Совмещения несовместимого

Тема в разделе "Коаны", создана пользователем Соня, 11 июн 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.319
    Симпатии:
    441
    Совмещения несовместимого 1

    Дело не в общечеловеческой сути движения к Богу, а в словесном его выражении.
    При этом знающие о чем идет речь обычно довольно легко могут понимать язык другой и даже переходить на него.
    Так, теисты адвайты легко цитируют "атеиста" Будду и приводят буддийские аргументы, отрицающие существования Атмана, Брахмана и проч.
    Потому и цитирование кого угодно имеет мало смысла.
    В Буддизме нет души и "я" - ан вот пожалуйста:

     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.319
    Симпатии:
    441
    Это долгий и, скорее всего, бессмысленный разговор. Ибо речь идет не просто о том, что плохо выражается словами, но и выражаются словами, прямо противоположными с точки зрения норм мирского языка и привычной логики.
    Поэтому ходжа Насреддин и не хотел говорить о Боге
    "Правоверные, я собираюсь говорить о том, что больше комара и меньше мухи"
    "Ты ошибся? Так не бывает!"
    "Тогда мне не о чем с вами говорить".

    Интересно при этом заметить, что христианство, как ни одна другая религия, изначально принимает позицию отказа опоры на логику и совмещения несовместимого.
    От приевшихся нашему послушливому уху, но совершенно до абсурдности алогичных логий (высказываний) Иисуса, "... верую ибо абсурдно" Тертуллиан и "неслиянно и нераздельно"(каппадокийский символ).

    Тут, чтоб раскрыть этот тезис нужен целый трактат. А вот какой-то, пусть и весьма поверхностный, но доброжелательный диалог все же происходит (читать не обязательно: чтение показательное, но малопоучительное):

     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.319
    Симпатии:
    441
    Очевидно, что мейнстрим современного религиоведения исчерпать так же трудно, как и Гольфстрим. [​IMG] Но навскидку приведу гораздо менее значительного, но довольно известного современного культуролога, интересного разве что тем, что читала его с православных сайтов.
    Лев Каждан; тема диссертации - (что-то типа «Индуистские корни исихазма»); распространенная в сети работа - "Франциск Ассизский, русский исихазм и исламский суфизм", начинающаяся характерными словами:"Сопоставление мистических учений в мировых конфессиях дает богатый материал для выявления религиозных и культурных связей между ..."

    Конечно, выделила только одну сторону: указание на черты сходства. Очевидно, что каждая глубокая и содержательная традиция вносит свои драгоценности в сокровищницу духовного опыта человечества. И православный исихазм не обнищал этими дарами.
    Хоть традиция его в силу многих обстоятельств давно уж стала прикровенной. И, кроме немногих и хорошо известных текстов, ныне передается в монашеской традиции изустно немногими подлинными опытными старцами.
    Именно в силу своего опыта они и могут легко и с пользой для себя и других сопоставить и творчески, с христианской точки зрения, осмыслить гораздо более обширный и ясно выраженный опыт других религий.

    -----------
    *) Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:
     
    Последнее редактирование: 11 июн 2016

Поделиться этой страницей