Забавные рисунки Жана Эффеля Здесь http://coollib.com/b/289500/read " Первый том под названием «Сотворение небесных светил» в том виде, в каком он вошел в многотомник, был опубликован в издательстве «Галлимар» во Франции в 1951 году; отдельные публикации рисунков Жана Эффеля на тему о божественном миротворчестве выходили и раньше, сами же рисунки создавались с самого начала творческой деятельности художника. Начав публиковаться с 1934 года как политический карикатурист-газетчик, Эффель сразу завоевал популярность у широкого круга читателей. Острота и четкость политической характеристики шаржируемого персонажа, изящество сатирического рисунка, хлесткий юмор подписи — все это определило его быстрый успех и то, что через два месяца после опубликования первого рисунка Эффель уже стал знаменит. Перед ним открываются двери всех редакций. Количество публикуемых в неделю рисунков через два года доходит до двадцати. Всего в «Сотворении мира» 5 тысяч рисунков. По Библии мир был сотворен за 6 дней — на седьмой Бог отдыхал. Жан Эффель над своим «Сотворением» трудился всю жизнь. Наиболее подходящей основой для классификации оказалась, естественно, Библия. Тщательно изучив первую главу Книги Бытия (в первых выпусках в качестве эпиграфов были даже цитаты из Библии), художник расположил в хронологическом и сюжетном порядке все то, что уже имелось в наличии. От общего количества отпали юморески, по сюжету не связанные с первыми днями творения, хотя в них и фигурируют основные персонажи. Они составили отдельную книгу под названием «Черт и чертовщина» (Париж, 1951). Из Вики: Расцвет творчества художника приходится на послевоенный период. Одно из сильнейших его произведений — книга «Всё ещё в оккупации», где собраны лучшие карикатуры 1947—1955 годов. По меткому замечанию Сергея Юткевича, этот сборник следовало бы назвать «Янки, убирайтесь домой!». Действительно, все рисунки серии объединены общей идеей, о чем вполне определенно сказано в авторском предисловии: «1947 год… Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив… Оккупация продолжается». В этих карикатурах обличаются насилие, грубость и невежество американцев, хозяйствующих на французской земле, раскрывается лицо «освободителей» — от солдат, свистящих вслед парижанке, до Трумэна и Эйзенхауэра, посредством «кнута и пряника» направляющих политику французских министров. Крупнейшее произведение — сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого Завета, по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия». — Мы сотворим мир и судьбу… если эти неологизмы вам что-то говорят. «Вначале было слово…» — Не так-то легко ее завести! - Когда ему что-нибудь нужно, он небо и землю перевернет! И в итоге вот что получилось...
- А Вы не потеряли голову, что даете ему разум? Четыре цилиндра, три такта, 75 оборотов в минуту… Рассчитано на сто лет. - Душу, пожалуй, дам ему с возвратом! - Вдохнуть жизнь просто: набрал воздуху побольше и - раз! - Начнем с изучения классиков! - Вечное движение? Что может быть проще! Сейчас я тебе объясню! - Что есть Бог? Вы, черт побери! Светлана Володина: "Как всякий художник, влюбленный в свой труд, Эффель всю жизнь работал много, увлеченно и продуктивно. До последних лет его рабочий день длился с 8 часов утра до 7 часов вечера. Выходной - только воскресенье, да и то не всегда. "Я - физический работник умственного труда, - говорил он о себе. - Особенно я ощутил это, когда, поранив палец, не смог полгода рисовать. Я чувствовал себя маляром, который не может держать кисть в руках!" Графический стиль Эффеля сложился сразу и не менялся под влиянием художественной моды. Поэтому, давно уже не испытывая затруднений перед чисто изобразительной стороной творческого процесса, художник говорил, что для него литературная проблема сложнее художественной. Он считал, что в его профессии график занимает второе место, первое место - литератор. "Я придумываю тексты раньше, чем изображение", - говорил он. С детства любя литературу и театр, Эффель как бы соединяет эти два вида искусства на листе бумаги. Персонажи рисунка - актеры на маленькой сцене, а текст - реплика из веселой комедии. Жан Эффель: "Попробуйте ответить: почему у розы шипы? Легенда объясняет: она красивая, и дьявол натыкал в нее шипы. Дьявол гадкий. А разве люди иногда не пытаются сделать то же самое? Скажем, на Западе, когда речь идет о разрядке и мире? А почему поросенок розовый? Потому что ангел, которому Бог поручил окраску животных, забыл, что поросенок любит грязь. А разве люди не пытаются иногда забыть и не стараются выдать черное за белое? Как говорят русские: "Сказка ложь, да в ней намек"… Этот принцип я использую в своей работе". В свой последний приезд в Москву он пожелал газете "Московский комсомолец": "Пусть ваши художники работают по пятнадцать часов в день и две трети своих работ сами забраковывают. Если, конечно, они у вас не гении…" Стремление к обобщенности, смысловой концентрации (не к упрощению рисунка, он богат и выразителен) - первая забота художника. Тени он рисует только тогда, когда они играют роль в сюжете. "Как только уже понятно, что это слон, а не зебра, - шутил он, - больше ничего не надо добавлять". Выражения лиц определяются соотношением трех компонентов - линией глаз, носа и рта, будь это человек, животное или цветок. "Этими четырьмя черточками можно все передать: любопытство, обиду, нахальство, лицемерие, скромность. Как это получается, я не знаю, но это реализуемо", - пояснял Эффель. Делать вид, что не умеешь рисовать, очень трудно!"