сравнивают: шведа Андерса Цорна, например. Серов ломает клише живописи рубежа XIX–XX веков, а Цорн своими цветными вихрями, которые всё же симулируют некое возбуждение цвета и чувств, их создаёт. По многообразию разных пластических экспериментов, которые Серов для себя ставил, по точности глаза и руки, по феноменальной работе с поверхностью и пространством Валентин Александрович даже не американцу Джону Сингеру Сардженту чета, а встаёт вровень с национальным героем Норвегии Эдвардом Мунком, чей юбилей недавно отмечался в Осло столь же монументально".
    Сергей Хачатуров

    Это как раз тот случай, когда закон обретает обратную силу. Создание стилей, а вместе с ними - клише, штампов, ставится в вину основоположникам. Зритель имеет право не простить художнику того, что последний испортил впечатление первому. Если в наше время зритель и ученик художника испытывали ещё и лёгкое чувство вины за свой замыленный глаз, то теперь вся вина возложена на искусство.
    Однако Серов, допускаю, в самом деле многих прочих обошёл и по технике, и по глубине. К сожалению, ни Цорна, ни Мунка не видела в оригинале. А Серова видела. Масштаб и техника (не явные, когда мы имеем дело с репродукциями) наравне с чувством цвета и композиции (которые можно в репродукции хотя бы угадать) являются частями языка автора и того, что определяет истинную цену художественной вещи. Это - к тому, что музей для кого-то кажется в наше время лишним в контакте с искусством.
    Что касается техники, то это, наверное, теперь уже сугубо цеховое. Не зря любители всяких красот не делают различия между компьютерной графикой и настоящими графикой и живописью. Это эпоха нового, уже не открыточного, а цифрового глянца. Но на этом я прекращаю дозволенные речи.
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2015
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    "Почему самый блестящий портретист русской аристократии и крупной меценатствующей буржуазии на финальном драматическом отрезке их существования так нравится публике Третьяковской галереи, которая к крупной торговой буржуазии и русской аристократии в массе своей отношения никакого не имеет? Все эти Орловы и Юсуповы в шикарных креслах и на диванах с диванными же собачками, которые, как любят отмечать чуткие искусствоведы, всегда пародируют портретные черты хозяек — хотя в этой анималистической пародийности советское искусствознание и искало антибуржуазный потенциал, представить себе Серова после революции совершенно невозможно; кого бы он писал, когда кончились меценаты и представители царской фамилии? Неужели вошел бы в АХРР? Или жил бы в Финляндии, как Илья Репин? Или, как Михаил Нестеров, переключился бы на портреты советской интеллигенции и тех своих героев, которые остались смотрителями при некогда принадлежавших им усадьбах — художественных резиденциях вроде Абрамцева? Последние, наиболее «модернистские» опыты Серова в координатах декоративного модерна и мифологического символизма, такие, как «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы», относятся к 1910 году, и это на несколько лет позже выставки «Голубая роза» и смерти Виктора Борисова-Мусатова; это запоздалый и «бессистемный» символизм, модуляции модерна как набора формальных приемов внутри неизбываемого у Серова реалистического мастерства".


    [​IMG]


    "Серов в такой не вульгарно-социологизирующей трактовке, в какой он дан на своей нынешней ретроспективе, не просто нравится массовой публике «старой» Третьяковки — он производит эту публику, публику «культурности». Для которой единственный вид существования искусства — это форма «бескорыстного дара», когда единицы живут в особняках Рябушинского, но тысячи могут за этой жизнью наблюдать в свое удовольствие — через гибкие вьющиеся решетки оград и огромные окна-камины, а еще на выставках — короче, в специально отведенных для масс пространствах показа. В этом секрет псевдодемократичности модерна как стиля и типологии, в этом принцип работы Серова как двигателя постсоветского дискурса «старой» Третьяковки".

    "В своем импрессионистическом периоде если Серов к Левитану и приближается, то анималистическая деталь всегда его выдает: как бегло, импрессионистично и абстрактно ни «намазан» пейзаж, далекая корова, так узнаваемо вытягивающая шею, чтобы ухватить из стога пучок травы, — ситуация у Левитана недопустимая: таким ловким разнообразием детали он не нарушил бы «русского» уныния горизонталей и вертикалей; то же в серовских пейзажах с сараями, коровами и лошадьми, которые вроде бы напоминают левитановский «Март»: у Левитана лошадь — часть пейзажа, стоит смирно и понуро, как дерево; у Серова корова или лошадь — это всегда именно что динамичный персонаж".

    Александра Новоженова

    Источник.


    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Вадим Жук и Юрий Норштейн в Третьяковке. Михаил Алдашин за кадром.
    Увы мне, я не знаю, как Норштейн анализировал работы Серова, у меня есть лишь фоторепортаж Миши Алдашина, и можно позавидовать тем, кто стоял вокруг них и слушал их. Юрия Норштейна всегда интересно послушать.
     
    Последнее редактирование: 7 фев 2016
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    Сходил. Стоило )
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Валентин Серов, "Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?"


    О, оказывается, на этой выставке нет "Солдатушек..." и карикатур на Николая Романова. Всё оборачивается в несколько неожиданном для меня ракурсе.
    То есть парадные заказные портреты, наброски, связанные с публичными фигурами той эпохи, картинки русской природы оказываются всем Серовым. Становится понятен ажиотаж последних дней. Ничьи верноподданнические чувства не оскорблены, даже напротив - возбуждены. Парча, позолота, кружева, меха - это же и есть живопись для публики. А то, что многие работы оставили Валентина не просто не удовлетворённым, а раздражённым, полным горечи, неважно. Серов - это "Девочка с персиками", это вельможи, с образов которых на портретах ирония и острая насмешка художника публикой не считываются.
    Так публика и останется в убеждении, что Серов - это, как звали его в своё время, "Портрет Портретыч" самого парадного, придворного, царедворского толка. А ведь он отказался от звания придворного художника.


    [​IMG]
    Валентин Серов, "После усмирения"


    В таком случае - немного фактов из биографии художника по его архивам.


    "СЕРОВ — И. Е. РЕПИНУ
    20 января <1905 г.> Москва

    Дорогой Илья Ефимович!

    То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное 1. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу. Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна. Как главнокомандующий петербургскими войсками в этой безвинной крови повинен и президент Академии художеств — одного из высших институтов России 2. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться. Невольное чувство просто уйти — выйти из членов Академии, но выходить одному не имеет значения.
    Что означает закрытие занятий в Академии с 17 января, быть может, что-либо уже предпринято в этом смысле или это забастовка учащихся? Мне кажется, что если бы такое имя, как Ваше, его не заменишь другим, подкрепленное другими какими-либо заявлениями или выходом из членов Академии, могло бы сделать многое. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду (кажется, это единственное право российского обывателя).

    Ваш В. Серов

    Пишите либо в Училище ж<ивописи> в<аяния> и з<одчества> или Б. Знаменский, д. Улановых 3.

    ИРЛИ.
    ______________
    1 9 января 1905 г. Серов вместе с В. В. Матэ и И. Я. Гинцбургом наблюдал из окон Академии художеств за расстрелом рабочих.
    2 Главнокомандующим Петербургским военным округом и войсками гвардии был вел. кн. Владимир Александрович, являвшийся также и президентом Академии художеств.
    3 Обнаружить ответное письмо Репина не удалось. Неизвестно, было ли оно вообще. Что касается предложения Серова о выходе из Академии, то Репин его не поддержал".



    "СЕРОВ, В. Д. ПОЛЕНОВ — В СОБРАНИЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
    <18 февраля 1905 г. Москва>

    В Собрание императорской Академии художеств

    Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов.

    В. Поленов В. Серов 1

    ЦГИА. На автографе надпись: “Доложено его высочеству 24 марта 1905 г.”.
    ___________
    1 Никто из художников не решился поддержать этот протест Поленова и Серова".



    "СЕРОВ — В. Д. ПОЛЕНОВУ
    3 м<арта 1905 г.> С. Петер<бург>

    Глубокоуважаемый Василий Дмитриевич!

    Как и можно было ожидать, бумага наша без всяких разговоров положена гр. Ив<аном> Ив<ановичем> Толстым под сукно (28-го было заседание) 1. Теперь я, в свою очередь, буду Вас спрашивать — что делать? Полагаю — нужно выходить из членов Академии на том основании, что заявление наше в заседании Академии прочитано не было,— вот и все. Буду ждать извещения Вашего в ближайшем будущем. Как здоровье Ваше?

    Ваш В. Серов

    С. Петербург, Сергиевская, 81, кв. В. Д. фон Дервиз — мне.

    ГТГ.
    _____________
    1 Речь идет о заявлении Поленова и Серова в Академию художеств".



    "В. Д. ПОЛЕНОВ — СЕРОВУ
    4 марта 1905 г. <Петербург>

    Дорогой Валентин Александрович, посылая наше заявление в Академию художеств, мы почти наверняка знали, что Толстой его не сообщит собранию, потому я и послал копию Репину с просьбой познакомить товарищей, что он, вероятно, и сделал. Ведь наше заявление не было тайным; я думаю, большинство из членов Академии о нем знают.
    Я бы с большим удовольствием вышел из теперешней Академии — так мне противны все эти анархические учреждения Петербурга, набитые прислужливыми молчалиными, под верховенством неограниченных держиморд. Но мне кажется, что наш гражданский долг теперь не позволяет нам уходить; надо стоять твердо, а если придется, так и нести последствия. Я нашу Академию от всей души люблю, все лучшее я получил от нее и поэтому искренно желал бы ей послужить; я все надеялся, что придет возможность это исполнить, да и теперь не теряю этой надежды: мы, наверное, дождемся лучших дней! Придет время и осуществятся, может быть, слова поэта: “Поверь, мой друг, взойдет она, заря пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна”1.
    А уйти теперь — выйдет, мне кажется, что-то вроде бегства,— показали, мол, кулак, да и наутек. А что Толстой спрятал наше заявление, нарушил тем наше право — не новость, он этим с успехом занимается вот уже двенадцать лет. Нашей отставкой мы его не образумим, а нанесем как бы обиду некоторым из товарищей, которые, наверное, и подписали бы наше заявление, если бы были в нашем положении.

    Здоровье мое склеивается. До свидания. Твой В. Поленов

    ГТГ. Публикуется по черновому автографу.
    ____________
    1 Поленов несколько изменил строки стихотворения А. С. Пушкина “К Чаадаеву”"



    "СЕРОВ — И. И. Толстому
    <10 марта 1905 г. Петербург>

    Ваше сиятельство граф Иван Иванович!

    Вследствие того, что заявление, поданное в Собрание Академии за подписью В. Д. Поленова и моей не было, или не могло быть, оглашено в Собрании Академии — считаю себя обязанным выйти из состава членов Академии, о чем я довожу до сведения Вашего сиятельства, как вице-президента.

    Валентин Серов

    10 марта 1905 г.

    ЦГИА.
    На письме надписи: Совет <...> 14 марта 1905 г., ст. 6, полагаю доложить Собранию. Секретарь Лобойков. Доложено Собранию Академии 21 марта 1905 г., ст. 9, и принято к исполнению. Секретарь Лобойков. Ему же № 1043 24 марта 1905 г., Петербург, императорский двор № 1044 24 марта 1905 г."



    "И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ
    <24 марта 1905 г. Петербург>

    Милостивый государь Валентин Александрович!

    В ответ на письмо от 10 марта с. г. имею честь уведомить Вас, что заявление Ваше о выходе из состава действительных членов Академии доложено академическому собранию 21 марта с. г.1 и что о заявлении этом вместе с сим представлено г. министру императорского двора для исходатайствования всемилостивейшего государя императора соизволения на увольнение Вас из состава действительных членов Академии 2.
    Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Гр. И. Толстой

    ЦГИА. Публикуется впервые по копии письма.

    Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и <мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: 24 марта 1905 г., 1043.
    ____________
    1 См. письмо И. И. Толстого Серову от 12 мая 1905 г."



    "СЕРОВ, И. С. ОСТРОУХОВ — В КОМИССИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖКА 1.
    <2 апреля 1905 г. Москва>

    Записка о цензуре в области изобразительных искусств

    В области искусств изобразительных мы находим нежелательной цензурную опеку, ее “педагогический гнет”. Цензура несомненно стесняет свободу художественного творчества: имея впереди возможный запрет, художник наш часто отказывается от трактовки сюжетов, свойственных данному настроению его художественной мысли, или трактует их не со всею искренностью. Для характеристики цензурной опеки последних 25 лет приводим несколько фактов. Среди ряда картин, снятых цензурой с публичных выставок, напоминаем следующие:

    Ярошенко. “У острога”. Большое полотно, изображающее молодую девушку, стоящую у стен тюрьмы и с грустью смотрящую на высокие решетчатые окна. Прянишников 2. “У тихой пристани”. Жанровая картина: пожилой чиновник, после трудового дня, улегся на ночь в постель и перед сном читает ведомости; рядом его жена приготовляется ложиться спать. Заметим, что ничего сколько-нибудь нарушающего чувства приличия в этой картине нет.

    Ге. “Что есть истина?” — Пилат вопрошает Христа.
    Ге. “Синедрион”,—осудивший Христа, в торжественной процессии покидает судилище.
    Ге. “Распятие”.

    Репин. “Иоанн Грозный и сын его Иван”. Лучшая картина художника, бывшая на петербургской выставке Т-ва передвижников, удостоившаяся одобрения покойного государя Александра III, лично, ради этой картины, посетившего впервые передвижную выставку. В Москве, спустя месяц, эта же картина была запрещена цензурой и снята с выставки; равно была воспрещена и продажа фотографических снимков с нее. Верещагину не было разрешено выставить цикл его картин из евангельской истории. Поленову, долго изучавшему по источникам и на месте быт и условия жизни Палестины, цензура предложила снять с главы Христа шапочку (в большой картине его “Христос и грешница”, находящейся ныне в музее Александра III в С.-Петербурге), и только по исполнении этого условия разрешила публичную выставку картины. Между тем в Румянцевском музее выставлена совершенно беспрепятственно отдельная фигура Христа из этой картины в шапочке.

    В Румянцевском же музее, получившем в дар все собрание К. Т. Солдатенкова 3, воспрещена была долгое время (до начала этого года) публичная выставка следующих картин собрания:

    Перова. “Проповедь в сельской церкви” (1861 года, удостоенная 2-й золотой медали Академии художеств). Перова. “Чаепитие в Мытищах”.

    Маковского К. Е. Превосходный портрет, писанный с натуры, императора Александра II в гробу. Цензурные условия в особенности тяжелы для воспроизводительного искусства, призванного обслуживать широкие задачи в обществе. Мы не приводим здесь подтверждающих это положение фактов только потому, что их слишком много. Достаточно указать на один: репинский “Св. Николай Чудотворец, останавливающий казнь” запрещен к воспроизведению, тогда как оригинальная картина доступна всеобщему обозрению в петербургском музее Александра III. В заключение не можем не обратить внимания на суровый запрет художественно-юмористическим журналам касаться сюжетов, чуть выходящих за пределы дозволенного цензурой круга наблюдений жизни. Таковой запрет свел содержание наших художественно-юмористических журналов исключительно на пошлые и гривуазные темы.

    И. Остроухов. В. Серов.
    _______________
    1 6 февраля 1905 г. общее собрание членов Литературно-художественного кружка выбрало комиссию для изучения вопроса о профессиональных нуждах литераторов и художников. 22 февраля 1905 г. по докладу комиссии кружок единогласно принял заключения, в которых на первое место выдвигалась свобода творчества.).
    2 Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — живописец, один из учредителей ТПХВ, преподаватель Училища живописи с 1873 г.
    3 Козьма Терентьевич Солдатенков (1818—1901) — директор товарищества мануфактур “Эмиль Циндель”, учредитель и член товарищества Кренгольмской мануфактуры и других торгово-промышленных предприятий. Солдатенков коллекционировал произведения русских и иностранных художников XIX в."



    "СЕРОВ И ДРУГИЕ — НИКОЛАЮ II
    <Конец апреля — начало мая 1905 г. Петербург — Москва>

    Резолюция художников

    Все население России, задыхаясь в тисках бюрократического произвола, доведшего нашу родину до полного разорения и способствовавшего целому ряду поражений нашей армии более, чем усилиями внешних врагов, ждет не дождется того единственного выхода из невыносимого положения, который давно уже настоятельно рекомендуется лучшими органами общественной мысли и который признан и санкционирован верховной властью в высочайшем рескрипте от 18 февраля. Медлительность подготовительной работы по призыву свободно избранных представителей от народа к участию в законодательном и административном обновлении России ослабляет веру большинства в рациональное осуществление этой реформы. Раздаются новые голоса разнородных групп интеллигенции, взывающие к скорейшему исполнению монаршей воли.
    Можем ли мы, художники, оставаться в настоящее время безучастными свидетелями всего происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину действительности и замыкаясь от жизни лишь в технических задачах искусства, единственной области, свободной от репрессий цензурного усмотрения? Нет, мы, как художники, по натуре своей воспринимая впечатления от жизни во всех ее разнообразных проявлениях, с особенной ясностью видим всю силу бедствий, переживаемых родиной, и глубоко чувствуем опасность, грозящую нам еще неизмеримо большими бедствиями, если администрация будет затягивать дело реформы и ограничится репрессиями. Поэтому и мы присоединяем наш горячий голос к общему хору нашей искренней и мужественной интеллигенции, видящей мирный исход из гибельного современного положения только в немедленном и полном обновлении нашего государственного строя путем призыва к законодательной и административной работе свободно выбранных представителей от всего народа. Осуществление же этой задачи возможно лишь при полной свободе совести, слова и печати, свободе союзов и собраний и неприкосновенности личности1.

    Н. Алексомати 2, Н. Андреев 3, А. Архипов, А. Афанасьев 4, А. Адамсон 5, В. Бакшеев, В. Беклемишев, А. Блазнов 6, Н. Бодаревский, Г. Бобровский 7, Я. Борченко 8, Р. Браиловская, Л. Браиловский 10, Н. Богданов-Бельский, П. Брюллов, Е. Буковецкий 11, Л. Бургардт , В. Быстренин 13, В. Бялыницкий-Бируля 14, Н. Бажин, И. Богданов, А. Брускетти 15, А. Васнецов, А. Вахрамеев 16, Э. Визель 17, Е. Волков 18, С. Волнухин, Н. Верхотуров 19, А. Вальтер 20, А. Векшинский, П. Геллер 21, Н. Герардов22, К. Горский, И. Горюшкин-Сорокопудов23, И. Грабарь, А. Денисов-Уральский, Н. Дубовской, Ф. Дмоховский, С. Дудин 24, С. Девяткин 25, М. Диллон, С. Жуковский, М. Зощенко, Е. Зарудная-Кавос 26, М. Зайцев, М. Игнатьев, Е. Иваницкий, У. Иванов, Н. Касаткин, Д. Кардовский 27, А. Киселев, В. Куровский, Н. Кузнецов, И. Козаков, А. Корин, А. Клодт, М.Клодт, Н. Клодт, В. Комаров,Я. Калениченко, К. Крыжицкий 28, В. Маковский, П. Мясоедов 29, И. Матушенко, Я. Минченков 30, М. Малышев, С. Малютин, В. Милиоти, В. Матэ, А. Моравов 31, И. Малинин, В. Максимов, М. Маймон, С. Милорадович, Н. Мещерин, О. Мунц, П. Нилус 32, Д. Николаев, С. Никифоров, И. Остроухов, Е. Петрококино, В. Поярков 33, И. Пасс, К. Первухин, Л. Пастернак, В. Поленов, А. Рылов, И. Репин, В. Разводовский, А. Скалон 34, М. Сухоровский 35, В. Серов, С. Светославский, А. Стаборовский, В. Степанов, А. Степанов, В. Суслов, А. Тимус, Л. Туржанский, Н. Ульянов, М. Фармаковский, И.Федоров, М.Хейлик 36, А.Хотулев 37, Я. Ционглинский, Н. Цириготти, Н. Шатилов, Т. Шинкаренко 38, Г. Шварц, А. Шильдер 39, Б. Эдуардс, А. Эберлинг 40, К. Юон.
    _______________
    1 После опубликования этой резолюции художников правительство закрыло газету “Право”.
    2 Николай Харлампиевич Алексомати (1848—1917) — живописец; член Товарищества южнорусских художников.
    3 Николай Андреевич Андреев (1873—1932) — скульптор и график.
    4 Алексей Федорович Афанасьев (1850—1920) — живописец и график.
    5 Амандус (Аманд) Иванович Адамсон (1855—1929) — скульптор.
    6 Александр Петрович Блазнов (1865—?) — живописец.
    7 Григорий Михайлович Бобровский (1873—1942) — живописец.
    8 Яков Ефимович Борченко (1869—1938) — скульптор и живописец; член Товарищества южнорусских художников.
    9 Римма Никитична Браиловская (1877—1959) — живописец.
    10 Леонид Михайлович Браиловский (1867—1937) — архитектор, декоратор и живописец. В 1935 г. вместе с Р. Браиловской открыл в Ватикане музей древнего русского зодчества и живописи.
    11 Евгений Осипович (Иосифович) Буковецкий (1866—1948) — живописец.
    12 Лев Осипович Бургардт (1850—1906) — живописец.
    13 Валентин Иванович Быстренин (1872—1944) — гравер.
    14 Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец и график.
    15 Алиса Яковлевна Брускетти-Митрохина (1872—1942) — скульптор.
    16 Александр Иванович Вахрамеев (1874—1926) — живописец и график.
    17 Эмиль Оскарович Визель (1866—1943) — живописец и график.
    18 Ефим Ефимович Волков (1844—1920) — живописец.
    19 Николай Иванович Верхотуров (1863—1944) — живописец.
    20 Анатолий Осипович Вальтер (1870—? ) — живописец.
    21 Петр Исаакович Геллер (1862—1933) — живописец.
    22 Николай Николаевич Герардов (1873—1919) — гравер.
    23 Иван Силыч (Силович) Горюшкин-Сорокопудов (1873—1954) — живописец, педагог.
    24 Самуил Мартынович Дудин (1863—1929) — живописец и этнограф.
    25 Сергей Ефремович Девяткин (1870—после 1940 г.) — живописец.
    26 Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос (1862—1917) — живописец и гравер.
    27 Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943) — живописец, график, театральный художник, педагог.
    28 Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) — живописец.
    29 Петр Евгеньевич Мясоедов (1867—1913) — живописец и педагог, с 1899 г. преподавал в натурных классах Высшего художественного училища.
    30 Яков Данилович Минченков (1871—1938) — живописец и педагог, автор книги “Воспоминания о передвижниках”.
    31 Александр Викторович Моравов (1878—1951) — живописец.
    32 Петр Александрович Нилус (1869—1943) — живописец, художественный критик, писатель.
    33 Владимир Александрович Поярков (1869—? ) — живописец.
    34 Александр Васильевич Скалон (1874—1942) — живописец.
    35 Марцелий Гаврилович Сухоровский (? —1908) — живописец.
    36 Максим Ильич Хейлик (1874— ?) — живописец. 37 Аникита Петрович Хотулев (1871—1942) — живописец и педагог.
    38 Тимофей Павлович Шинкаренко (1865— ?) — живописец.
    39 Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) — живописец, гравер и театральный художник.
    40 Альфред Рудольфович Эберлинг (1872—1951) — живописец и педагог".



    "И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ
    <12 мая 1905 г. Петербург>

    Милостивый государь Валентин Александрович!

    Министр императорского двора отношением от 8 мая с. г. № 3842 уведомил, что в 30 день апреля с. г. последовало высочайшее государя императора соизволение на увольнение вас, согласно Вашей просьбе, из состава действительных членов императорской Академии. Об изложенном имею честь доложить Вам, милостивый государь, вследствие ходатайства Вашего от 10 марта с. г. и прошу принять уверения в совершенном почтении и преданности .

    Гр. И.Толстой

    ЦГИА. Публикуется по копии письма.

    Письмо было отправлено на печатном бланке: “М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент”.
    На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 12 мая 1905 г., 1520".



    [​IMG]
    Валентин Серов
     
    Последнее редактирование: 24 янв 2016
    NikoPilgrim и list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    В сети не утихает громкая "отрыжка" после этой выставки. Причём (не везёт мне), то и дело попадаются высказывания в жанре "любой дурак смог бы..." и "Серов вторичен". Нет, конечно, восхищением от его живописи и графики люди тоже делятся, но этим людям не свойственно быть такими громогласными, как лающим на слона.

    Видимо, степень точности штриха и мазка, которых достигал Серов, - это статья, уже не имеющая отношения к праздной публике.
    То, перед чем мне, как художнику, хочется иногда снять свою незримую шляпу, для не-художника вообще не существует. По тому, перед чем я замираю, как перед приятным сюрпризом, взгляд публики скользнёт "без задёва".
    А ведь эта особенность, возможно, не менее ценна, чем техника. Ирония - это не карикатурность, не гротеск. Она не всегда считывается и в обиходе. Её присутствие придаёт общению или контакту с искусством, всюду, особый колорит - для тех, кто её считывает, конечно. Импрессионисты, в подражании которым некоторые эстеты по-прокурорски обвиняют Серова, тоже знали этот язык.
    Да, всё же странно ловить выдающихся художников на воровстве того, что является им органически родным (хотя я сомневаюсь, что обвинители видят все эти нюансы, они, скорее, поверхностями интересовались).

    Помещу несколько вещей Валентина Серова после этой моей раздражённой тирады. То, на что я любуюсь в них, и называть не буду. Кто знает, тот понимает и так. Тем, кто не понимает, объяснять тоже ничего не нужно.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2016
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "— ...настоящий ажиотаж вокруг выставки вспыхнул после визита в Третьяковку Владимира Путина. О чем это свидетельствует?

    — На мой взгляд, это скверный знак. Если президент находится под столь внимательным взором публики, если его пристрастия и интересы начинают тиражироваться… Ведь Серов выставлялся в огромном количестве и в Третьяковке, и в Русском музее. Совсем недавно в корпусе Бенуа прошла прекрасная выставка «Серов не портретист» с показом около 250 работ! И подобного ажиотажа не было".

    "— Когда я рассматривала лицо последнего царя на этом тихом, трагическом портрете, вспомнила о знаменитой злейшей карикатуре на того же Николая, которую, кстати, устроители выставки отчего-то не повесили.

    — Совершенно беспощадный блестящий рисунок. Судя по всему, Николай был благородным, не мстительным человеком. Ведь после смерти Серова он помог сделать его выставку и пришел сам. На этой карикатуре монолитный строй лихих солдат — нам лишь ус первого вояки виден. Лицом к ним стоит Николай с ракеткой под мышкой, в руке орденочки. А за его спиной штабелями — «трофеи»: убитые. Но ведь дальше еще одна красноречивая деталь. Карета с императрицей…
    Как досадно, что в этой портретной галерее и другие важные работы были показательно «пропущены». Например, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Картина-песня, сдержанная по цвету, но жуткая по сути. Выдающаяся работа по композиции. По движению. Конница летит на толпу, которую художник сделал одним целым. «Уж серых лиц не разберешь».

    — Зато на первом плане страшно поблескивают сабли. Наизготове.

    — Потому что на них сфокусировано внимание. Он словно рассек композицию. Впереди всадник на черном коне — абсолютно апокалипсический образ. Серов даже неправильную фазу движения лошади преднамеренно прописал: загнутые передние и задние ноги. То есть дал ей толчок сразу четырьмя ногами, что дает ощущение страшного полета. Никакого благородства.
    Такая лошадь только из преисподней может выскочить. И глаз у нее наркотический — сделан длинным бликом. Все это дает стремительность движения. У всадника лица нет, его прикрывает башлык. Словно автор вспоминал четырех всадников Апокалипсиса.
    Он же был необыкновенно образован.

    — Этой просвещенностью объясняется ощущение от его лучших портретов, будто автор знает что-то важное, сущностное о своих моделях.

    — Он не гонится за эффектами, но в этих лицах судьба, как говорили современники: «каждый портрет — биография». И в этой галерее лиц судьба страны. Поэтому так раздражает, когда из него делают конфетного художника. Он был чрезвычайно внимателен по отношению к своим моделям. В портрете Левитана вы обнаружите черты, знакомые по левитановским пейзажам: нервную умиротворенность. Портрет удивителен по свету — лицо погружено в полумрак. Световым пятном выделяется кисть руки, безжизненно свесившись с кресла в белой манжете. Но после смерти Левитана он пишет другой портрет, где Левитан весь исковерканный, искореженный своей нервностью. Смотрит уже не глазами, а глазницами, словно из темноты. Это же не фиксация реальности, это портрет-представление.


    — У самого Серова, по свидетельству очевидцев, характер был не только не конфетный, но даже вздорный, непредсказуемый. Он не льстил натуре.

    — У нас любят из неудобного человека сделать гламур, залакировать до предела. Серов был беспощаден к своей натуре. Например, портрет Шаляпина, которым он восхищался, любил писать его.
    Но когда Федор Иванович рухнул на колени перед Николаем, написал ему: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Постыдился бы». Потом у них расстроились отношения".


    Юрий Норштейн, из интервью

    Подробнее здесь.


    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Александр Тышлер в Пушкинском музее.

    Источник.



    Патриарх, основатель и прочая, прочая. Сколько тропинок я вижу, протоптанных к этому мастеру и потом от него.
    Я бы сходила, если бы была там.


    [​IMG]

    Александр Тышлер
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    А ведь мы это "проходили". Не помню, рассказывала ли я здесь, что, постигая свою профессию, мы начинали изучение композиции вот с таких упражнений. Сейчас, думаю, я получила бы больше удовольствия от них, а тогда мы так и не прониклись духом чистой формы, чистых ритма, контраста, соподчинения, чистых динамики и статики, выполняя эти задания почти без эмоций и с переменным успехом. Мы всё ждали "настоящей" работы, "настоящих" живописи и графики.
    Но ведь в любом художнике - от реалиста до сюрреалиста, от миниатюриста до архитектора, если он владеет композицией, внутри живёт истинный абстракционист.

    [​IMG]


    Валерий Юрлов в Крокин Галерее (Москва). "Контрформы"
    Источник.


    [​IMG]

    Репродукции работ Валерия Юрлова
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Хаим Сутин


    "Наконец дошла сегодня до Пушкинского. Начала с любимого Сутина. Есть в Тель-Авивском музее его портрет мальчика в желтой шляпе с тонкой кривой шейкой, на который я каждый раз хожу смотреть. А тут - два больших зала: вот этот страшный ад куриц, скорбное мясо, распятые туши, кричащие селедки и невероятные портреты, перед каждым хочется плакать от жалости. И еще добавили источников и последователей, я вообще все такие прямые сравнения не очень люблю, но тут просто спасибо за то, что. Особенно за Бэкона. Но вот я в первый раз в жизни решила взять аудиогид - а вдруг что-то интересное расскажут? А там как затянули про эти прекрасные кривые рожи невыносимо задушевным голосом что-то про "вереницы образов" - даже до второго не дотянула. Все-таки это зло. Хотя экскурсоводшу потом на Шиле слыхала с группой теток еще невыносимее - просто сплетни у подъезда".

    "Ну, собственно потом пошла в здание, где графика Климта и Шиле из Альбертины. Климт как-то мне сейчас не так пошел, а от Шиле оторваться невозможно и линия такая уверенная, будто его рукой кто-то водит - и секс, и болезненность, и красота. Но вот о чем же я думаю, черт бы его побрал, разглядывая эти невероятные рисунки и слушая по углам рассказы экскурсоводов о том, как Шиле в 22 года посадили на месяц в тюрьму не то за растление, не то за порнографию, которая считалась несомненной, чем он был особенно поражен. Про этот чертов носок на причинном месте в спектакле брусникинцев и сетования коллег и министра о том, "знают ли родители, чему их там учат"".

    Дина Годер


    [​IMG]
    Эгон Шиле
     

Поделиться этой страницей