Не думай о дыханьи свысока Сколько уж раз попадалась я на одном и том же! Сколько раз говорила себе: зачем нужно это такое категорическое внимание к дыханию? Уж я уж так навнимательничала, что смело могу переходить просто к осознанности, "вниманию ко всему". И всякий раз садилась в лужу. Или наоборот - на мель. Оказывалась на мели. Осознанность мало помалу становилась все мельче, все менее глубокой, все более поверхностной. После долгих месяцев пребывания в прелести духовной (соблазнительной легкомысленной самоуверенности) вновь приходилось возвращаться именно к вниманию к дыханию. Так что дерзко могу заявить: если внимание, осознанность не включает в себя внимание к дыханию,- такая осознанность иллюзорна. (Правда, тибетцы говорят, что с ходом практики осозание дыхания можно сделать фоновым; уделять ему не более четверти своего внимания. Но не надо заблуждаться: речь идет о такой фундаментальной, длительной, устойчивой практике, что она может стать фундаментом, базовой основой всей практики внимания. Ну, на таком крепком основании можно строить дальше; тогда этому фундаменту настолько крепкому можно уделять лишь часть внимания: ведь и внимане к этому времени значительно окрепло и выросло.) То же самое и со счетом дыханий. Сколько уж раз попадалась я на одном и том же! Сколько раз говорила себе: зачем нужно это такое категорическое внимание к счету? Уж я уж так насчиталась, что смело могу переходить просто к осознанности всего дыхания, каждого его мига, каждого его ощущения. И вновь ошибалась и снова по той же причине. Постепенно вся эта осознанность мелела, становилась поверхностной, а вслед затем легко смывалась потоком накативших мыслей. Так что теперь, не полагаясь на некрепкий свой ум и короткую память - стараюсь зарубить себе на носу: всякое вычитанное из книжек и взлелеемое гордыней торопливое представление о каких-то там ступенях - всякий раз ведет меня впросак; в зависание в благодушном комфортно-ленивом прстранстве; когда кажется, что все идет отлично, а на самом деле - никуда не идет и ни к чему не ведет.
А метод Бханте Вималарамси не подошёл? ("осознанность - это памятование о наблюдении за тем, как внимание движется от явления к явлению")
Знать, не доросла. О том горько и повествую. Другими словами: идти к этому, не отрываясь от счета дыханий (хоть бы и не до 10, а до двух). До носа надо дорасти. А не пытаться до него допрыгнуть. (как у Хармса) — А вы знаете, что ДО? А вы знаете, что НО? А вы знаете, что СА? Что до носа Ни руками, Ни ногами Не достать, Что до носа Ни руками, Ни ногами Не доехать, Не допрыгать, Что до носа Не достать! — Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, доехать, Ну, допрыгать, Ну еще туда-сюда, А достать его руками — Это Просто Ерунда!
не верю ) эта техника вообще всем доступна, даже кошкам. ) вопрос приятия и подходящести чисто в индивидуальном плане просто каждому своё на каждом своём этапе
Конечно. Тут все дело в недостаточно устойчивой концентрации. Именно этот навык ее у Сони хилехонький. О! Если б мне дожиться до /полной предельной остроты внимания/ расслабленной неподвижности кошки, стерегущей мышиную норку! Чтоб сознание, не теряя своей остроты, спокойно и естественно лежало, куда его положили. Впрочем, сожаление-саможаление, реквием по своей медитации, - тоже звучит в вполсилы. Все равно, даже мне заметно: процесс идет, дело продвигается, сознание развивается. А подгонять себя надо разумно и умеренно. Есть бурные быстрые реки; есть, как я: медленные и ленивые. Главное, что река - течет. А то что мне хотелось бы изменить ее параметры (и вообще, лучше было б заменить ее прямым, как стрела, каналом) - это лучше оставить на волю Целого, на усмотренье Дао. Бывает ложная ответственность, вид ЛЧА, ложного чувства авторства. Потому в православии говорят: самоугрызания от лукавого. Вот такая я лягушка. Все равно дорасту до вола, никуда не денусь. Просто понимать: расти не значит пыжиться.
ой, а я-то думала, я тут одна такая зелёная в пупырышках! ) с концентрацией у меня тоже непорядок, просто безобразие полное. а у Бханте там другое. расслабиться надо и отпустить ум, и присматривать за ним вполглаза, куда его носит. вообще никак не контролировать и не принуждать. потом он сам утихомирится, надо только подождать немножко и не подгонять его но вообще это забавно - слушать лягушачьи речи )
Соня в качестве лягушки 1 Я вот, к примеру, вообще ни во что не верю. Делаю то, так и сколько мне велит "тонкая тяга в сердце", инстинкт притяжения к Великому Магниту. Ни всех "сокровищ", ни всей жизни не положила. И, пока не почувствую необходимость, полную неизбежность - класть не собираюсь. Оттого и результаты соответствующие (( Крылов: Соня и Миркина Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. ... «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко. Ну, каково? Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего».– «Ну, как теперь?» – «Всё то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и – околела.
Соня в качестве лягушки 2 (festina lente или поспешай медленно) С другой стороны, как сказано в Талмуде, "Не обманывай Бога, не обманывай себя.." - и только в последнюю очередь: "... не обманывай людей". То есть Бога своим натужным рвением все равно не обманешь. Обмануть можно только себя. И то - не надолго и к великой для себя фрустрации. Если меня восхищают такие люди как Миркина, можно пытаться следовать ей (а лучше - следовать своим собственным путем, пользуясь и ее /не исключительно, но в частности ее/ советами). Надо б нам не забывать совет Будды: "Лучше плохо исполненная, но своя карма, чем хорошо исполненная, но чужая" /Дхаммапада/ Буквально то же говорит нам и Кришна в Гите: "Даже полный успех в чужой дхарме бесполезен - к своей устремляйся!" "Лучше своя карма, выполненная хотя бы с недостатком, чем хорошо исполненная чужая". (Множество других переводов по ссылке: http://www.zhalevich.com/biblioteka...j-Qblk0CgcQCD4Lffq9iNeS_77ajxf63H0HhoQyvboDg8 )