Современная российская поэзия.

Тема в разделе "Литература", создана пользователем Лис, 9 дек 2011.

  1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

    Ой, Лис, слушай, я тут посмотрела в Инете онлайн- книгу Дедюховой, вещь замечательнейшая! Правда, здорово, только я смогла почитать только совсем чуть-чуть, так, для общего знакомства, поищу в нормальном варианте (печатном), не могу с экрана читать - отвлекает и глаза устают ужасно...
    Вот это автор! Ничего не скажешь, но у ней стихи, сами по себе будут не так восприниматься, как в сочетании с прозой - в книге одно дополняет другое, действительно.
    И где только такие водятся, здорово. А как ты ее откопал? Я современную литературу практически не читаю, классику не успеваешь за жизнь прочесть, куда тут до нынешней литературы, но это... Спасибо за "наводку", найду, почитаю.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Как и бывает в таких случаях, совершенно случайно. Буквально, сама ко мне приплыла.:)
    Но когда открыл первую страницу, не смог оторваться до последней.

    Слышал только, что это -- сетевой автор.

    *
    Светился день, сухой, пригожий...

    Сергей Шелковый

    *
     
  3. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    А вдруг это станет классикой?
    Откуда мы знаем?:shok:
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Стихи чудесные! Ну, если Дедюхова только в сети живет, придется покупать электронную книгу, планшет, что ли, называется.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Самое интересное, что тут не разберёшь, чьи это стихи?
    Автора или главного героя?
    Если вспомнить Андреева, то неизвестно, кто писал трагедии Шекспира, Вильям или Гамлет?
    Лис читал бумажный вариант.
    Роман издан.
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Этот Шелковый отличный автор, а есть еще интересное?
     
  7. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Есть. Конечно.
    *
    Ла Меша, а ты б не смогла мне объяснить, а чего кружатся вокруг Рыжего?
    Стихи так себе. Почитал.
    И всё равно говорю, так себе.

    *

    Стих Высоцкой Марьяны.
    Всё хорово
    Вот такие стихи.
     
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ла Меша, а ты б не смогла мне объяснить, а чего кружатся вокруг Рыжего?
    Стихи так себе. Почитал.
    И всё равно говорю, так себе.

    Мне , честно говоря, тоже стихи Рыжего не понравились. Это , скажем так, не мой поэт.
    Показалось, что такие стихи мог бы писать человек, отсидевший на зоне, либо находящийся там.
    Во всяком случае, человек, ограниченный своей средой, не преодолевший своей привязанности к ней.
    Одно только стихотворение понравилось - о спящем ребенке (сыне).
    Кружатся же вокруг него, думаю, по причине необъяснимого с точки зрения русского человека интереса жителя благополучной Европы ко всяческой "непричесанности" и "экзотике" .
    Ну, например, в фильме о Борисе Рыжем, который недавно прошел по каналу "Культура", есть кадр - снег, пьяный бомж на качелях, собака бродячая бежит, тоскливо смотрит в душу - для меня, например, это не экзотика - а горе и печаль, от которой хочется уйти куда подальше. Видимо, для зажравшегося благополучием и спокойствием европейца это не так - это уже реалии другой жизни и другого народа.
    Возможно, с поэзией Рыжего дело обстоит примерно также. Хотя, я не понимаю, как например, в Голландии переводят слово "жлобье" или ППС?..
     
  9. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Рецензия Анатолия Гелескула на книгу Натальи Ванханен "Зима империи". (Русский журнал).
    здается и переиздается сегодня кто угодно, были бы деньги. Стихи высокой пробы захлебываются в потоке графоманских, любительских и просто подзаборных, сочиненных шпаной, не обязательно литературной. И все это вкупе - чистейшей воды лирика, детский лепет и казарменный мат - одинаково глохнет, тонет, уходит куда-то на дно. Хотелось бы сказать: в безответную глухую бездну, - но как-то не по чину красиво. Просто, в болотную топь.
    Анна Ахматова по возвращении из Италии говорила: "Ужасно, когда стихи читают на стадионах, и публика, не расслышав и половины, заходится от восторга. Но когда на всю страну - десяток поэтов, которые пишут друг для друга и единственные друг друга читают, это еще ужасней". Сейчас не шестидесятые, и на стадионах не стихи читают, а торгуют барахлом. На московских и всероссийских арбатах от поэтов, силящихся всучить свои тощие сборники, прохожие отмахиваются, как от цыган, - и трудно винить их: одни обожглись уже на этом товаре, другие впервые о нем слышат. Издатели при слове "стихи" изображают суеверный ужас, будто им подсунули пособие по научному атеизму, явно неуместное в пору повальной духовности. Поэты, может, и писали бы друг для друга, да прочесть мудрено - ширь безмерная, почта скверная. ...
    О польской поэзии говорили, что она долго была для поляков единственной родиной. До этого мы пока не дошли и, верится, не скоро дойдем.
    Мне кажется, женские голоса сегодня звучнее. Стихи женщин тоньше, умнее и, обычно, правдивей. Женщины менее политизированы, мало "злободневны", зато кровно связаны с вечными делами человеческими - рождением, жизнью и смертью. Они не могут, не умеют, да просто неспособны счесть это все бессмысленным и зряшным. Наверно, потому они религиозней и, вообще, ближе к истокам, корням, роду. И потому чутки к языку. А поэзия - это не столбики слов и даже не работа души, ее рост и созревание. Это хранилище языка. Не совершенствуя язык, народ скудеет. Утратив его, исчезает. Это железный закон истории.
    Жаль, конечно, что поэзию дробят языковые барьеры, но что есть, то есть. В наших лесах не встретишь павлина, а вот лебеди почему-то облюбовали северные озера.
    Наталья Ванханен - поэт, глубоко русский. Русская поэзия не нуждается в комплиментах, и речь не о возвышенности, духовности и прочем, а о простом и очевидном - родовых чертах или даже черточках нашей поэзии. Например, о приверженности к рифме. Французский поэт недоуменно спрашивал Цветаеву: "Почему вы рифмуете?" И Марина Ивановна так же недоуменно отвечала вопросом: "А почему рифмуют дети? Почему рифмует народ?" Действительно, почему надо упразднять инструмент, сочтя его слишком давним и уже немодным? Скрипка - древнейший из инструментов. И доныне самый непокорный. Чуть ли не весь мир впал в утомительный рационализм верлибра, а русские поэты щелкают рифмы, как семечки, и не чувствуют ни малейшей ущербности.
    У Глинки была занятная манера хвалить. Если нравилось, он говорил: "Мелодия весьма чистоплотна". Звучит непривычно, но слово хорошее. Дряблый, расхлябанный стих нечистоплотен. А у Ванханен стихотворная фраза держится, как балерина на кончиках пальцев, невесомо. То есть, упруго и уверенно.
    Еще одна родовая черта русской поэзии - звучание смысла. Не декларативное, но неуклонное требование музыки. Это называют "пушкинским началом". Вообще-то, началось раньше, но после Пушкина любой поэт, в какой бы манере он ни работал, помнит, что огромное торжественное пространство можно создать четырьмя словами: "Чертог сиял. Гремели хоры". И звук становится зримым.
    У Ванханен...:
    Как хорошо сбежать по спуску
    и стужи сахарную сласть
    на зуб попробовать вприкуску,
    и звонким яблоком пропасть!
    - расслышался хруст первого заморозка.
    И все-таки одно приведу целиком:
    Дождливый день в распахнутом окне,
    И по углам привычно и знакомо.
    Ты счастлив, но к чему все это мне?
    Я не люблю ни родины, ни дома.

    И я сажусь в чужие поезда,
    извозчикам приказываю трогать,
    в который раз прощаюсь навсегда,
    машу платком и смаргиваю копоть.

    Уж кочегар, все тот же на века,
    с угрюмою ухваткою медвежьей
    подкидывает в топку уголька,
    лоснясь окатной галькой побережий.

    А в непроглядной угольной ночи
    поют себе, не ведая угрозы,
    три отрока из огненной пещи,
    мешая кудри, голоса и слезы.

    Когда б и мне, не замечая впредь
    ни времени, ни места, ни разлуки,
    их триединой радостью гореть,
    из пламени заламывая руки,

    и голосом извечно молодым
    лететь в трубу, не прерывая пенья,
    и оседать, как паровозный дым,
    на сонные вечерние селенья.
    Мне кажется, это нотный ключ, обозначение тональности.
    Наверное, есть люди, читающие в книгах одни названия, и, возможно, их большинство. Не советовал бы им доверять названию этой книги; вряд ли зиму сменит неизбежная весна, и вновь империя расцветет и зазеленеет. Книга совсем о другом. Слишком заметны в ней тревога и одиночество человека, заблудившегося в некогда родных местах, где
    ...иное шумит поколенье
    с чужим молоком на губах.
    "С порога смотрит человек, не узнавая дома", и силится понять, кто он и где. Нет, это не "любовь и ненависть к отчизне". Скорее, здесь проступает иная черта нашей поэзии, свойство, которое Тургенев, вообще, считал сугубо русским, - "на родине тосковать о родине".
    Я не люблю ни родины, ни дома...
    - откуда же тогда столько нежности и жалости ко всему живому и заброшенному на этой нелюбимой земле? Россия, наверно, неуютная страна, но этот бескрайний неуют - наш, и нам он дорог. Вот, собственно, и все.
    Что еще сказать о поэзии Натальи Ванханен?
    Струится и поет,
    как скрипка в переходе.
    Одна из загадок орнитологии - в ненастье голоса смолкают, и лишь соловьи поют при любой погоде.

     
  10. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    La Mecha, не думаю, что так всё плохо.:)
    Поэты совсем не читают Евангелия!
    Серьёзно и вдумчиво.
    Поэтому и такой пессимизм.
    Лис, например, одну да строчку, если не больше, провозглашает в свою жизнь из достояния Христа.
    Это была проблема у интеллигенции перед революцией.
    Хоть большинство сразу поняли: кто такие большевики.


    Хорошая "тряпка". :)

    Расскажу одну историю: появился в Израиле один очень хороший прозаик, но в Стране Обетованной до сих пор большое уважение к пророкам.

    Так они ждут от них слова Господня.


    Ахматова сторонилась слова "поэтесса".
    Она всегда говорила: "Я --поэт".

    Краткая сжатость стремится к форме.


    La Mecha, это перевод или она писала в знании русского языка?
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Лис, это ее стихи, а вот ее переводы (! - отличные) есть в Латинском квартале в теме "Ласточки над Кастилией. Испания в переводах", она профессиональный переводчик - испанистка.
    Но, кроме того, сама поэт.
    Я вообще к ней последнее время "прикипела", интересный поэт, классический. Мне последние годы, видишь ли, осточертевает свободный ( и явно очень несвободный от "эго" автора стих) и с техниками стиха игра - что есть поэзия?
    Скажу только, что для меня это - не игрушка, конечно, есть место для игры и в ней (английская абсурдистская поэзия - читал ли, Лис? - замечательно!), но, это, когда сам уж Мастер.:)
     
  12. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Все "Баллады" Дм. Быкова пока не прочитал, но зацепила четырнадцатая, несмотря на небрежность (а может, и она - художественный элемент):

     
  13. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Хорошо написано.
    Володя, спасибо.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тот кто нас надышал на стекло мировое,
    на туманный налет, а потом прочертил
    наше ранимое тело живое,
    далеко отошел, да и нас погулять отпустил.
    Всюду чудится глаз Его, мнится слух Его напряженный,
    даже когда неподвижно лежим, вроде спутанных змей, -
    жжeтся Он... что ж, зализывай край обожжeнный,
    как дитя неразумное, от костра отойти не сумев.
    И чем дольше живем, тем становится зрение четче,
    будто вышел из пламени через редеющий дым,
    проясняются улицы, ночи, шумящие светлые рощи,
    может быть, наконец, мы лицо Его в них разглядим.

    А.Алейник. "Другое небо"
     
    Лис и La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    ХРИСТАРАДИНА. МНОГОБОЖИЕ


    В России наций больше ста,
    Страна огромного размаха,
    От тех, кто верует в Христа,
    До тех, кто верует в Аллаха.

    Плюс Будда с Кришной наряду.
    Не скажет праведник унылый,
    Кого имеет он в виду,
    Взывая «Господи, помилуй».

    Славянский Велес, или Влес
    Тут отвечать, похоже, взялся
    За нашу флору, русский лес,
    Кино и сельское хозяйство.

    В них воплотилась наша честь,
    Они дивили всю планету.
    Они как Велес, как бы, есть,
    Но на поверку, как бы, нету.

    Индусов мало тут у нас.
    Ну, поразмыслив, мы решили,
    Что весь руководящий класс,
    Ой, подражает богу Шиве.

    Как шестирукий паразит
    В пять рук хватает, тырит, прячет,
    Шестой же Западу грозит,
    А Запад кается и плачет.

    Еврейский бог, признаем вслух,
    Не знает тут ни дня покоя.
    В ответе он за русский дух,
    Патриотизм и все такое.

    Народ, я думаю, буддист
    Как было при царе Иване:
    К нему взывают «Пробудись!»,
    А он давно уже в нирване.

    Есть русский бог, в его лице
    Нам все понятно и знакомо.
    Он поощряет РПЦ,
    Труды Роснефти и Газпрома.

    Бабло Чечне дает Аллах,
    Верховный пастырь командиров.
    Другие там не при делах –
    Там он решает и Кадыров.

    Суровый культ, монетный звон,
    Постройки, звания, медали.
    Пожар устроил тоже он,
    Чтоб на починку больше дали.

    Богам российским искони
    Претит повадка хулиганья.
    Прекрасно ладят все они,
    Чтоб не случилось разжиганья.

    «Подбрось бабла» – «Да не вопрос!» –
    «Продли февраль» – «Да хоть до лета!»
    А что здесь делает Христос?..
    Христос пока прощает это.
    *
    Быков раскрывается.
    Он -- замечательный!
     
  16. TopicStarter Overlay
    Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    одна из проблематик поэзии вообще и современного творчества в частности:
    сумасшедшие поэты рассказывают и так сумасшедшим людям о том как стать ещё более сумасшедшими;

    думаю, что "потоковые" стихи, то есть состоящая просто и незамысловато из потоков сознания не совсем являются стихами;

    бывает так, что количество непременно, неотвратимо перерастает в качество,
    но совсем не обязательно всегда
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Честно сказать - не очень понимаю проблематику поэзии вообще (может кто-то объяснит?) - то есть, например, вот Цветаева: мучилась, подбирала нужное слово, чтобы как можно точнее выразить - ЧТО? Это иной способ формулирования смысла? Но почему тогда и вокруг этого смысла и вокруг формы столько танцев с бубнами?
     
  18. Мила

    Мила Guest

    Что-то не пойму, вам "движухи" захотелось или действительно стало нужно что-то понять?
    Насчёт второго как-то сомнительно. После реплики
    трудно строить диалог, если говоришь на другом языке.
    Подобную ситуацию помню из своей юности. Наш учитель спровоцировал нас на дискуссию, зачем нужно искусство, которое не нравится ИванИванычу и МарьИванне. Мы были молодые и горячие, на подначку поддались и с жаром начали рассуждать, а учитель периодически вставлял "А ИванИванычу на нравится!" И улыбался ехидно. Да, ещё и МарьИванна не понимает.
    Наверное, он это тоже пережил, будучи помоложе, и ему нравилось, как мы горячимся и как убеждены, что без искусства нельзя. Художники, что с нас взять.
     
  19. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я просто так выражаюсь. :sorry:

    Читал ЖЗЛ про Б.Л.Пастернака, автор - Дмитрий Быков. И всё время возникал этот вопрос. Люди придавали своему творчеству некую сверхценность - "не я говорю, но через меня". И я эту сверхценность не могу увидеть. Возможно, действительно чего-то в психике у меня не хватает. Да, это виртуозное владение словом. Да, выражение смысла через тончайшие ассоциации, у Пастернака это вообще на грани фантастики. Но сверхценность?

    Сверхценность имеет место если есть что-то помимо: некие нравственные и духовные переживания, которые человек пытается выразить. Но это, опять же, довольно личные вещи, невозможно сказать, что они откуда-то "сверх". И не понятно, в чём тут разница если человек всё то же самое выразит прозой, кроме красоты формы. А чем более "сверх", тем менее важна форма, вроде бы. По-настоящему сильные вещи могут быть сказаны и корявой прозой. Сутра Сердца и в непритязательном русском переводе пронимает.

    В общем, проблематика поэзии - т.е. то, над чем всё-таки они так мучились и бились, для меня, к сожалению, осталась не ясна. Тем самым ни в коем случае не хочу утверждать и не утверждаю бессмысленность их пути и т.д. Говорю лишь то, что говорю, ни больше, ни меньше.
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Или скажем Руми: для него его стихи - великолепнейшие, кстати, и говорят наши переводы - это просто бледная тень - так вот его стихи для него это просто нечто прикладное, способ (один из) выразить мистический опыт. Т.е. центр тяжести для него лежал именно в области мистического пути, а не в области искусства.
    Когда искусство само по себе для автора самоценно или сверхценно - вот это-то и не понятно. Что именно в искусстве самоценно и сверхценно.
     
  21. Мила

    Мила Guest

    Любопытно, что оказались вброшены сюда понятия "самоценно" и "сверхценно". Ты поищи хотя бы в этой ветке что-нибудь об этом. Ни "самоценности", ни "сверхценности" искусства тут до сих пор не было.
     
  22. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я о присутствующих и не говорю, ни да, ни нет, поскольку не знаю их позиции в данном вопросе.
    То есть ты хочешь сказать, что такой взгляд на искусство является частной заморочкой конкретных авторов и школ, к которым они принадлежали?
    Мила, мне показалось что ты защищаешься. Если так, то не надо. Я не нападаю. Тем более на тебя. ) Ничего не "вбрасываю", никакой "движухи" мне не надо. Повторюсь: я, как человек несведущий в искусстве, столкнулся с этим вопросом и решил спросить у людей более сведущих. Если тебе неприятно со мной разговаривать, никто не заставляет, не так ли. Тут вон Лис есть, Ондатр опять же. Не взваливай на себя это бремя. )
     
  23. Мила

    Мила Guest

    Написала ответ, затем прочитала добавление к твоему последнему сообщению. Стёрла.
    Что ж, умолкаю.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Олег, у мироздания много языков ) Когда-то индусы описали высшее проявление Абсолюта как Чит-Сат-Ананда. Греки бы выразились иначе: Благо- Истина- Красота.
    Для эстетического восприятия абсолютное проявляется в аспекте красоты (даже если она обнаруживается в предельно уродливом), хотя истина и благо при этом могут игнорироваться, опыт не становится менее подлинным.
    Сатпрем пишет о сверхразуме в искусстве, но это отнюдь не означает, что Рембо или Рембрандт были просветлёнными мистиками.





    Сатпрем:

    "3. Озаренный Разум

    Озаренный разум имеет другую природу. По мере того как возвышенный
    разум постепенно обретает безмолвие, он получает доступ к этой сфере: его
    субстанция постепенно проясняется и то, что приходило по одной капле, льется
    теперь потоком: Основой является теперь уже не общая нейтральность, а чистая
    духовная легкость и радость, на этой основе возникают особые тона
    эстетического сознания. В этом заключается первое фундаментальное
    изменение
    28. Сознание наполняется потоком света, чаще
    всего золотого, в который вливаются различные цвета в зависимости от
    внутреннего состояния; это лучащееся вторжение. При этом находишься в
    состоянии "энтузиазма" - в том смысле, какой придавали этому слову греки:
    постоянное состояние пробужденности, как будто все существо находится
    наготове, бдит и вдруг погружается в совершенно иной, новый мир с
    поразительно ускоренным ритмом, новыми ценностями, новыми перспективами и
    неожиданными связями. Дымовая завеса мира приподнимается, все объединяется в
    великой вибрации радости. Жизнь становится шире, правдивее, живее. Повсюду
    возникают светящиеся точки истины (и уже не нужны слова), и каждый предмет
    несет в себе тайну, имеет особое значение и свою, особую жизнь. Человек
    купается в неописуемом состоянии истины, причем не анализирует происходящее
    - оно просто есть. И это чудесно. Все полно света, жизни, любви.
    Этот светящийся поток проявляет себя в каждом по-разному (мы всегда
    спешим заключить его в форму вместо того, чтобы позволить ему спокойно
    пропитать все существо и совершать работу по его прояснению). Для одних это
    внезапное поэтическое вдохновение, другие видят новые архитектурные формы,
    третьи приходят к новым уравнениям в науке, в четвертых возгорается любовь к
    Богу. Обычно восхождение к этому новому сознанию сопровождается спонтанным
    расцветом творческих сил, особенно на поприще поэзии. Заслуживает внимания
    тот факт, что среди учеников Шри Ауробиндо есть много поэтов, пишущих на
    самых разных языках - на китайском, хинди, английском, как будто поэзия и
    искусство - это первый практический результат его йоги: Как в самом себе,
    так и в других я наблюдал внезапный расцвет способностей во всех видах
    деятельности, расцвет, который является следствием открытия сознания - так,
    например, тот, кто долго и безуспешно работал над тем, чтобы выразить себя в
    поэзии, в течение дня становится мастером поэтического языка и ритма. Это
    вопрос надлежащего безмолвия разума и надлежащей открытости Слову, которое
    стремится выразить себя - ибо Слово уже готово, оно сформировано в тех
    внутренних планах, где получают рождение все виды искусства, но измениться
    должен передающий разум - измениться и стать совершенным каналом [передачи],
    а не препятствием
    29.
    Поэзия - самое подходящее средство, позволяющее почувствовать, что
    собою представляют эти высшие планы сознания. В ритме поэтического
    произведения можно легко уловить вибрации. Поэтому далее мы будем прибегать
    к помощи поэзии, хотя Сверхсознательное не является привилегией одних только
    поэтов. В своей обширной переписке на тему поэзии и в работе "Поэзия
    будущего"
    Шри Ауробиндо приводит многочисленные примеры стихов, исходящих
    непосредственно из озаренного разума*. Прекрасной иллюстрацией поэзии
    озаренного разума являются отдельные пассажи творчества А.Рембо, особенно
    его "Пьяный корабль". Не следует привязываться к внешнему смыслу, надо
    слушать то, что вибрирует за ним; ибо поэзия и вообще все искусства - это в
    конечном счете не что иное, как средство уловить крошечную, неуловимую ноту
    - эта нота как будто ничего особенного собою не представляет, и в то же
    время есть сама жизнь:

    Je sais les cieux crevant en clairs, et les trombes
    Et les ressacs et les courants; je sais le soir,
    L'Aube exalte ainsi qu'un peuple de colombes,
    Et j'ai vu quelquefois ce que l'homme a cru voir!**

    Поэзия становится "озаренной" не в силу своего особого смысла, а
    благодаря тому, что несет в себе особую ноту озаренного плана. Ту же самую
    ноту мы можем найти в живописи Рембрандта, в музыкальных сочинениях Сезара
    Франка или даже просто в словах друга: это прикосновение истины, находящейся
    за поверхностью; может быть, не очень мощная, но прямо к сердцу идущая
    вибрация, а стихи, картина или соната - это лишь более или менее адекватные
    ее транскрипции. И чем выше мы восходим, тем чище, лучезарнее, шире и мощнее
    становится вибрация. Когда Рембо говорит:

    O saisons, chteaux,
    Quelle me est sans dfauts ?*,

    то вибрация почти ощутима - настолько ярко выражено ее присутствие. Но,
    очевидно, это не вибрация озаренного разума: она исходит не из источника,
    находящегося выше головы, а из сердца, и это никак не связано со смыслом
    строк: слова - это только облачение вибрации. А вот строка из Малларме идет
    прямо из озаренного разума:

    Le transparent glacier des vols qui n'ont pas fui!***

    То, что существенным образом отличает произведения, которые исходят из
    этого плана, Шри Ауробиндо называет светящимся течением, внезапным потоком
    света. Эта вибрация не похожа ни на какую другую; она всегда приносит
    какой-то толчок и продолжает еще долго вибрировать, как камертон. Но ей
    редко удается сохранять свою чистоту на протяжении всего произведения, ибо
    ритм произведения повторяет ритм сознания с его подъемами и падениями, так
    будет продолжаться до тех пор, пока сознание не обретет уравновешенность с
    помощью специальной дисциплины. В "Пьяном корабле" зримо присутствует
    озаренный разум, хотя видно и присутствие витального, а также обычного
    ментального сознания; также очевидно и вмешательство сверхсознательного.
    Наряду с красотой озаренного разума нам открываются и его ограничения:
    поэзия озаренного разума льется потоками образов и слов откровения (потому
    что на этом плане часто открываются способности видения и слышания), чуть ли
    не лавиной богатых, пышных, иногда бессвязных образов, как будто сознание с
    трудом вмещает в себя такой поток света и такую непривычную интенсивность:
    это слишком много для него, это переполняет его. Восторг часто переходит в
    возбуждение, и если остальные части существа недостаточно подготовлены и
    очищены, то любая из низших частей может завладеть нисходящими силой и
    светом и использовать их для собственных целей; очень многие попадаются в
    эту ловушку. Когда низшие части существа, в особенности витальное,
    завладевают светящимся потоком, они делают его жестким, "драматизируют" и
    мучают его - сила еще присутствует, но является уже подчиненной и при этом
    становится жесткой, тогда как сущность озаренного разума - это радость.
    Здесь мы могли бы назвать имена многих поэтов и гениальных творцов*. Кроме
    того, субстанция озаренного разума на самом деле не является прозрачной, она
    лишь полупрозрачна; свет ее рассеян: чувствуешь, словно истина находится
    повсюду, но не можешь конкретно ощутить ее - отсюда частые бессвязность и
    отклонения. Это только начало нового рождения. Прежде чем идти выше,
    необходимо более полное очищение и прежде всего - больший покой,
    естественное равновесие и безмолвие. Чем выше мы растем в сознании, тем
    более необходимым является незыблемое равновесие."
     
    list нравится это.
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть искусство само по себе, как таковое, может быть своего рода духовной практикой?
     

Поделиться этой страницей